Состояние и особенности развития социально-культурной сферы в регионах РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние и особенности развития социально-культурной сферы в регионах РФ.



Под социально-культурной сферой понимается совокупность предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение социально-культурных и информационных потребностей населения.

  • Социально-культурная сфера включает в себя следующие группы или отрасли:
  • 1. образование и профессиональная подготовка кадров;
  • 2. наука и научное обслуживание;
  • 3. здравоохранение и социальное обеспечение;
  • 4. жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание;
  • 5. культура, искусство и средства массовой информации;
  • 6. физическая культура и спорт;
  • 7. индустрия туризма, гостеприимства и рекреационных услуг.

По характеру деятельности выделяются:
- отрасли духовно-созидательной деятельности (наука, искусство);
- отрасли исполнительской деятельности (образование, здравоохранение, физическая культура);
- отрасли деятельности по созданию социальных условий существования общества (политическое и государственное управление, охрана порядка, оборона)8.
По характеру удовлетворяемых потребностей различают:
- социально-бытовой сектор (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и т. п.);
- сектор социально-культурных услуг (просвещение, образование, искусство, здравоохранение, физкультура);
- сектор деловых услуг (юридических, информационных, финансовых, технический сервис и т. д.).
По выполняемым функциям выделяются:
- отрасли, влияющие на становление и развитие личности (образование, наука);
- отрасли, обеспечивающие сохранение здоровья, увеличение продолжительности жизни (здравоохранение, социальное обеспечение);
- отрасли, обеспечивающие проведение досуга и отдыха (туризм, санаторно-курортные услуги);
- отрасли, производящие материальные услуги (коммунально - бытовые, торговые и т. д.).

Специфика социально-культурной сферы выражается в том, что:

■в ней пересекаются интересы многочис­ленных и многообразных субъектов обществен­ных отношений;

■в ней представлен широкий спектр видов деятельности;

■она является наиболее динамичным и под­верженным воздействию многообразных факто­ров элементом социально-экономической систе­мы региона;

■ее развитие детерминировано противо­речивыми и разноплановыми целями, притяза­ниями, объективными и субъективными потреб­ностями (в том числе – псевдо-потребностями) властных структур, бизнеса, граждан.

Приоритетная роль в обеспечении опти­мизации развития социально-культурной сферы принадлежит региональным и муниципальным органам власти. Для принятия обоснованных и своевременных решений они должны располагать соответствующими систематически обновляе­мыми информационно-аналитическими ресур­сами. Однако мониторинг основных индикато­ров развития социально-культурной сферы пока несовершенен.

За 2012 год выявлены как положительные, так и отрицательные тенденции в работе учреждений культуры:

- высокий уровень износа материально-технической базы учреждений культуры страны, - музеи нуждаются в новых, более просторных помещениях;

- низкий уровень внедрения и совершенствования современных технологий в отрасли «Культура», в связи с чем, низкая конкурентоспособность учреждений в предоставлении платных услуг населению;

- отсутствие системы социальной рекламы, пропаганды лучших образцов отечественной и зарубежной культуры и искусства, профессионального сотрудничества с творческими коллективами учреждений культурно - досуговой сферы;

- серьезное отставание средней заработной платы работников сферы культуры от среднего уровня в других отраслях, приводящее к недостатку и текучести квалифицированных кадров на объектах социально-культурной инфраструктуры;

- отсутствие эффективных механизмов привлечения внебюджетных ассигнований в сферу культуры и недостаточное материально-техническое оснащение учреждений для развития предпринимательской деятельности.

Здравоохранение.

Являясь составной частью социальной сферы, здравоохранение решает социальные и экономические задачи, связанные с качеством жизни индивидуума и охраной здоровья населения. В России используется страховая система здравоохранения. Выбор такой системы обусловило стремление расширить источники финансирования здравоохранения и получить новые каналы стабильного поступления дополнительных средств. Взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС) работающих граждан осуществляются их работодателями. Размеры взносов устанавливаются федеральным законом. Взносы на страхование неработающего населения должны предусматриваться при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. С 2001 г. Взносы на обязательное медицинское страхование являются частью социального налога.

