Обоснование производственной мощности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование производственной мощности



 

Наиболее распространенным методом экономического обоснования мощности является анализ критической точки. Этот метод успешно применяется для обоснования выбора вариантов инженерных решений и организационно-технических мероприятий как при проектировании, так и планировании производственных процессов.

Анализ критической точки предназначен для обоснования мощности путем отбора и идентификации объема выпуска с наименьшими общими затратами. Целью анализа является нахождение точки (в денежных единицах или единицах продукции), в которой затраты равны доходу; эта точка является критической точкой (точкой безубыточности). Анализ критической точки требует оценки постоянных затрат, переменных затрат и дохода. Постоянные затраты— это затраты, которы&существуют, даже если ничего не производится. Переменные затраты — это затраты, которые варьируются с изменением объема производства. Главная компонента в переменных затратах — это затраты труда или материалов. Важным элементом анализа критической точки является функция дохода (рис. 7.1).

 

 

Рис. 7.1. Базовая критическая точка

Когда функция дохода пересекает линию общих затрат, это и есть критическая точка, от которой область прибыли лежит вправо, а область убытков - влево.

Затраты и доход показаны как прямые линии; они представлены линейно возрастающими, т. е. находящимися в прямой зависимости от количества произведенных единиц товара. Но на практике ни постоянные, ни переменные затраты (и функция дохода) не будут прямыми линиями. Например, постоянные затраты изменяются в зависимости от стоимости оборудования или используемой производственной площади; затраты труда изменяются при сверхурочных работах или при изменении квалификации наемных рабочих; функция дохода может измениться при действии таких факторов, как скидки в зависимости от объема, и т. д.

Формулы для анализа критической точки ВЕР (в денежных единицах или единицах продукции):

где TR — общий доход;

ТС — общие затраты;

BEP(x) — критическая точка в единицах продукции;

ВЕР($) — критическая точка в денежных единицах (д. е.);

Р цена единицы продукции; х— количество произведенных единиц;

F постоянные затраты;

V переменные затраты на единицу продукции.

 

Когда общий доход эквивалентен общим затратам, получаем:

Или

Решая относительно х, имеем:

Прибыль составит:

Используя эти соотношения, можно непосредственно определить критическую точку и прибыль. Критическая точка может также показывать, например, область наибольшей прибыли. Имеется возможность из ряда альтернативных вариантов выбрать процесс с наименьшими затратами и наибольшим значением прибыли, как показано на рис. 7.2. Такой график обычно называют картой пересечений. Различные процессы могут быть представлены различными значениями затрат; из различных выпусков только один будет иметь наименьшие затраты.

Рис. 7.2. Карты пересечений

 

Для однопродуктового случая критическая точка в денежных единицах рассчитывается следующим образом:

Критическая точка в единицах продукции определяется как

 

Пример 7.3. Анализ критической точки (однопродуктовый случай)

Фирма имеет постоянные затраты $10 000 в данном периоде, затраты на заработную плату составляют $ 1,5 и на материалы - $0,75 на единицу продукции. Продажная цена равна $4 за единицу. Критическая точка в денежных единицах рассчитывается следующим образом:

Критическая точка в единицах продукции равна:

Отметим, что в данном примере должны использоваться общие переменные затраты (т. е. затраты на заработную плату и материалы).

Анализ критической точки для однопродуктового случая не является типичным для фирм с вариантами предлагаемых товаров. Каждый вариант может иметь различную продажную цену и переменные затраты. Модифицируем исходное уравнение, отразив соотношение продаж для разных товаров путем оценки вклада каждого товара пропорциональноего продажам (многопродуктовый случай):

где V— переменные затраты на единицу продукции;

Р — цена за единицу;

F— постоянные затраты;

W— процент каждого товара в общем объеме продаж в денежных единицах;

i — индекс товара.

 

 

Пример 7.4. Анализ критической точки (многопродуктовый случай)

Цены на продукцию компании приведены в табл. 7.4. Постоянные затраты составляют $3500 в месяц.

