Формат учебного курса по фокусированию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формат учебного курса по фокусированию



 

Мне хотелось бы предложить краткое описание плана моего учебного курса по фокусированию, поскольку он совершен­ствовался параллельно с моим методом обучения шагам и навыкам. (Более подробно см.: Cornell, 1990b.) Курс предполагает три взаимосвязанных аспекта:

1. Обучение фокусированию, при котором люди могут продолжать эту практику самостоятельно в парах или группах.

2. Введение активного слушания на ранней стадии обуче­ния с акцентом на помощи практикующему в «опробо­вании» его собственных слов как дескрипторов.

3. Преподавание фокусирования как «саморуководст­ва», когда учение фокусированию оказывается тожде­ственным усвоению, интернализации действий препо­давателя-руководителя.

Индивидуальная сессия

 

Студентам настоятельно рекомендуют начать обучение фокусированию с участия в часовой индивидуальной сессии. В ходе этой сессии преподаватель проводит учащегося через весь процесс фокусирования (подробнее о развитии препо­давания фокусированию см.: Cornell, 1991; о специфике са­мого преподавания — см.: Cornell, 1990а).

Такое начало — с индивидуальной сессии — основано на принципе, что каждый человек обладает уникальным и точным умением фокусирования, и ему важно ощутить это умение до того, как он получит обобщенные сведения о нем, которые могут быть восприняты как предписания.

 

Первое занятие с группой

 

Учебные группы невелики, в каждой — не более пяти учащихся. На первом занятии преподаватель рассказывает об истории фокусирования и об особом понятии — «прочув­ствованное ощущение». Группа участвует в упражнении по испытанию различных прочувствованных ощущений. Один раз выполняется групповое упражнение, оно необхо­димо только потому, что на первом занятии люди могут быть недостаточно мотивированы, чтобы осуществлять фокуси­рование в индивидуальном порядке.

После того как учащиеся расскажут о своих переживани­ях, возникших в ходе выполнения упражнения, преподаватель рассказывает им о четырех навыках. Учащихся просят в тече­ние недели время от времени прислушиваться к ощущениям, возникающим в их теле. Никаких других заданий не дается.

 

Второе занятие с группой

 

Второе занятие начинается с предложения учащимся рассказать о переживаниях, испытанных ими в течение неде­ли. Затем преподаватель описывает пять шагов. В оставшее­ся время каждый учащийся примерно по двадцать минут практикует фокусирование под руководством преподава­теля. Практика показывает, что двадцати минут достаточно, чтобы получить отчетливый опыт фокусирования, при том что шаг «Расчистка пространства» предпринимается лишь при необходимости. Ранее проведенная индивидуальная сессия также помогает учащимся «что-то получить» за эти двадцать минут занятия.

Других учащихся просят наблюдать за тем, как фокуси­рующий в ходе сессии выполняет шаги и навыки. Им гово­рят о том, что их ободряющее внимание поможет фокуси­рующему успешно справиться с заданием.

Учащихся просят самостоятельно фокусировать между занятиями. Им дается также материал с описанием следу­ющего занятия, посвященного как фокусированию в присут­ствии слушающего, так и слушанию фокусирующего.

 

Третье занятие с группой

 

Сначала учащихся приглашают поделиться своим опы­том фокусирования за неделю. Преподаватель особенно вни­мательно расспрашивает о возникших трудностях или пре­пятствиях.

Затем он кратко рассказывает о взаимодополняющих функциях фокусирования и активного слушания. Акцент делается на обучении обеим сторонам взаимодействия, расцениваемым как навыки: слушанию фокусирующего и фокусированию в присутствии слушателя. Слушающего просят реагировать в отражающей манере каждый раз, когда фокусирующий делает паузу. Фокусирующего просят ис­пользовать отражения слушающего для того, чтобы опробо­вать свое прочувствованное ощущение.

