Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формат учебного курса по фокусированию
Мне хотелось бы предложить краткое описание плана моего учебного курса по фокусированию, поскольку он совершенствовался параллельно с моим методом обучения шагам и навыкам. (Более подробно см.: Cornell, 1990b.) Курс предполагает три взаимосвязанных аспекта: 1. Обучение фокусированию, при котором люди могут продолжать эту практику самостоятельно в парах или группах. 2. Введение активного слушания на ранней стадии обучения с акцентом на помощи практикующему в «опробовании» его собственных слов как дескрипторов. 3. Преподавание фокусирования как «саморуководства», когда учение фокусированию оказывается тождественным усвоению, интернализации действий преподавателя-руководителя. Индивидуальная сессия
Студентам настоятельно рекомендуют начать обучение фокусированию с участия в часовой индивидуальной сессии. В ходе этой сессии преподаватель проводит учащегося через весь процесс фокусирования (подробнее о развитии преподавания фокусированию см.: Cornell, 1991; о специфике самого преподавания — см.: Cornell, 1990а). Такое начало — с индивидуальной сессии — основано на принципе, что каждый человек обладает уникальным и точным умением фокусирования, и ему важно ощутить это умение до того, как он получит обобщенные сведения о нем, которые могут быть восприняты как предписания.
Первое занятие с группой
Учебные группы невелики, в каждой — не более пяти учащихся. На первом занятии преподаватель рассказывает об истории фокусирования и об особом понятии — «прочувствованное ощущение». Группа участвует в упражнении по испытанию различных прочувствованных ощущений. Один раз выполняется групповое упражнение, оно необходимо только потому, что на первом занятии люди могут быть недостаточно мотивированы, чтобы осуществлять фокусирование в индивидуальном порядке. После того как учащиеся расскажут о своих переживаниях, возникших в ходе выполнения упражнения, преподаватель рассказывает им о четырех навыках. Учащихся просят в течение недели время от времени прислушиваться к ощущениям, возникающим в их теле. Никаких других заданий не дается.
Второе занятие с группой
Второе занятие начинается с предложения учащимся рассказать о переживаниях, испытанных ими в течение недели. Затем преподаватель описывает пять шагов. В оставшееся время каждый учащийся примерно по двадцать минут практикует фокусирование под руководством преподавателя. Практика показывает, что двадцати минут достаточно, чтобы получить отчетливый опыт фокусирования, при том что шаг «Расчистка пространства» предпринимается лишь при необходимости. Ранее проведенная индивидуальная сессия также помогает учащимся «что-то получить» за эти двадцать минут занятия.
Других учащихся просят наблюдать за тем, как фокусирующий в ходе сессии выполняет шаги и навыки. Им говорят о том, что их ободряющее внимание поможет фокусирующему успешно справиться с заданием. Учащихся просят самостоятельно фокусировать между занятиями. Им дается также материал с описанием следующего занятия, посвященного как фокусированию в присутствии слушающего, так и слушанию фокусирующего.
Третье занятие с группой
Сначала учащихся приглашают поделиться своим опытом фокусирования за неделю. Преподаватель особенно внимательно расспрашивает о возникших трудностях или препятствиях. Затем он кратко рассказывает о взаимодополняющих функциях фокусирования и активного слушания. Акцент делается на обучении обеим сторонам взаимодействия, расцениваемым как навыки: слушанию фокусирующего и фокусированию в присутствии слушателя. Слушающего просят реагировать в отражающей манере каждый раз, когда фокусирующий делает паузу. Фокусирующего просят использовать отражения слушающего для того, чтобы опробовать свое прочувствованное ощущение. Преподаватель выступает в качестве первого фокусирующего, а учащийся — в качестве первого слушающего. Слушающего инструктируют лишь отражать фокусирующего, не задавать никаких вопросов и ничего не предлагать. Преподаватель осуществляет фокусирование, моделируя «саморуководство» процессом (см. ниже) с помощью слушающего. Это упражнение занимает десять минут, при этом за временем следит волонтер. После этого взаимодействия каждый из его участников делится своими ощущениями, первым говорит слушающий. Затем наблюдатели приглашаются к тому, чтобы прокомментировать сам процесс, но комментировать содержание процесса не разрешается.
Слушающему предлагается стать следующим фокусирующим, а кому-то из волонтеров — следующим слушающим. Преподаватель оказывается последним слушающим. Новые слушающие обычно испытывают изумление и удовольствие оттого, что способны концентрироваться на фокусирующем без ощущения ответственности за происходящий процесс; и вместе с тем они отмечают, что чувствуют себя так, будто в них нет никакой нужды или они не приносят никакой пользы. Кроме того, фокусирующие обычно говорят о том, что для них реакции слушающих были довольно полезны, поскольку помогали им оставаться в контакте с собой, своим телом и своими ощущениями.
Четвертое занятие с группой
Преподаватель начинает с рассказа о препятствиях, возникающих в процессе фокусирования, описывает типичные барьеры, такие, как внутренний критик, потребность найти решение и т. д. Затем учащиеся начинают следующее упражнение по слушанию-фокусированию, организованное но той же круговой системе, но на этот раз уже без участия преподавателя. Этапы слушание-фокусирование становятся длиннее, примерно по пятнадцать минут, а фокусирующему предоставляется возможность обращаться за помощью, если он снова столкнется с тем или иным препятствием. Преподаватель вмешивается в происходящее только в том случае, если его просят помочь, а во всех других случаях учащийся самостоятельно продолжает осуществлять активное слушание по мере развертывания процесса фокусирования. После завершения каждой сессии фокусирующие обсуждают, какие препятствия возникали перед ними в процессе фокусирования в этот день и как они реагировали, когда чувствовали их.
Пятое занятие с группой
Преподаватель знакомит учащихся с понятием «саморуководство» и объясняет, что на последних двух занятиях учащиеся уже этим занимались; иначе говоря, они учились тому, чтобы руководить собой в процессе фокусирования при поддержке слушающего, не являющегося руководителем. Преподаватель рассматривает перечень навыков саморуководства (например, «Способность переносить сознание в различные части тела») и отвечает на вопросы учащихся. Затем преподаватель переходит к рассмотрению перечня рекомендаций, образующих собой некую простую схему, которой можно следовать в ходе практических сессий и в отсутствие преподавателя. Это своего рода квинтэссенция тех рекомендаций, которым следовали учащиеся на двух предыдущих занятиях. Особый акцент делается на рекомендации, которая гласит: «Фокусирующий может высказать слушающему свои пожелания о том, как его надо выслушивать. Он может сказать об этом как до начала, так и в ходе сессии». Затем учащиеся принимают участие в еще одном занятии по слушанию-фокусированию, организованном по круговой системе, в котором делается акцент на данной рекомендации. Слушающему предоставляется большая свобода реагирования, теперь он не должен отражать фокусирующего в каждой паузе. Фокусирующий должен сообщать, хочет ли он получить от слушающего больше (или меньше) отражений или же он хочет получать отражения какого-то другого типа. Преподаватель стремится оставаться вне этого взаимодействия, предоставляя учащимся возможность наладить друг с другом обратную связь. В самом конце занятия учащимся дается список с указанием их фамилий и адресов и предлагается обсудить возможность дальнейших встреч парами или группами в целях продолжения практики. Им поясняют также, как контактировать со свободно практикующими группами («группами изменений»), существующими в данном регионе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.006 с.) |