Творческая связь и личностный рост 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческая связь и личностный рост



 

 

О развитии личности писали многие гуманистические пси­хологи, в том числе и Н. Роджерс. В книге Появляющаяся женщина (Rogers N., 1980) раскрывается ее собственный уникальный путь к большей автономии и большей личност­ной реализации. Ее внутреннее путешествие к освобождению от гнета социальных ожиданий, ограничивающих женщину ролями исполнительной жены и матери, стало примером для многих женщин. Другими словами, Н. Роджерс является новатором как в освобождении женщин, так и развитии человекоцентрированного учения.

Исследования творческой связи, проведенные Н. Род­жерс (Rogers N., 1985b), получили свое отражение в ее прак­тических семинарах по экспрессивной терапии. Н. Роджерс описывает творческую связь следующим образом:

«...это связь между движением, визуальным искусст­вом, литературным творчеством и звуком. Когда мы дви­гаемся осознанно, для нас раскрываются глубокие чувст­ва, которые могут быть выражены цветом, линией или формой. Когда мы пишем сразу после такого движения или занятия искусством, тогда из нашего бессознательно­го исходит свободный поток переживаний...» (Rogers N., 1985а).

Творческая связь предполагает личностный рост в каче­стве главного принципа творческого процесса. На теорети­ческом уровне она связана с описанными выше принципами значимого учения К. Роджерса. При выявлении специфиче­ских факторов, имеющих отношение к творческой связи и личностному росту, мы обнаруживаем, что некоторые из них подтверждаются ответами большого числа респон­дентов данного исследования.

Анализ письменных ответов, даже будучи основан во мно­гом на личных впечатлениях, показал, что все 32 респондента упоминали о процессе интегрирующего исцеления как следст­вии экспрессивной терапевтической работы. Много раз упо­минались переживания большей интегрированное™ со своим внутренним Я. Ниже приводится пример, суммирующий данный интегрирующий аспект творческой связи:

«Я вспоминаю, как группа занималась направляемой визуализацией. Мы вошли в здание и обнаружили там дверь, за которой находились наши субличности. Мы от­крыли дверь и позволили им выйти; мы встречались с некоторыми субличностями, каждый раз спрашивая, кто они, что они могут нам дать и что хотят получить от нас. Этот процесс имел для меня интегрирующее зна­чение, он помог осознать, услышать и полюбить эти части меня самого...» (Респондент 9).

Мы обнаружили еще один аспект, состоящий в том, что почти половина (четырнадцать) респондентов сообщи­ли о возросшей силе своего Я, что явилось существенным моментом их личностного роста. Этот момент во многом ана­логичен развитию большей уверенности в себе и большего самопринятия, которые обсуждались выше в качестве аспек­тов значимого учения. Одна из участниц программы так вы­ражает свои чувства, возникшие в ходе тренинга по экспрес­сивной терапии:

«В результате участия в этих семинарах я теперь гораздо больше заинтересована в обнаружении и призна­нии моей собственной экспрессии. Я испытываю уважение к своей уникальности, даже когда она контрастирует со всем тем, с чем можно столкнуться в моем окружении» (Респондент 11).

Еще один выявленный аспект творческой связи — это новое осознание не только своего внутреннего Я, но и мира отношений с людьми и социумом. Двенадцать респондентов отметили, что их осознание самих себя и других людей стало более глубоким благодаря экспрессивной терапии. Ниже приводится яркий пример такого сдвига в осознании:

«В результате однодневного семинара у меня возник новый внутренний образ, и я приобрел опыт переживания той части себя, которая не подвержена влияниям времени, завершена в своем "бытии". Когда я почувствовал ее, мой страх существенно уменьшился» (Респондент 6).

Мы хотели бы также отметить, что шесть респондентов сменили работу или карьеру, а девять других почувствовали, что их профессиональные навыки существенно улучшились в результате экспрессивной терапии. Один из них пишет об этом следующим образом:

«Тренинг открыл мне путь к тому, чтобы стать фасилитатором, использующим в своей работе изобразитель­ные искусства и движение. Я узнал, что, правдиво выра­жая собственные чувства, мы можем устанавливать более глубокую связь с самими собой... Я думаю, это по­могло мне стать более успешным фасилитатором. Я толь­ко что окончил цикл из десяти занятий по экспрессивной терапии, и мне нравилось наблюдать за работой людей и за самим процессом терапии» (Респондент 15).

Другие респонденты отмечали, что получили возмож­ность обнаруживать некоторые новые аспекты самих себя и творчески решать свои внутренние конфликты с помощью новых экспрессивных методов.

 

КРИТИЧЕСКИЕ ОТЗЫВЫ

 

 

Несколько респондентов написали с смешанных чувствах, вызванных опытом экспрессивной терапии. Один из них был обеспокоен некоторыми действиями сотрудников института, которые, по его мнению, были сомнительны с этической точки зрения. Он пишет об этом так:

«...я чувствую, что из опыта экспрессивной терапии в целом я вынес много полезного для себя. Но я пере­жил также один неприятный момент в конце семинара. И он изменил мое общее впечатление о профессионализ­ме и этике сотрудников института» (Респондент 7).

Еще одна респондентка отозвалась о своем опыте экс­прессивной терапии без какого-либо энтузиазма. В результа­те экспрессивной терапии она больше узнала о себе, хотя была уже хорошо знакома с тренингами личностного роста. Она сформулировала свое мнение так:

«...на мой взгляд, семинар не заслуживает очень вы­сокой оценки. Он лишь подчеркнул, насколько важно предоставлять участникам время и пространство просто для того, чтобы "быть"» (Респондент 5).

Ответов, в которых отсутствовал энтузиазм по поводу участия в семинарах, было очень мало, и почти все рес­понденты почувствовали произошедшие в них значимые внутренние перемены. Конечно, мы не знаем, что могли бы сказать те участники семинара, которые не ответили на на­ши вопросы. Возможно, кто-то из них не ответил потому, что их реакция на участие в программе была неоднозначной. Некоторые люди просто не любят отвечать на вопросы подобного рода. В целом все те, кто принял участие в данном исследовании, нашли для себя нечто значимое в работе тренинговых семинаров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.012 с.)