Тема VI. Правовое регулирование оборота культурных ценностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема VI. Правовое регулирование оборота культурных ценностей.



План.

1. Понятие культурной ценности.

2. Правовой режим культурных ценностей.

3. Порядок ввоза и вывоза культурных ценностей.

I.

Культурные ценности – созданные (переделанные) человеком или тесно связанные с его деятельностью материальные объекты и нематериальные проявления творчества человека, которые имеют художественное, историческое, научное или иное значение.

В зависимости от формы воплощения содержания культурные ценности подразделятся на:

- материальные культурные ценности;

- нематериальные культурные ценности.

В зависимости от особенностей сохранения (охраны) и использования культурные ценности подразделяются на:

- историко-культурные ценности;

- культурные ценности, которые составляют Библиотечный фонд РБ или включены в Музейный фонд РБ, за исключением ценностей, признанных историко-культурными;

- культурные ценности, представленные в установленном порядке для придания им статуса историко-культурных ценностей;

- другие культурные ценности.

Порядок придания материальным объектам и нематериальным проявлениям творчества человека, которые обладают отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинства, статуса историко-культурных ценностей, другие вопросы охраны историко-культурных ценностей регулируются законодательством об охране историко-культурного наследия.

Историко-культурные ценности подразделяются на следующие виды:

- материальные историко-культурные ценности, материальное воплощение которых составляет их содержание;

- нематериальные историко-культурные ценности, материальное воплощение которых не оказывает существенного влияния на их содержание.

Материальные историко-культурные ценности могут являться комплексными материально-культурными ценностями, если:

1) два и более материальные объекта собраны вместе по определенным признакам и (или) размещены рядом (при этом в состав комплексной недвижимой материальной историко-культурной ценности как отдельный компонент может быть включена окружающая среда);

2) два и более материальные объекта объединены общими признаками и расположены в разных местах.

Нематериальные историко-культурные ценности могут быть комплексными, если их содержание проявляется через образы, фольклор (устное народное творчество), в состав которых входят разные по своему характеру действия (танцы, песни, другие нематериальные проявления творчества человека). Воплощенные нематериальные историко-культурные ценности, как правило, являются комплексными.

К материальным историко-культурным ценностям относятся:

1. Документальные памятники – акты государственных органов, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, древние и другие рукописи и архивы, редко печатные издания;

2. Заповедные местности – топографически очерченные зоны или ландшафты, созданные человеком или человеком и природой;

3. Памятники археологии – укрепленные поселения (древние города, городища, замки); неукрепленные поселения (древние стоянки, селения, отдельное жилье); курганные и почвенные захоронения, отдельные захоронения, некрополи, мавзолеи и другие захоронения; древние сооружения и другие объекты хозяйственного и производственного назначения; фортификационные сооружения; культовые сооружения (храмы, монастыри, святилища, места исполнения обрядов, каменные кресты, культовые камни, каменные статуи, обелиски); инфраструктура сухопутных, водных, водно-волоковых путей, монетные и вещевые клады, культурный пласт, в том числе все движимые и недвижимые материальные объекты, которые находятся в нем, а также на дне природных и искусственных водоемов;

4. Памятники архитектуры – здания, сооружения и другие объекты хозяйственного, производственного, военного или культового назначения, отдельные или объединенные в комплексы и ансамбли (вместе с окружающей средой), объекты народной архитектуры, а также связанные с указанными объектами произведения изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства.

5. Памятники истории – здания, сооружения, а также мемориальные квартиры и другие объекты, связанные с важными историческими событиями, развития общества и государства, международными отношениями, с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, деятелей литературы, науки, искусства;

6. Памятники градостроительства – застройка, планировочная структура или фрагменты населенных пунктов (совместно с окружающей средой, в том числе культурным пластом). Памятники градостроительства, как правило, являются комплексными историко-культурными ценностями;

7. Памятники искусства – произведения изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусств.

Материальные историко-культурные ценности подразделятся на:

1) Недвижимые материальные историко-культурные ценности, перемещение которых в пространстве требует осуществления инженерных мероприятий и приводит к частичной или полной потере им их отличительных духовных, художественных и (или) документальных достоинств;

2) Движимые материальные историко-культурные ценности, перемещение которых в пространстве не связано с изменением их отличительных духовных, художественных и (или) документальных достоинств.

У нематериальным историко-культурным ценностям относятся обычаи, традиции, обряды, фольклор (устное народное творчество), язык, его диалекты, содержание геральдических, топонимических объектов, произведений народного искусства (народного декоративно-прикладного искусства), другие нематериальные проявления творчества человека.

