Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тактильные и соматогностические функции
1. Локализация прикосновения а) И.: «Закрой глаза. Покажи место, до которого я дотронулся». б) И.: «Закрой глаза. Положи руки на стол (ладонями вниз)». Да в) Проба Тойбера. Экспериментатор несколько раз одновремен 2. Проба Ферстера. И.: «Что я нарисовал (написал) у тебя на Обязательным условием является упроченность в памяти ребенка рисуемых знаков. 3. Проекция локализации прикосновения. И.: «Закрой глаза. Я до 1 трагивается до различных частей тела ребенка и просит его обозначить точки прикосновения на модели человека, нарисованной в альбоме. 4. Называние частей тела. И.: «Назови часть тела, до которой я Помимо этого, при необходимости можно исследовать различные виды соматосенсорного и тактильного восприятия: дермолексия не только фигур, но и букв, цифр, сложных по начертанию (например, 7); тактильное восприятие предметов, формы, величины, фактуры объектов и т. д. 5. Проба Сегена. Широко известный тест «Доска Сегена» ис
Вся проба проводится с закрытыми глазами, фиксируется время выполнения каждого субтеста, а также стратегия ребенка в ходе выполнения заданий. Такой вариант использования методики Сегена позволяет дифференцированно, полно и достаточно строго оценить характер специализации и взаимодействия полушарий мозга в ходе стереогностической деятельности. Зрительный гнозис 1. Восприятие предметных, реалистических изображений. Перед ребенком открывается стр. 1 «Альбома»*. И.: «Что здесь нарисовано?» Уже на этом этапе важно отметить, нет ли у ребенка тенденции к инверсии (следит глазами справа налево и/или снизу вверх) вектора восприятия. Далее открываются стр. 2—3 (в развороте), и ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные экспериментато- * Приложение (нейропсихологический альбом) приведено в данной книге исключительно с целью наглядности, иллюстративности схемы проведения обследования В таком варианте альбом ни при каких обстоятельствах не может применяться непосредственно на практике как стимульный материал. 166 Введение в нейропсихологию детского возраста ром два, потом три изображения, расположенных в разных местах альбома. 2. Перечеркнутые изображения (стр. 4). И.: та же, что и в пункте 1. 3. Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения) (стр. 6—7). 4. Незавершенные изображения (стр. 8). И.: та же. 5. Химерные изображения (стр. 9—11). И.: та же. Если ребенок не 6. Лицевой гнозис (стр. 12). И.: «Кто здесь изображен?» После пе Дополнительную информацию дает восприятие сюжетных картинок из «Альбома», на которых следует опознать пол, возраст, эмоциональное состояние.
7. Эмоциональный гнозис (стр. 13—15). И.: «Кто здесь нарисован 8. Цветовой гнозис. И: «Какой это цвет?» «Напиши красным (жел 9. Сюжетные картинки «Окно», «Прорубь» (стр. 16—18), серий Слуховой гнозис 1. При исследовании слухового гнозиса можно обратиться к вос 2. Восприятие ритмов. И.: «Сколько раз я стучу?» (2, 3, 4 коротких 3. Воспроизведение ритмов. И.: «Постучи, как я». Выполняется Глава 4. Нейропсихологическая диагностика и консультирование 167 Пространственные представления* Пространственный гнозис 1. Проба «Зеркальные буквы» (стр. 27). И.: «Покажи, какая из букв 2. Проба «Слепые часы» (стр. 7). Экспериментатор закрывает эта Здесь следует очень внимательно отнестись к тому, упрочено ли в опыте ребенка определение часов именно в таком варианте. 3. Проба Бентона (стр. 33). Экспериментатор показывает ребенку Понятно, что справа приведен более сложный вариант; его можно использовать после 7—8 лет. Самостоятельный рисунок Ребенку предлагается неограниченный выбор цветных карандашей (фломастеров), простой карандаш, ручка. Цветовые предпочтения в ходе интерпретации приближают следующие тесты к тесту Лю-шера. Кроме того, анализируются топологические, конструктивные и стилистические особенности рисунка правой и левой рукой. 1. Ребенку предлагается (сначала правой, потом левой рукой) 2. Проба «Коврики». Перед ребенком кладется стандартный лист Вариантом этой пробы является предоставление ребенку листа бумаги без рамки. 3. Проба «Мандала». Перед ребенком кладется лист бумаги (А4) с
