Состояние и перспективы развития транспортной сети в регионах России – трубопроводного транспорта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние и перспективы развития транспортной сети в регионах России – трубопроводного транспорта.



В России трубопроводный транспорт — одна из ключевых составляющих национального благосостояния. Почти половина федерального бюджета обеспечивается за счет поступлений от добычи и экспорта углеводородов, основным способом доставки которых являются трубопроводы.

Трубопроводный транспорт России — вид транспорта в России. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газ. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективно, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения.

В 2013 году трубопроводным транспортом России было перевезено 1,10 млрд тонн грузов, что равнялось 14 % от общего объёма перевозки грузов по стране. Грузооборот трубопроводного транспорта в том же году составил 2,51 трлн т*км (49 % общего грузооборота).

Трубопроводный транспорт активно влияет на формирование и развитие ТЭК страны и отдельных регионов, являясь его неотъемлемой частью, и обеспечивает:

- перекачку добытых и переработанных энергоресурсов;

- выполняет роль распределительной системы комплекса;

- транспортировку энергоресурсов на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья. К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.

Трубопровод – это магистраль из стальных труб диаметром до 1500 мм. Укладывают на глубину до 2,5 метров.

Трубопроводный транспорт имеет ряд преимуществ перед другими видами транспорта. Состоят они в следующем:

• Возможность повсеместной укладки трубопровода.

• Низкая себестоимость транспортировки.

• Сохранность качества благодаря полной герметизации трубы.

• Меньшая материало и капиталоёмкость.

• Полная автоматизация операций по наливу, перекачки, транспортировки и сливу.

• Малочисленность персонала.

• Непрерывность процесса перекачки.

• Отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду.

Современная сеть магистральных нефтепроводов имеет протяженность 48 тыс. кми образует несколько систем. Из основных нефтедобывающих районов (Западная Сибирь и Урало-Поволжский район) нефтепроводы проложены:

- в западном направлении: Сургут – Тюмень – Уфа – Альметьевск – Нижний Новгород – Ярославль – Кириши (крупный нефтеперерабатывающий завод вблизи Санкт-Петербурга);

Сургут – Пермь – Нижний Новгород – Полоцк; экспортная нефтепроводнаясистема «Дружба» (3 трубопровода большого диаметра): Нижневартовск – Самара– Унеча – Мозырь – Брест – Европа с ответвлениями Унеча – Полоцк –Вентспилс (крупнейший нефтеэкспортный порт бывшего СССР в Балтийскомбассейне) и Мозырь – Ужгород – Восточная Европа;

- в юго-западном направлении: Самара – Лисичанск – Кременчуг – Снигиревка –Николаевск – Одесса с ответвлением от Снигиревки на Херсон;

Самара – Волгоград – Тихорецк – Новороссийск (крупнейший нефтеэкспортный порт на Черном море);

- в восточном направлении: Александровское – Анжеро-Судженск – Ачинск –Ангарск (крупный нефтехимический комбинат);

- в южном направлении из Западной Сибири: Сургут – Омск – Павлодар –Чимкент – Чарджоу.

К этим высокопроизводительным системам преобладающе широтного направления подключены нефтяные месторождения р. Коми (нефтепровод Ухта -–Ярославль),Северного Кавказа (Грозный - Тихорецк), Казахстана (Новый Узень – Гурьев –Самара и Гурьев – Орск – Уфа) и др. На Дальнем Востоке проложен нефтепровод через Татарский пролив Оха – Комсомольск-на-Амуре. Газопроводный транспорт более молодой, чем нефтепроводный. В начале 60-хгодов был построен газопровод Ростов-на-Дону – Серпухов – Ленинград протяженностью около 2 тыс. км. В 70-х годах были сооружены газопроводы:

Медвежье – Надым – Ухта - Торжок – Минск с ответвлением Надым – Пунга -

Пермь, Уренгой – Сургут – Тюмень – Челябинск. В 1984 году введена в строй газопроводная система «Западная Сибирь – Европа», основу которой составляет газопровод Уренгой – Помары – Ужгород протяженностью 4,5 тыс. км, давшая выход в Европу российскому газу. Среди них выделяется экспортный газопровод «Союз»: Оренбург – Волгоград – Ужгород протяженностью 2750 км.