Нематериальные историко-культурные ценности подразделяются на:

1) фиксированные материальные историко-культурные ценности, которые могут быть полностью зафиксированы и не зависят от их создателей;

2) воплощенные материальные историко-культурные ценности, содержание или отличительные духовные, художественные и (или) документальные достоинства которых полностью или частично теряются с исчезновением их создателей, носителей или изменением их существования.

II.

Правовой режим культурных ценностей регулируется Законом РБ от 4 июля 1991 года «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь» с изменениями и дополнениями, Законом РБ «Аб ахове гісторыка-культурная спадчыны РБ” с изменениями и дополнениями, Положением о порядке и условиях выдачи Министерством культуры разрешений на вывоз культурных ценностей, ограниченных к перемещению через таможенную границу РБ по основаниям неэкономического характера, утвержденное постановлением СМ РБ 23 сентября 2008 года и др.

В соответствии со статьей 16 Закона РБ “Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны РБ”, историко-культурные ценности подразделяются на соответствующие категории в зависимости от историко-культурной значимости. Категория историко-культурным ценностям надается и при необходимости изменяется СМ РБ на основании решений Научно-методического совета о необходимости отнесения историко-культурной ценности к конкретной категории и необходимости изменения ее категории.

Категории, приданные историко-культурным ценностям указываются в Государственном списке историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Материальные историко-культурные ценности подразделяются на следующие категории:

1) категория «0» - историко-культурные ценности, которые включены или предложены для включения в установленном порядке в Список всемирного культурного и природного наследия или в список всемирного наследия, которое находится под угрозой;

2) категория «1» - историко-культурные ценности, отличительные духовные, художественные и (или) документальные достоинства которых имеют международную значимость;

3) категория «2» - историко-культурные ценности, отличительные духовные, художественные и (или) документальные достоинства которых имеют национальную значимость;

4) категория «3» - историко-культурные ценности, отличительные духовные, художественные и (или) документальные достоинства которых имеют значимость для определенных регионов РБ.

Материальные объекты, которые входят в состав комплексных историко-культурных ценностей, но которым отдельно не придан статус историко-культурной ценности, считаются историко-культурными ценностями без категории.

Нематериальные историко-культурные ценности подразделяются на следующие категории:

1) категория «А» - историко-культурные ценности, полная аутентичность и точность которых безусловная и неизменная;

2) категория «Б» - историко-культурные ценности, которые полностью или частично восстановлены (зафиксированы) на вторичном материале или отличительные духовные, художественные и (или) документальные достоинства которых объективно со временем могут меняться.

В законе также определены принципы и основные направления государственной политики в сфере культуры, порядок государственного регулирования в области охраны историко-культурного наследия. Отмечается, что государственное регулирование в области охраны историко-культурного наследия осуществляется Президентом РБ, Министерством культуры РБ, Совмином РБ, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами в соответствии с их компетенцией. В законе оговорена компетенция каждого уровня управления.

В главе 4 Закона оговорен порядок установления материальных объектов и нематериальных проявлений творчества человека, которые могут представлять историко-культурную ценность.

В главе 5 говорится о придании материальным объектам и нематериальным проявлениям творчества человека статуса историко-культурных ценностей и их учете.

В главе 6 говорится о сохранности историко-культурных ценностей.

Восстановлению историко-культурных ценностей посвящена глава 7. Содержанию и использованию историко-культурных ценностей посвящена глава 8. Значительное место в законе уделено очерчиванию прав собственности на историко-культурные ценности.

В статье 50 главы 9 закона указано, что историко-культурные ценности могут находится в собственности РБ, административно-территориальных единиц РБ, юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Отдельные историко-культурные ценности могут быть отнесены законом к объектам, которые находятся в собственности РБ.

Собственник материальной историко-культурной ценности или эталона зафиксированной нематериальной историко-культурной ценности, кроме других прав, которые в соответствии с гражданским законодательством РБ принадлежит ему как собственнику, имеет право:

- предавать историко-культурную ценность на сохранение государственным органам и учреждениям с определением условий ее содержания и использования;

- пользоваться преимущественным правом приобретения других составных частей историко-культурной ценности, которые находятся в общей собственности;

- на материальную помощь за счет средств республиканского бюджета, других источников, не запрещенных законодательством РБ, для выполнения работ на историко-культурной ценности в границах защитных обязательств при отсутствии собственных средств.

Собственник коллекции (ее части) имеет право на бесплатное получение от государственных музеев, библиотек и (или) архивов, других государственных организаций следующих услуг:

- определение индивидуальных условий содержания и использования коллекции в целом и (или) ее отдельных предметов;

- помощь в проведении научной инвентаризации и научной обработке предметов коллекции;

- хранение в государственных учреждениях соответствующего профиля предметов коллекции. При этом государственное учреждение имеет право на использование для целей науки и экспонирование предметов коллекции (ее части или отдельного предмета), преданных ей на хранение;

- гарантия безопасности коллекции и (или) ее отдельных предметов во время экспонирования и (или) перевозки.

