Основные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти



1. Полномочия на формирование Федеральных органов исполнительной власти

§ выдвижение на должность премьера

§ указы и распоряжения обязательные для Правительства

§ является Верховным главнокомандующим

2. в экономической сфере

3. в социально – культурной сфере

4. в административно – политической сфере

Президент – глава государства, но фактически он глава и исполнительной власти.

 

Коллективные субъекты

1. Органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти – это орган гос. управления (но не каждый орган гос. управления является органом исполнительной власти)
Признаки органа исполнительной власти:

§ исполнительно – распорядительный характердеятельности

§ подзаконный характер деятельности

§ повседневный характер деятельности

Органы исполнительной власти – это такая организация, которая является частью гос. аппарата, это коллектив людей (гос. служащих, обладающих компетенцией), осуществляющий гос. управление в 3 - х сферах.

Органы исполнительной власти:

§ Федеральные органы исполнительной власти

Главенствующую роль играет Правительство РФ (ФКЗ «О Правительстве»)
Законодательные полномочия:
- право законодательной инициативы
- издание подзаконных н.п.а.
- одобрение проекта закона

§ Органы исполнительной власти субъектов

- Правительства
- Администрации

§ Территориальные органы исполнительной власти

 

Индивидуальные субъекты

1. Граждане

§ Граждане РФ

§ Иностранцы

§ Лица без гражданства

2. Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом

§ должностные лица

§ военнослужащие

§ беженцы

§ вынужденные переселенцы

§ инвалиды

 

60. Система органов исполнительной власти в РФ. Порядок формирования органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти - это политическое учреждение, созданное для осуществления функций этой власти и наделенное с этой целью государственно-властными полномочиями.

Органы исполнительной власти обособлены:

1. Организационно, т.е. они не входят в состав какой-либо иной организации, не являются ее структурными подразделениями.

2. Функционально, т.е. их главное предназначение – осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в экономической, политической, социальной сферах.

3. Юридически, т.е. эти органы имеют свою компетенцию, закрепленную в нормативно-правовых актах и не производную от компетенции какого-либо иного органа.

1. В соответствии с федеративным государственным устройством различают:

- Федеральные органы исполнительной власти.

- Органы исполнительной власти субъектов РФ.

2. По организационно-правовым формам различают:

- Правительство.

- Советы министров, имеющие статус правительств.

- Министерства.

- Агентства.

- Службы.

- Комитеты.

- Главные управления.

- Управления.

- Инспекции.

- Департаменты.

- Администрации.

- Мэрии.

- Отделы и т.д.

3. По характеру компетенции выделяют:

- органы общей компетенции;

- органы отраслевой компетенции;

- органы межотраслевой компетенции;

- органы внутриотраслевой компетенции.

Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей или сфер управления, осуществляя там экономическое и социальное развитие.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями.

Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные для всех отраслей и сфер управления функции.

Органы внутриотраслевой компетенции – руководят в рамках отрасли порученным участком работ.

4. По прядку разрешения подведомственных вопросов различают:

- Единоначальные органы.

- Коллегиальные органы.

Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам данного органа принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Например – министерства, администрация субъекта РФ.


Коллегиальными являются органы, в которых приоритет принятия решений принадлежит группе лиц. В таких органах решения принимаются большинством членов в сочетании с персональной ответственностью за исполнение принятых решений и руководство полученным участком работ.

Сочетание единоначальных и коллегиальных органов выражается в функционировании коллегий при единоначальном органе. По статусу коллегии относятся к совещательным органам, решения которых воплощаются в жизнь приказами и распоряжениями руководителя. В состав коллегии, как правило, входят руководители соответствующего органа и их заместители.

5. Правительством могут создаваться:

- консультативные органы в виде Совето. Решения этих органов реализуются посредством подписания решений правительства;

- координационные органы – в виде комиссий со статусом правительственных и межведомственных.

Правительственные комиссии создаются для рассмотрения и подготовки вопросов по общегосударственным проблемам.

Межведомственные комиссии, рассматривают вопросы, требующие межведомственной, межотраслевой координации.

Создаваемые Правительством РФ консультативные и координационные органы занимают особое организационно-правовое положение, т.к. являются вспомогательными органами органов исполнительной власти.

 

Система органов исполнительной власти РФ создается в соответствии с конституционным разграничением полномочий в этой области (области исполнительной власти) между РФ и е субъектами:

- К ведению РФ относят установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации, деятельности, формирования федеральных органов исполнительной власти.

- В совместном ведении РФ и ее субъектов находится установление общих принципов организации системы государственных органов государственной власти РФ.

- В ведении субъектов РФ находится установление системы органов исполнительной власти субъектов РФ, порядок их организации и деятельности в соответствии с федеральными законами.

Система органов исполнительной власти – это их совокупность и взаимосвязи.

