Реализация активных методов обучения на уроках биологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация активных методов обучения на уроках биологии



Педагогическая практика была пройдена нами на базе Бродской основной школы.

На констатирующем этапе нашего исследования было проведено ознакомление с учащимися 6 класса, учителями, работающими в классе, школьной документацией, классным журналом, что позволило составить общую характеристику класса и описать стартовые условия для исследования проблемы.

В своем исследовании мы исходили из следующих основных дидактических целей обучения биологии:

- повышать успеваемость;

- развивать индивидуальные познавательные интересы и интеллектуальные потребности учащихся;

- развивать творческие способности учащихся;

- формировать умение анализировать литературные источники, самостоятельно работать и делать выводы.

Руководителем практики была учитель биологии Харина Светлана Александровна. Она учитель высшей категории, имеющий большой педагогический стаж работы, обладает не только личностными, но и профессиональными педагогическими качествами. Во время работы использует демократический стиль педагогического общения. Ей свойственно глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности, в связи с этим у учащихся формируется адекватная самооценка, активность в общественной жизни, в классном руководстве развивается самоуправление, возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Ученика рассматривает как равноправного партнера в общении; характерно активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов, неудач. Учитель доступно, ясно, последовательно излагает учебный материал, используя наглядности, опоры, таблицы, карточки, новые технологии ЭВМ, тем самым, стимулируя учащихся на формирование познавательных интересов и творческих способностей. Видно, что учитель получает удовольствие от общения с детьми, испытывает любовь к детям и работе, умеет сплотить учащихся, занять их, справедливо разделить обязанности, спланировать работу, подвести итог проделанной работе.

Учитель обладает как личностно-индивидуальной компетентностью, так и компетентностью в педагогической деятельности и педагогическом общении.

Учитель на своих уроках особое внимание уделяет формированию у учащихся основных знаний, развитию творческих способностей, логики. Светлана Александровна использует различные формы работы на уроке, уделяет много внимания дополнительным источникам обучения, использует нестандартные приемы, чтобы заинтересовать учащихся.

Светлана Александровна использует индивидуальный подход к обучению, внося в традиционное - «нотки» различных методов, в том числе и эвристические.

Обобщающий урок- игра по теме “Как размножаются живые организмы”

Этот урок имеет большое методическое значение, так как при изучении растений, животных и человека, конкретизируются понятия "типы размножения", "раздельнополые и обоеполые особи (гермафродиты)", "формирование половых клеток - гамет и их особенности". Поэтому важно чтобы учащиеся освоили общие закономерности процесса размножения у разных живых организмов, условия появления зародыша нового организма и условия его развития.

Однообразное использование учебников, таблиц, схем вызывает ослабление интереса к “не главному” предмету. Поэтому, в связи с компьютеризацией школ, целесообразно использование информационных технологий на уроках. Таким образом, дети понимают, что компьютер нужен не только для игры, но и для обучения.

Урок-игра, оформлен в виде презентации, которая проецируется через мультимедийный проектор на экран. Всю навигацию по презентации осуществляет учитель. Анимационные эффекты презентации помогают детям проникнуться атмосферой игры, во время которой учитываются и индивидуальные знания учащегося и умение работать в команде.

Подготовительный этап урока: учащиеся дома готовят несколько вопросов по изученной теме. От учителя требуются четкие инструкции и консультации. Класс делится на 4 группы по 3-4 человека. Выбирается 1 - 2 ученика для помощи учителю на уроке в качестве жюри.

 

 

Тема: Как размножаются живые организмы
Задачи: Образовательные:   Воспитательные: Развивающие: Обобщить знания полученные детьми при изучении темы, обращая особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы. Формирование естественнонаучной картины мира. Развивать умение работать в группе (умение выслушать товарища, оценить полноту ответа, доказывать правильность своей точки зрения)
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, разноцветные звездочки индивидуальных оценок, песочные часы (1 мин), 4 флажка, 4 степлера, 4 конверта с заданиями,
Тип урока и форма проведения: Обобщающий урок-игра с использованием информационных технологий. (45 мин)

 

Ход урока:

 

Через проектор на экран проектируется первый слайд презентации

 

Рисунок – 1 Размножение живых организмов

 

Ребята, сегодня наш урок необычен. Мы проведем игру, в процессе которой повторим и запомним основные моменты темы “Как размножаются живые организмы”. У каждой команды есть флажок, которым вы будете сигнализировать свою готовность к ответу. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, но команда может получить баллы за дополнения или общие вопросы. Баллы мы будем записывать на доске. Общие вопросы и дополнения оцениваются индивидуально - звездочками.