Преподаватель выступает в качестве первого фокуси­рующего, а учащийся — в качестве первого слушающего. Слушающего инструктируют лишь отражать фокусирую­щего, не задавать никаких вопросов и ничего не предлагать. Преподаватель осуществляет фокусирование, моделируя «саморуководство» процессом (см. ниже) с помощью слу­шающего. Это упражнение занимает десять минут, при этом за временем следит волонтер. После этого взаимодействия каждый из его участников делится своими ощущениями, первым говорит слушающий. Затем наблюдатели пригла­шаются к тому, чтобы прокомментировать сам процесс, но комментировать содержание процесса не разрешается.

Слушающему предлагается стать следующим фокуси­рующим, а кому-то из волонтеров — следующим слушаю­щим. Преподаватель оказывается последним слушающим.

Новые слушающие обычно испытывают изумление и удо­вольствие оттого, что способны концентрироваться на фоку­сирующем без ощущения ответственности за происходящий процесс; и вместе с тем они отмечают, что чувствуют себя так, будто в них нет никакой нужды или они не приносят никакой пользы. Кроме того, фокусирующие обычно говорят о том, что для них реакции слушающих были довольно полезны, поскольку помогали им оставаться в контакте с собой, своим телом и своими ощущениями.

 

Четвертое занятие с группой

 

Преподаватель начинает с рассказа о препятствиях, возникающих в процессе фокусирования, описывает типич­ные барьеры, такие, как внутренний критик, потребность найти решение и т. д. Затем учащиеся начинают следующее упражнение по слушанию-фокусированию, организованное но той же круговой системе, но на этот раз уже без участия преподавателя. Этапы слушание-фокусирование становят­ся длиннее, примерно по пятнадцать минут, а фокусирующе­му предоставляется возможность обращаться за помощью, если он снова столкнется с тем или иным препятствием. Преподаватель вмешивается в происходящее только в том случае, если его просят помочь, а во всех других случаях уча­щийся самостоятельно продолжает осуществлять активное слушание по мере развертывания процесса фокусирования.

После завершения каждой сессии фокусирующие обсуж­дают, какие препятствия возникали перед ними в процессе фокусирования в этот день и как они реагировали, когда чув­ствовали их.

 

Пятое занятие с группой

 

Преподаватель знакомит учащихся с понятием «самору­ководство» и объясняет, что на последних двух занятиях учащиеся уже этим занимались; иначе говоря, они учились тому, чтобы руководить собой в процессе фокусирования при поддержке слушающего, не являющегося руководите­лем. Преподаватель рассматривает перечень навыков само­руководства (например, «Способность переносить сознание в различные части тела») и отвечает на вопросы учащихся.

Затем преподаватель переходит к рассмотрению перечня рекомендаций, образующих собой некую простую схему, которой можно следовать в ходе практических сессий и в от­сутствие преподавателя. Это своего рода квинтэссенция тех рекомендаций, которым следовали учащиеся на двух преды­дущих занятиях. Особый акцент делается на рекомендации, которая гласит: «Фокусирующий может высказать слушаю­щему свои пожелания о том, как его надо выслушивать. Он может сказать об этом как до начала, так и в ходе сессии».

Затем учащиеся принимают участие в еще одном заня­тии по слушанию-фокусированию, организованном по кру­говой системе, в котором делается акцент на данной реко­мендации. Слушающему предоставляется большая свобода реагирования, теперь он не должен отражать фокусиру­ющего в каждой паузе. Фокусирующий должен сообщать, хочет ли он получить от слушающего больше (или меньше) отражений или же он хочет получать отражения какого-то другого типа. Преподаватель стремится оставаться вне этого взаимодействия, предоставляя учащимся возможность нала­дить друг с другом обратную связь.

В самом конце занятия учащимся дается список с указа­нием их фамилий и адресов и предлагается обсудить воз­можность дальнейших встреч парами или группами в целях продолжения практики. Им поясняют также, как контак­тировать со свободно практикующими группами («группами изменений»), существующими в данном регионе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.006 с.)