Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теорії та стилі лідерства. Механізм ціннісного обміну в лідерстві.
Лидерство - возникает и функционирует в системе неформальных отношений людей и выражается во влиянии, оказываемом одним из них (лидером) на остальных членов социальной группы. Формы выражения подобного влияния, носящего психологический характер, разнообразны: изменения затрагивают поведенческую сферу, касаются отдельных личностных черт, установок, мотивации последователей. Конечная цель влияния – ориентация людей на решение стоящей перед группой задачи. Разумеется, речь идет о группе с вполне конкретным реальным лидером. И в связи с этим важно подчеркнуть, что посредством лидерства осуществляется: - координация индивидуальных усилий членов группы; - организация их действий (иногда совершенно спонтанно, иногда в какой-то степени программировано); - управление людьми и коллективом. Но все это происходит исключительно на неформальной основе, в рамках стихийно складывающихся неофициальных межличностных координат. Желание быть лидером присуще, по-видимому, отнюдь не малому количеству людей. Другое дело, что далеко не всякому из них удается свою мечту осуществить. Одного только желания и даже усилий по его реализации (иногда довольно значительных) все же оказывается еще недостаточно. Суть проблемы состоит в том, что в качестве лидера человек должен быть, прежде всего, воспринят членами своей группы. И вовсе не обязательно, что с каждым претендентом на эту роль такое случится. Почему же в одном из членов группы коллеги склонны усматривать лидера, а в другом – нет? Чтобы ответить на вопрос, надо отчетливо представлять механизм, лежащий в основе выдвижения в позицию лидера. По мнению Р.Л.Кричевского, выдвижение в позицию лидера происходит по механизму ценностного обмена. О каких же ценностях в данном случае идет речь? Ученый имеет в виду следующие ценности: Во-первых, ценностью является сама позиция лидера, тот статус (т. е. престиж), который приобретает человек, оказывающийся в данной позиции. Во-вторых, ценностью являются любые действия членов группы, работающие на достижение конечных ее целей, т. е. на общегрупповой эффект (лидер, обладающий и передающий свои знания, опыт, влияние и т.д., обеспечивает эффективность функционирования группы, т.е. общегрупповой эффект).
Итак, лидерство возникает в системе неформальных, неофициальных отношений. Но эти отношения могут быть двоякого типа. Часть из них носит преимущественно деловой характер и связана с решением основной стоящей перед группой задачи – так называемые деловые неформальные отношения. Другой тип неформальных отношений носит преимущественно эмоциональный характер, будучи связан не только (а подчас и не столько) с процессом труда, сколько с различными формами межличностного общения членов коллектива, в том числе и вовсе не обязательно по поводу решения трудовых задач. В этом случае говорят о системе отношений неформального эмоционального плана. Двум типам указанных отношений соответствуют две основные лидерские роли: роль делового и роль эмоционального лидера. Какая из этих ролей является главенствующей, ведущей? В трудовом коллективе доминирующее положение по идее занимает деловой лидер. Ведь коллектив создается как раз для решения производственных задач. Но не следует забывать и о роли эмоционального лидера, которая хотя и менее заметна, но в иные моменты ее исполнитель способен оказывать ощутимое влияние на жизнь коллектива. Но двумя представленными выше ролями структура лидерства не исчерпывается. Дело в том, что в жизни коллектива случаются разные ситуации и в них могут возникать т. н. ситуативные лидеры – люди, которые способны на каком-то отрезке времени повести за собой коллектив. Перечень таких ситуативных лидеров был дан отечественным психологом Л.И.Уманским. К ним он отнес следующие роли: - лидер-организатор (осуществляет функцию групповой интеграции); - лидер-инициатор (задает тон в решении групповых проблем); - лидер-генератор эмоционального настроя (отчасти аналог роли эмоционального лидера); - лидер-эрудит (одна из ролей интеллектуального лидерства); - лидер эмоционального притяжения (соответствует роли «социометрической звезды»); - лидер-мастер, умелец, т. е. специалист в каком-то виде деятельности.
Зададимся вопросом: обязательно ли руководитель должен быть лидером и если да, то каким? С точки зрения роста эффективности коллектива целесообразнее всего, если руководитель является одновременно и деловым его лидером. Реализация руководителем роли эмоционального лидера отнюдь не обязательна. Желательно, однако, чтобы в системе эмоциональных отношений его позиция не была чрезмерно низкой, ибо это может сказаться негативно на отношениях в деловой сфере.
Обсуждая соотношение руководства и лидерства, мы сталкиваемся одновременно и с другим интересным вопросом – о взаимодействии руководителя с сотрудниками, занимающими те или иные лидерские позиции в коллективе. С этими людьми руководителю необходимо уметь контактировать хотя бы только потому, что они оказывают определенное влияние на коллектив. И для пользы дела их предпочтительнее числить в союзниках, нежели иметь в их лице приверженцев конфронтирующей стороны.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.007 с.) |