Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовные и художественные ценности
САМАРСКОГО КРАЯ
"Россия, распространяясь широко по вселенной, прославясь победами, доказавшими преимущество в храбрости и самым высокомысленным супостатам, поставив свои пределы в безопасности и привлекши к себе прилежное внимание окрестных народов, яко важнейший член во всей европейской системе, требует величеству и могуществу своему пристойного и равномерного великолепия в науках и художествах". М.В.Ломоносов План 1. "Россия сильна провинцией". 2. Литература и Самарский край. 3. Край в творчестве живописцев. 4. Страницы музыкальной жизни. 5. Летопись в камне и деревянные кружева. 6. Храмы и монастыри. 7. Возрождение традиционной культуры народов края.
Литература – Материалы научно-практических конференций (Репинские и Головкинские чтения...). – Самара, 1997. – Есть на Волге... Самарская область. – Самара, 1996. – Наследие. Самарский художественный музей. 100 лет коллекции. -Самара, 1997. – Наследие – современность. К 150-летию Самарской губернии. -Самара, 2000. – Памятники истории и культуры Самарской области. – Куйбышев,1979. – Самарское Поволжье в XX веке. Сборник материалов и документов. Самара. 2000. – Самара. Альбом. -Самара, 1995. – Самара. Культура провинции. Под ред. проф. В.П.Скобелева. -Самара. 1995. – Самарский художественный музей. Русская живопись ХVIII -начала XX века. -Самара, 1999. – Соловьева Л.А. Литературное краеведение. Пособие для учителя. -Самара. 1994. – Самарская область (география и история, экономика и культура).-Учебное пособие. – Самара, 1998. – Самарский край в контексте мировой истории. Сборник статей. Самара. 2000. – Самарский край в истории России. Материалы юбилейной научной конференции 6-7 февраля 2001 г. Самара 2001.
1. "Россия сильна провинцией".
Прав был великий историк, писатель и гражданин Николай Михайлович Карамзин: "Россия сильна провинцией", ибо и в самом деле обильна она природными богатствами и многообразна укладом жизни, неиссякаема талантами и терпением, трудолюбием и совестливостью. Российская провинция – это невиданное в мире многоцветье укорененных этносов с общей исторической судьбой и общим будущим. Огромен вклад в развитие государственности, экономики и культуры всех народов и всех российских земель. Особая роль в отечественной истории и истории культуры принадлежит Поволжью и его важнейшей составной части – Самарскому краю.
В Поволжье запечатлелась и отразилась вся сложность исторической судьбы России, весь ее бурный ход, прошлое и настоящее многих народов, живущих по берегам великой реки. С незапамятных времен Волга влекла к себе человека. Финно-угорские, иранские, тюркские, славянские народы оставили здесь следы своего обитания. Первые русские поселки, болгарские городища и селища, древнемордовские могильники, сарматские и половецкие курганы, другие памятники народов, имя которых не сохранило время, заполняют археологическую карту Самарского Поволжья. В музеях городов и сел области можно видеть изделия из уральской яшмы, кавказской и балканской меди, жуков-скарабеев из египетской стеклянной пасты, иранский фаянс, прибалтийский янтарь, германские монеты, славянские стеклянные браслеты и шиферные пряслица, глиняная посуда – все это и многое другое в разное время поступало сюда в результате торговых контактов и военных походов. Интерес к историко-культурному, духовному и художественному наследию является естественным проявлением живого чувства патриотизма, гордого сознанием красоты и вечности тех глубоких корней, на которых росла наша современная культура, созданная на земле, возделанной многовековым трудом народа. В 1920-1930-м годах археологическая экспедиция Общества археологии, истории, этнографии и естествознания под руководством профессора Самарского университета (1918-1927 гг.) Веры Владимировны Гольмстен обследовали почти всю Самарскую губернию и выявила 1200 археологических памятников. Перед Великой Отечественной войной и после нее экспедиции столичных археологов обнаружили свыше 100 новых памятников в зоне затопления будущего водохранилища. С 1970 года в течение 30 лет непрерывно работает Средневолжская археологическая экспедиция под руководством профессора Галины Ивановны Матвеевой. Экспедиция совместно с археологами педагогического университета и областного краеведческого музея обследовала около 1000 новых памятников. Многие годы велись раскопки замечательного средневекового памятника волжских болгар – Муромского городка. Десятки книг, сотни статей археологов посвящены самарским древностям. Тысячи уникальных находок – свидетельств минувших эпох можно сегодня видеть в краеведческих и исторических музеях Самары, Сызрани, Тольятти, Похвистнева, Сергиевска, Борского, Большой Глушицы, Августовки, многих других музеях области.