Таблица 7.4

 

№ изделия Цена, долл. Затраты, долл. Прогноз продаж, единиц продукции
  2,95 1,25  
  0,80 0,30  
  0,59 0,18  
  1,55 0,47  
5 0,75 0,25  
  2,95 1,20  
  1,75 0,55  
  1,75 0,80  
  2,85 1,00  

 

По вариантам предложения проведем анализ критической точки также, как и в однопродуктовом случае, используя затем вес каждого товара пропорционально их доле в общем объеме продаж (табл. 7.5). Например, объем продаж для изделий I составляет $20 650, т. е. 34,0% от общего объема продаж $60 665. Следовательно, вклад для изделий 1 устанавливается с весом 0,340; их взвешенный вклад составляет 0,340 х 0,58 = 0,197. Используя этот подход для каждого товара, находим, что общий взвешенный вклад составляет 0,622 на каждый доллар продаж, и критическая точка в долларах равна $67 524:

Это означает, что общий ежедневный объем продаж (52 недели по 6 дней в каждой) составляет $67 524/ 312 дней = $216,42.

 

 

Таблица 7.5

№ изделия, i Цена (Р), долл. Переменные затраты (V), долл. V/P 1-(V7P) Прогноз продаж, долл. Доля продаж Взвешенный вклад
  2,95 1,25 0,42 0,58   0,340 0,197
  0,80 0,30 0,38 0,62   0,092 0,057
  0,59 0,18 0,31 0,69   0,010 0,007
  1,55 0,47 0,30 0,70   0,128 0,090
  0,75 0,25 0,33 0,67   0,062 0,042
  2,95 1,20 0,41 0,59   0,097 0,057
  1,75 0,55 0,31 0,69   0,072 0,050
  1,75 0,80 0,46 0,54   0,058 0,031
  2,85 1,00 0,35 0,65   0,141 0,091
    1,000 0,622

 

Инвестирование в развитие

Производственных мощностей

 

Устойчивое развитие и поддержание прибыльности фирмы осуществляется через инвестирование в процессы, которые повышают гибкость производства, улучшают качество товаров или увеличивают долю рынка. Одно из направлений инвестирования — инвестиции в развитие производственных мощностей. При этом особое значение имеет выбор стратегии инвестирования.

При определении стратегии исходят из того, что инвестиции не могут осуществляться как изолированные расходы, а только как часть стратегического плана, который будет определять место фирмы с позиций обеспечения ее конкурентных преимуществ. При определении стратегии инвестирования необходимо ответить на ряд принципиальных вопросов:

• будут ли инвестиции способствовать завоеванию покупателей и доли рынка;

• что инвестиции привнесут в конкурентное преимущество (в гибкость процесса, качество товара, уровень обслуживания клиентов);

• какие изменения финансовых результатов повлекут за собой инвестиции.

Определение стратегии инвестирования базируется на традиционном анализе и оценке эффективности инвестиций. Поскольку существуют альтернативы, выбор наилучшего варианта основывается на анализе единовременных и текущих затрат, денежных потоков по всем альтернативам. При большом числе альтернатив проводится исключение части из них по шести главным факторам: затраты, выпуск, трудовые ресурсы, технология, качество и надежность.

 

Пример 7.5. Выбор альтернативы

Стоимостные характеристики трех процессов представлены в табл. 7.6. Данные включают информацию, необходимую для анализа требуемых денежных потоков. Анализ, представленный в табл. 7.7, показывает, что фирма может иметь $5000 сейчас и $25 000 в первый период от инвестиций в процесс А. Меньший поток будет требоваться в последующий период, так как переменные затраты уменьшаются на $6 на единицу продукции. Воздействие этих денежных потоков, как и абсолютных инвестиций, может распространяться на выбор процесса. Таблица 7.8 дает детальный анализ денежных потоков для первой альтернативы - процесса А.

Таблица 7.6

Инвестиции и переменные затраты для процессов А, В и С

(в долларах)

 

  Процессы   Текущие пе затраты Уменьшение затрат   Новые перезатраты Добавленные затраты в новом году. Добавленные затраты в текущем году
Рабочая сила Отходы и незавершенное производство Площадь Запасы
Процесс А 20,00 3,00 2,00 0,50 0,50 14,00    
Процесс в 20,00 1,25 1,75 0,00 0,50 16,50    
Процесс С 20,00 - 20,00

Таблица 7.7

Изменения в денежных потоках для процессов А, В и С

(в долларах)

 

Процессы Текущий год Первый год Второй год производства в 5-летнем периоде
Процесс А Процесс В     6,00 за проданную единицу 3,50 за проданную единицу
Процесс С -

