Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос №2.История катехизации. Катехизация в Древней Церкви. КаноническаяСтр 1 из 9Следующая ⇒
Вопрос №2.История катехизации. Катехизация в Древней Церкви. Каноническая Огласительная практика и ее применимость в наше время. Реализация катехизической деятельности в современных условиях кризиса общества, семьи, личности. Методика—алгоритм осуществления метода. Методы организации деятельности: 1)Упражнение-приучение (метод действует на период оглашения и тайноводства). Не уклоняясь в обрядоверие, необходимо приучить к: — молитве; — посещению богослужений; — чтению Священного Писания; — исполнению Заповедей; — посту. 2)Инструктаж (метод-требование). Если человек не выполняет требование, это может явиться препятствием к крещению. Катехизатор рассказывает людям о норме, но сам он эту норму не определяет. Это делает только священник. 3)Демонстрация и иллюстрация. 4)Проблемно-поисковые методы (Интернет: «Азбука ru»). Конкретные примеры применения методов: 1)Предоглашение (рассказ, беседа, работа с книгой, телепередачи, интервью). 2)Оглашение (приучение, упражнение, требование, тестирование). 3)Посткрещальная катехизация (напр.»Школа начальной катехизации»).
Вопрос №4. Подготовка к Таинству Крещения (оглашение). Огласительные беседы. Катехизическое сопровождение таинств и обрядов Церкви. Подготовка к Таинству Брака. Некоторые практические аспекты современной катехизации. Святое Крещение должно действительно быть «во оставление грехов», быть таинством духовного возрождения, обещанием Богу доброй совести, а не плотской нечистоты омытием (ср. 1 Пет. 3. 21). Необходимо подчеркнуть каноническую недопустимость (за исключением особых случаев) Крещения без предварительной подготовки. Крещение без оглашения запрещается 78 правилом Трулльского Собора и 46 правилом Лаодикийского Собора. Конечно, мы не должны накладывать на людей «бремена неудобоносимые» (Лк. 15. 28), однако следует помнить, что если человек не хочет потрудиться ради осознанного вступления в Церковь, то, возможно, следует повременить с его Крещением и призвать его к ответственному отношению к этому шагу: ведь язычник будет судим по закону совести, а давший обеты Крещения — по данным им обетам (См.: Рим. 2. 14). Для организации полноценной катехизации взрослых желательно (за исключением особых случаев) со временем перейти от практики еженедельного крещения к практике еженедельной относительно продолжительной подготовки ко крещению — с тем, чтобы со временем, возможно, отойти от практики еженедельного и ежедневного крещения, при которой смысл Таинства не ясен воспринимающим его, а подготовка невозможна в силу отсутствия достаточного времени. В наше время оптимальным видится организация Крещения как торжественного и значимого события в жизни всей приходской общины примерно 4-6 раз в год. Только при таком подходе станет возможным набирать группы желающих креститься и после прохождения ими первого этапа оглашения формировать группы из искренне желающих и ответственных оглашаемых для подготовки их к самому крещению (первому причащению). Для работы с такой группой между крещениями есть два-три месяца, что вполне достаточно. В исключительных случаях возможна минимальная катехизация. Она может быть осуществлена в ходе проведения нескольких тематических бесед. Их количество определяется исходя из пастырской рассудительности и заботы о желающих глубже познать веру.
Необходимо различать оглашение и катехизацию. Мы говорим, что катехизация — это помощь при воцерковлении, помощь в обретении христианского образа жизни. Нормальная катехизация может проводиться только по отношению к взрослым невоцерковленным людям вне зависимости того, были они крещены или нет. Под оглашением мы будем понимать начальную катехизацию — подготовку к крещению, к вступлению в Церковь в случае некрещеного человека и подготовку к первому Причастию в случае человека крещенного номинально. Оглашение базируется на живой вере в Бога и личном покаянии. Огласительные беседы предпочтительнее проводить священникам, дьяконам или катехизаторам. В случае проведения бесед мирянином или дьяконом необходимо личное знакомство священника с готовящимися к участию в Таинствах. Для крещения ребенка, в случае нецерковности его семьи, необходимо, чтобы оглашение прошел хотя бы один из родителей или ближайших родственников (если они есть) и хотя бы один восприемник.