Самара, Сызрань долгие годы были форпостами на восточных рубежах Руси, играли важную роль в освоении гигантского заволжского региона. О том времени напоминают остатки крепостных укреплений, рвы и валы Ново-Закамской и Самарской укрепленных линий. Знавал наш край пожары крестьянских войн. Помнит великая река Степана Тимофеевича Разина и Емельяна Ивановича Пугачева, вольницу Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Богдана Барбошу, героев "сибирского взятия", заунывные бурлацкие песни, легенды о "голытьбе", которой Волга грезилась колыбелью свободы. Веками текла на Волге жизнь во всем своем разнообразии. Крестьянский труд землепашца и скотовода, полная опасностей жизнь стрельца и казака, воина-кочевника, бурлацкие ватаги, тянувшие огромные баржи, и безымянные могилы по всему волжскому берегу... Громадные потоки зерна, шедшие по Волге снизу вверх – к Нижнему Новгороду, Ярославлю, к Петербургу и за рубеж. И огромные ярмарки, на которых волжские деловые люди демонстрировали свою растущую силу, а рабочие и ремесленники -свое удивительное профессиональное мастерство... Волжские "пышные воды" (так говорил о них А.С.Пушкин), пейзажи волжских берегов, их лиричность и покоряющий простор, бытовые устои и вековые трудовые навыки волжан – все это многогранно, прямо или косвенно, отражалось в русский культуре, вошло в нее крепким примечательным звеном. Здесь ярко проявляются исконно национальные, из самых глубин народной жизни и быта идущие культурные традиции и эстетические нормы. С дедовских стародавних времен Поволжье – страна зодчих, художников, людей неутомимого творческого труда и неукротимой фантазии. На страницах истории края – десятки имен выдающихся писателей и поэтов, художников и артистов, которые были тесно связаны с Волгой жизнью своей и творчеством. Едва ли есть в России другой район, где бы народное искусство во всем его многообразии форм, во всей его устойчивости было бы представлено так широко и полнокровно, как здесь. В народном искусстве волжан широко используются дерево и керамика, металл и лаки, камень и ткани, кожа... Диапазон художественной изобретательности, масштабы применения этих материалов, способы их обработки – необозримы. Народная культура Поволжья необычайно многолика. Веками крестьяне-резчики украшали жилые дома огромными плоскостями монументальной и фантастически затейливой в деталях резьбы. А мастера-хлебопеки переносили те же приемы на пряничные доски, наивные и исполненные мягкого, доброго юмора, поразительно точные в передаче множества бытовых подробностей. А вышивка народов Поволжья? А чудесная керамическая и деревянная игрушка? А величественные деревянные храмы – по 300-400 лет стоявшие в глухих приволжских селах...
Очевидно, что между столь развитым на берегах Волги народным творчеством и российской "большой культурой" искони существовали прочнейшие связи. Все крупнейшие явления национальной культуры восходят к народным истокам, питаются ими. Это глубинный процесс, который нельзя сводить к сюжетным сопоставлениям или формальным заимствованиям, к созвучию мотивов и интонаций. Речь идет о типе художественного сознания и осознания мира, об общем гуманистическом строе культуры, о ее эстетическом фундаменте. И в этом смысле литература и искусство России предстают непоколебимо верными традиционным народным истокам.
Литература и Самарский край.