По желанию владельца коллекции (ее части или отдельного предмета) Министерство культуры РБ, а также государственные музеи, библиотеки и (или) архивы, другие государственные организации, привлеченные к оказанию услуг, обязаны гарантировать конфиденциальность информации о собственнике коллекции, ее части или отдельного предмета.

Статья 52. Ограничение прав собственника.

Собственнику запрещается:

1) уничтожать историко-культурную ценность;

2) допускать причинение вреда, изменение историко-культурной ценности и выполнение работ на этой историко-культурной ценности без разрешения Министерства культуры РБ, за исключением работ, связанных с сохранностью;

3) отчуждать или иным образом передавать права собственности на историко-культурную ценность без согласования с Министерством культуры РБ;

4) менять место нахождения (хранения), условия содержания и использования историко-культурной ценности без согласования с Министерством культуры РБ;

5) вывозить историко-культурную ценность за пределы РБ на постоянное ранение;

6) передавать историко-культурную ценность во владение и (или) пользование Вооруженным силам РБ, другим воинским формированиям.

Обязанности собственника.

Собственник обязан взять на себя обязательства по обеспечению сохранности путем подписания сохранных обязательств, сложенных по форме, установленной Министерством культуры РБ, в том числе:

- обеспечить сохранность историко-культурной ценности;

- обеспечить доступ к историко-культурной ценности специалистам, которые с разрешения Министерства культуры РБ имеют право на ее изучение;

- предоставлять периодически ил по договоренности с Министерством культуры РБ или соответствующими учреждениями культуры доступ к историко-культурной ценности гражданам на срок не менее 6 месяцев на протяжении каждых 10 лет;

- сообщать в Министерство культуры РБ об обстоятельствах, которые угрожают сохранению историко-культурной ценности;

- сохранить в целостности коллекции и другие научно-обоснованные сборы движимых материальных историко-культурных ценностей или эталонов фиксированных нематериальных историко-культурных ценностей.

При приобретении права собственности на материальную историко-культурную ценность или эталон фиксированной нематериальной историко-культурной ценности новый собственник или по его поручению владелец обязаны на протяжении одного месяца подписать охранное обязательство. Невыполнение этого условия влечет за собой признание такой сделки ничтожной.

В случае придания материальному объекту статуса историко-культурной ценности собственник этого объекта или по его поручению владелец обязаны в течение одного месяца подписать охранное обязательство. Невыполнение этого условия может привести к признанию указанного объекта в установленном порядке историко-культурной ценностью, которая содержится бесхозяйственно.

Если материальный объект или нематериальное проявление творчества человека, которые являются историко-культурными ценностями, по своему происхождению или содержанию связаны с конкретным физическим лицом или его непосредственными предками (на протяжении не более чем двух поколений), данное физическое лицо имеет право обусловить недоступность историко-культурной ценности для публичного осмотра (другого способа раскрытия содержания историко-культурной ценности) при его жизни ил на иной срок, который не превышает эту величину.

При продаже доли в общей собственности на историко-культурную ценность другие участники долевой собственности имеют преимущественное право приобретения этой доли по цене, за которую она продается. В случае их отказа или невозможности приобрести составную часть историко-культурной ценности при ее продаже преимущественное право ее приобретения имеет государство.

III.

Вывоз за пределы РБ на постоянное хранение движимых материальных историко-культурных ценностей и эталонов фиксированных нематериальных историко-культурных ценностей запрещены.

Временный вывоз за пределы РБ движимых материальных историко-культурных ценностей и эталонов фиксированных нематериальных историко-культурных ценностей допускается только в рамках международного культурного обмена и в случае вооруженных конфликтов.

Временный вывоз за пределы РБ движимых материальных историко-культурных ценностей и эталонов фиксированных нематериальных историко-культурных ценностей производится в соответствии с Положением о порядке и условии выдачи Министерством культуры разрешений на вывоз культурных ценностей, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера. Указанное положение распространяется на физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих вывоз культурных ценностей, включающих:

1) движимые материальные историко-культурные ценности, эталоны фиксированных нематериальных историко-культурных ценностей, в том числе составляющие библиотечный фонд РБ или включенные в Музейный фонд РБ, а также предметы, представленные в установленном порядке для придания им статуса историко-культурной ценности;

2) движимые материальные объекты, к которым относятся предметы, их фрагменты религиозного или светского характера, которые находятся в государственной собственности, собственности юридических или физических лиц либо не имеют собственника и находятся на территории РБ, либо созданы на территории РБ.