Первоначально на слайде высвечивается только эпиграф: "Живое возникает из живого".

Ребята, давайте обратим внимание на эпиграф нашего урока. Для нас это правило не требующее доказательств. Но всегда ли так было?

После ответа по щелчку высвечивается картинка и фамилия ученого на слайде.

Рисунок – 2 Опыт Франческо Реди

 

1 общий вопрос: Кто из ученых и как впервые доказал это правило?

Отвечает тот, кто первым поднимет флажок отвечающий получает звездочку, а команда 1 балл.

Ответ: итальянский врач Фраческо Реди в 17 в. провел опыт. В 2 банки он положил по куску мяса. Одну банку закрыл марлей, а другую оставил открытой. Через некоторое время в незакрытой банке появились белые личинки мух, а в закрытой нет, т.к. доступ мух в банку был невозможен.

Каждая команда получает конверт, в котором лежат несколько основных понятий и определения к ним (причем последних больше). За 1 мин. нужно установить соответствия и скрепить листочки степлером.

После сдачи конвертов жюри и ребята делают проверку по слайду.

За каждое правильное решение 1 балл (итого максимально 4 балла).

Конкурс “Путаница”

1 конверт. Понятия: лупа, яйцеклетка, половое размножение.

2 конверт. Понятия: микроскоп, гермафродиты, оплодотворение.

3 конверт. Понятия: обоеполые цветки, семя, гаметы.

4 конверт. Понятия: бесполое размножение, разнополые цветки, сперматозоиды или спермии.

Определения вкладываются в каждый конверт:

  1. Самый простой увеличительный прибор.
  2. Сложный увеличительный прибор состоящий из системы линз.
  3. Клетки необходимые для полового размножения.
  4. Размножение при помощи половых клеток.
  5. Размножение при помощи клеток тела.
  6. Женские половые клетки.
  7. Мужские половые клетки.
  8. Организмы, у которых имеются и мужские и женские половые клетки.
  9. Слияние мужской и женской половых клеток.
  10. Орган размножения растений.
  11. Цветки, у которых есть и пестики и тычинки.
  12. Цветки, у которых есть или пестики или тычинки.

 

Рисунок – 3 Конкурс «Путаница»

 

Первоначально на слайде появляется только вопрос, а после ответа учащихся в качестве проверки по щелчку появляется ответ

2 общий вопрос: Назовите основные свойства живых организмов.

Рисунок – 4 Свойства живых организмов

 

Ответ: Все живые организмы состоят из клеток, дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются.

Конкурс “Иероглифы”

На экране проецируется слайд с названием конкурса. Команды по очереди выбирают номер, и по гиперссылке открывается требуемый слайд. За 30 секунд ребята должны наиболее подробно охарактеризовать каждую схему. За каждый правильный ответ 1 балл (максимально за конкурс 4 балла). В случае затруднения вопрос разыгрывается как общий. (В зависимости от времени конкурс можно сократить.)

Рисунок – 5 Конкурс «Иероглифы»

 

Конкурс “Загадки природы”

Из составленных заранее детьми вопросов отбираются самые интересные. Под каждой анимационной картинкой скрыты вопросы. При щелчке по гиперссылке происходит переход на нужный слайд. Команда за 1 минуту должна составить наиболее подробный ответ на вопрос. Другие команды тоже готовят ответ, в случае если вопрос будет передан на общее обсуждение.

Рисунок – 22 Конкурс «Загадки приподы»

Рисунок - 23 Конкурс «Загадки приподы»

Рисунок – 24 Конкурс «Загадки приподы»

Рисунок – 25 Конкурс «Загадки приподы»

Рисунок – 26 Конкурс «Загадки приподы»

 

Заключение: Подведение командных и индивидуальных итогов.

Ребята, мы повторили и запомнили все основные понятия темы “Как развиваются живые организмы”, общие закономерности развития жизни на Земле. Все эти знания пригодятся вам при дальнейшем изучении биологии растений, животных и человека.