Великая река веками воспевалась в стихах, в полных лирического очарования очерках и зарисовках, в романах и драматических произведениях, в музыке и картинах... Поэты и писатели высоко ставили меткость поволжской народной речи, свежесть крестьянского языка. Самарские наблюдения отразились в творчестве А.С.Пушкина, А.Н.Островского. Самарская действительность дала обширный материал А.М.Горькому, Г.И.Успенскому, А.Н.Толстому, А.С.Неверову, К.А.Федину, Н.Г.Гарину-Михайловскому, С.Г.Скитальцу, С.Т. Аксакову, А.В.Ширяевцу (Абрамову), Е.Н.Чирикову, А.Я.Дорогойченко, Артему Веселому (Н.И.Кочкурову), В.Багрову (В.А.Бестеменникову), В.Н.Мясникову, Е.В.Лазареву, Б.З.Сиротину, В.А.Евсеичеву, В.А.Столярову и многим другим художникам слова. А.С.Пушкин путешествовал по территории Самарского края в 1833 г. Проездом был в Красном Яру и Смышляевке. Поэт собирал материалы о пугачевском восстании для книги "История Пугачева" и повести "Капитанская дочка". В январе-феврале 1849 г. около месяца в Самаре провел А.Н.Островский, закончивший здесь свою первую комедию "Банкрот" ("Свои люди – сочтемся") и здесь же впервые публично ее читавший. Т.Г.Шевченко, возвращавшемуся из ссылки в Петербург осенью 1857 г., Самара не понравилась хотя он ее и назвал "приволжский Новый Орлеан". Но полвека спустя, летом 1916 г. Б.Пастернак нашел город восхитительным: "Самара – лучший, греховнейший, элегантнейший и благоустроенный кусок Москвы, выхваченный и пересаженный на берега Волги". В Сергиевском районе около деревни Гундоровки до недавнего времени существовали остатки усадьбы Н.Г.Гарина-Михайловского (1852-1906), автора известной тетралогии "Детство Темы", "Гимназисты", "Студенты", "Инженеры". Многократно он бывал в селе Богдановка Кинельского района, принадлежавшем его тестю, самарскому помещику В.И.Чарыкову. В 1890-е гг. Н.Г.Гарин-Михайловский финансировал издание газеты "Самарский вестник".
Уроженец с.Новиковка Ставропольского уезда А.С.Скобелев (А.Неверов), ставший прозаиком, драматургом, литературно-общественным деятелем с 1903 по 1915 гг. учительствовал в селах Ставропольского и Самарского уездов. Его рассказы и очерки печатались в столичной периодике. Самая знаменитая – повесть "Ташкент – город хлебный". Она была переведена на ряд европейских языков, а также на китайский и японский. В с.Ширяево родился и вырос замечательный поэт, друг С.А. Есенина – А.В.Ширяевец (Абрамов). Все его литературное наследие связано с Волгой и Жигулями. Кинельский район связан с именем Г.И.Успенского (1843-1902). Здесь в селе Сколково он жил с семьей с марта 1878 по август 1879 г. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) впервые посетил Самарский край в мае 1851 г. по дороге на Кавказ. В 1872 г. по настоянию врачей приехал на полтора месяца в самарские степи для лечения кумысом. Здесь он приобретает имение площадью 2500 десятин. В 6 км к востоку от села Гавриловна Алексеевского района находился его хутор. Жил Л.Н.Толстой в этом районе и на Сухом Тананыке. В 1978 г. в связи с 150-летием со дня рождения Л.Н. Толстого на месте обеих усадеб были установлены памятные знаки. В 1870-е начале 1880 гг. – Лев Николаевич почти ежегодно приезжал с семьей в свое самарское имение, занимался земледелием и коневодством. Знакомство с жизнью местных крестьян имело большое значение для развития общественных и религиозно-философских взглядов писателя. В 1871-1874 гг., в период засух и неурожаев, Л.Н.Толстой организовал сбор средств в помощь голодающим. В 1873-1874 гг. поступило 1,867 млн. рублей частных пожертвований и 21 тыс. пудов хлеба. И после продажи имения Л.Н.Толстой не прерывал связи с Самарской губернией. Крестьяне часто писали ему. В период голода 1899 г. лично им было отправлено переводов более чем на 7 тыс. рублей. После смерти Л.Н.Толстого и 14 верстах от Самары образовалась колония его последователей. Она получила название Зубчаниновка по имени основателя – Евгения Зубчанинова, главного инженера Самарско-Златоустовской железной дороги. Центральная улица поселения была названа в честь Л.Н.Толстого. Она была обсажена в четыре ряда самыми красивыми деревьями. В Самаре к 80-летию русского гения была опубликована целая серия материалов в местных газетах. По решению городской Думы ул.Москательная была переименована в ул. Льва Толстого. В дни болезни писателя в 1910 г. в самарской прессе печатались бюллетени о состоянии его здоровья. После смерти Л.Н.Толстого в городском театре состоялся траурный вечер, длившийся более 4 часов (25 ноября 1910 г.). Свою литературную деятельность М.Горький (А.М.Пешков) начал в Самаре. В 1895-1896 гг. он работал в "Самарской газете", где вел обзор печати и регулярно публиковал фельетоны за подписью "Иегуднил Хламида" на самые разные темы: от проблем зерноторговли до новостей театральной жизни города. Здесь им написано около 100 фельетонов, свыше 40 рассказов, очерков и набросков. На страницах "Самарской газеты" впервые были опубликованы поэмы "Песня о Соколе", цикл рассказов "Старуха Изергиль". Рассказ "Челкаш", написанный в Самаре, был опубликован в журнале "Русское богатство". Сохранились дома, где жили А.М.Горький (ул. Степана Разина, 126, и дом на улице Куйбышева, 91). В одном из домов (ул. Степана Разина, 126) был открыт литературный музей. В подвальном этаже музея была воссоздана обстановка, где жил писатель. Два этажа – занимает экспозиция с материалами, посвященными самарскому периоду творчества М.Горького и других известных русских писателей: Н.Г.Гарина-Михайловского, Г.И.Успенского, Л.Н.Толстого, А.С.Неверова, А.В.Ширяевца (А.Абрамова).
