Описание анализируемых категорий морфологической матрицы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание анализируемых категорий морфологической матрицы



 

Рис. 15.2. Матрица планирования стратегического развития социально-экономических систем

 

Например, сопоставление факторов внешней и внутренней среды приводит нас к образованию матрицы решений, направленных на взаимодействие системы с внешней средой. Однако ограниченность указанного подхода заключается в том, что таким образом обеспечивается лишь ведомое развитие, обусловленное сильными сторонами системы (ресурсами в широком смысле), ее слабыми сторонами (проблемами), возможностями внешней среды и ее угрозами.

Управляемое развитие, направленное на формирование долгосрочных конкурентных преимуществ, возможно в случае ориентации системы на «прорыв через время» – формирование философии развития и долгосрочных целей, ориентации проекта (системы стратегических мероприятий) на следование разработанной философии и разработки соответствующих политик, регламентирующих принятие всех оперативных и стратегически значимых решений и служащих критерием оценки их стратегической значимости, а также стратегических программ, проектов и конкретных мероприятий.

 

Определение элементов философии развития

 

Если представить систему стратегических целей в виде структурированной цепочки, то на высшем уровне иерархии будет находиться в и дение, а на самом низшем – система показателей, описывающая видение в количественных категориях (рис. 15.3 и 15.4).

 

Рис. 15.3. Связи между видением, миссией, целями проекта и системой показателей

 

В процессе реализации проектов формируются социально-экономические системы, в которых могут быть выделены восемь аспектов их развития:

1) кадровый; 2) финансовый; 3) технологический; 4) инновационный; 5) организационный; 6) маркетинговый; 7) аспект качества; 8) информационный аспект.

При этом разные проекты (в зависимости от целей их создания) могут быть в разной степени сбалансированы по развитию указанных аспектов. Так, в социальных проектах в меньшей степени выражен маркетинговый аспект, однако он обязательно должен присутствовать, поскольку необходимость создания и реализации социальной функции обусловлена потребностью в ней.

Кадровый аспект – это характеристика личного состава участников проекта, уровня их квалификации.

Финансовый аспект – это оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации проекта, эффекта, который будет получен в результате его реализации; распределение и перераспределение финансов, их использование.

Технологический аспект – параметры процессов и обеспечивающей их материальной базы, связанных с преобразованием веществ, энергии, информации в процессах реализации проекта и функционирования системы, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий. При этом технология понимается в широком смысле (например, технология оказания услуги или реализации социальной функции).

На рис. 15.4 приведены определения элементов философии реализации проекта.

Примечание. → Направление определения элементов философии и их проверки на взаимное соответствие. Курсивом выделены функции перехода от элемента к элементу, полужирным шрифтом – отношения соответствия между элементами.

 

Рис. 15.4. Определения элементов философии реализации проекта и проверки их взаимного соответствия

 

Инновационный аспект – содержание новаций в области техники, технологии, организации труда и управления, основанных на использовании достижений науки и передового опыта. Уровень новаций, их периодичность и т. п.

Маркетинговый аспект – описание широкого спектра деятельности в области исследования рынка, динамики его развития, прогнозирования развития, планирования развития рынка, осуществляемого, с одной стороны, с целью разработки проекта, выпуска товаров, оказания услуги, реализации функции наилучшим образом, а с другой – с целью получения прибыли и увеличения доли рынка.

Организационный аспект (свойство системы сохранять некоторый порядок, целостность структуры и выполнять требуемые функции) – координация действий при реализации проекта и функционировании отдельных элементов, направленная на обеспечение требуемой функциональности подсистем проектируемой системы в целом.

Аспект качества охватывает все перечисленные выше аспекты, определяя их параметры качества, уровень выпускаемой продукции или оказываемой услуги (в широком смысле – выполняемой функции), уровень применяемых технологий и их соответствие определенным стандартам.

Информационный аспект также охватывает все сферы реализации проекта и функционирования проектируемой системы, обеспечивая ее требуемыми информационными компонентами.

Все перечисленные аспекты взаимосвязаны и определяют в какой-то мере взаимное развитие, т. е. нельзя, например, выделить аспект качества как доминирующий, поскольку он связан с финансами организации и аспектом маркетинга. Более того, каждый из перечисленных аспектов должен развиваться в рамках определенных правил, определяемых соответствующими политиками: политикой качества, финансовой политикой, кадровой политикой и т. д., которые являются неотъемлемой частью стратегии и определяют систему правил принятия решений в отношении каждого из перечисленных аспектов.

Таким образом, формируя видение, необходимо руководствоваться субъективными представлениями о состоянии всех перечисленных аспектов. Иными словами, необходимо сформировать образы каждого из аспектов, общее представление которых даст общее видение проекта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.008 с.)