Вывоз культурных ценностей в любых целях, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, независимо от того, сопровождается культурная ценность в процессе транспортировки собственником (полномочным представителем собственника) или нет осуществляется на основании выдаваемого Министерством культуры свидетельства на право вывоза (пересылки) культурных ценностей с территории РБ.

Не требуется свидетельства при вывозе сувенирных изделий, предметов культурного предназначения серийного и массового производства, детских рисунков, культурны ценностей других стран, временно ввезенных на территорию РБ, в том числе в целях транзита, при условии, что они были предъявлены к таможенному оформлению в порядке, установленном законодательством РБ, а в случае их ввоза через белорусско-российский участок Государственной границы РБ – при наличии документов, выдаваемых в соответствии с законодательством стран происхождения культурных ценностей, формы которых официально доведены до Министерства культуры и ГТК.

Свидетельство удостоверяется подписью должностного лица Министерства культуры и заверяется печатью. Список должностных лиц, обладающих правом подписи свидетельства утверждается этим Министерством.

Образцы оттиска печати и подписей должностных лиц Министерства культуры, уполномоченных подписывать свидетельства, представляются в Государственный таможенный комитет.

Свидетельство является основанием для пропуска указанных в нем культурных ценностей через таможенную границу РБ.

Выдача свидетельства для временного вывоза (пересылки) историко-культурных ценностей допускается только в целях международного культурного обмена и в случаях вооруженных конфликтов при условии их обязательного ввоза на территорию РБ в указанный срок.

Оформление и выдача свидетельства осуществляется искусствоведом-экспертом Министерства культуры. Свидетельство может выдаваться как на отдельную историко-культурную ценность, так и на коллекцию (комплект).

Для получения свидетельства для временного вывоза историко-культурной ценности заявитель подает в Министерство культуры заявление установленного образца, а также следующие документы:

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

 

Для физических лиц:

 

Документы представляются на русском или белорусском языке или другом языке с официальным переводом на русский или белорусский зык.

При предъявлении копий документов заявитель обязан предъявить их оригиналы или нотариально засвидетельствованные копии. Заявитель предъявляет эксперту также историко-культурную ценность. За выдачу свидетельства взимается государственная пошлина в случаях и размере, установленными законодательными актами.

Свидетельство оформляется в трех экземплярах: один экземпляр выдается для заявителя, второй выдается заявителю для предъявления и передачи таможенным органам, третий (контрольный) остается в Министерстве культуры.

Принятие решения о возможности временного вывоза историко-культурной ценности и выдача свидетельства заявителю осуществляется в срок не более 10 дней со дня подачи заявления, а при необходимости запроса сведений и (или) документов от других государственных органов или организаций – в течение одного месяца.

Свидетельство действительно в течение одного года со дня его выдачи.

Министерство культуры имеет право отказать заявителю в выдаче свидетельства в случаях, если:

- состояние историко-культурной ценности, заявленной для временного вывоза, не позволяет менять условия ее хранения;

- в стране, в которую предполагается временно вывезти историко-культурную ценность, произошло стихийное бедствие, либо имеют место вооруженные конфликты или другие обстоятельства, которые не позволяют обеспечить ее сохранность;

- есть основания полагать, что вывоз историко-культурной ценностей будет осуществляться для их постоянного размещения.

Отказ в выдаче свидетельства может быть обжалован в порядке, установленном законодательством.

Оформление и выдача свидетельства для вывоза (пересылки) культурных ценностей осуществляются как на отдельный предмет, так и на коллекцию.

Процедура та же, что и для временного вывоза.

По результатам рассмотрения заявления эксперт принимает одно из решений:

- о возможности вывоза культурной ценности;

- о том, что перемещаемый предмет не относится к культурным ценностям, указанным в перечне;

- о запрете вывоза культурной ценности.

В случае, если принимается решение о возможности вывоза культурной ценности, заявителю выдается свидетельство.

При принятии решения о том, что перемещаемые предмет не относится к культурным ценностям, указанным в перечне, экспертом на представленных фотографиях предмета либо на списке (описании) предметов проставляется штамп «Разрешено к вывозу из РБ» и они подписываются экспертом с указанием даты принятия такого решения. Один экземпляр фотографии или списка выдается на руки заявителю, второй хранится в Министерстве культуры вместе с заявлением в течение одного года со дня принятия решения. В случае принятия решения о запрете вывоза культурной ценности свидетельство не выдается.

Рассмотрение заявления о вывозе культурной ценности осуществляется в срок не более 10 дней со дня подачи заявления, а при необходимости запроса сведений и (или) документов от других государственных органов или организаций – в течение одного месяца.

Решение о том, что предмет не относится к культурным ценностям, перемещение которых через таможенную границу РБ ограничено, действительно в течение одного года со дня его принятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.043 с.)