Особенности общих гражданских прав 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности общих гражданских прав



Существование общих гражданских прав, т.е. прав принадлежащих одновременно нескольким лицам, предопределяется возможностью юриспруденции отделить друг от друга сферы отношений управомоченных лиц друг с другом и их отношений ко всем другим лицам. Именно: юриспруденция обособляет и противопоставляет другим лицам общую волю, а точнее - общее для всех управомоченных волеизъявление. Подобно тому, как в случае с правами индивидуальной принадлежности все другие лица видят один акт волеизъявления, точно также и в случае с правами общими они воспринимают не отдельные акты волеизъявления каждого из управомоченных лиц, а единый выработанный ими по внутренним правилам акт волеизъявления.

Общность того или иного субъективного права для нескольких лиц (соучастников) в большинстве случаев приводит к необходимости законодательного признания за ними вспомогательных субъективных прав относительного характера. Они являются юридической формой отношений, направленных на выработку общей воли в деле реализации общего субъективного права и ее выражение во вне. Осуществление общего субъективного право, таким образом, отличается своеобразным двойственным характером: третьи лица всегда видят перед собой единую волю управомоченного лица и именно в отношении этой воли совершают должные действия, направленные на обеспечение сформировавших ее общих интересов, в чистом виде неприсущих, может быть, ни одному из соучастников. Формирование же этой общей единой воли представляет собой процесс осуществления других (вспомогательных) субъективных прав относительного характера, которые принадлежат всякому и каждому соучастнику в общем субъективном праве. Осуществление этих прав, естественно, предопределяется в первую очередь индивидуальными интересами каждого соучастника. Объектом этих прав являются определенные или определимые доли реальной стоимости (ценности) право и его будущей стоимости (доходности или убыточности).

 

57. Понятие, предмет, метод и цели (задачи) административного права в РФ.

Административное право — самостоятельная отрасль в системе права, так как отличается собственным предметом и специфическим методом правового регулирования общественных отношений, которые складываются в сфере государственного управления.
Система административного права состоит из общей и особенной части. Первая включает в себя нормы, регулирующие отношения управления в целом, вторая — отношения в пределах конкретных сфер управления.
Административное право регулирует общественные отношения возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере государственного управления, которые связаны с процессом осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного и муниципального управления (исполнительных органов) по руководству экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством. Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется через нормы права (правила поведения) обязательные для всех субъектов регулируемых отношений, если в них участниками являются соответствующие органы государственного управления (должностные лица), осуществляющие управленческую деятельность.

Источниками административного права выступают федеральные законы и законы субъектов федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации, многочисленные подзаконные акты органов управления — министерств, ведомств, государственных комитетов, служб и других государственных органов, полномочных издавать административно-властные предписания. Особое место занимают нормативные акты органов местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации содержит базовые правовые нормы других отраслей права, в том числе и административного права, поэтому ее с полным основанием можно отнести к главному источнику норм административного права.
Таким образом, административное право есть совокупность правовых норм, регулирующих, во-первых, взаимоотношения исполнительно-распорядительных органов государственного управления с гражданами, государственными и негосударственными организациями, во-вторых, внутриаппаратные управленческие отношения (систему органов исполнительной власти, их компетенцию, принципы, формы и методы внутриаппаратной деятельности в государственных органах.и органах местного самоуправления).
Метод административного права

Особенности административно-правового регулирования определяются спецификой государственного управления как властной деятельности, в которой присутствуют отношения подчиненности, что предполагает подчинение воли управляемых единой управляющей воле. Достаточно сослаться на то, что административно-правовые отношения возникают в связи с односторонним волеизъявлением государственного органа (должностного лица). Например: приказ, распоряжение, жалоба, заявление, решение, постановление и т.п.
Следовательно, административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, они находятся в отношениях субординации, что качественно отличает их от гражданско-правового регулирования общественных отношений (императивный метод).
Задачи административного права:
Оно устанавливает правовые основы государственного управления.
Закрепляет систему и структуру органов управления.
Определяет порядок их формирования, их взаимоотношения, формы и методы деятельности
Полномочия и ответственность органов государственного управления.

