Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исчезнувшие памятники России
Цель программы – организация выявления, собирания и введении в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры России. Самобытная культура России, ее многовековая история отразились во множестве не дошедших до наших дней памятниках истории и культуры. Большое количество их погибло в период новейшей истории, особенно после 1917 г. Россия потеряла огромное количество памятников архитектуры, градостроительства, науки и техники, изобразительного искусства, народного творчества, документальных памятников. Однако не все памятники исчезли бесследно. От одних остались планы, чертежи, рисунки, фотографии, копии, от других сохранились фрагменты, третьи живут в описаниях, легендах, воспоминаниях. Выявление и собирание источников об утраченных памятниках истории и культуры края позволит более детально изучить региональную историю, историю и содержание региональной культуры, сформировать соответствующие банки данных, на базе которых возможны восстановление, реконструкция и реставрация памятников материальной и духовной культуры. Для реализации этих задач программа предусматривает: – объединение краеведческой общественности, желающей участвовать в реализации программы; – координация деятельности государственных органов и общественных организаций в рамках реализации программы; – составление региональных сводов "Исчезнувшие памятники, свода "Исчезнувшие памятники России"; – издание методических пособий по проблемам выявления и сбора краеведческих материалов об утраченных памятниках, создания банков данных; – проведение конференций, семинаров, совещаний по проблемам, связанным с реализацией программы; – издание научной, справочной и популярной литературы, карт, изопродукции и т.п. об исчезнувших памятниках истории и культуры.
Летописание
Цель программы – организация деятельности краеведческой общественности по документированию современной истории своего края. Быстротечность современной истории, феноменальная скорость, с которой протекают и изменяются исторические процессы, события, их необратимость, неизбежные изменения, происходящие в сознании и мировоззрении людей, сопровождаются непрерывным и закономерным "отсеканием" ("забвением") многого из того, что еще вчера казалось важным и определяющим. Шкала ценностного отношения к историческим фактам, событиям, явлениям непрерывно меняется, и это влечет за собой соответствующее изменение отношения к памятникам материальной и духовной культуры (вещевым, изобразительным, документальным, фольклорным и др.), отражающим эти процессы и явления. В представлении не только простых людей, но и официальных организаций такие памятники теряют свою научно-историческую, политическую, экономическую и иную значимость.
Опыт свидетельствует, что отсутствие объективных и достоверных источников о происходивших некогда, даже в недавнем прошлом, исторических процессах не позволяет исследователям реконструировать эти процессы и явления, проследить и понять их причинно-следственные связи, восстановить утраченные памятники и т.п. Функцию документирования современной истории выполняют, преимущественно, два государственных института – архивы и музеи. Однако из-за малочисленных штатов, ограниченности площадей хранилищ, в силу некоторых узковедомственных ограничений государственные музеи и архивы не могут осуществить документирование региональной истории не только в комплексе, но даже и наиболее важных событий и явлений современности. Существенную помощь в документировании современной региональной истории природы и общества могут оказать местные краеведческие организации. Объектами их поисково-собирательной документирующей деятельности могли бы стать различные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, учреждения науки, образования, культуры, медицины, многообразные политические, экономические, экологические и другие процессы и явления, происходящие в крае. Фото-кинофиксация и описание происходящих событий, интервьюирование их участников и очевидцев, собирание малотиражных изданий и иных публикаций, относящихся к природе и истории края, формирование банков краеведческих данных, создание общественных музеев, архивов, библиотек, наконец, ведение специальных летописей и хроник, – в том числе и о прошедших событиях, установленных на основании различных источников, – все это может стать общественно-краеведческими средствами документирования истории края.
Координирующую и организационно-методическую роль в реализации программы могли бы играть государственные архивы, музеи и библиотеки. Они могли бы разрабатывать "пакеты заданий", методики их выполнения, из которых первичные краеведческие организации и отдельные краеведы могли бы выбирать интересные и посильные для выполнения. Важно установление обратной связи: информирование этих музеев, архивов, библиотек о ходе и результатах выполнения "задания", передача собранных материалов в их фонды.