На Дальнем Востоке построен газопровод от месторождения природного газа Северного Сахалина до Комсомольска-на-Амуре. Небольшие по протяженности газопроводы действуют также в Якутии (от Усть-Вилюйского месторождения на Якутск) и на севере Восточной Сибири (от Мессояхского месторождения на Норильск).

Строящиеся газопроводы

Бованенково — Ухта

Решение о строительстве газопровода было принято в октябре 2006 года, строительство начато в августе 2008 года.

Проектная протяжённость газопровода — 1100 км, производительность — 140 млрд м³ газа в год.

Сахалин — Хабаровск — Владивосток

Соединяет Сахалин с Приморским краем и другими регионами Дальнего Востока.

Строительство газопровода было начато 31 июля 2009 года в Хабаровске.

Проектируемые

Южный поток (в связи с санкциями приостановлен проект)

Алтай

Якутия—Хабаровск—Владивосток

Прикаспийский газопровод

Проблемы:

Российская система газоснабжения эксплуатируется уже более 40 лет. На сегодня около 20% газопроводов служат более 33 лет и уже выработали свой срок амортизации. 67 % газопроводов эксплуатируются от 10 до 32 лет, остальные 13 % имеют срок эксплуатации до 10 лет. Средний возраст газопроводов составляет примерно 22 года. Старение систем магистральных газопроводов ставит задачу обеспечения их безопасности и надежности.

Главная проблема стоит для газопроводов срок службы которых превышает 30 лет, а эксплуатация производится в тяжелых температурных условиях, –60 °С в зимнее время и +40 °С в летний период. Наибольшую ненадежность в работу газопровода вносят дефекты сварных соединений.

Сегодня российская трубопроводная система полностью сосредоточена в одних руках, у компаний с государственным участием - Газпрома и Транснефти. С одной стороны такой подход имеет положительные моменты, т.к. государство обеспечивает энергетическую безопасность страны. С другой стороны, при таком подходе отсутствует конкуренция, что ограничивает добычу и ведет к повышению стоимость углеводородов. Основная проблема состоит с газом, т.к. доставка газа потребителям производится в основном по газопроводу.

На сегодня в России наблюдается дефицит трубопроводных мощностей, из-за этого независимые производители не могут в полной мере наращивать добычу газа. Для надежного сбыта добытого газа российские компании вынуждены развивать энергетические проекты.

Другой проблемой нехватки в стране трубопроводных мощностей, становится выполнение задачи по утилизации попутного нефтяного газа. Потери ПНГ связаны с неподготовленностью инфраструктуры для его сбора, транспортировки и переработки, а также отсутствием потребителя. В зависимости от района добычи с 1 тонны нефти получают от 25 м3 попутного нефтяного газа. По разным оценкам в России ежегодно сжигается попутного нефтяного газа от 14 млрд. куб. м до 20 млрд. куб. м.

Данные проблемы будут решены при реализации следующих мер:

  • диагностики и капитального ремонта линейной части, резервуаров и оборудования;
  • технического перевооружения и реконструкции технологического оборудования, систем автоматизации насосных станций, резервуарных парков и телемеханизации линейной части магистральных нефтепродуктопроводов;

модернизации существующих и внедрения новых систем пожаротушения резервуарных парков.

Перспективы развития трубопроводного транспорта России были рассмотрены правительством РФ, также была одобрена энергетическая стратегия государства до 2020 г. При обсуждении стратегии многими специалистами, учеными выдвигались предложения развивать топливно-энергетический комплекс и особенно нефтяную и газовую промышленность страны таким образом, чтобы они стали локомотивом экономического и социального возрождения России. К сожалению, состояние экономики страны сегодня таково, что другим путем решать задачу возрождения России невозможно. Согласно стратегии к 2020 году возможно изменение структуры добычи нефти в связи с вводом новых месторождений на востоке Сибири, Тимано - Печерской НГП и снижением добычи на традиционных месторождениях (Западно - Сибирская НГП, Волго-Уральская НГП).

