Проблемные педагогические ситуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемные педагогические ситуации



1.В семье растет сын. Родители любят его, окружают заботой, покупают разнообразные игрушки. Ему исполнилось 5 лет, и с ним стали происходить изменения. Он стал меньше играть с игрушками, все чаще пристает к взрослым, вмешивается в их разговоры, задает много вопросов. Родители в недоумении: раньше ребенок хорошо играл с игрушками, никому не мешал, а сейчас надоедает старшим и, если на его вопросы не отвечают, плачет.

· С какими формами общения связано такое поведение ребенка?

· Что можно посоветовать родителям?

2. Ребенок средней группы замкнут, неактивен, из неблагополучной семьи, с детьми не общается, предпочитает уединение. На предложение воспитателя поиграть охотно соглашается, но его не интересуют действия с игрушками, прижимается к воспитателю, стремится забраться на колени.

· На каком уровне (форме) общения находится ребенок?

· Какие педагогические действия должен предпринимать воспитатель?

 

3. Прочитайте рассказ В. Драгунского «Заколдованная буква» (см. приложение).

· Какие особенности коммуникативных действий дошкольников в общении со сверстниками ярко проиллюстрированы писателем?

· Выделите особенности построения предложений, лексики, звукопроизношения, характерные черты диалога.

 

4. В старшей группе появился новый мальчик, который не посещал раньше детский сад. Он громко разговаривает, высказывает просьбы в виде требований, срываясь на крик, не умеет выслушивать сверстника. На просьбы говорить тише, чтобы не мешать другим детям, почти не реагирует.

· Какими будут ваши действия как воспитателя?

· В чем Вы видите причины такого поведения?

 

5.Ребенок младшего дошкольного возраста не пользуется речью в общении с воспитателем, хотя с родителями разговаривает. Что Вы будете делать?

 

6.Определите, какому дошкольному возрасту (младшему, среднему, старшему) соответствует следующая характеристика связной речи:

В беседе со взрослым ребенок правильно отвечает на вопросы, выслушивает ответ, сам задаёт большое количество вопросов.

В процессе пересказывания литературных произведений ребенок может самостоятельно передать содержание небольших сказок, рассказов, не только знакомых, но и впервые прочитанных.

Умеет составить небольшие рассказы по картине, игрушке, опираясь на образец рассказа воспитателя или по плану, предложенному взрослым, при этом ребенку необходима помощь.

При составлении рассказов из опыта испытывает некоторые затруднения, не всегда может логично передать происходившие события, т.к. большое место занимает ситуативная речь, перескакивает с описания одного события на другое, логика повествования нарушается, языковые средства дополняются жестами, мимикой.

Самостоятельно придумать рассказ по теме, предложенной взрослым, не может.

7. В старшую группу детского сада пришла новенькая девочка, она быстро освоилась и стала каждый день загадывать детям загадки. Воспитатель, видя интерес девочки к этому, тоже загадал ей загадки и отметил, что ни одну из них девочка не смогла отгадать, а главное даже не пыталась думать над отгадкой.

· Объясните причину такого поведения девочки.

· Какую работу следует проводить с этим ребенком?

8. Внимательно прочитайте характеристику речевого развития и определите, какому дошкольному возрасту (младшему, среднему, старшему) она соответствует.

· Дети активно осваивают построение разных типов высказываний (описание, повествование, рассуждение), умеют анализировать структуру любого связного высказывания (начало, середина, конец). Осваивают родовые понятия, такие, как транспорт водный, воздушный, наземный, подземный. Все звуки родного языка произносят отчетливо. Происходит развитие фонематического восприятия. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

9. Разработайте план непосредственно образовательной деятельности (в форме занятия) по развитию связной монологической речи детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения составлению рассказов по сюжетной картине с помощью современной технологии.

10. Разработайте конспект родительского собрания по следующим темам «Развитие речи детей как средство общения через сюжетно-ролевые игры»; «Развитие речи дошкольников в контексте ФГОС»; «Эффективное внедрение педагогических технологий развития речи как условие развития речевых способностей дошкольников»; «Использование инновационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста».