* Подробный анализ этой сферы психической деятельности дан в главе 5. 168 Введение в нейропсихологию детского возраста (раскрась, разрисуй) это, пожалуйста». На любые вопросы ребенка дается ответ: «Делай, как тебе нравится». По завершении раскрашивания аналогичный тест проводится другой рукой. 4. Проба «Гомункулус». Выполняется ведущей рукой. Перед ребен По окончании раскрашивания ребенку задаются следующие вопросы: Кого ты нарисовал? Как зовут? Сколько лет? Что сейчас делает? Чем вообще занимается? Любимое и нелюбимое занятие? Боится ли он чего-нибудь? Где живет? С кем живет? Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)? Какое у него настроение? Его самое заветное желание? Если бы у него был выбор, чем бы он защищался от врагов? Какое у него здоровье? Что и как часто у него болит? Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает? 5. Проба «Рисунок человека». Выполняется ведущей рукой. И.: По окончании предлагаются те же вопросы, что и в пункте 4. Копирование 1. Тест Денманна. Перед ребенком кладется «Альбом» (стр. 30) и 2. Тесты Тейлора и Рея-Остеррица. Тесты применимы для детей с По окончании копирования фигуры Тейлора ребенку предлагается также скопировать фигуру Рея-Остеррица (стр. 32) другой рукой. 3. Копирование проекционных изображений. Ребенку предлагает Глава 4. Нейропсихологическая диагностика и консультирование 169
4. Копирование изображений с поворотом на 180 градусов. Экспериментатор и ребенок сидят друг против друга, между ними лист бумаги. Экспериментатор рисует обращенного к себе схематичного «человечка» (стр. 34). И.: «Нарисуй себе такого же человечка, но так, чтобы ты видел свой рисунок, как я вижу свой». После того как ребенок выполнил первый этап задания, дается И.: «А теперь у своего я обвожу руку; где эта рука у твоего?» Если ребенок выполняет задание неверно, ему объясняются его ошибки. После полного понимания для копирования предлагается сложный треугольник (стр. 34). И.: «А теперь точно также переверни к себе эту фигурку». Память Слухо-речевая память Эталоны для исследования слухо-речевой памяти представлены на стр. 44 («Две группы по три слова» и «Шесть слов») и на стр. 47—49 («Галка и голуби» и т.д.). Ясно, что экспериментатор должен использовать один из наборов, а другие применить, например, для отслеживания ребенка в динамике. 1. «Две группы по три слова». (Тест на запоминание двух конкури Затем экспериментатор спрашивает: «Какие слова были в первой группе?» Ребенок отвечает. «Какие слова были во второй группе?» Ребенок отвечает. Если ребенок не может развести слова по группам, задается более простой вопрос: «Какие вообще были слова?» При неполноценном выполнении задания оно воспроизводится до четырех раз. Нормативным считается непосредственное полноценное воспроизведение с третьего раза. После этого дается интерферирующее задание (3—5 минут), например, счет от 1 до 10 и обратно, вычитание, сложение; с детьми после 10 лет серийный счет «100 минус 7» и т.д. По окончании выполнения этого задания, на этот раз уже не предъявляя слов, ребенка просят повторить, какие слова были в первой и во второй группах. Прочность слухо-речевой памяти при отсроченном воспроизведении слов считается нормативной, если сделаны 2 ошибки (например, забыты 2 слова, произведены замены на слова, близкие по звучанию или значению, перепутано расположение слов по группам). 2. «Шесть слов». И.: «Я скажу тебе несколько слов, а ты постарай 170 Введение в нейропсихологию детского возраста дым, ком». Ребенок повторяет. При неудачном воспроизведении тест повторяется до четырех раз. После чего дается интерферирующее задание (3—5 минут), например, воспроизведение таблицы умножения, нахождение чисел и ряда цифр в таблице Шульте (стр. 29), попеременное вычитание из 30 то 1, то 2 и т.д. Далее, уже не предъявляя слова, экспериментатор спрашивает: «Какие слова ты запоминал?» Ребенок отвечает. Нормативы эффективности выполнения данного теста такие же, как и в пункте 1, но в качестве обязательного добавляется условие удержания эталонного порядка слов.
