Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творческая связь и личностный рост
О развитии личности писали многие гуманистические психологи, в том числе и Н. Роджерс. В книге Появляющаяся женщина (Rogers N., 1980) раскрывается ее собственный уникальный путь к большей автономии и большей личностной реализации. Ее внутреннее путешествие к освобождению от гнета социальных ожиданий, ограничивающих женщину ролями исполнительной жены и матери, стало примером для многих женщин. Другими словами, Н. Роджерс является новатором как в освобождении женщин, так и развитии человекоцентрированного учения. Исследования творческой связи, проведенные Н. Роджерс (Rogers N., 1985b), получили свое отражение в ее практических семинарах по экспрессивной терапии. Н. Роджерс описывает творческую связь следующим образом: «...это связь между движением, визуальным искусством, литературным творчеством и звуком. Когда мы двигаемся осознанно, для нас раскрываются глубокие чувства, которые могут быть выражены цветом, линией или формой. Когда мы пишем сразу после такого движения или занятия искусством, тогда из нашего бессознательного исходит свободный поток переживаний...» (Rogers N., 1985а). Творческая связь предполагает личностный рост в качестве главного принципа творческого процесса. На теоретическом уровне она связана с описанными выше принципами значимого учения К. Роджерса. При выявлении специфических факторов, имеющих отношение к творческой связи и личностному росту, мы обнаруживаем, что некоторые из них подтверждаются ответами большого числа респондентов данного исследования. Анализ письменных ответов, даже будучи основан во многом на личных впечатлениях, показал, что все 32 респондента упоминали о процессе интегрирующего исцеления как следствии экспрессивной терапевтической работы. Много раз упоминались переживания большей интегрированное™ со своим внутренним Я. Ниже приводится пример, суммирующий данный интегрирующий аспект творческой связи: «Я вспоминаю, как группа занималась направляемой визуализацией. Мы вошли в здание и обнаружили там дверь, за которой находились наши субличности. Мы открыли дверь и позволили им выйти; мы встречались с некоторыми субличностями, каждый раз спрашивая, кто они, что они могут нам дать и что хотят получить от нас. Этот процесс имел для меня интегрирующее значение, он помог осознать, услышать и полюбить эти части меня самого...» (Респондент 9).
Мы обнаружили еще один аспект, состоящий в том, что почти половина (четырнадцать) респондентов сообщили о возросшей силе своего Я, что явилось существенным моментом их личностного роста. Этот момент во многом аналогичен развитию большей уверенности в себе и большего самопринятия, которые обсуждались выше в качестве аспектов значимого учения. Одна из участниц программы так выражает свои чувства, возникшие в ходе тренинга по экспрессивной терапии: «В результате участия в этих семинарах я теперь гораздо больше заинтересована в обнаружении и признании моей собственной экспрессии. Я испытываю уважение к своей уникальности, даже когда она контрастирует со всем тем, с чем можно столкнуться в моем окружении» (Респондент 11). Еще один выявленный аспект творческой связи — это новое осознание не только своего внутреннего Я, но и мира отношений с людьми и социумом. Двенадцать респондентов отметили, что их осознание самих себя и других людей стало более глубоким благодаря экспрессивной терапии. Ниже приводится яркий пример такого сдвига в осознании: «В результате однодневного семинара у меня возник новый внутренний образ, и я приобрел опыт переживания той части себя, которая не подвержена влияниям времени, завершена в своем "бытии". Когда я почувствовал ее, мой страх существенно уменьшился» (Респондент 6). Мы хотели бы также отметить, что шесть респондентов сменили работу или карьеру, а девять других почувствовали, что их профессиональные навыки существенно улучшились в результате экспрессивной терапии. Один из них пишет об этом следующим образом: «Тренинг открыл мне путь к тому, чтобы стать фасилитатором, использующим в своей работе изобразительные искусства и движение. Я узнал, что, правдиво выражая собственные чувства, мы можем устанавливать более глубокую связь с самими собой... Я думаю, это помогло мне стать более успешным фасилитатором. Я только что окончил цикл из десяти занятий по экспрессивной терапии, и мне нравилось наблюдать за работой людей и за самим процессом терапии» (Респондент 15).
Другие респонденты отмечали, что получили возможность обнаруживать некоторые новые аспекты самих себя и творчески решать свои внутренние конфликты с помощью новых экспрессивных методов.
КРИТИЧЕСКИЕ ОТЗЫВЫ
Несколько респондентов написали с смешанных чувствах, вызванных опытом экспрессивной терапии. Один из них был обеспокоен некоторыми действиями сотрудников института, которые, по его мнению, были сомнительны с этической точки зрения. Он пишет об этом так: «...я чувствую, что из опыта экспрессивной терапии в целом я вынес много полезного для себя. Но я пережил также один неприятный момент в конце семинара. И он изменил мое общее впечатление о профессионализме и этике сотрудников института» (Респондент 7). Еще одна респондентка отозвалась о своем опыте экспрессивной терапии без какого-либо энтузиазма. В результате экспрессивной терапии она больше узнала о себе, хотя была уже хорошо знакома с тренингами личностного роста. Она сформулировала свое мнение так: «...на мой взгляд, семинар не заслуживает очень высокой оценки. Он лишь подчеркнул, насколько важно предоставлять участникам время и пространство просто для того, чтобы "быть"» (Респондент 5). Ответов, в которых отсутствовал энтузиазм по поводу участия в семинарах, было очень мало, и почти все респонденты почувствовали произошедшие в них значимые внутренние перемены. Конечно, мы не знаем, что могли бы сказать те участники семинара, которые не ответили на наши вопросы. Возможно, кто-то из них не ответил потому, что их реакция на участие в программе была неоднозначной. Некоторые люди просто не любят отвечать на вопросы подобного рода. В целом все те, кто принял участие в данном исследовании, нашли для себя нечто значимое в работе тренинговых семинаров.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.012 с.) |