Реформирование российского здравоохранения в 90-е годы оказалось незавершенным и привело к неоднозначным результатам. С экономической точки зрения главными проблемами системы здравоохранения являются: несбалансированность государственных гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи и их финансового обеспечения; отсутствие очевидных позитивных результатов внедрения рыночных институтов в общественное финансирование здравоохранения; неудовлетворительное бюджетное финансирование здравоохранения на уровне регионов; нехватка квалифицированных кадров во многих регионах, вследствие слабой заинтересованности специалистов из-за невысокой заработной платы и неудовлетворительных условий труда; слабое развитие частного сектора здравоохранения в регионах; высокая изношенность основных фондов в государственных медучреждениях.

В переходный период значительно сократились возможности государства финансировать бесплатное предоставление населению медицинской помощи, вследствие чего резко уменьшилась ее доступность для широких слоев населения. По минимальной оценке объем государственного финансирования здравоохранения (из бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования) уменьшился за последнее десятилетие в реальном выражении на треть.

Конечные результаты деятельности системы здравоохранения находят свое отражение в таких показателях состояния здоровья нации как рождаемость, общая и детская смертность, естественный прирост (убыль) населения, заболеваемость (общая и профессиональная), физическое развитие детей и подростков. Одним из интегральных показателей деятельности здравоохранения выступает продолжительность жизни населения.

Сфера культуры.

Спецификой сферы культуры является то, что здесь различные виды деятельности соотносятся друг с другом не как разные ступени или уровни обслуживания, а являются альтернативными способами удовлетворения эстетических, развлекательных, информационных потребностей и конкурируют друг с другом за внимание и время людей.

В сфере культуры государство редко устанавливает стандарты качества предоставляемых благ. Это обусловлено высокой степенью творческой составляющей в культурной деятельности. Предметом государственного регулирования в сфере культуры выступают материальные и квалификационные условия осуществления определенных видов деятельности; отдельные характеристики производимых продуктов и предоставляемых услуг; экономические условия осуществления культурной деятельности (цены, распределение дохода, уровень концентрации производства).

В качестве основного механизма выполнения устанавливаемых требований используется механизм лицензирования. Государство устанавливает разрешительный порядок получения права на осуществление некоторых видов деятельности в сфере культуры. Государство практикует прямое (выделение бюджетных ассигнований и льготных кредитов, формирование внебюджетных государственных фондов для финансирования культурной деятельности) и косвенное (налоговые льготы, льготы по оплате коммунальных услуг, арендной плате, гарантии по кредитам) финансирование деятельности, осуществляемой в сфере культуры.

Основными проблемами отрасли культуры сейчас являются недостаточное финансирование государственных объектов культуры; критическое состояние большинства памятников истории; недостаточная активность региональных органов власти в привлечении инвестиций развитие и поддержание культурных памятников; низкая доходность многих государственных объектов культуры.

Основным показателем этой отрасли является обеспеченность населения объектами культуры (число библиотек, кинотеатров, театров, художественных галерей, музеев и прочих объектов культуры на 10000 человек населения).

Жилищно-коммунальная сфера.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), включая политику оплаты жилья и коммунальных услуг, систему социальных гарантий, а также вопросы повышения эффективности управления и содержания жилищного фонда, является составной частью общеэкономического преобразования российской экономики.

Сложившаяся в прошлом политика замораживания тарифов на жилищные и коммунальные услуги для населения при систематическом недофинансировании из бюджетов ремонтно-эксплуатационных нужд привела к обветшанию жилищного фонда, снижению надежности инженерных систем. Устарели применяемые технологии, а особенно расточительно расходуются топливно-энергетические ресурсы. К тому же население оплачивало только небольшую часть издержек по обслуживанию жилищного фонда и производству коммунальных услуг.