Структура органов исполнительной власти – это их внутреннее устройство и организация.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 “О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти” в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

 

Понятие, классификация и правовое положение органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Виды органов исполнительной власти:

1) по федеративному устройству:

• федеральные органы исполнительной власти(министрества,фед.службы и т.д.);

• органы исполнительной власти субъектов Федерации(Высшее должностное лицо субъекта РФ (Мэр, Губернатор и т.д.Правительство, территориальное органы исполнительной власти);

• территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

2) по характеру компетенции:

• общей компетенции, которые осуществляют межотраслевое руководство (Правительство РФ);

• органы специальной компетенции, сфера деятельности которых ограничивается одной отраслью или несколькими смежными отраслями (Министерство по налогам и сборам);

3) по составу руководства:

• единоличные (различные министерства);

• коллегиальные (Правительство РФ);

4) по организационно-правовым формам:

• на федеральном уровне;

• на уровне субъекта Федерации;

5) по источникам финансирования:

• финансируемые за счет средств федерального бюджета;

• финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Федерации.

Правовое положение. Установление системы федеральных органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти, отнесено Конституцией РФ к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71). Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Статья 1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что Правительство РФ – это исполнительный высший орган государственной власти Российской Федерации. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно, «в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ


Правительство обязано выполнять указы и распоряжения Президента. В то же время оно обладает относительной самостоятельностью по отношению к нему: Президент вправе отменять акты Правительства только в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115), т.е. не может это сделать по соображениям нецелесообразности упомянутых актов.

Подведомственные Правительству РФ федеральные органы исполнительной власти весьма разнообразны. Это министерства, федеральные службы и т.д.Министерства являются, как правило, отраслевыми органами (например, Министерство обороны РФ). Но есть и межотраслевые министерства (Министерство экономики и т.д.). Многие федеральные органы исполнительной власти имеют свои территориальные органы (пример тому – территориальные управления Государственного таможенного комитета, военкоматы – региональные органы Министерства обороны). Территориальные органы федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, если границы их деятельности совпадают с границами субъектов Федерации (а, как правило, так оно и бывает), возглавляют должностные лица, назначаемые руководителями этих министерств и иных федеральных органов по согласованию с субъектами Федерации.

Министерства Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия и коллегиальности при верховенстве единоначалия. Федеральные министры и другие руководители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации назначаются Президентом РФ. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов (ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). Руководители федеральных министерств и иных органов исполнительной власти РФ издают свои приказы в пределах компетенции каждого из этих органов, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства РФ. Коллегии этих органов обсуждают и решают на регулярно проводимых заседаниях основные вопросы их компетенции, Председателями коллегий являются руководители упомянутых органов. Решения коллегий приводятся в жизнь приказами этих руководителей.

Правовые основания формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления) — это конкретные правовые нормы, предусматривающие, какой именно орган и кем, по чьему волеизъявлению может быть создан.
Порядок формирования любых государственных органов по своей сущности государственно-распорядительный, и ни один государственный орган не может быть создан без прямого указания в законодательстве о возможности формирования именно этого органа.
Правовые условия формирования государственных органов исполнительной власти- предусмотренные в правовых нормах конкретные условия и обстоятельства, с выполнением или наступлением которых законодательство связывает возможность начать формирование органа в соответствии с уже имеющимся в законодательстве указанием на правомерную возможность его создания.
Порядок формирования государственных органов как процесс их создания проходит несколько этапов и включает в себя ряд следующих друг за другом стадий: точное установление предмета ведения и наименования органа, определение источников финансирования его содержания, разработка и закрепление в соответствующем Положении об органе его компетенции в объеме всех ее элементов и, наконец, разработка и утверждение организационной структуры аппарата и штатов данного органа.
Компетенцию органа исполнительной власти реализует не только руководитель этого органа, но и весь личный состав его служащих, который разделяется по соответствующим организационным звеньям аппарата органа (структурным подразделениям) и объединяется в них.
В структуре аппарата любого органа исполнительной власти можно выделить пять типовых видов структурных подразделений: 1) руководство; 2) отраслевые структурные подразделения; 3) функциональные структурные под разделения; 4) контрольно-надзорные структурные подразделения, призванные обеспечить законность и дисциплину в деятельности всего аппарата органа исполнительной власти и всей системы подчиненных и подведомственных ему организаций отрасли или сферы государственного управления; 5) вспомогательно-обслуживающие структурные подразделения аппарата данного органа.
Организационно-правовым средством оформления и юридического закрепления организационной структуры аппарата органов исполнительной власти служат штаты органов управления. Категория «штаты органов исполнительной власти (или органов управления)» включает в себя три взаимосвязанные категории: типовые штаты, штатные контингенты и штатные расписания. Типовые штаты представляют собой технико-экономические и организационно-правовые нормативы, в которых устанавливается численное соотношение между производственным и административно-управленческим персоналом в форме коэффициента. Штатные контингенты также представляют собой технико-экономические и организационно-правовые нормативы, предусматривающие предельные ассигнования на содержание аппарата управления и его численность по министерству, ведомству, территориальным органам управления и т.д. Штатное расписание органа исполнительной власти представляет собой утвержденный в установленном порядке руководителем органа исполнительной власти официальный документ, содержащий полный перечень структурных подразделений и должностей в аппарате данного органа, на основе которого устанавливается должностной оклад и назначается определенная сумма денежного содержания каждому из служащих аппарата этого органа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.031 с.)