Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика эффективности применения активных методов обучения на уроках биологии ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Целью нашего исследования являлось внедрение на уроках биологии методов активного обучения и анализ степени вовлеченности учащихся в работу на протяжении всего занятия. Нами был использован метод наблюдения за учащимися, на основе которого были выявлены колебания активности обучаемых в процессе работы с течением времени отведенного на занятие. Анализ этих данных позволил выявить следующие процентные соотношения:
Таблица 2 - Процентное соотношение активности учащихся в зависимости от временного периода
Данный анализ позволил выявить, что середина занятия наиболее продуктивна, так как степень активности учащихся находится на высшей отметке в связи с заинтересованностью в работе, число отвлечений минимально, речь логична, без затруднений, а общий фон активности на протяжении всего занятия поддерживается на значительном уровне. Мотивация является, пожалуй, наиболее неоспоримым и изученным фактором успешности учения в целом и в частности. Она является запускным механизмом всякой деятельности, будь то труд, общение или познание. Для учителя биологии показателями развития учебных мотивов являются такие характеристики поведения учащегося, как: -познавательная активность на уроках; -использование дополнительных сведений при подготовке к уроку; -умение активно работать с учебным материалом; -самостоятельность в решении задач биологического содержания; -стремление к выполнению заданий повышенной трудности; -понимание значимости биологически знаний; -активное участие в коллективной работе биологического направления. Перечисленные показатели дадут учителю возможность сделать более точный прогноз о перспективах биологического образования ученика, чем его текущие отметки. Проблема заключается в выработке оценочной шкалы, способной измерить уровень развития учебных мотивов у каждого ученик и класса в целом. Высокий уровень учебных мотивов обеспечивает в познавательной деятельности развитие умений учащихся самостоятельно добывать знания о природе, устанавливать факты взаимодействия организмов, умения анализировать собственное поведение и поведение других сообразно нормам экологической этики.
Стимулирование активной учебной деятельности можно осуществить, применяя активные методы обучения. Большую важность имеет применение активных методов обучения для формирования познавательной мотивации и интереса. Продуктивная деятельность возможна только при активизации познавательной деятельности учащихся, исходя из этого, необходимо чтобы мотивация преподавателя формировала повышенный интерес у учащихся. Выделяют следующие уровни мотивации:
Существует ряд причин уменьшения учебной мотивации:
На каждом этапе занятия необходимо использовать активные методы обучения и активизировать этим учащихся.
Мотивация учения может быть ситуационной и личностной. В первом случае в качестве побудителей к учению выступают мотивы, связанные с необходимостью продемонстрировать определенные знания, умения и навыки в какой-либо конкретной ситуации. Такую мотивацию обучения называют внешней, она не рассчитана на самосовершенствование. Другой вид мотивации - внутренняя. Она связана с потребностью самосовершенствования человека. А учебная деятельность побуждается, прежде всего, внутренним мотивом. Мотивация, рассмотренная выше, является по содержанию познавательной, следовательно, относится к внутренней мотивации. В случаях, когда при всех стараниях преподавателя уровень мотивации начинает падать следует искать причины этого и проводить определенную коррекцию. С целью выявления уровня мотивации у учащихся нами было использовано письменное анкетирование. Нами были составлены вопросы на выявление мотивации учения. Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить какой уровней мотивации присутствует у обучаемого. В анкете приводится описание пяти уровней мотивации, которые могут быть у учащегося. Каждый из респондентов должен был из пяти возможных ответов выбрать тот, который наиболее полно характеризует его поведение. Игра помогает достижению учебных, воспитательных и развивающих целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией работы. Познавательная эффективность, осуществляемая в процессе игры путем знакомства школьников с диалектическими методами исследования вопроса. Воспитательная: в процессе игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу; сообща определяется степень участия каждого из них в работе; взаимосвязь участников при решении общих задач; коллективно обсуждаются вопросы, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к другим участникам игры. Развивающая эффективность: в процессе игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться в процессе дискуссии. Качество знаний в игровой форме в значительной степени зависит от авторитета учителя. Учитель, не имеющий глубокого и стабильного контакта с членами группы, не может на высоком уровне провести игру. Анкетирование было проведено дважды: до начала исследования и после его окончания. Таблица 3 - Результаты опроса
По результатам опроса был составлен график процентного соотношения.
