Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема VI. Правовое регулирование оборота культурных ценностей.
План. 1. Понятие культурной ценности. 2. Правовой режим культурных ценностей. 3. Порядок ввоза и вывоза культурных ценностей. I. Культурные ценности – созданные (переделанные) человеком или тесно связанные с его деятельностью материальные объекты и нематериальные проявления творчества человека, которые имеют художественное, историческое, научное или иное значение. В зависимости от формы воплощения содержания культурные ценности подразделятся на: - материальные культурные ценности; - нематериальные культурные ценности. В зависимости от особенностей сохранения (охраны) и использования культурные ценности подразделяются на: - историко-культурные ценности; - культурные ценности, которые составляют Библиотечный фонд РБ или включены в Музейный фонд РБ, за исключением ценностей, признанных историко-культурными; - культурные ценности, представленные в установленном порядке для придания им статуса историко-культурных ценностей; - другие культурные ценности. Порядок придания материальным объектам и нематериальным проявлениям творчества человека, которые обладают отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинства, статуса историко-культурных ценностей, другие вопросы охраны историко-культурных ценностей регулируются законодательством об охране историко-культурного наследия. Историко-культурные ценности подразделяются на следующие виды: - материальные историко-культурные ценности, материальное воплощение которых составляет их содержание; - нематериальные историко-культурные ценности, материальное воплощение которых не оказывает существенного влияния на их содержание. Материальные историко-культурные ценности могут являться комплексными материально-культурными ценностями, если: 1) два и более материальные объекта собраны вместе по определенным признакам и (или) размещены рядом (при этом в состав комплексной недвижимой материальной историко-культурной ценности как отдельный компонент может быть включена окружающая среда); 2) два и более материальные объекта объединены общими признаками и расположены в разных местах. Нематериальные историко-культурные ценности могут быть комплексными, если их содержание проявляется через образы, фольклор (устное народное творчество), в состав которых входят разные по своему характеру действия (танцы, песни, другие нематериальные проявления творчества человека). Воплощенные нематериальные историко-культурные ценности, как правило, являются комплексными.
К материальным историко-культурным ценностям относятся: 1. Документальные памятники – акты государственных органов, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, древние и другие рукописи и архивы, редко печатные издания; 2. Заповедные местности – топографически очерченные зоны или ландшафты, созданные человеком или человеком и природой; 3. Памятники археологии – укрепленные поселения (древние города, городища, замки); неукрепленные поселения (древние стоянки, селения, отдельное жилье); курганные и почвенные захоронения, отдельные захоронения, некрополи, мавзолеи и другие захоронения; древние сооружения и другие объекты хозяйственного и производственного назначения; фортификационные сооружения; культовые сооружения (храмы, монастыри, святилища, места исполнения обрядов, каменные кресты, культовые камни, каменные статуи, обелиски); инфраструктура сухопутных, водных, водно-волоковых путей, монетные и вещевые клады, культурный пласт, в том числе все движимые и недвижимые материальные объекты, которые находятся в нем, а также на дне природных и искусственных водоемов; 4. Памятники архитектуры – здания, сооружения и другие объекты хозяйственного, производственного, военного или культового назначения, отдельные или объединенные в комплексы и ансамбли (вместе с окружающей средой), объекты народной архитектуры, а также связанные с указанными объектами произведения изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства. 5. Памятники истории – здания, сооружения, а также мемориальные квартиры и другие объекты, связанные с важными историческими событиями, развития общества и государства, международными отношениями, с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, деятелей литературы, науки, искусства;