Методические рекомендации: Вспомните определение понятия «педагогический совет», какова главная цель педагогического совета, его функции и виды. Раскройте основные формы организации педагогического совета (традиционный; с использованием отдельных методов активизации педагогов; нетрадиционный педагогический совет). Укажите примерную структуру заседания педагогического совета и алгоритм его подготовки.

11. Подготовьте конспект пересказа на основе текстов русских народных сказок (сказка по выбору студента) для детей старшего возраста с помощью технологии моделирования, ТРИЗ

 

Методические рекомендации: Вспомните содержание традиционных этапов обучения дошкольников пересказу (Вводная беседа; первичное рассказывание; беседа по сказке; повторное рассказывание; пауза; пересказ сказки; оценка работы детей). Студенты составляют конспект пересказа в соответствии с перечисленными этапами.

7.3.3. Примерные вопросы к экзамену

1. Современные требования к организации работы по развитию речи дошкольников.

2. Содержание образовательной области «Речевое развитие» в современных программах ДОО.

3. Компетентный подход в системе дошкольного образования.

4. Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста: лингводидактический аспект

5. Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста

6. Условия развития коммуникативной компетентности у детей.

  1. Формирование способности к наглядному моделированию при обучении грамоте.
  2. Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с детской художественной литературой.
  3. Обучение детей созданию образных характеристик объектов (ТРИЗ)
  4. Технология обучения детей составлению сравнений (ТРИЗ)
  5. Технология обучения детей составлению загадок (ТРИЗ)
  6. Технология обучения детей составлению метафор (ТРИЗ)
  7. Игры и творческие задания для развития выразительности речи (ТРИЗ)
  8. Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов(ТРИЗ)
  9. Обучение составлению творческих рассказов по картине (ТРИЗ)
  10. Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания (ТРИЗ)
  11. Использование метода мнемотехники в обучении рассказы­ванию детей дошкольного возраста.
  12. Составление творческих рассказов с использованием приема мнемотехники.
  13. Сказка как источник творчества детей. Функции, значение и роль сказок. Особенности сказок как народных средств воспитания.

20. Основные приёмы работы со сказками и их особенности: анализ, рассказывание сказок, переписывание, постановка сказок, сочинение сказок.

21. Возможности работы со сказкой (использование как метафоры, рисование по мотивам сказки, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, проигрывание эпизодов, использование как притчи-нравоучения, творческая работа по мотивам сказки).

  1. Общая характеристика средств логопедической ритмики.
  2. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

24. Упражнения и игры по развитию мелкой моторики рук.

25. Особенности проведения пальчиковых игр.

  1. Методика проведения артикуляционной гимнастики.
  2. Комплексы артикуляционных упражнений.
  3. Требования к условиям реализации работы по развитию речи дошкольников в ДОО.

29. Организация предметно-развивающей среды в группах ДОО (Образовательная область «Речевое развитие»).

30. ИКТ и развитие речи дошкольников.

31. Компьютерная среда в развитии речи дошкольников.

  1. Диагностика речевого развития детей.
  2. Учет результатов диагностики в педагогическом процессе дошкольного учреждения.
  3. Индивидуальный образовательный маршрут развития речи ребенка.

35. Модель выпускника ДОО: интегративные качества личности.

36. Речевая готовность дошкольников к обучению в школе: постановка проблемы.

37. Методы формирования общения ребенка с взрослым.

38. Методы формирования общения ребенка с взрослым, сверстником.

39. ФГОС ДОО и ФГОС НОО: линии преемственности (речевое развитие детей)

40. Содержание ООР НОО: анализ линий преемственности в развитии речи старших дошкольников и младших школьников.

41. Формы преемственности в речевом развитии дошкольников.

42. Проблемы и риски непрерывного образования детей дошкольного возраста и младшего школьного (в контексте развития речи).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.01 с.)