Школьное краеведение
Целевая программа "Школьное краеведение" осуществляется в целях совершенствования краеведения как важного средства повышения эффективности обучения и всестороннего развития учащихся. Школьное краеведение имеет давние традиции, входит в комплекс образовательно-воспитательных средств системы народного образования. Организационно-методическое обслуживание школьного краеведения осуществляют специальные учреждения (станции юных туристов, центры и дома детского творчества и др.). Республиканскими организационно-методическими центрами школьного краеведения являются Центр детско-юношеского туризма и Экспериментальный центр краеведения, этнографии и экскурсий Министерства образования Российской Федерации. На организацию школьного краеведения определенное влияние оказывают другие государственные учреждения и общественные Организации: Российская Академия образования, Педагогическое общество, Географическое общество. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, органы культуры, архивные органы и др. Тематика поисково-собирательской деятельности школьников-краеведов разнообразна и широка: от истории школы, улицы, села, памятника, завода и т.д. до серьезных исследований исторического и естественнонаучного характера, что предопределяет потенциальную возможность участия школьников-краеведов в реализации большинства направлений комплексной программы "Краеведение" и практически всех целевых программ. Союз краеведов России предполагает свое участие в школьно-краеведческом движении на основе координации принципов и методов деятельности с соответствующими органами народного' образования в следующих формах и направлениях: – создание условий для включения краеведческих организаций учащихся в региональные краеведческие общества; – делегирование Центру детско-юношеского туризма и Экспериментальному центру краеведения, этнографии и экскурсий Министерства образования Российской Федерации полномочий по организации участия школьников-краеведов (краеведческих объединений учащихся, поисково-собирательских клубов, отрядов, краеведческих кружков, школьных музеев и т.п.) в реализации комплексной программы "Краеведение"; – участие Союза краеведов России в туристско-краеведческом движении учащихся Российской Федерации "Отечество" и реализации его программы развития школьного краеведческого движения "Судьбы России", осуществляемого Центром детско-юношеского туризма Министерства образования Российской Федерации, в других комплексных, целевых, межведомственных программах, связанных с организацией и методикой школьного краеведения;
– участие в разработке проблем и вопросов теории, истории, методики и организации школьного краеведения; – участие в осуществлении научных исследований по проблеме "Педагогика и краеведение", апробировании и внедрении результатов этих исследований; – участие в организации, программном и методическом обеспечении системы подготовки и повышения квалификации руководителей краеведческой работы с учащимися школ, гимназий, лицеев, ПТУ, других учреждений образовательного характера; – участие в проведении массовых мероприятий со школьниками-краеведами (слетов, конференций, экспедиций, краеведческих викторин и т.п.).
Школьные музеи
Музеи в школах и других учебно-воспитательных заведениях создавались еще в дореволюционной России. Это одно из самых самобытных явлений в отечественной истории. Массовое развитие школьных музеев и их упадок всегда были связаны с политическими процессами, господствующей идеологией, экономическими преобразованиями и общественным сознанием, уровнем духовности и культуры. Деятельность школьных музеев неотделима от краеведческого движения, процессов в области культуры, досуга. Следовательно, реализация программы развития школьных музеев возможна лишь при тесном сотрудничестве и координации действий учреждений народного образования, науки, культуры, туризма, властных структур и общественных организаций. В первую очередь это обусловлено тем, что школьные музеи являются хранителями бесценного фонда историко-культурного наследия наряду с сетью соответствующих государственных учреждений. Необходимо учитывать и еще не до конца востребованный потенциал школьных музеев в учебно-воспитательном процессе. Прекращение жизнедеятельности школьных музеев может нанести непоправимый урон национальной культуре, делу воспитания молодого поколения. Основные направления деятельности: – привлечение внимания общества к школьным музеям, исходя из далеко не полностью раскрытого их потенциала в решении историко-культурных, учебных и воспитательных задач; – разработка концепций школьного музея на современном этапе исторического развития общества, определение его статуса и условий материального обеспечения;
– паспортизация школьных музеев и каталогизация их коллекций; – совершенствование деятельности школьных музеев, профессиональная подготовка их руководителей. Приложение 2 Л.И.Татаринова, О.Г.Ухина, Д.П.Мозговой
Программа курса "Экологическое краеведение". I блок программы – "Экологическая азбука" рассчитана на дошкольников и включает в себя 3 модуля для детей от 4 до 7 лет. II блок – "Живой дом" предназначен для младших школьников. III блок – "Мир вокруг нас" рассчитан на средних и старших школьников. IV заключительный блок программы – "Проблемы региона" – рассчитан на студентов профильных специальностей ВУЗов.
Программа курса "Экологическое краеведение"
Год обучения Тема занятий
I блок "Экологическая азбука"
Что за мир вокруг нас? 2. У солнышка в гостях 3. Почему дует ветер? 4. О чем журчит ручеек? 5. Кто делает погоду? 8. Путешествие в подземное царство. 7. Тайна зеленого листа. 8. Про белку и лося. 9,10. Без них земля бы скучала.
Истории старика-годовика. 1. Почему у месяца нет платья? 2. Когда бывает листопад? 3. Как звери зайчонка пугали или сказка про заячью шубу. 4. В гости к Морозу Ивановичу. 5. Где раки зимуют? 6. Весенние картинки. 7. Расцветает подснежник. 8. Приметы лета. 9. Цветов и красок хоровод. 10. Не топчи травку.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.019 с.) |