Таблица 7.8

Анализ денежного потока для процесса А

(в долларах)

 

  Текущий год Год1 Год 2 Год З Год 4 Год 5
Капитальные затраты Новые затраты Текущие затраты Чистая экономия Ликвидационная стоимость Амортизация (1/ю в год)           -     -     _    
Денежный поток            

 

Капиталоемкие мероприятия требуют обоснования инвестиционного проекта по методикам типа Project Expert for Windows [2.10]. Поэтому при обосновании мощности должно рассчитываться изменение инвестиций по чистой текущей стоимости (NPV):

где Dt объем дохода от реализации мероприятий проекта в t-м году расчетного периода;

Ct текущие издержки на реализацию мероприятий проекта в t-м году;

Kt капиталовложения в реализацию мероприятий проекта в t-м году; Т— расчетный период, равный длительности жизненного цикла проекта, лет;

i — коэффициент дисконтирования.

 

Пример 7.6. Дезагрегирование NPV

Металлургическая компания при принятии решения о создании гибкой производственной системы (ГПС) в цехе, проводящем испытания образцов металлургической продукции перед ее отгрузкой потребителям, выявила факт возникновения синергического эффекта в логистической цепи. Сфера проявления результатов внедрения ГПС выходит за рамки данного рабочего центра (цеха образцов) и распространяется на последующее по технологическому процессу металлургическое производство компании и на потребителей ее продукции. Основным эффектообразующим фактором при внедрении ГПС является сокращение длительности производственного цикла образцов, что при эстафетной передаче эффекта в логистической цепи приводит к образованию аналогичного по содержанию, но значительно большего по масштабу, эффекта сокращения длительности цикла продукции металлургического производства (для справки: цена единицы металлопродукции на порядок превышает стоимость единичного образца). Поэтому в расчетах экономической эффективности ГПС образцов признано необходимым учитывать не столько прямой эффект (непосредственно в сфере испытания образцов), сколько косвенный (синергический эффект в сфере производства и потребления металлопродукции).

Синергический эффект в сфере производства металлопродукции NPV(S) возникает как результат снижения издержек металлургического производства и складывается из двух составляющих:

1) эффект сокращения связывания средств в незавершенном производстве металлопродукции, равный

где DTмпt - сокращение длительности цикла металлопродукции в t-мгоду расчетного периода;

Ft —годовой фонд рабочего времени в металлургическом производстве компании;

Сijt — издержки производства 1 т металлопродукции j-го типа из i-го материала в t-мгоду;

Nijt объем производства металлопродукции j-го типа из i-го материала в t-мгоду, т;

Тр расчетный период, равный длительности жизненного цикла логистической цепи, лет;

I — коэффициент дисконтирования;

 

2) эффект высвобождения производственных площадей из-под пролеживающей металлопродукции, определяемый как

где Сij*t и Kij*t соответственно годовые издержки содержания и цена единицы производственной площади, занимаемой под хранение металлопродукции j-го типа из i-го материала в t-мгоду;

q— нормативная нагрузка на единицу площади пола при хранении металлопродукции;

u коэффициент использования площади мест складирования металлопродукции.

Суммарный синергический эффект составит:

Результаты расчетов показали, что сокращение длительности цикла испытания образцов в среднем с 7-8 суток до 3-5 часов обеспечивает ускорение оборачиваемости оборотных средств компании на 3% и высвобождение 2,3% среднегодовой суммы нормируемых оборотных средств. В абсолютном выражении для крупной компании это весьма значительная сумма. Значимость расчетов может быть повышена за счет использования в качестве исходных данных объема продаж металлопродукции и рыночных цен на нее. Расчет эффекта потребителя для производящей логистической цепи имеет смысл при установлении цен на продукцию в увязке со сроками поставки. Данный пример показывает, что при выборе объектов приложения инвестиций особое значение имеет выявление стратегически важных (или критических) участков производства (звеньев логистической цепи), где можно получить максимальный экономический результат при равной величине затрат по сравнению с другими вариантами.

 

Метод чистой текущей стоимости является одним из наиболее эффективных средств ранжирования альтернатив по инвестициям. Процедура базируется на прямом расчете. Определяется текущая стоимость для всех денежных потоков по каждому варианту инвестиций. Наилучшим признается тот вариант, где имеется наивысшая чистая текущая стоимость. Когда осуществляется ряд инвестиций, инвестиции с большей текущей стоимостью предпочтительнее, чем с меньшей.