6. Памятники градостроительства – застройка, планировочная структура или фрагменты населенных пунктов (совместно с окружающей средой, в том числе культурным пластом). Памятники градостроительства, как правило, являются комплексными историко-культурными ценностями; 7. Памятники искусства – произведения изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусств. Материальные историко-культурные ценности подразделятся на: 1) Недвижимые материальные историко-культурные ценности, перемещение которых в пространстве требует осуществления инженерных мероприятий и приводит к частичной или полной потере им их отличительных духовных, художественных и (или) документальных достоинств; 2) Движимые материальные историко-культурные ценности, перемещение которых в пространстве не связано с изменением их отличительных духовных, художественных и (или) документальных достоинств. У нематериальным историко-культурным ценностям относятся обычаи, традиции, обряды, фольклор (устное народное творчество), язык, его диалекты, содержание геральдических, топонимических объектов, произведений народного искусства (народного декоративно-прикладного искусства), другие нематериальные проявления творчества человека. Нематериальные историко-культурные ценности подразделяются на: 1) фиксированные материальные историко-культурные ценности, которые могут быть полностью зафиксированы и не зависят от их создателей; 2) воплощенные материальные историко-культурные ценности, содержание или отличительные духовные, художественные и (или) документальные достоинства которых полностью или частично теряются с исчезновением их создателей, носителей или изменением их существования. II. Правовой режим культурных ценностей регулируется Законом РБ от 4 июля 1991 года «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь» с изменениями и дополнениями, Законом РБ «Аб ахове гісторыка-культурная спадчыны РБ” с изменениями и дополнениями, Положением о порядке и условиях выдачи Министерством культуры разрешений на вывоз культурных ценностей, ограниченных к перемещению через таможенную границу РБ по основаниям неэкономического характера, утвержденное постановлением СМ РБ 23 сентября 2008 года и др. В соответствии со статьей 16 Закона РБ “Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны РБ”, историко-культурные ценности подразделяются на соответствующие категории в зависимости от историко-культурной значимости. Категория историко-культурным ценностям надается и при необходимости изменяется СМ РБ на основании решений Научно-методического совета о необходимости отнесения историко-культурной ценности к конкретной категории и необходимости изменения ее категории. Категории, приданные историко-культурным ценностям указываются в Государственном списке историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Материальные историко-культурные ценности подразделяются на следующие категории: 1) категория «0» - историко-культурные ценности, которые включены или предложены для включения в установленном порядке в Список всемирного культурного и природного наследия или в список всемирного наследия, которое находится под угрозой;
2) категория «1» - историко-культурные ценности, отличительные духовные, художественные и (или) документальные достоинства которых имеют международную значимость; 3) категория «2» - историко-культурные ценности, отличительные духовные, художественные и (или) документальные достоинства которых имеют национальную значимость; 4) категория «3» - историко-культурные ценности, отличительные духовные, художественные и (или) документальные достоинства которых имеют значимость для определенных регионов РБ. Материальные объекты, которые входят в состав комплексных историко-культурных ценностей, но которым отдельно не придан статус историко-культурной ценности, считаются историко-культурными ценностями без категории. Нематериальные историко-культурные ценности подразделяются на следующие категории: 1) категория «А» - историко-культурные ценности, полная аутентичность и точность которых безусловная и неизменная; 2) категория «Б» - историко-культурные ценности, которые полностью или частично восстановлены (зафиксированы) на вторичном материале или отличительные духовные, художественные и (или) документальные достоинства которых объективно со временем могут меняться. В законе также определены принципы и основные направления государственной политики в сфере культуры, порядок государственного регулирования в области охраны историко-культурного наследия. Отмечается, что государственное регулирование в области охраны историко-культурного наследия осуществляется Президентом РБ, Министерством культуры РБ, Совмином РБ, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами в соответствии с их компетенцией. В законе оговорена компетенция каждого уровня управления. В главе 4 Закона оговорен порядок установления материальных объектов и нематериальных проявлений творчества человека, которые могут представлять историко-культурную ценность. В главе 5 говорится о придании материальным объектам и нематериальным проявлениям творчества человека статуса историко-культурных ценностей и их учете. В главе 6 говорится о сохранности историко-культурных ценностей. Восстановлению историко-культурных ценностей посвящена глава 7. Содержанию и использованию историко-культурных ценностей посвящена глава 8. Значительное место в законе уделено очерчиванию прав собственности на историко-культурные ценности.