К основным проблемам отрасли ЖКХ относятся: низкое качество жилья; нехватка жилых площадей; сильный износ большой части ЖФ (до 50-70% от общего ЖФ); высокие тарифы на оплату услуг ЖКХ для многих слоев населения; низкий уровень финансирования реставрации жилого фонда; низкие темпы строительства нового жилья и замещения ветхого ЖФ; низкая активность государственных строительных компаний на рынке жилья; сильное завышение цен на новое жилье; слабая государственная поддержка ипотечного кредитования; отсутствие программ льготного ипотечного кредитования некоторых социальных слоев населения (до полной компенсации платы за кредит государством).

Основными показателями отрасли жилищно-коммунального хозяйства являются средняя жилая площадь на человека, доля оплаты услуг ЖКХ в общем доходе семьи, темпы прироста ЖФ, темпы строительства, процентное соотношение жилья по уровню износа, доходы бюджета от отрасли ЖКХ, доступность нового жилья в регионе и др.

Социальная защита населения.

Система социальной защиты населения выполняет функцию оперативного механизма защиты отдельных его слоев (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных) от нововведений, приводящих к снижению уровня жизни. Основные цели системы социальной защиты населения - избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению, содействие адаптации социально-уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Сложившаяся в 90- е годы XX века система социального обслуживания была сформирована в иных социально-экономических условиях и в целом осталась в рамках социалистических принципов перераспределения ресурсов и дотаций со стороны государства.

Существующая система функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности для предоставления государственных и муниципальных услуг, что требует её поэтапной модернизации.

Ежегодно расходы субъектов на обеспечение потребности граждан в социальных услугах возрастают, что закономерно в связи с общей тенденцией старения населения.

Согласно статистическим данным на 1 января 2010 года в субъектах Российской Федерации функционирует 11 703 учреждения социального обслуживания для детей, граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), учреждений семей с детьми.

Финансовые возможности большинства субъектов Российской Федерации не позволяют осуществлять новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт стационарных учреждений социального обслуживания, а также их материально - техническое оснащение в необходимых объемах.

Значительная часть учреждений социального обслуживания населения размещается в зданиях, требующих реконструкции, находящихся в аварийном состоянии, ветхих.

Анализ информации о деятельности в сфере социального обслуживания, поступившей из 81 субъекта Российской Федерации на 1 ноября 2010 года, показал, что социальное обслуживание населения сегодня практически полностью ограничено сферой действия государственной системы социальных служб.

Вместе с тем, очередность в стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей) составляет 21 327 человек. Состоят на очереди граждане пожилого возраста и инвалиды (взрослые и дети) на предоставление социального обслуживания на дому - 45 812 человек.

Демографические и социально-экономические процессы, динамика состояния здоровья населения нашей страны обусловливают рост численности людей, нуждающихся в уходе и социальной реабилитации. Для России характерно постепенное повышение доли людей старших возрастов в общей численности населения. Лица пенсионного возраста составляли в 1959 г. - 11,8% населения, в 1979 г. -- 16,3%, в 2000 г. -- уже 20,7%. Одновременно увеличивается число инвалидов: за период 1990--2000 гг. оно выросло в 2,4 раза. Вместе с тем увеличение числа инвалидов отражает и реальное ухудшение состояния здоровья населения.

В России насчитывается около 156 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций за счет бюджетных средств, оказываемых 236 различным категориям населения (например, таким категориям как ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь и т.д.). Практически все социальные пособия, выплаты и льготы предоставляются на основе категориального принципа, и только один вид социальных льгот - жилищные субсидии - распределяется при проверке нуждаемости и предоставляется домохозяйствам, чей доход ниже прожиточного минимума этого домохозяйства.

Согласно оценкам Международной организации труда, в России эффективность программ социальной помощи (рассчитанная как доля средств, поступающих семьям, живущим за чертой бедности) в суммарных социальных трансфертах составляет всего 19 %. В большинстве развитых стран аналогичный показатель колеблется в пределах 30-50%.

Существующая система социальных выплат и льгот является переходной от социалистической плановой экономики к социально ориентированной рыночной. Сложилась ситуация, когда страна со значительно меньшими финансово-экономическими возможностями и принципиально иной экономической системой несет на себе большой груз социальных обязательств, зачастую не в состоянии их выполнить, вызывая тем самым недовольство многочисленных категорий населения, имеющих различные льготы.