 

Пример 7.7. Ранжирование альтернатив

Производственная компания рассматривает два различных варианта инвестиций. Инвестиции А в размере $35 000 и инвестиции В в размере $30 000. Оба варианта имеют период инвестирования 6 лет. Денежные потоки для инвестиций приведены в табл. 7.9. Процентная ставка i равна 8%.

Таблица 7.9

 

Год Инвестиции А (денежный поток), долл. Инвестиции В (денежный поток), долл. Коэффициент дисконтирования
      0,926
      0,857
  11 000   0,794
      0,735
  11 000   0,681
      0,630

Расчет выполняется следующим образом. Находим текущую стоимость денежного потока для каждого варианта инвестиций. Умножаем коэффициент 0,08 на денежный поток в каждом году. Суммируя текущие стоимости, вычитаем начальные инвестиции и получаем чистую текущую стоимость каждого варианта. Расчеты сведены в табл. 7.10.

Критерий чистой текущей стоимости показывает, что инвестиции В более предпочтительны, чем инвестиции А, так как они имеют более высокую текущую стоимость.

 

 

Таблица 7.10

 

Год Инвестиции А (текущая стоимость), долл. Инвестиции В (текущая стоимость), долл.
  9260 = 0,926x10000 8570 = 0,857x10000 8734 = 0,794 х 1 1 000 8820 = 0,735x12000 7491 = 0,681 х 1 1 000 3150 = 0,630x5000 8334 = 0,926 х 9000 7713 = 0,857x9000 7146 = 0,794x9000 6615 = 0,735x9000 6129 = 0,681х9000 5670 = 0,630 х 9000
Общие инвестиции, долл. Первоначальные инвестиции, долл. Чистая текущая стоимость, долл. 11 025 41 607 11 607

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Что такое производственная мощность?

2. Как измеряется производственная мощность?

3. Изменяется ли размер производственной мощности во времени?

4. Опишите механизм управления производственной мощностью.

5. Как оценивается использование производственной мощности?

6. Как определяется размер требуемых производственных мощностей?

7. Что понимается под экономичным размером производственной мощности?

8. Как проводится экономическое обоснование производственной мощности?

9. Что представляют собой карты пересечений?

10. Как принимаются решения об инвестировании средств в развитие или обновление производственных мощностей?

 

 

ЧАСТЬ III

СТРАТЕГИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ

 

Глава 8

РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Выбор размещения

 

Проблема размещения, преследуя цель найти наиболее экономичный вариант управления материальным потоком, связывает производителей и потребителей наилучшим с точки зрения экономических показателей образом. В данной главе рассматриваются особенности проблемы размещения и подхода к ее решению в сфере производства и сервиса, соответствующие стратегии управления, методы оценки значений переменных, используемых при анализе размещения, и методики, облегчающие поиск наиболее эффективного варианта размещения. Выбирая свое местоположение, компания совершает долговременные затраты и обеспечивает длительный доход как результат деятельности на выбранном месте. Поэтому размещение влияет и на распределение (на схему распределительной сети). Построение распределительной системы начинается с размещения производства, а далее рассматриваются места размещения производственных складов, складов оптовой торговли относительно сети магазинов розничной торговли, выбирается система доставки, т. е. определяется транспортная сеть и решается целый ряд других вопросов в рамках распределительной логистики.

Размещение. Выбирая местоположение своих объектов, компания принимает решение о значительных капитальных вложениях с достаточно продолжительным сроком окупаемости, обеспечивая возможность устойчивого получения дохода в течение длительного времени в результате деятельности на выбранном месте. Размещение является критическим условием для величины постоянных и переменных затрат как для производственных, так и сервисных фирм. В зависимости от изготавливаемого продукта и типа производства или вида сервиса, транспортные затраты на доставку товара к местам реализации могут достигать 25% цены реализации. Эта '/4 часть дохода фирмы может оказаться как раз необходимой, чтобы покрыть расходы на фрахт на доставку сырья, необходимого для производства продукта. Другими затратами, на величину которых влияет размещение подразделений и филиалов фирмы, являются налоги, заработная плата и затраты на материалы. Выбор размещения может изменять затраты на производство и распределение, увеличивая или уменьшая их до 10% от величины общих затрат. Понижение затрат производства в результате нахождения оптимального местоположения может оказаться более простым решением, чем снижение производственных затрат на те же 10% за счет совершенствования системы управления фирмой.