Катехизация перед Крещением должна давать человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений (2 Правило 1 Вселенского собора). Оптимальным режимом бесед следует признать одну беседу в неделю. Катехизируемый должен иметь возможность и время не только усвоить услышанное, но и прочесть литературу и жизненно откликнуться на призыв Церкви. Очень важно построить беседы в форме диалога, чтобы катехизатор умел слышать и доверять оглашенному. Желательно использование наглядных пособий и современных средств обучения: видео-, аудио- и компьютерной техники. Огромным подспорьем для катехизаторов может стать небольшая видеотека и библиотека. О венчании Венчание – это Таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей. Жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, в Таинстве Венчания (церковного брака) получают благодать Божию, освящающую их брачный союз в образе Христа с Церковью, для супружеского счастья, для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Через эту благодать «брак становится честен и ложе супружеское непорочно» (Евр. 13, 4). К Таинству Венчания допускаются только крещеные люди, православного вероисповедания, не отпавшие от церковного общения и состоящие в зарегистрированном браке. -- Прежде участия в Таинстве Венчания отпавшим от церковного общения людям надо воссоединиться с Церковью через покаяние. -- В Таинстве Исповеди человек получает прощение за содеянные грехи и воссоединяет ся со Святой Церковью. (Следует отметить, что покаяние подразумевает не только перечисление содеянных грехов, но и твердое решение изменить свою жизнь). Цель православного христианина – это спасение, жизнь в единении с Богом, которая начинается с покаяния в содеянных грехах и воссоединение с Богом в Таинстве Святаго Причащения. Поэтому для принятия Таинства Венчания следует не только прослушать курсы бесед по основам православного вероисповедания, но и подготовиться к исповеди в храме и причаститься Святых Христовых Таин, т.е. соединиться с Церковью, глава которой Христос. Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть — по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением.
Муж и жена в христианском браке становятся одной плотью, а также несут обоюдную ответственность за сохранение брачного союза, потому как по словам Иисуса Христа:
Поэтому центральной задачей воскресной школы должно быть изучение Самой Личности Иисуса Христа, Его жизни и учения. Надо добиваться умения жить как член Святой Христовой Православной Церкви и умения освящать свою земную жизнь Божией благодатью.
Если задачи воскресной школы таковы, что в центре ее деятельности должно быть: -- изучение Священного Писания, -- изучение церковного богослужения и Таинств, тогда будет актуально и необходимо: --знакомство с церковной историей, показывающей жизнь Иисуса Христа в Своей Церкви и святых людях, --знакомство с догматикой, помогающей чище понять учение Спасителя, --знакомство с литургикой, которая учит христиан общаться с Богом и освящать Божией благодатью свое земное бытие. Чем глубже люди познают Евангелие и понимают слова и дела Спасителя, тем лучше они понимают и решают собственные проблемы, понимают, как надо жить по-Божьи: что следует в своей жизни в первую очередь исправлять, как при этом пользоваться помощью Божией. Христианская вера начинается у взрослых людей с переоценки своих ценностей, то есть с покаяния. Ведь слово "покаяние" - по-гречески "метаноя" - означает "перемена всего умонастроения". Но оно становится возможным только тогда, когда перед нашим духовным взором встает понятая из Евангелия Личность Господа нашего Иисуса Христа - подлинного, настоящего Человека. И именно в сравнении с Ним можно понять, каковы мы сами. Конечно, могут существовать самые разные подходы к обучению взрослых основам христианского вероучения. Но цель должна быть одна - глубокое принятие Христова Евангелия умом и сердцем, и, вследствие этого, искреннее и глубокое воцерковление. Протоиерей Борис Балашов: «Когда более двадцати лет назад начались занятия во взрослой воскресной церковно-приходской школе, перед нами сразу же встал вопрос: что изучать и по какой программе? Я обратился за советом к священнику Глебу Каледе. И получил от него такой ответ: "Изучай с прихожанами Символ веры". Мы так и сделали. С самого начала была исключена лекционная форма работы. Занятия, скорее, напоминали семинар. У всех присутствующих был в руках Новый Завет. Я готовился к каждому занятию и составлял краткий конспект изучаемой темы. Выписывал в тетрадь указанные цитаты из Священного Писания, которые будут использованы на ближайшем занятии. Продумывал, что нужно обсудить и к каким выводам прийти на занятии вместе с прихожанами. Никаких книг, кроме Священного Писания, у нас на столах не было. Если было необходимо, то отдельные цитаты из святых отцов я зачитывал по конспекту. Мы изучали темы по Новому Завету. Тексты, указанные мной, прихожане читали по очереди, разумеется, на русском языке. Только в исключительных случаях, когда славянский и русский переводы разнились, рассматривали цитаты по-русски и по-славянски. Во-первых, мы все начинали четко понимать, что истины нашей веры основаны на Откровении Божием.