В статье 50 главы 9 закона указано, что историко-культурные ценности могут находится в собственности РБ, административно-территориальных единиц РБ, юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Отдельные историко-культурные ценности могут быть отнесены законом к объектам, которые находятся в собственности РБ. Собственник материальной историко-культурной ценности или эталона зафиксированной нематериальной историко-культурной ценности, кроме других прав, которые в соответствии с гражданским законодательством РБ принадлежит ему как собственнику, имеет право: - предавать историко-культурную ценность на сохранение государственным органам и учреждениям с определением условий ее содержания и использования; - пользоваться преимущественным правом приобретения других составных частей историко-культурной ценности, которые находятся в общей собственности; - на материальную помощь за счет средств республиканского бюджета, других источников, не запрещенных законодательством РБ, для выполнения работ на историко-культурной ценности в границах защитных обязательств при отсутствии собственных средств. Собственник коллекции (ее части) имеет право на бесплатное получение от государственных музеев, библиотек и (или) архивов, других государственных организаций следующих услуг: - определение индивидуальных условий содержания и использования коллекции в целом и (или) ее отдельных предметов; - помощь в проведении научной инвентаризации и научной обработке предметов коллекции; - хранение в государственных учреждениях соответствующего профиля предметов коллекции. При этом государственное учреждение имеет право на использование для целей науки и экспонирование предметов коллекции (ее части или отдельного предмета), преданных ей на хранение; - гарантия безопасности коллекции и (или) ее отдельных предметов во время экспонирования и (или) перевозки. По желанию владельца коллекции (ее части или отдельного предмета) Министерство культуры РБ, а также государственные музеи, библиотеки и (или) архивы, другие государственные организации, привлеченные к оказанию услуг, обязаны гарантировать конфиденциальность информации о собственнике коллекции, ее части или отдельного предмета. Статья 52. Ограничение прав собственника. Собственнику запрещается: 1) уничтожать историко-культурную ценность; 2) допускать причинение вреда, изменение историко-культурной ценности и выполнение работ на этой историко-культурной ценности без разрешения Министерства культуры РБ, за исключением работ, связанных с сохранностью; 3) отчуждать или иным образом передавать права собственности на историко-культурную ценность без согласования с Министерством культуры РБ; 4) менять место нахождения (хранения), условия содержания и использования историко-культурной ценности без согласования с Министерством культуры РБ; 5) вывозить историко-культурную ценность за пределы РБ на постоянное ранение;
6) передавать историко-культурную ценность во владение и (или) пользование Вооруженным силам РБ, другим воинским формированиям. Обязанности собственника. Собственник обязан взять на себя обязательства по обеспечению сохранности путем подписания сохранных обязательств, сложенных по форме, установленной Министерством культуры РБ, в том числе: - обеспечить сохранность историко-культурной ценности; - обеспечить доступ к историко-культурной ценности специалистам, которые с разрешения Министерства культуры РБ имеют право на ее изучение; - предоставлять периодически ил по договоренности с Министерством культуры РБ или соответствующими учреждениями культуры доступ к историко-культурной ценности гражданам на срок не менее 6 месяцев на протяжении каждых 10 лет; - сообщать в Министерство культуры РБ об обстоятельствах, которые угрожают сохранению историко-культурной ценности; - сохранить в целостности коллекции и другие научно-обоснованные сборы движимых материальных историко-культурных ценностей или эталонов фиксированных нематериальных историко-культурных ценностей. При приобретении права собственности на материальную историко-культурную ценность или эталон фиксированной нематериальной историко-культурной ценности новый собственник или по его поручению владелец обязаны на протяжении одного месяца подписать охранное обязательство. Невыполнение этого условия влечет за собой признание такой сделки ничтожной. В случае придания материальному объекту статуса историко-культурной ценности собственник этого объекта или по его поручению владелец обязаны в течение одного месяца подписать охранное обязательство. Невыполнение этого условия может привести к признанию указанного объекта в установленном порядке историко-культурной ценностью, которая содержится бесхозяйственно. Если материальный объект или нематериальное проявление творчества человека, которые являются историко-культурными ценностями, по своему происхождению или содержанию связаны с конкретным физическим лицом или его непосредственными предками (на протяжении не более чем двух поколений), данное физическое лицо имеет право обусловить недоступность историко-культурной ценности для публичного осмотра (другого способа раскрытия содержания историко-культурной ценности) при его жизни ил на иной срок, который не превышает эту величину. При продаже доли в общей собственности на историко-культурную ценность другие участники долевой собственности имеют преимущественное право приобретения этой доли по цене, за которую она продается. В случае их отказа или невозможности приобрести составную часть историко-культурной ценности при ее продаже преимущественное право ее приобретения имеет государство. III. Вывоз за пределы РБ на постоянное хранение движимых материальных историко-культурных ценностей и эталонов фиксированных нематериальных историко-культурных ценностей запрещены. Временный вывоз за пределы РБ движимых материальных историко-культурных ценностей и эталонов фиксированных нематериальных историко-культурных ценностей допускается только в рамках международного культурного обмена и в случае вооруженных конфликтов. Временный вывоз за пределы РБ движимых материальных историко-культурных ценностей и эталонов фиксированных нематериальных историко-культурных ценностей производится в соответствии с Положением о порядке и условии выдачи Министерством культуры разрешений на вывоз культурных