Однажды осуществленные фирмой затраты, определяемые спецификой местоположения, дают долговременный эффект и снизить их трудно. Например, если новое размещение завода предполагается в регионе с высокой стоимостью энергоресурсов, то даже управление, основанное на самой передовой стратегии использования энергоресурсов, не получит стартового преимущества. Справедливо это и для самой передовой стратегии использования трудовых ресурсов, если наемный труд в избранном для производства регионе характеризуется высокой стоимостью (оплатой), слабой профессиональной подготовленностью или низкой трудовой дисциплиной. Отсюда следует, что работа по поиску оптимального размещения объектов фирмы может рассматриваться как важное направление инвестирования, требующее тщательного экономического обоснования в рамках выбора соответствующей стратегии.

Выбор стратегии, нацеленной на поиск и реализацию наиболее эффективного варианта размещения, во многом зависит от того, что собой представляет фирма и ее объекты, требующие размещения. Анализ размещения предприятий производственной фирмы фокусируется на минимизации общих затрат производства и распределения. Предприятия розничной торговли и сервиса акцентируют внимание на максимизации валового дохода (выручки). Анализ размещения складов фокусируется на поиске приемлемой комбинации транспортно-складских затрат и скорости поставки товара потребителю. Таким образом, объектом стратегии размещения является величина прибыли как результат удачного размещения структурных объектов фирмы.

Особенности подхода к размещению. Множество факторов влияют на решения о размещении в тех или иных регионах (странах): производительность труда, международный обмен, изменения в экономике, безработица, профсоюзы, зонирование по экономическим районам, экология, налоги и др. Необходим объективный анализ этих факторов, который должен базироваться главным образом на анализе затрат.

Производительность труда. Часто при принятии решения о размещении производства первым встает вопрос: размещать в своей стране или за рубежом. В таких случаях может оказаться не достаточным сравнение размеров оплаты труда по альтернативным вариантам размещения. Поскольку и производительность труда различается по странам и регионам, нужно проводить анализ оплаты труда по вариантам размещения с учетом производительности труда. Например, фирма, выплачивающая $12 при производстве 1,25 единицы товара в час, тратит на труд меньше, чем фирма, которая выплачивает $10 при производстве одной единицы товара в час:

 

Стоимость труда (заработная плата за час)

----------------------------------------------—--------------------- -= Затраты на единицу

Производительность (единиц в час)

Случай 1: $12/1,25 = $9,60;

Случай 2: $10/1,00 = $10,00.

Затраты труда на единицу продукта иногда называют трудовым содержанием продукта. Часовая производительность труда является критической единицей измерения эффективности затрат производителя; низкая оплата труда часто служит причиной низкой производительности и низкого уровня обслуживания потребителей.

Затраты. Можно разделить затраты на две категории: точно определяемые и не поддающиеся точному определению. Точно определяемые затраты — это затраты, которые с достаточной точностью идентифицируются и отображаются в бухгалтерском учете фирмы. Это затраты по таким направлениям, как труд, материалы, налоги, инфляция, потеря стоимости, полезность, ценность и др. Затраты, не поддающиеся точному определению, распространяются на такие сферы, как качество образования, работа общественного транспорта, отношение населения к производству и компании, уровень занятости в регионе. Сюда же относятся затраты будущих периодов, затраты, вызванные изменением климата, связанные с поддержанием здоровья, созданием мест отдыха и занятия спортом, определяющие уровень жизни.

Например, решение о размещении предприятия, представленное к рассмотрению властям, может быть отклонено ими еще на стадии согласования и утверждения или вызвать бурные протесты со стороны местного населения. То же может произойти при строительстве или эксплуатации объекта, размещаемого компанией в данном регионе. В любом случае это связано с дополнительными затратами (или потерями) для компании, поэтому их нельзя не учитывать при принятии решений о размещении.