Во-вторых, читая так отрывки из Нового Завета, люди учились узнавать Священное Писание, пользоваться им и с помощью Евангелия решать разные вопросы. (Готовясь к занятиям, я брал, конечно, далеко не все цитаты из Катехизиса, а только некоторые, которые мне казались наиболее яркими, выразительными и понятными. Не ставилась цель изучить Катехизис в полном объеме, необходимо было лишь понять те истины веры, о которых сказано в Символе веры). Первый цикл изучения Символа веры у меня занял два с половиной года. Конечно, мы говорили и о Таинствах, как это предусмотрено Катехизисом, а по ходу занятий беседовали о текущих праздниках. Постепенно мы стали работать по другой методике. Когда она оформилась, то получилась определенная логическая последовательная система. Если мы хотим решить какую-нибудь задачу, то сначала необходимо четко поставить условия задачи, чтобы было ясно, какие проблемы мы хотим решить. Для того, чтобы понять цель Пришествия в мир Божиего Сына, надо предварительно осмыслить, в чем суть трагедии, произошедшей с высшим созданием Божиим - человеком. Ведь чтобы найти потерянное, надо хорошо знать, что потеряли. Таким образом, приступая к изучению Евангелия, мы сначала подробно анализируем содержание первых трех глав Бытия: --Творение мира и человека, --создание женщины --и, самое главное, - грехопадение. Ведь именно из различного прочтения третьей главы Бытия вытекает разное понимание грехопадения: --с одной стороны - то, какое есть у католиков и протестантов, --а с другой - у православных. Соответственно с различным пониманием грехопадения строится и разное понимание Евангельской вести и спасения: тут происходит резкое разделение между католиками, протестантами и православными. Если, как два тысячелетия считают православные, человек в грехопадении заболел грехом и болезненно исказился, значит человека надо всего исцелить через Крест и Воскресение Иисуса Христа. Уяснив это и поговорив о Рождестве Богородицы и Введении во храм, рассматриваем Евангельское повествование в последовательном изложении. Можно пользоваться синопсисом или таблицами последовательности Евангельских событий. При этом прихожане также читают текст из Нового Завета, а священник или преподаватель тщательно анализирует его вместе с учащимися. Этот курс у нас проходят за два учебных года. Где представляется возможным, следует привлекать богослужебные тексты, которые помогают понять и осмыслить события Священной истории. Определенный период обучения при этом еще следует посвятить осмыслению Таинств Православной Церкви. Очень желательно прочитать и проанализировать книгу Деяний Апостольских, как начальный период бытия Церкви Христовой в земном мире или, иначе говоря, жизнь Воскресшего Христа в Своих учениках и Своей Церкви. Если есть подготовленный преподаватель, то хорошо было бы прочитать все апостольские Послания с анализом текста. Полезно прочитать и проанализировать Откровение святого апостола Иоанна Богослова, но строго в соответствии с церковной традицией и святоотеческими комментариями. Такими пособиями могут являться сборник святоотеческих и богословских истолкований, составленный М. Барсовым, "Апокалипсис святого Иоанна Богослова"; а также "Толкование на Апокалипсис" св. Андрея, Архиепископа Кесарийского и "Апокалипсис в учении древнего христианства" Архиепископа Аверкия (Таушева) и иеромонаха Серафима (Роуза). Хочу рассказать еще об одной системе изучения православного вероучения, очень интересной и эффективной, но практически никем не используемой. Это изучение христианства исключительно по богослужебным книгам. По такой системе мне удалось три года подряд заниматься с одной группой, ни разу не повторяясь. Тут могут использоваться буквально чуть ли ни все богослужебные книги, и при этом не играет существенной роли порядок праздничных событий. Преподавание должно основываться на анализе и осмыслении текстов Священного Писания или богослужебных. При этом всегда следует стараться делать выводы для практического применения в жизни учащихся».
Православного образа жизни. Это дает плод. Преподобный Макарий проводит культурно-просветительную работу: -- начинает разучивать песни на их родном языке; -- сочиняет духовные канты и разучивает вместе с ними (архимандриту Макарию принадлежит введение женского пения в храме;) -- архимандрит Макарий ежедневно посещал всех, читая им жития святых; -- попадает в роль судьи. Миссионерской деятельности преподобного Макария противодействовали: -- шаманы (новая религия ослабляла их влияние на людей); -- главы родов (были против нового образа жизни своих соплеменников, т.к. это ослабляло их власть); -- раскольники (человек, отколовшийся от Церкви, не может смириться с церковными людьми). Архимандрит Макарий, через 10 лет пребывания на Алтае, устраивает: -- 2 школы для мальчиков и 1 женское училище; -- богадельню для инвалидов; -- 2 монастыря (мужской и женский). По мере накопления опыта миссионерского служения архимандрит Макарий стал отдавать предпочтение использованию русского языка в деле христианского обращения и воцерковления. Для нужд христианского просвещения он составляет пособия, причем не только для крещеных алтайцев, но и для проживающих русских: «Начальное учение человеком, хотящим учиться книг Божественного Писания», «Алфавит Библии». Архимандрит Макарий, изнемогая от миссионерских трудов, уехал в Россию, заботясь о своей пастве. Для продолжения миссии на Алтае необходима была группа единомышленников. Ядро миссионерской деятельности составили протоиерей Стефан Ландышев с соратниками в составе 15-ти человек. Осенью 1846 года Макарий получил разрешение на паломничество в Святую землю — годичный отпуск в Иерусалим, но отложил поездку до весны, а весной, закончив приготовления к поездке, смертельно заболел и 18 мая 1847 года тихо скончался. Его последними словами были: «Свет Христов просвещает всех». Канонизован в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в лике преподобных «за праведное житие, равноапостольные труды по переводу Священного Писания на алтайский язык и распространение на Алтае веры Христовой». Память (по юлианскому календарю) совершается 18 мая, а также 23 января в день Собора Костромских святых, 10 июня в день Собора Сибирских святых и в воскресенье перед 28 июля в день Собора Смоленских святых.
Вопрос №2.История катехизации. Катехизация в Древней Церкви. Каноническая
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.035 с.) |