Рисунок 2- Диаграмма процентного соотношения уровня мотивации
На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что использование указанных приемов стимулируют стремление учащихся к самостоятельному выполнению заданий, характеризуются сосредоточенностью произвольного задания, отвлечений учащихся на уроках стало меньше. Использование натуральных объектов, символов вызывают у школьников эмоциональные проявления, что в целом характерно для развития познавательного интереса.
Из бесед с учителями я установила, что большинство из них считают игру важным средством для развития познавательного интереса учащихся к предмету, но все же используют этот прием немногие. Среди причин, объясняющих этот факт, назывались: отсутствие методических разработок, неумение организовать учащихся на игру (плохая дисциплина), нежелание тратить время урока, отсутствие интереса у учащихся. За время практики я провела семь уроков: пять репродуктивных (традиционных) и два урока в виде игры. Проведение уроков позволило сделать вывод, что урок-игра в целом прошел плодотворно. Большинство учащихся проявило познавательную активность к изучению заданной темы. Проявили интерес на занятии, сами поправляли одноклассников при недочетах, спорили. Проверка тетрадей показала, что ученики достаточно емко раскрыли теоретические вопросы. Но были и те, кто не ответил на вопросы. Заключение
Проблема применения активных методов обучения на уроках биологии остается актуальной и в наши дни. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. от качества учения зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Суть активных методов обучения, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение школьниками тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Таким образом, для повышения познавательной активности школьников, учителю предлагается множество различных разработанных методов, которые он может использовать в своей учительской деятельности. Я рассмотрела только часть из них. Например, такой метод как коллективная мыслительная деятельность, дает большие возможности проявления творческих способностей для самого учителя в организации занятий. Он может брать за основу различные игровые программы, предлагаемые телевидением - это могут быть, КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.д.
В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между учителем и школьниками, так и между самими школьниками. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь школьников. Активные методы обучения направлены на привлечение школьников к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения школьниками полученных знаний. В ходе моего исследования были применены различные методы активного обучения. На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что использование указанных приемов стимулируют стремление учащихся к самостоятельному выполнению заданий, характеризуются сосредоточенностью произвольного задания, отвлечений учащихся на уроках стало меньше. Использование натуральных объектов, символов вызывают у школьников эмоциональные проявления, что в целом характерно для развития познавательного интереса. Из бесед с учителями я установила, что большинство из них считают игру важным средством для развития познавательного интереса учащихся к предмету, но все же используют этот прием немногие. Среди причин, объясняющих этот факт, назывались: отсутствие методических разработок, неумение организовать учащихся на игру (плохая дисциплина), нежелание тратить время урока, отсутствие интереса у учащихся. За время практики я провела семь уроков: пять репродуктивных (традиционных) и два урока в виде игры. Проведение уроков позволило сделать вывод, что урок-игра в целом прошел плодотворно. Большинство учащихся проявило познавательную активность к изучению заданной темы. Проявили интерес на занятии, сами поправляли одноклассников при недочетах, спорили. Проверка тетрадей показала, что ученики достаточно емко раскрыли теоретические вопросы. Но были и те, кто не ответил на вопросы. Мною был использован метод наблюдения за учащимися, на основе которого были выявлены колебания активности обучаемых в процессе работы с течением времени отведенного на занятие. Данный анализ позволил выявить, что середина занятия наиболее продуктивна, так как степень активности студентов находится на высшей отметке в связи с заинтересованностью в работе, число отвлечений минимально, речь логична, без затруднений, а общий фон активности на протяжении всего занятия поддерживается на значительном уровне. Тем самым можно сделать вывод, что при подготовке к уроку учащиеся показали относительно высокую заинтересованность, проявили надлежащую активность в изучении биологии. Таким образом, применение активных уроков положительно повлияло на динамику познавательного интереса и активность учащихся. Таким образом, исходя, из вышесказанного можно сделать вывод, что в реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы, которые помогают вести учеников к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учиться выделить главное в учебном материале, развивают речь и многое, другое. Как показывает практика, использование активных методов в школьном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов и приводит к положительным результатам.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.60.26 (0.014 с.) |