Размещение в производстве и сервисе. В отличие от производственного сектора, где решение проблемы размещения сфокусировано на минимизации затрат, в сфере услуг внимание сосредоточено на максимизации выручки. Особенно это характерно для розничной торговли. Это связано с тем, что производственные затраты в значительной степени зависимы от решения о выборе места размещения производства, в то время как затраты сервисных фирм мало зависят от места их расположения, от этого зависит их выручка. Таким образом, для сферы услуг наилучшим размещением является такое, которое обеспечивает получение наибольшей выручки при заданном объеме услуг.

В процессе принятия решения о размещении нужно тщательно изучить ситуацию на обслуживаемой территории, в том числе по вариантам. При этом необходим учет и анализ следующих факторов:

1) покупательной способности потребителей;

2) совместимости имиджа и сервиса фирмы с демографической ситуацией;

3) конкуренции;

4) особенностей размещения фирмы и конкурентов;

5) уровня обслуживания потребителей фирмой, конкурентами и партнерами по бизнесу;

6) операционной политики фирмы;

7) качества менеджмента.

Анализ этих факторов помогает получить объективную оценку ситуации в местах возможного размещения и судить о величине ожидаемого дохода по вариантам размещения.

Характеристика стратегий размещения для производственных и сервисных фирм представлена в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Стратегии размещения для сферы производства и сферы услуг

 

Размещение в сфере производства Размещение в сфере услуг
Центральная проблема - затраты Центральная проблема - выручка
Материальные затраты Транспортные затраты (по доставке сырья, материалов и готовой продукции) Затраты на энергию Затраты на обработку Затраты на труд Затраты на материалы Налоги и пр. Объем / выручка Территория обслуживания Объем закупок Конкуренция Реклама / продвижение продукции на рынок / ценообразование
Нематериальные и будущие затраты Позиция профсоюзов Качество жизни Образование Местные власти Физические параметры Парковка / доступность Безопасность / освещенность Внешний вид / облик Дочерний бизнес
Методы Взвешивание факторов Анализ критической точки Карты пересечений Линейное программирование (транспортный метод) Методы Корреляционный анализ факторов Расчеты по транспорту Анализ демографической ситуации на обслуживаемой территории Анализ интенсивности закупок на обслуживаемой территории
Выводы Затраты в основном зависят от размещения производства Большинство основных затрат связаны с местоположением предприятия Слабый контакт с потребителями требует особого внимания к идентифицируемым затратам Сложно определяемые затраты могут быть объективно оценены Выводы Выручка главным образом зависит от местоположения предприятия Доходы находятся в тесной зависимости от контактов с потребителями Затраты относительно стабильны для данного района, поэтому критической является функция выручки, которая может меняться

 

Для решения задач размещения используются четыре группы методов:

1) методы взвешивания — назначение весов и предельных значений для различных факторов, учет и измерение материальных затрат (налогов, затрат на труд и др.), исследование нематериальных затрат, рассмотрение затрат в краткосрочном и долгосрочном периодах;

2) методы безубыточного размещения (location break-even methods) — специальное приложение анализа критической точки и карт пересечений к проблеме размещения;

3) метод центра гравитации — математическая процедура, используемая для нахождения размещения единичного склада, обслуживающего определенное число хранилищ розничной торговли;

4) транспортные методы — методы линейного программирования, базирующиеся на технике построения цепочек «пункт снабжения — пункт потребления».

Метод взвешивания

Метод взвешивания оценок является достаточно эффективным средством определения процессов с трудно измеряемыми затратами, к числу которых относится, в частности, процесс размещения. Метод помогает дать количественную оценку решения о размещении, систематизируя факторы, влияющие на процесс принятия решения, с оценкой их веса. Анализируя информацию о затратах производства, темпах изменения экономических показателей, оценивая значимость каждого из факторов, таких, как уровень образования, обустроенность зон отдыха, качество труда, фирма получает представление о различных вариантах размещения. Типичные факторы размещения и их относительные веса для производственных (перерабатывающих) фирм представлены в табл. 8.2.

