Режим политической опеки Гоминдан (1928 – 1946 гг. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Режим политической опеки Гоминдан (1928 – 1946 гг. ).



В конце 1928 г. с занятием Пекина Гоминьдан провозгласил установление с 1 января 1929 г. особого режима – «политической опеки»: единовластие партии гоминьдана и подавление анархистско-революционных выступлений.

Режим был признан всеми политическими силами страны, кроме коммунистов. КПК начала формирование собственной армии, развернула классовую политическую борьбу с радикальными лозунгами социального переустройства.

Режим был легитимизирован Национальным собранием в мае 1931 г., на котором была принята новая Конституция Китайской республики.

Конституция 1931 г. провозгласила партийный абсолютизм: вся власть в стране принадлежала Национальному конгрессу гоминьдана (т. е. съезду партии). Между съездами государственные функции исполнял Центральный исполнительный комитет партии (ЦИК). Непосредственная правительственная власть принадлежала Национальному правительству: оно командовало армией, определяло бюджет, решало вопросы войны и мира, могло издавать распоряжения об амнистии. Выступая как бы коллективный глава государства. Национальное правительство в свою очередь распадалось на 5 юаней (советов). Во главе правительства стоял председатель, назначаемый ЦИК гоминьдана. Председатели юаней назначались по представлению правительства, которое практически сливалось с внеконституционным органом – Центральным правительственным советом ЦИКа гоминьдана. Собственно управление, подготовка законопроектов были в полномочиях Исполнительного юаня. Законодательный юань (49-99 чел.) назначал председателя правительства по представлению ЦИК, утверждал и опубликовывал законы. Судебный юань – был и непосредственно судебным органом, и назначал еще отдельный Верховный суд. Контрольный юань (29-49 чел.) ведал отчетами должностных лиц, расследованием их действий, вопросами цензуры. Провинции и округа располагали, кроме всего, собственной администрацией.

Кроме этого, партия гоминьдана предприняла некоторые социально-правовые реформы, среди которых самой важной была аграрная (1930). Сохраняя частнособственнические владения, закон ограничил размеры арендной платы, а также собственно земельных частных владений. Сформировалась система полугосударственных профсоюзов. Приняты первые в Китае законы об охране труда, о минимальном уровне заработной платы.

Политика гоминьдановского правительства способствовала обострению важнейшего для истории Китая социального противоречия – между капитализирующимся Югом и аграрным Севером. Это историческое противостояние стало базой для развернувшейся гражданской войны между гоминьдановским правительством и закреплявшей на Севере «советской системой» под руководством КПК. Раздробленности страны способствовала начавшаяся с октября 1931 г. японская агрессия.

В целях борьбы с японскими оккупантами Гоминьдан прекратил военные походы против армий, руководимых КПК, и установил с нею политическое и военное сотрудничество. Соглашение с КПК закрепило новый раздел Китая: на провинции, подконтрольные гоминьдану, где проживало около 70% населения, и особые районы, где складывалась система советской власти под руководством КПК (остальные 30%).

Образование КНР. Конституция 1954 г.

Исход Второй мировой войны изменил соотношение сил не в пользу гоминьдановского правительства. Летом 1946 г. в Китае началась гражданская война, которая закончилась победой КПК над Гоминьданом.

На завершающем этапе революционно-гражданской войны КПК объединила под своим руководством политические движения и общественные организации, не участвовавшие в гоминьдановском управлении и в гражданской войне. Съезду этих партийно-общественных объединений Единого народно-демократического фронта, получившему название Народного политического консультативного совета Китая (НПКС), было придано учредительное значение.

1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР)

В переходный период становления нового государства (1949-1954 гг.) государственно-политический строй определялся Временной конституцией, которую составляли политико-партийные акты НПКСК: Программа НПКСК, Органический статут и особый Закон об организации центрального народного правительства. Китай провозглашался государством народной демократии, основанной на диктатуре народа и социалистической организации общества. Народу в целом принадлежали политические права, статус граждан определялся прежде всего через их обязанности.