На самарской земле прошли детские годы известного русского писателя А.Н.Толстого (1883-1945), Детство его прошло на хуторе в имении отчима А.А.Бострома (ныне с.Павловка Красноармейского района). Этому периоду жизни писателя посвящена автобиографическая повесть "Детство Никиты" (1920). В 1897-1898 гг. А.Н.Толстой учился в Сызранском, а в 1898-1902 гг. – в Самарском реальных училищах. Продолжил образование в Санкт-Петербургском технологическом институте (1901-1905) и в Королевской саксонской высшей технической школе в Дрездене (1906). Каникулы в годы учебы проводил в Самаре. После смерти матери (1906) приезжал в Самару и Самарскую губернию в 1908, 1909, 1910, 1913, 1930 и 1936 годах. Последний раз был в Самаре (Куйбышеве) в январе-феврале 1942 г. В этот приезд участвовал в пленуме Комитета по Сталинским премиям, в совещании "Искусство в дни Великой Отечественной войны", присутствовал на репетиции 7-й симфонии Д.Шостаковича в исполнении оркестра Большого театра. По самарским впечатлениям были написаны рассказы и повести заволжского цикла, которые сразу принесли писателю известность. Затем последовали повести "Детство Никиты" и сказка "Золотой ключик, или приключения Буратино", трилогия: "Хождение по мукам" и роман "Петр I". Действие трилогии "Хождение по мукам", повествующей о судьбах людей в период революции и гражданской войны (1918-1920) частью происходит в Самаре. Для исторической достоверности эпизоды одноименного фильма (1973) снимались в старой части города. К столетию со дня рождения писателя в январе 1983 г. был открыт музей А.Н.Толстого в бывшей усадьбе, которая была построена в 1881 г. архитектором Д.Вернером. С 1899 г. до революции 1917 г. она принадлежала отчиму писателя – А.А.Бострому. Для миллионов людей Волга стала окном в жизнь, средством познания мира, его бескрайности и красоты. Наверное, поэтому Волга всегда представляется нам весенней рекой. Песни звучали над ней всегда: нежные и грустные, буйно-развеселые и беззаботные, геройские и шутливые – разные, но всегда задушевные, исполненные жизни и веры в счастье и человеческую красоту. Начало собиранию и изучению народного творчества положил фольклорист, писатель, педагог Виктор Гаврилович Варенцов (1824-1867), опубликовавший в 1862 г. уникальный для того времени "Сборник песен Самарского края". Подлинным певцом Волги был симбирянин-фольклорист, этнограф и поэт Дмитрий Николаевич Садовников (1847-1883), составивший самый полный и лучший в научном отношении сборник "Загадки русского народа". В 1884 г. увидел свет его сборник "Сказки и предания Самарского края". А.А.Коринфский (1868-1937) – один из самых плодовитых авторов в дореволюционной России, неоднократно путешествовал по Самарской губернии и опубликовал о ней интересные сведения в сборниках "Бывальщина и картины Поволжья" (1899), "Волга. Сказания, картины и думы" (1903), "Народная Русь..." (1901). Волга подарила песенное слово и великую судьбу Федору Ивановичу Шаляпину (в Самаре – могила его матери) и Лидии Андреевне Руслановой. Величием и красотой Волга очаровывала не только русскую душу, но и души гостей из других стран. Автор "Трех мушкетеров" и "Графа Монте-Кристо" Александр Дюма после путешествия в Россию выпустил в 1859 году книгу "От Парижа до Астрахани". В путевых заметках он; в частности, писал: "Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу – самую большую реку в Европе, царицу наших рек, и я поспешил поклониться ее величеству Волге". Волжская могучая раздольная песня "Эй, ухнем!" покорила композитора Гуно, автора оперы "Фауст". Недаром он признавался: "Скорее бы я выпил всю воду в Волге, чем охладел бы к чудным звукам этой русской песни".
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.029 с.) |