Проведение урока позволило сделать вывод, что урок-игра в целом прошел плодотворно. Большинство учащихся проявило познавательную активность к изучению заданной темы. Проявили интерес на занятии, сами поправляли одноклассников при недочетах, спорили. Проверка тетрадей показала, что ученики достаточно емко раскрыли теоретические вопросы. Но были и те, кто не ответил на вопросы.

Тем самым можем сделать вывод: при подготовке к уроку учащиеся показали относительно высокую заинтересованность, проявили надлежащую активность в изучении биологии.

Таким образом, применение активных уроков положительно повлияло на динамику познавательного интереса и активность учащихся.

 

Урок-игра по теме

”Цветок: опыление и размножение у цветковых”

 

Цель:создать условия для формирования понятия и систематизации знаний; апробирование игровой технологии в ходе формирования понятия.

Задачи:

Образовательная: даль учащимся возможность оценить и закрепить свои знания по ранее изученному материалу, путем выбора заданий.

Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, сообразительности и смекалки; развитию умения устанавливать причинно-следственные связи; развитию коммуникативных качеств учащихся.

Воспитательная: помогать формированию мировоззрения, воспитывать бережное отношение к цветам, тем самым, прививая интерес к биологии.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок - дидактическая игра.

Оборудование: комнатные цветы, таблица “Строение цветка”, табло с названием игр.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

Разделение класса на 2 команды: ”Крестики и нолики”. Выбираются командиры команд и ответственные за оценивание ответов. Два человека от класса избираются в члены жюри

ΙΙ. Инструктивные карточки:

  • для членов жюри,
  • для статистов команды.

ΙΙΙ. Жеребьевка.

- Здравствуйте, ребята. Мы с вами изучили одно из самых прекрасных созданий природы - цветок. Сегодняшний наш урок не совсем обычный - урок-игра, который мы начнем с вами с загадок о цветах:

 

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка.

Был цветок - и нет цветка.

(одуванчик)

 

На травинке солнцем бьется,

С ветерком на небо рвется.

Но совсем не горячи

Солнца этого лучи.

(ромашка)

 

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются.

(кувшинки)

 

Эй, звоночки,

Синий цвет-

С языком,

А звону нет.

(колокольчик)

Будто нарисован мелом,

Из-под снега, наконец

Вылез он в берете белом,

Хоть и мал, да удалец.

(подснежник)

 

На воде увидел ты,

Это жители реки

На ночь прячут лепестки.

(лилия водяная)

 

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием, а теперь давайте поиграем в игры. Предлагаю команде, которая начинает первой, выбрать игру. (Список из 9 игр)

 

  1. “Встреча в цветочном городе ”

2.”У Лукоморья.”(2 чел.)

  1. “АБВГДЕйка.”
  2. “Почемучка”
  3. “Заседание ученого совета”
  4. “В гостях у журнала Квант”
  5. “Догадайс.”
  6. Головоломка “Надо подумать.”(2 чел.)
  7. “Спрятанные цветы.”(2 чел)

 

- Итак, начнем.

“Встреча в цветочном городе”

- Все мы помним жителя Цветочного города, придуманного писателем Носовым, - Незнайку. Помним и его потрясающее умение нарушать истинные правила, вносить сумятицу в царившие до его появления покой и порядок.

Однажды Незнайка прослушал лекцию доктора цветочных наук Чашелистникова ”Цветы: знаете ли вы, что…?” и возродив в себе поэтический дар (вернее полное его отсутствие), выдал следующие строки (команда, нашедшая ошибки, поднимает карточку).

  1. Цветок раффлезии душистой

Для радости пчелы пушистой

Зацвел на солнечной поляне -?

Давайте мы туда заглянем!

  1. Одинокий цветок одуванчика

Беззаботно дрожит на ветру…

  1. Во поле береза стояла

И ее пчела опыляла.

  1. Колокольчики мои

Цветики! Весною

Вместе с ландышем цвели

В поле, за рекою.

 

! - за каждую ошибку - 1 балл.

 

”У Лукоморья”(! по одному человеку от команды )

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит…

 

Итак, представим, что знаменитый лукоморский кот имел первоначальные знания по ботанике- науке о растениях, любил этот предмет так же, как и мы, и поэтому в первую очередь отдавал предпочтение тем сказкам, где героями были растения, их цветы, плоды и вегетативные органы.

 

? - Какие бы, по вашему мнению, звучали тогда сказки под дубом. Назовите их.

 

“АБВГДЕйка.”