 

58. Источники административного права в РФ.

Особенностью отрасли административного права является разнообразие и множество источников его юридических норм. Это объясняется самим предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.

Важнейшими источниками административного права являются законы (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов РФ) и подзаконные акты - нормативно-правовые акты самой различной субординации, конкретизирующие законы.

Различают как чисто административные правовые источники, так и “смешанные” - многоотраслевые, в которых одновременно присутствуют нормы различных отраслей права (например, административного и гражданского, административного и уголовного и т.п.).

В зависимости от того, кем приняты те или иные законодательные и нормативно-правовые акты, т.е. - по юридической силе источники административного права можно разделить на несколько типов: 1. законы РФ и ее субъектов, акты государственной администрации (и соответствующих органов субъектов РФ) - указы, распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, министерств и ведомств; глав администраций, руководителей государственных органов, комитетов, командиров воинских частей; 2. Акты органов бывшего СССР, не утратившие своей актуальности в силу правопреемственности в тех случаях, если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству; 3. Международные акты: в соответствии с Конституцией РФ “общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации”. Международными актами регулируются, например, некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения и др.

В целом же, по мнению отечественных юристов, административное право относится к числу самых несистематизированных отраслей правовой системы Российской Федерации.[5] Во многом это обуславливается многопрофильностью системы административного права. Однако, многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации и кодификации. Именно поэтому на страницах современных периодических изданий юридического профиля активно обсуждается вопрос о том, какое именно законодательное оформление должна получить в будущем система российского административного права.


Или же:

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: — общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП России, ФЗ о системе государственной службы и т. п.); — законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); — международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом[4].

На федеральном уровне:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации — России

2. Конституция России

3. Федеральные конституционные законы

4. Федеральные законы, включая законы России и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства России

5. Нормативные указы Президента России

6. Нормативные акты палат Федерального Собрания России

7. Нормативные постановления Правительства России

8. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)[5]

9. Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк России)

На региональном уровне:

1. Конституции (уставы) субъектов России

2. Постановления конституционных (уставных) судов субъектов России

3. Законы субъектов России

4. Нормативные акты высших должностных лиц субъектов России

5. Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов России

6. Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов России

7. Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов России отраслевой и функциональной компетенции

На муниципальном (местном) уровне:

1. Уставы муниципальных образований

2. Нормативные акты представительных органов муниципального образования

3. Нормативные акты главы муниципального образования

4. Нормативные акты местной администрации

 

59. Субъекты административного права.

Субъект – это физические или юридические лица, способные вступать в правоотношения.
Субъект административного права – это физические или юридические лица, которые в соответствии с административно – правовыми нормами обладают правами и выполняют обязанности в сфере гос. управления.

Признаки субъектов:

§ вступают в правоотношенияв сфере гос. управления

§ отношения между ними урегулированы нормами административного права

§ субъектами могут быть как физические, так и юридические лица

§ не все физические и юридические лица могут быть субъектами административного права

Административная правоспособность – это закрепленная в административно – правовых актах возможность иметь юридические права и выполнять юридические обязанности.
Административная дееспособность -это закрепленная в административно – правовых актах способность субъекта самостоятельно приобретать и осуществлять права и обязанности в сфере гос. управления.
Правовой статус субъекта административного права определяется прежде всего объемом их административной дееспособности. Различие в административной дееспособности и является критерием деления субъектов.
Субъекты административного права:

§ Индивидуальные

§ Граждане

§ Граждане РФ

§ Иностранцы

§ Лица без гражданства

§ Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом

§ должностные лица

§ военнослужащие

§ беженцы

§ вынужденные переселенцы

§ инвалиды

§ Коллективные

§ Организации

§ Предприятия

§ Учреждение

§ Структурные подразделения этих организаций

§ Трудовые коллективы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.019 с.)