Экологическая концепция в музеологии и музейном строительстве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологическая концепция в музеологии и музейном строительстве.



Возникновение экомузеев как комплексного понимания среды обитания человека и инструмента анализа культурных явлений. Типологическое разнообразие экомузеев: парк-музей, этнографический музей-заповедник под открытым небом, музеефицированные объекты, центр промышленного наследия и др.

Новый тип музейного учреждения – «экомузей», как результат осмысления в деятельности музеев экологи­ческих проблем, влияния идей регионального развития и демократизации традиционного, классического музея. Опыт создания региональных природных парков во Франции, экомузеев Португалии,региональных исторических музеев Швеции.

Организация музеев-заповедников, экомузеев, национальных парков в системе УИТ (уникальные исторические или историко-культурные территории) и ООПТ (особо охраняемые природные территории).

Художественные музеи: новые подходы. Влияние культуры постмодерна.

Изменение статуса музея из эстетического «субъекта» в традиционном понимании в центр аккумулирования информации, документации и т. д.

Роль художника и куратора выставки (проекта) как начала, задающего направление и глубину интерпретации. Появление новой концепции художественного музея, новые подходы: влияние семиотической, герменевтической, социологической и др. концепций.

Влияние постмодернистской эстетики на институт и функции музея.

Становление концепции личностного восприятия экспозиции в эпоху постмодернистской эстетики. Появление музеев современного искусства в начале XX века как музеев эпохи постмодернизма; их структура и состав фондов.

Крупнейшие музеи современного искусства в мире, история коллекций и особенности функционирования.

Процесс модернизации традиционных музеев.

Новые тенденции в музейном мире 1980-1990-х гг.

Новые принципы организации музейной среды; модернизация методов построения и проектирования музейных экспозиций; новые типы коммуникации в музее; роль междисциплинарных подходов для их формирования.

Интерактивность как базовый принцип музейно-педагогической деятельности.

Роль в современных условиях музейного менеджмента и музейного маркетинга для всех аспектов культурно-образовательной деятельности музеев.

Создание музейных объединений как эффективный способ привлечения туристов в удаленные места.

Виртуальные музеи и музейные сайты как инновационный музейный продукт, привлекающий посетителя.

Значение методологических разработок для изучения музейной аудитории.

Тенденция к отысканию музеем уникального, специфического профиля.

Выделение в особую сферу музейной деятельности непрофессионального искусства, маргинальных культур и примитивного искусства.

Принципы «интегрированного музея» и «новой музеологии».

Формирование обширного пространства арт-рынка и место в нем института музея.

Музейное законодательство и проблема финансирования государственных музеев, их влияние на сохранение статуса музея как социокультурного института и научно-исследовательского учреждения.

Образовательные технологии

 

В учебном процессе, с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, используются различные виды учебной работы (лекции, семинары и самостоятельная работа) и сочетаются активные и интерактивные формы проведения занятий (работа с интернет-ресурсами, подготовка рефератов и мультимедийных презентаций, просмотр медиаресурсов кафедры, а также в лекториях СГХМ им. А.Н. Радищева и ЗНБ СГУ), предполагается участие в научно-практических конференциях и круглых столах по проблематике изучаемого курса.

При изучении дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены адаптивные технологии: предоставление на электронную почту обучающегося лекционного материала, образцов мультимедийных презентаций, ссылок на интернет-ресурсы, предоставление возможности индивидуальной консультации.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном nроцессе они должны составлять не менее 40% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% аудиторных занятий.

Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.

Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.

Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники (видео-лекция). Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов — людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, таблиц, графов, графиков, моделей).

Семинарские занятия служат для дальнейшего уяснения и углубления сведений, полученных на лекциях, а так же для приобретения навыков применения теоретических знаний в практике.

Программа предусматривает формы инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов. При освоении данной образовательных программы с использованием дистанционных образовательных технологий на период получения образования предоставляются учебные материалы, особое внимание уделяется самостоятельной работе студента: предлагаются специальные домашние задания. Коммуникация с учащимися осуществляется посредством сети Интернет.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа:

Видами самостоятельной работы для данного курса являются: изучение конспектов; изучение источников, научной, учебно-методической литературы по изучаемой проблематике; написание рефератов; подготовка мультимединых презентаций; отчеты по монографиям и др. публикациям по изучаемой проблематике; посещение выставок и экспозиций в СГХМ им. А.Н. Радищева и его филиалов; знакомство с медиаресурсами и электронными ресурсами по специальной и общекультурной, искусствоведческой и музеологической направленности.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (на выбор из каждой темы):

Реферат 1

Тема 1. Предмет и структура курса. Понятийный аппарат. Теории происхождения музеев.