Таблица 8.2

Факторы размещения и их веса

 

Факторы Вес, %
Затраты на труд в регионе Размер заработной платы Значимость профсоюзов Изменения заработной платы Изменение значимости профсоюзов 8,29 5,99 5,44 4,81
Всего 23,95
Доступность и продуктивность ресурсов в регионе Доступность рабочей силы Затраты на энергию Добавленная стоимость Трудовые потери 6,66 4,93 4,70 4,09
Всего 20,38
Фискальная политика местных (региональных) властей Рост дохода на душу населения Налоги Изменения в налогах Деловая активность в регионе Рост дефицита местного бюджета 4,65 4,50 4,09 4,03 3,59
Всего 20,86
Затраты на регулирование занятости в регионе Фонды социального страхования Пособия по безработице Средний размер страховой суммы Чистые выплаты из фонда занятости 5,73 4,75 5,16 4,16
Всего 19,80
Основные показатели уровня жизни в регионе Образование Прожиточный минимум Общественный транспорт Медицинское обслуживание 4,86 3,56 3,21 3,38
Всего 15,01
Итого 100,00

 

Метод взвешивания предполагает выполнение следующих шагов:

1) разработка перечня соответствующих факторов (табл. 8.1);

2) присвоение веса каждому из факторов, отражающего степень его важности для компании;

3) разработка шкалы оценок для каждого из факторов (например, 1—10 или 1—100 пунктов);

4) оценка факторов по шкале для каждого варианта размещения;

5) оценка каждого варианта размещения по сумме факторов с учетом их весов;

6) выработка рекомендаций о выборе варианта размещения, основываясь на поиске альтернативы с максимальной итоговой оценкой.

 

Пример 8.1. Метод взвешивания

Фирма решает расширить производство путем создания еще одного завода в новом месте. Это необходимо в связи с исчерпанием лимита расширения мощности существующих заводов в местах их нынешнего размещения. Рейтинговый лист в табл. 8.3 представляет собой перечень трудно оцениваемых факторов, которые, по мнению фирмы, являются важными при решении вопроса о новом размещении, а также веса и рейтинговые оценки для двух возможных мест размещения — пункта 1 и пункта 2.

Таблица 8 3

Веса, оценки и решения по вариантам размещения

 

Фактор Вес Оценки по пункту 1 Оценки по пункту 2 Взвешенные оценки по пункту 1 Взвешенные оценки по пункту 2
Труд и позиции профсоюзов 0,25     0,25x70 = 17,5 0,25x60 = 15,0
Транспорт 0,05     0,05 х 50 = 2,5 0,05 х 60 = 3,0
Образование и здоровье 0,10     0,10x85 = 8,5 0,10x80 = 8,0
Структура налогов 0,39     0,39 х 75 = 29,3 0,39 х 70 = 27,3
Ресурсы и производительность 0,21     0,21 х 60 = 12,6 0,21 х 70 = 14,7
Общая оценка 1,00     70,4 68,0

 

Для оценки альтернатив размещения используется пофакторная система весов и рейтинговая оценка каждого фактора по шкале от 1 до 100 единиц. В результате получаются общие оценки по вариантам размещения: 70,4 для пункта 1 и 68,0 для пункта 2. Поскольку общая рейтинговая оценка выше для пункта 1, принимается решение о предпочтительности размещения завода именно в этом пункте. Оценки и веса для факторов допускают изменение их значений. Используя это, можно анализировать чувствительность к подобным изменениям полученных решений о размещении. Например, в данном случае изменение на 10 единиц оценки затрат на труд приведет к изменению решения о размещении, т. е. пункт 2 станет более предпочтительным для размещения завода.

 

Изменяя веса или оценки отдельных факторов, фирма может устанавливать степень их влияния на решения о размещении. Факторы, оказывающие слабое влияние на результат, могут быть выведены из процедуры принятия решения, т. е. фирма может отказаться от использования их в качестве критериев при поиске решения о размещении.

Метод критической точки

Анализ критической тонки — это метод сравнительного анализа затрат по вариантам размещения, позволяющий сделать выбор наиболее эффективного из имеющегося набора альтернатив. Определяя постоянные и переменные затраты и представляя их графически для каждого возможного размещения, можно выбрать вариант, которому соответствуют самые низкие общие затраты размещения. Анализ критической точки при размещении может быть представлен как графически, так и аналитически. Графическое представление имеет преимущество, обеспечивая ранговое значение оценки предпочтения каждого места размещения. Анализ критической точки при размещении включает три шага:

1) определение постоянных и переменных затрат для каждого варианта размещения;

2) построение графа «затраты/результат» для каждого варианта размещения с затратами на вертикальной оси и годовым результатом на горизонтальной оси;

3) выбор варианта размещения с наименьшими суммарными затратами на заданный



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.114 с.)