Скорбь Исава и благословение его. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Скорбь Исава и благословение его.



 

30. Как скоро совершил Исаак бла­гословение над Иаковом (сыном сво­им), и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, при­шел с ловли своей. 31. Приготовил и он кушанье, и при­нес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мои, и поешь дичи сына тво­его, чтобы благословила меня душа твоя. 32. Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

Рассказ о благословении Исава изложен не менее рельефно; вместе с тем еще более возвышается преимущество благословения Иакова над благо­словением Исава: такому впечатлению служат все подробности рассказа. Так, по святому Иоанну Златоусту, “кто не изумится промышлению Божию в том, что Исав не преж­де пришел с ловли, как уже цель этого умысла была достигнута, и Иаков, получив благословение от отца, вышел от него?” (Бес. на Быт. 53, с. 569). По раввинам, Исав пришел непосредственно после выхода Иакова.

Обстановка беседы Исава с отцом напоминает беседу Иакова, толь­ко, по замечанию Раши, приглашение Исавом отца к столу звучит (ст. 31) грубее, чем подобное же приглашение (ст. 19) Иакова (в евр., LХХ и в слав. глагол встать здесь — в 3-м л., а в 19 ст. — во 2-м).

 

33. И вострепетал Исаак весьма вели­ким трепетом, и сказал: кто ж это, который достал (мне) дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.

Вместо ожидаемого негодованья на обманщика, Исаак трепещет вследствие ясного ощущения, что случившееся произошло по допущению силы Божь­ей. Это сознание в связи с присущею патриархальному времени верою в непре­ложность отеческого благословения побуждает Исаака оставить всякую нереши­тельность и твердо заявить об Иакове: “я благословил его, и он будет благосло­вен,” тем он приводит Исава в возбужденное состояние жгучей скорби и напря­женной мольбы.

 

34. Исав, выслушав слова отца свое­го (Исаака), поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня. 35. Но он сказал (ему): брат твой при­шел с хитростью и взял благословение твое. 36. И сказал (Исав): не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первород­ство мое, и вот, теперь взял благослове­ние мое. И еще сказал (Исав отцу свое­му): неужели ты не оставил (и) мне благословения? 37. Исаак отвечал Исаву: вот, я поста­вил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?

Он не требует перенесения на него благословения, данного Иакову, а лишь просит какого-либо, хотя бы и меньшего, благословения, при этом в таин­ственное значение благословения Иакова он не проникает и даже склонен постав­лять благословение в зависимость от каприза отца (хотя, подобно Исааку, считает отеческое благословение, разданное, неизменным).

“Благословение, данное Иакову, Исаак почитает препятствием благосло­вению Исава:

а) по самому содержанию первого благословения, в котором уже включалось унижение Исава;

б) потому, что в нечаянном благословении Иакова он видит руку Божию, карающую Исава;

в) не потому ли еще, что сила благословения, которая обитала в патриархе и посредством духовного общения переходи­ла от предков к потомкам, — что сия сила, единожды быв возбуждена верою и излита всею полнотою своею, обыкновенно не возбуждалась более в преподав­шем ее в прежнем образе и степени” (м. Филарет, Зап. на кн. Быт. 2:35).

Раввины в пояснение отказа Исаака выставляют ходячий у них принцип: “раб и все принад­лежащее ему, принадлежат его господину; посему всякое благословение, какое бы ни дал Исаак Исаву, принадлежало бы Иакову, в силу данного ему подчинения Исава” (Beresch. rabb., s. 323).

 

38. Но Исав сказал отцу своему: не­ужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И (как Исаак молчал,) возвысил Исав го­лос свой и заплакал.

Искренняя скорбь Исава достойна сострадания (хотя и не снимает с него ответственности за двукратное пренебрежение первородства — при продаже его и при женитьбе), и Исаак (ст. 39), тронутый (LXX: κατανυχΰένεος), хотя и после некоторого раздумья, благословляет его — в выражениях, по началу тождественных с благословениями Иакову. Плодородие почвы и обилие росы обещается Исаву так же, как и Иакову (вопреки некоторым толкователям, напр., Кнобелю, Кейлю, что Исаву предвещается лишение и этих благ), а различие — лишь в степени по­литической самостоятельности и благосостояния (ср., впрочем, Мал. 1:3[826]).

 

39. И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; 40. и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

 

Жить мечем ” — жизнь разбойнических нападений на караваны и путни­ков, — такова, действительно, была жизнь идумеев. Пророчество Исаака на них сбывается с точностью. Сначала потомство Исава возрастает, богатеет и имеет царей раньше Израиля (36:31[827]). Но уже 1-й царь Израиля Саул имел успех против Едома (1 Цар. 14:47[828]), а при Давиде все идумеи сделались рабами (2 Цар. 8:14[829]), а затем, исключая отдельные восстания при Соломоне (3 Цар. 11:14[830]), Ахазе (4 Цар. 14:7[831]) и др., после разрушения остатков едома (Ам. 9:11-12;[832] Иер. 49:17[833]), наконец, при И. Гиркане, через обрезание, окончательно вошли в состав Иудейского государства. Но “пришло время” — по Таргуму: “когда Израиль отверг иго закона, то едом сверг с себя иго его,” — и в лице Ирода Вел. и его дома Иудея приняла даже царей от идумеев.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.005 с.)