Поэтому в настоящее время ключевой задачей в этом направлении является упорядочение всех выплат и льгот, переход к адресной системе оказания социальной помощи населению с учетом среднедушевого дохода.

Задачи предоставления более качественных услуг широкому кругу лиц при ограниченных финансовых ресурсах региональных бюджетов невозможно решить, если не будут совершенствоваться технологии, внедряться инновационные подходы, применяться нетрадиционные, нестандартные решения проблем.

На современном этапе развития страны наиболее важные преобразования в социальной сфере направлены на рационализацию механизмов бюджетного финансирования посредством внедрения рыночных механизмов оказания социальных услуг за счет сокращения сметного финансирования организаций социальной сферы и перехода к приобретению государством социальных услуг на основе целевого финансирования или социального заказа

Реализация этих мер будет стимулировать повышение качества предоставляемых услуг и структурные изменения в системе социального обслуживания.

Образование.

Система образования является важным составным элементом социального процесса, а ее состояние служит достаточно достоверным индикатором уровня общей и экономической культуры населения. По мере поступательного развития общества возрастают требования к объему знаний, расширяется потребность в повышении образовательного уровня населения. Это особенно характерно для современного этапа развития производительных сил, когда выдвигаются качественно новые требования к уровню общей и специальной подготовки специалистов, занятых во всех отраслях народнохозяйственного комплекса. Образование становится необходимым условием благополучия человека. Поэтому степень реализации права граждан на образование, возможность получения ими качественного образования являются важными факторами, определяющими уровень развития общества.

Доступность образования уменьшается с каждым годом. Все чаще эта возможность получения образования определяется материальным благосостоянием родителей и обучающихся. Для многих граждан образование с каждым годом становится все менее доступным.

Сложившаяся система образования порой не в состоянии в полной мере обеспечить решение задач, стоящих перед ней в условиях переходной экономики.

Одной из важнейших причин кризиса российского образования является крайне недостаточное бюджетное финансирование (аналогично рассмотренным выше системам здравоохранения и социальной защиты населения) образовательных учреждений. При разработке проекта федерального бюджета до сих пор в отношении образования действует остаточный принцип. За период 1993-2003 гг. реальные текущие расходы образовательных учреждений сократились в 2,8-3,5 раза. Средства, предусмотренные федеральным бюджетом в последние годы, не обеспечивали, по оценкам специалистов, даже минимальных потребностей системы образования России.

Другими проблемами современного российского образования являются интенсивный отток наиболее квалифицированных и перспективных педагогических работников из системы образования; массовое снижение уровня методического мастерства педагогических работников; разрушение учебно-методической базы образовательных учреждений; низкий уровень оплаты квалифицированных кадров в образовании; снижение качества отечественного образования; низкий уровень материально-технической базы и необходимость технического переоснащения; разная доступность образования для разных слоев населения.

культура социальный здравоохранение образование

3. Основные направления и мероприятия по решению проблем развития отраслей социально культурной сферы

Сегодня особое внимание должно уделяться информационно-просветительной и пропагандистской работе учреждений социально-культурной сферы, на которые и возлагается задача информирования населения об изменениях и прогрессе в социальной сфере, способах государственного и общественного развития общества.

Работники учреждений социально-культурной сферы должны правильно выбирать необходимые формы культурно-досуговой работы, чтобы в полной мере донести до аудитории точную оценку свершаемых событий и помогать на практике реализовывать насущные интересы людей.

Что же сегодня могут сделать учреждения социально-культурной сферы для того, чтобы привлечь к себе как можно больше посетителей?

Во-первых, необходимо комплексное исследование направленности и структуры проведения свободного времени населения;

Во-вторых, должна быть целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в некоторых регионах России - это выявление, поощрение и тиражирование инновационных идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи;

В-третьих, освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности. Учреждения социально-культурной сферы должны притягивать подростков и молодежь не меньше, чем уличная компания;

В-четвертых, информирование, а также обучение населения современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки;

В-пятых, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подрастающего поколения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.024 с.)