В этот период принимаются: Закон о земельной реформе, на основе которого была осуществлена конфискация земель помещиков, а также скота и инвентаря, причем все это распределялось между «нуждающимися» крестьянами. Закон о браке признавал свободу вступления в брак и принцип единобрачия. Был также принят Закон о судах и прокуратуре - они строились по образцу Советского Союза.

Завершенный государственный и правовой порядок нового, социалистического строя установился с принятием конституции КНР.

 

Конституция 1954 г.

Конституция 1954 г. провозглашала Китай «государством народной демократии, руководимым рабочим классом и основанном на союзе рабочих и крестьян».

Важнейшее место отдавалось провозглашению права на труд, отдых, социальную помощь государства, образование. Охранялась собственность на трудовые доходы и жилой дом. Кроме общедемократических свобод слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища, закреплялось традиционно важное для китайцев право на подачу жалоб в государственные органы. За гражданами закреплялись и обязанности: соблюдать Конституцию, платить налоги, беречь общественную собственность.

 

Устанавливала основы новой организации всего гражданского общества.

В области аграрных отношений государственная политика предполагала ограничение и ликвидацию т. н. «кулачества» (частных хозяев).

В сфере экономики вообще – ограничение и вытеснение буржуазии. Наряду с государственной, кооперативной и собственностью «тружеников», допускала частную собственность, но предусматривалась возможность ее реквизиций в «общественных интересах» без гарантий возмещения. Принципом экономики провозглашалось ее государственное регулирование в виде планирования.

Основы государственно-политической системы определялись господством КПК. Другие общественные организации и партии действовали только в союзе с ней в составе провозглашенного в 1948 г. Народно-демократического Единого фронта. Организационной структурой Фронта считалась НПКС.

Китай - унитарное государство с ограниченной автономией на­циональных окраин.

 

Система органов государственной власти и управления

Высшим представительным органом было Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Оно составлялось из депутатов, выдвигаемых разными общественными организациями и местными собраниями на разных основаниях (примерно 1 делегат на 0,8 млн. жителей). Конституция не содержала правоположений об избирательном праве. По специальным законам, избирательное право было не всеобщим (лишались его прежние помещики, «контрреволюционеры» и т. п.) и неравным (городские и сельские районы были представлены как 1:8). Выборы проходили открыто и, как правило, были не голосованием, а делегацией. Предусматривались жесткие квоты для некоторых уровней администрации и, главное, для представительства Народной армии. ВСНП избиралось на 4 года, но его полномочия могли быть продлены. ВСНП осуществляло законодательную деятельность, контроль за соблюдением Конституции, решало важнейшие государственно-политические и хозяйственно-экономические вопросы. Все другие государственные институты и должностные лица формально подчинялись ВСНП. В составе ВСНП действовало несколько постоянных комиссий, но они не обладали самостоятельным значением и законодательной инициативой. Между сессиями (очень непродолжительными) ВСНП власть осуществлял Постоянный комитет ВСНП (в составе 79 чел.). Он обладал полномочиями коллективного главы государства: определял ход выборов ВСНП, толковал законодательство, издавал указы, контролировал должностных лиц, заключал международные договоры.

Параллельно полномочиями главы государства пользовался единоличный Председатель КНР, этот пост занимал Мао Цзедун (лидер КПК).

Правительственные функции исполнял Государственный совет. Его образовывало ВСНП, перед ним он был и ответственен. Возглавлял правительство премьер. Госсовет был коллективный орган, управлявший текущей государственной деятельностью министерств. Образование и реорганизация министерств осуществлялась ВСНП (первоначально их было образовано 30, с 1956 г. стало 41 министерство и 7 правительственных комитетов).

На местах органами управления были местные собрания народных представителей и соответствующие исполкомы. Провинциальные избирались населением на тех же принципах, что и ВСНП, на 4 года, низовые – на 2 года с правом отзыва депутатов. Собрания и исполкомы ведали исполнением и соблюдением законов, составляли местные бюджеты (за счет общегосударственных средств), ведали назначением председателей местных судов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.007 с.)