Основными направлениями экспорта нефти к 2020 году станут: Азиатско-Тихоокеанское (трубопроводная система Восточная Сибирь - Тихий Океан), Северо-Европейское (Балтийская трубопроводная система), Северное направление (нефтепровод Харьяга - Индига) и Южное (Новороссийск). Крупными строящимися проектами станут Северный и южный поток.

«Северный поток» - газопровод между Россией и Германией по дну Балтийского моря, соглашение, о строительстве которого было подписано в начале сентября 2005 в ходе визита российского президента Владимира Путина в Германию. Ожидается, что это будет один из самых протяженных подводных газопроводов. Уже в конце 2011 года после запуска в эксплуатацию первой из двух ниток газопровода он станет важным фактором энергобезопасности Европы и позволит странам Евросоюза значительно сократить выбросы парниковых газов. Выход на полную мощность запланирован на 2012 год, когда две нитки газопровода будут доставлять 55 миллиардов кубических метров российского газа в год в страны Евросоюза на протяжении как минимум 50 лет.

«Южный поток» - российско-итальяно-французский проект газопровода, который пройдёт по дну Чёрного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну. Далее его две ветви пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию, хотя их точные маршруты пока не утверждены. Согласно планам, газопровод должен вступить в строй к 2015 году. «Южный поток» создаётся для диверсификации поставок российского природного газа в Европу и снижения зависимости поставщиков и покупателей от стран - транзитёров, в частности от Украины и Турции. «Южный поток» считается конкурентным проектом планируемого газопровода «Набукко», который должен пройти прямо в Европу южнее России и который поддерживают Евросоюз и США.

 

В целях обеспечения стратегических и экономических интересов России планомерно и комплексно прорабатываются четыре направления экспорта российской нефти и транзита нефти из стран СНГ через территорию России:

на западе страны - нового северобалтийского направления;

также на западе - центрально-европейского направления;

на востоке - тихоокеанского (в ближайшее время) и восточно-сибирского направлений (в долгосрочной перспективе);

на юге - каспийско-черноморско направления.

Стратегические и экономические интересы России тесно связаны с увеличением объемов транзита нефти стран СНГ. Транзит нефти будет способствовать как загрузке существующих мощностей системы магистральных нефтепроводов, так и строительству новых трубопроводов.

Каспийско-черноморско-средиземноморское направление позволит обеспечить транзит нефти Азербайджана, Казахстана, Туркмении через территорию России и увеличить объем экспорта российской нефти через нефтяные терминалы в Новороссийске, Новороссийске-II, Туапсе. Планируется довести пропускную способность нефтепровода Баку - Тихорецк до 17 млн. тонн нефти в год, завершить строительство нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума.

Проект строительства Балтийской трубопроводной системы 2 (БТС 2) имеет большое значение не только для ОАО «АК «Транснефть», но и для всей российской экономики, поскольку создается новое экспортное направление для транспортировки российской нефти и транзита нефти стран СНГ. БТС2 позволит уменьшить затраты добывающих компаний на транспорт нефти на экспорт. Осуществление этого проекта позволит связать нефтепровод «Дружба» с российскими морскими портами на Балтийском море.

Центрально-европейское направление традиционно для России. Нефть транспортируется по двум маршрутам: северному - в Польшу и Германию, и южному - на нефтеперерабатывающие заводы Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии и Югославии.

Планируется продлить маршрут через порт Омишаль на рынок Средиземноморья по системе нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». Перспективу развития северного маршрута нефтепровода «Дружба» при недостаточной сырьевой базе в России целесообразно рассматривать в связи с транспортировкой нефти Прикаспийского региона (Казахстана).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.012 с.)