ценностей, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера. Указанное положение распространяется на физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих вывоз культурных ценностей, включающих: 1) движимые материальные историко-культурные ценности, эталоны фиксированных нематериальных историко-культурных ценностей, в том числе составляющие библиотечный фонд РБ или включенные в Музейный фонд РБ, а также предметы, представленные в установленном порядке для придания им статуса историко-культурной ценности; 2) движимые материальные объекты, к которым относятся предметы, их фрагменты религиозного или светского характера, которые находятся в государственной собственности, собственности юридических или физических лиц либо не имеют собственника и находятся на территории РБ, либо созданы на территории РБ. Вывоз культурных ценностей в любых целях, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, независимо от того, сопровождается культурная ценность в процессе транспортировки собственником (полномочным представителем собственника) или нет осуществляется на основании выдаваемого Министерством культуры свидетельства на право вывоза (пересылки) культурных ценностей с территории РБ. Не требуется свидетельства при вывозе сувенирных изделий, предметов культурного предназначения серийного и массового производства, детских рисунков, культурны ценностей других стран, временно ввезенных на территорию РБ, в том числе в целях транзита, при условии, что они были предъявлены к таможенному оформлению в порядке, установленном законодательством РБ, а в случае их ввоза через белорусско-российский участок Государственной границы РБ – при наличии документов, выдаваемых в соответствии с законодательством стран происхождения культурных ценностей, формы которых официально доведены до Министерства культуры и ГТК. Свидетельство удостоверяется подписью должностного лица Министерства культуры и заверяется печатью. Список должностных лиц, обладающих правом подписи свидетельства утверждается этим Министерством. Образцы оттиска печати и подписей должностных лиц Министерства культуры, уполномоченных подписывать свидетельства, представляются в Государственный таможенный комитет. Свидетельство является основанием для пропуска указанных в нем культурных ценностей через таможенную границу РБ. Выдача свидетельства для временного вывоза (пересылки) историко-культурных ценностей допускается только в целях международного культурного обмена и в случаях вооруженных конфликтов при условии их обязательного ввоза на территорию РБ в указанный срок. Оформление и выдача свидетельства осуществляется искусствоведом-экспертом Министерства культуры. Свидетельство может выдаваться как на отдельную историко-культурную ценность, так и на коллекцию (комплект). Для получения свидетельства для временного вывоза историко-культурной ценности заявитель подает в Министерство культуры заявление установленного образца, а также следующие документы: Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
Для физических лиц:
Документы представляются на русском или белорусском языке или другом языке с официальным переводом на русский или белорусский зык. При предъявлении копий документов заявитель обязан предъявить их оригиналы или нотариально засвидетельствованные копии. Заявитель предъявляет эксперту также историко-культурную ценность. За выдачу свидетельства взимается государственная пошлина в случаях и размере, установленными законодательными актами. Свидетельство оформляется в трех экземплярах: один экземпляр выдается для заявителя, второй выдается заявителю для предъявления и передачи таможенным органам, третий (контрольный) остается в Министерстве культуры. Принятие решения о возможности временного вывоза историко-культурной ценности и выдача свидетельства заявителю осуществляется в срок не более 10 дней со дня подачи заявления, а при необходимости запроса сведений и (или) документов от других государственных органов или организаций – в течение одного месяца. Свидетельство действительно в течение одного года со дня его выдачи. Министерство культуры имеет право отказать заявителю в выдаче свидетельства в случаях, если: - состояние историко-культурной ценности, заявленной для временного вывоза, не позволяет менять условия ее хранения; - в стране, в которую предполагается временно вывезти историко-культурную ценность, произошло стихийное бедствие, либо имеют место вооруженные конфликты или другие обстоятельства, которые не позволяют обеспечить ее сохранность; - есть основания полагать, что вывоз историко-культурной ценностей будет осуществляться для их постоянного размещения. Отказ в выдаче свидетельства может быть обжалован в порядке, установленном законодательством. Оформление и выдача свидетельства для вывоза (пересылки) культурных ценностей осуществляются как на отдельный предмет, так и на коллекцию. Процедура та же, что и для временного вывоза. По результатам рассмотрения заявления эксперт принимает одно из решений: - о возможности вывоза культурной ценности; - о том, что перемещаемый предмет не относится к культурным ценностям, указанным в перечне; - о запрете вывоза культурной ценности. В случае, если принимается решение о возможности вывоза культурной ценности, заявителю выдается свидетельство. При принятии решения о том, что перемещаемые предмет не относится к культурным ценностям, указанным в перечне, экспертом на представленных фотографиях предмета либо на списке (описании) предметов проставляется штамп «Разрешено к вывозу из РБ» и они подписываются экспертом с указанием даты принятия такого решения. Один экземпляр фотографии или списка выдается на руки заявителю, второй хранится в Министерстве культуры вместе с заявлением в течение одного года со дня принятия решения. В случае принятия решения о запрете вывоза культурной ценности свидетельство не выдается. Рассмотрение заявления о вывозе культурной ценности осуществляется в срок не более 10 дней со дня подачи заявления, а при необходимости запроса сведений и (или) документов от других государственных органов или организаций – в течение одного месяца. Решение о том, что предмет не относится к культурным ценностям, перемещение которых через таможенную границу РБ ограничено, действительно в течение одного года со дня его принятия.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.043 с.) |