(на время! Дать листы)

Как хорошо уметь писать! А еще лучше - уметь писать грамотно. Вставьте пропущенные буквы в следующих биологических терминах:

  1. Г…н…ративные
  2. Р…пр…дуктивные
  3. Г…листы
  4. Яй…клетка
  5. С…ерм…й
  6. З…го…а
  7. Пыл…ц…вход
  8. Сем…з…чаток
  9. Энд…спе…м
  10. …пл…д…ТВ…рение
  11. З…р…дыш
  12. Сам…пыление
  13. …к…л…плодник
  14. Ры…це

 

- За этот конкурс команда может получить 14 баллов +0,5 балла за ранний ответ.

РАЗМИНКА

“Почемучка”

- Приготовлены вопросы (биологические задачи), написанные словом ”Почему?”- отвечает та команда, которая поднимает карточку. Правильный ответ равен 1 баллу. Баллы, за каждый правильный ответ, суммируются.

  1. Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще всего имеют венчики белого и желтого цвета?
  2. Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян у него не было?
  3. Почему весной на одних деревцах ивы распускаются желтые цветки, собранные в соцветия сережки, а на других - незаметные, зеленоватые?
  4. Почему ранней весной мало кто из людей замечает цветение орешника, березы (если только у них нет аллергии на этот вид пыльцы)?

 

“Заседание ученого совет.”

- Для проведения этого конкурса, давайте пригласим председателя ученого совета.

/- Уважаемые коллеги! Сегодня к защите по теме: ”Цветок: опыление и размножение у цветковых” представлен ряд работ, с основными тезисами которых мне предстоит вас познакомить. Однако предварительное чтение показало, что некоторые авторы допустили досадные неточности или же высказали ошибочное суждение. Предлагаю обсудить эти тезисы и выявить те, правильность которых вызывает сомнение.

Итак, приготовьте карточки со знаками “+”, “ - ”.Будьте внимательны! Правильное суждение отмечайте “+”, неправильное “ - ”.

  1. Цветоножку имеют цветки всех растений.
  2. Тычинки и пестики бывают в каждом цветке.
  3. Цветок – орган семенного размножения.
  4. Тычинки и пестики – это главные репродуктивные части цветка.
  5. Соцветие колос – это простое соцветие, на главной удлиненной оси которого находятся сидячие цветки.
  6. Нектар – это сладкий сок, который выделяют особые железы цветка – нектарики, с с целью привлечения опылителей.
  7. Семя формируется в результате двойного оплодотворения из семенного зачатка.
  8. Если цветок имеет только тычинки, его называют однодомным.
  9. Роль чашечки- привлечение опылителей.
  10. Венчик выполняет функцию защиты пестика и тычинок.

 

“В гостях у журнала Квант”

-Что общего между биологией и математикой? Биология, как и математика, любит строгий учет и точный счет.

Сейчас нас приглашает на страницы научно-популярный математический журнал “Квант.”

Вам предлагается несложная задача, которая проверит ваши умения считать и рассуждать. Приготовьте калькуляторы.

ЗАДАЧА:

1) Одно соцветие клевера содержит 8 мг. нектара (мг.=0,001 г.) Сколько соцветий должна посетить пчела, чтобы собрать 500 г. нектара?

2) Сколько полетов совершит пчела, собирая эту массу нектара, если зоб вмещает 0,002 г. нектара?

 

“Догадайся”

- В зашифрованном здесь предложении все слова стоят на своих местах, а вот буквы в них переставлены. Поставьте перепутанные буквы на места.

 

Котцев – воздымниейни урокчонейны пегбо.

 

Головоломка “Надо подумать.”

- Надо назвать по одному названию частей цветка, которые оканчиваются на букву “ К ”.

(2 человека, называют по очереди)

 

“Спрятанные цветы.”

- Назовите слева части цветка, которые заканчиваются на букву “а”, а справа цветы, которые начинаются на букву “а”.

- А теперь, давайте послушаем, какое значение имеют цветы.

(выступление двух учеников из класса)

 

Заключительное слово.

- Ребята, наш увлекательный урок-игра подошел к концу. Спасибо за хорошую работу. Вы, молодцы!

Тем самым можно сделать вывод, что при подготовке к уроку учащиеся показали относительно высокую заинтересованность, проявили надлежащую активность в изучении биологии. Таким образом, применение активных уроков положительно повлияло на динамику познавательного интереса и активность учащихся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.07 с.)