3. «Рассказ» (стр. 47—49). И.: «Я расскажу тебе короткий рассказ, а 4. Пиктограмма (стр. 44). Зрительная память Эталоны для исследования зрительной памяти представлены на стр. 35 (6 фигур) и стр. 16 («Лето»). Хотя понятно, что можно использовать и тот материал, который содержится в «Альбоме» для исследования лицевого и эмоционального гнозиса. 1. «Шесть фигур» (стр. 35). Очевидно, что используется только один ряд, остальные — для динамического наблюдения (ретеста). а) Перед ребенком на 10—15 секунд выкладывается набор из Прочность хранения зрительной информации исследуется через 20—25 минут (заполненные другими заданиями) без дополнительного предъявления эталона. И.: «Помнишь, мы запоминали с тобой фигурки? Нарисуй их еще раз». Нормативом здесь считаются 2 ошибки (забывание двух фигур, их неверное изображение, утрата порядка). б) Ребенку предлагается для запоминания другой ряд из 6 фигур Глава 4. Нейропсихологическая диагностика и консультирование 171 буется только одно воспроизведение; после этого через 20—25 минут исследуется прочность запоминания, как и в пункте а. Этот вариант теста позволяет сравнить между собой межполу-шарные различия в сфере зрительной памяти. 2. «Шесть букв». Инструкция и условия проведения теста — как 3. Сюжетная картинка «Лето» (стр. 16). Перед ребенком на 20 се Какое время года на картинке? Сколько там человек? Что происходит здесь? (Экспериментатор указывает левый нижний угол чистого листа.) Там нарисован пруд; что находится в пруду и рядом с ним? Какие еще животные и растения есть на картинке? Кто чем занимается? Где на картинке заяц и птица с гнездом? (Ребенок отмечает это место крестиком на чистом листе бумаги.) Прочность хранения организованной по смыслу зрительной информации исследуется через 20—25 минут. Перед ребенком кладется чистый лист. И.: «Помнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй мне ее; можно схематично: просто поставь крестики и очерти границы той или иной фигуры или фрагмента». Речевые функции 1. Автоматизированная речь. Ребенка просят перечислить дни не 2. Фонематический слух. И.: «Повторяй за мной...»: Попросите ребенка показать на стр. 2—3 «Альбома» «мяч — меч», «кость — гроздь — гвоздь», «крыса — крыша»; части тела: бровь, ухо — рот, плечо — локоть — глаз. Дополнительную информацию о состоянии данного и следующего звеньев речевой функции можно получить из речи ребенка, акту- 172 Введение в нейропсихологию детского возраста ально и на следах памяти (литеральные парафазии, неправильные ударения, новообразования и т.п.), в письме и чтении. 3. Речевая артикуляция и кинетика. И.: «Повторяй за мной...»: тпру; слон-стол-стон; би-ба-бо, бо-би-ба; дом-том, кора-гора, меч-печь; половник-полковник, полковник-поклонник, сыворотка из-под простокваши, портной строчит строчку; скороговорки. 4. Номинативные процессы. И.: «Что это такое? Как это называет Дополнительную информацию даст констатация характерных поисков слова, вербальных парафазии в спонтанной речи, при изложении сюжета картин и т.д. 5. Понимание логико-грамматических («квазипространственных») а) Экспериментатор просит ребенка показать (стр. 46): «бочку за б) Экспериментатор предлагает показать кисточку карандашом, в) Ребенок решает задачу: «Колю ударил Петя. Кто драчун?» или г) И.: «Правильно ли я говорю: за летом осень; перед весной 6. Построение самостоятельного речевого высказывания. Этот Глава 4. Нейропсихологическая диагностика и консультирование 173 Письмо, чтение и счет Письмо 1. Написание отдельных букв и слогов. Списывание и написание 2. Написание отдельных слов и словосочетаний: «машина», «Ми 3. Написание предложений: «Портной строчит строчку», «Устро Чтение 1. Прочтение простых и наложенных букв и цифр (стр. 27). 2. Прочтение слогов, высоко- и малочастотных слов, неверно на 3. Прочтение рассказа (стр. 47—49). Счет Исследование счета, по существу, уже описано выше в разных разделах. Это зрительный и пространственный цифровой гнозис, написание и чтение отдельных цифр и чисел, тест Шульте, воспроизведение числового ряда в прямом и обратном порядке; серийный счет «100 минус 7» и «30 минус 1 и 2». Интеллектуальные функции 1. Интерпретация содержания сюжетных картинок (симультанных 2. «Четвертый лишний» «Четвертый лишний» (предметный) (стр. 36—38). И.: «Какой из этих предметов лишний?» После того как ребенок ответил правильно, экспериментатор спрашивает: «Как одним словом назвать три оставшихся предмета или сказать о них одним предложением?» «Четвертый лишний» (вербальный) (стр. 43). И.: та же, что и в пункте а, с той лишь разницей, что исключается лишнее слово. 174 Введение в нейропсихологию детского возраста 3. Аналогии Простые и сложные аналогии (предметные) (стр. 39—41). Простые и сложные аналогии (вербальные) (стр. 43, 45). 4. Сравнение понятий (стр. 44). И.: «Что общего и что разного у 5. Выделение существенных признаков (стр. 43). И.: «Выбери в 6. Тест Кэттела (стр. 42). И.: «Найди справа (экспериментатор по * * * Проведение нейропсихологической диагностики (при всей кажущейся ее простоте) — кропотливый, тщательно продуманный процесс. Практически никогда с первого раза он не протекает так, как хотелось бы: то не успеваешь что-то записать, то ребенок начинает упрямиться и категорически протестовать против каких-либо (как правило, малодоступных ему) проб. Иногда даже бывает так, что через некоторое время после того, как ребенок ушел, понимаешь, что не исследовал самое главное для его типа развития. Хотя, казалось бы, провел полное нейропсихологическое обследование. Для предотвращения такого рода эксцессов необходимо как минимум (и не только на первых порах) подготовить протокол, заполнение которого структурирует процесс обследования и существенно облегчит вам работу. Трудности на первых этапах диагностической работы не должны вас огорчать, потому что экспериментальным инструментарием необходимо овладеть. А для этого потребуется длительное время обучения под руководством опытных специалистов. ГЛАВА 5НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.065 с.) |