Музей: храм или форум?

1. Представления о социальной миссии музея Н. Федорова, о. П. Флоренского.

2. Концепция «живого музея» в трудах философов и музееведов начала XX века (Н. Федоров, о. П. Флоренский, К.Дана).

3. Взаимоотношения профильного музея и предметного знания и их динамика.

4. Музеология как знание и область практической деятельности.

Реферат 2

Тема 2. Протомузеи в Древнем мире и средневековье.

1. Формирование в цивилизациях Древнего Востока институтов библиотеки и музея-школы, состав коллекций.

2. Протомузеи Древней Греции: святилища, храмы, пинакотеки, глиптотеки.

3. Коллекции в сокровищницах храмов: состав, использование.

4. Музеи Эллады и их роль в воспитании свободных граждан полиса. Сакральные функции художественных собраний в Древней Греции.

5. Значение храмовых сокровищниц, портиков и коллекций вилл в общественной жизни Древнего Рима.

6. Частные собрания Древнего Рима.

7. Хранение и экспонирование общественных собраний Древнего Рима.

8. Протомузеи в Средние века.

9. Христианская Европа: монастырские и храмовые сокровищницы.

10. Христианская Европа: светские сокровищницы и частное коллекционирование.

11. Мусульманский мир Средневековья: сокровищницы мечетей, гробниц, дворцов.

Реферат 3

Тема 8. Музеи конца XVIII – первой половины XIX в.

8.1. Музейная политика в эпоху Французской революции.

8.2. Формирование французских музеев в первой половине XIX в.

8.3. Итоги музейной политики республиканской и наполеоновской Франции.

1. Новые социальные функции музея: лозунг Искусство принадлежит народу» и открытие музеев для масс.

2. Музейная деятельность Наполеона: музей Разума в церкви Мадлен.

3. Новая концепция Лувра.

 

Реферат 4

Тема 11. Музеи мира второй половины XIX - начала XX в.

11.1. Роль первых всемирных выставок Европы в формировании просветительской функции музея.

1. Первая Всемирная выставка 1851 года в Лондоне: задачи и экспонаты выставки, ее связь с промышленным переворотом.

2. Концепция музея в Южном Кенсингтоне и проблема искусства и промушленности в культуре XIX века.

3. Успех выставок в Лондоне и Париже: переход от элитарного к общедоступному музею.

4. Образовательные концепции музеев Европы и их связь с национальными культурными традициями.

Реферат 5

Тема 11. Музеи мира второй половины XIX - начала XX в.

11.2. Новые типы музеев и формы работы с посетителем в конце XIX - начале XX в.

1. Музей в реформировании образования конца XIX – начала XX века.

2. Зарождение музейной педагогики как сферы практической деятельности и области знания.

3. Музейная педагогика в составе современной музеологии: статус, предмет, инструментарий.

4. Музейные коммуникации: их связь с культурно-исторической парадигмой.

5. Изучение посетителя как новое направление в музейных исследованиях и практической деятельности.

6. Музей и посетитель в традиционном профильном музее: характер коммуникации и ее историческая динамика.

Реферат 6

Тема 12. Музеи мира второй половины XX в.

12.2. Современные этнокультурные процессы и модернизация этнологических музеев.

1. Музей в становлении и развитии этнографического цикла наук (типология музеев, концепция и ее реализация).

2. Музей в сохранении и освоении традиционной (национальной) культуры. Скандинавская модель.

3. Современный этнографический музей: презентация предметного знания или модель традиционной культуры?

Реферат 7

Тема 12. Музеи мира второй половины XX в.

12.4. Экологическая концепция в музеологии и музейном строительстве.

1. Ж.А. Ривьер и его концепция экомузея (эволюция определения).

2. Концепция экомузея в трудах французского музеолга Юга де Варина. Принципы создания и функционирования экомузея.

3. Экомузей в постколониальном пространстве: концепция, особенности деятельности.

4. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) как музейные учреждения: функции, типология, краткая характеристика.

5. Уникальная историко-культурная территория (УИКТ) как способ сохранения и освоения наследия: определение, типология, краткая содержательная характеристика.

6. Экологические программы в деятельности традиционных музеев.

7. Музей в экологическом образовании и воспитании: просветительские программы в классическом музее.

Контрольные вопросы к коллоквиумам (семинарские занятия):



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.022 с.)