Тема 12. Период старения и старости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Период старения и старости



Возрастная периодизация старения. Общая характеристика возраста. Характеристика изменений в психическом развитии человека. Роль психологического фактора в период старения. Изменения в области сенсорики, памяти, интеллекта. Данные о возрастной динамике творческой продуктивности. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Особенности личности в период старения и старости. Компенсаторные механизмы. Кризис периода старения и старости.

 

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

1. Предмет возрастной психологии (ВП). Историческое изменение предмета ВП. Основные теоретические и практические задачи ВП. Методы исследования.

2. Стратегии и методы исследования в ВП.

3. Стратегия наблюдения.

4. Стратегия эксперимента. Основные формы констатирующего эксперимента.

5. Стратегия формирующего эксперимента.

6. Значение кросскультурных исследований для решения задач ВП.

7. Концепция рекапитуляции Ст. Холла. Биогенетический закон. Метод анкет. Проблема связи исторического и индивидуального развития.

8. Нормативный подход к развитию психики ребенка (А. Гезелл, Л. Термен, П. Векслер). Закон затухания темпа психического развития. Методы исследования (лонгитюд, тестирование).

9. Теория "трех ступеней" детского развития К. Бюллера. Закон перемещения удовольствия. Зоопсихологический эксперимент.

10. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка (В. Штерн). Исследование роли наследственности и среды близнецовым методом.

11. Проблема детерминации психического развития ребенка в рамках структурного подхода (К. Коффка). Психофизический метод исследования.

12. Онтогенез психики человека в работах А. Валлона.

13. Концепция психического развития в бихевиоризме. Законы научения. Методы исследования (И.П. Павлов, Дж. Уотсон, Э. Трондайк, Б. Скиннер).

14. Эволюция теории социального научения: 1 поколение - Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс; 2 поколение - А. Бандура, Дж. Гервиц; 3 поколение - Ж. Аронфрид, Ю. Бронфенбреннер. Основные экспериментальные исследования.

15. Классический психоанализ З. Фрейда. Основные понятия, структура и динамика личности.

16. Развитие детского психоанализа в работах М. Клейн и А. Фрейд.

17. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Основные понятия. Стадии психосоциального развития. Жизненные кризисы и способы их преодоления.

18. Исходные принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. Характеристика клинического метода.

19. Понятие эгоцентризма и эгоцентрической речи.

20. Стадии интеллектуального развития ребенка в концепции Ж. Пиаже.

21. Проблема обучения и развития в работах Ж. Пиаже и его последователей.

22. Понятие социализации в психоанализе и в теории Ж. Пиаже.

23. Критика Л.С. Выготским теории Ж. Пиаже.

24. Что такое возраст?

25. В чем отличие возраста хронологического от возраста психологического?

26. Кому из авторов принадлежит фраза о том, что один шаг в обучении ведет за собой сто шагов в развитии?

27. Перечислите известные вам ведущие типы деятельности в онтогенезе психики ребенка.

28. Сформулируйте закон, открытый Д.Б. Элькониным.

29. Назовите основные компоненты "комплекса оживления".

30. Назовите основные проявления кризиса 1 года.

31. Назовите основные задачи психического развития первого года жизни с позиции З. Фрейда, Э. Эриксона, Д.Б. Эльконина.

32. Что такое "госпитализм"?

33. В чем принципиальное отличие "орудий" человека от "вспомогательных средств" животного?

34. Каковы характеристики мышления в раннем возрасте?

35. Приведите примеры опережающего развития ориентировки в формировании поведения ребенка.

36. Рассмотрите "Конвенцию о правах ребенка" с позиций исторического подхода к анализу детства.

37. Опишите ключевые проблемы понимания детского развития в работах классиков психологии.

38. Прочитайте третью главу повести Л.Н. Толстого "Юность" и сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста в концепции Э. Эриксона.

39. Опишите ритуалы и ритуализмы, которые вы замечаете в повседневной жизни.

40. На основе материалов текущей периодики подберите примеры влияния экологических условий на развитие человека.

41. Сравните определение понятия "социализация" в психоанализе, в теории социального научения и в теории Ж. Пиаже.

42. "Работы Пиаже отмечены историческим значением" (Выготский). Объясните это утверждение.

43. Проведите наблюдение, опросите учителей и опишите проблемы, возникающие в первые дни пребывания ребенка в школе.

44. Прочитайте романы Ф.М. Достоевского "Подросток" и Дж. Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Сравните проблемы подростков в XIX и XX веках.

45. Напишите эссе на одну из тем по работам классиков возрастной психологии:

Ананьев Б.Г.: проблема возраста в психологии

Ананьев Б.Г.: проблема человека в современной науке

Биологические основы индивидуально-психологических различий

Выготский Л.С.: возрастная периодизация

Выготский Л.С.: воображение и творчество подростка

Выготский Л.С.: Кризис семи лет

Выготский Л.С.: Кризис трех лет

Выготский Л.С.: Проблема возраста

Выготский Л.С.: социальная ситуация развития личности ребенка

Кон С. Вопросы психологии ранней юности

Леонтьев А.Н.: деятельность и сознание

М.Кле: отрочество

Мерлин В.С. о темпераменте как важнейшем аспекте индивидуальных особенностей человека

Место и роль психогенетики в возрастной психологии

Мясищев В.Н.: к вопросу о роли труда в формировании личности

Необходимость изучения генетики мозга возрастной психологии

Общая характеристика работы Выготского «Детская психология»

Пиаже Ж.: объяснение, мотивировка, обоснование в детском возрасте

Пиаже Ж.: проблема функции речи

Пиаже Ж.: речь и мышление ребенка

Пиаже Ж.: эгоцентризм детского мышления и его проявление в речи ребенка

Половая зрелость и развитие сексуальности в отрочестве

Понятие наследственность и необходимость ее изучения в возрастной психологии

Проблема идентичности: юность и кризис (по Э.Эриксону)

Проблема личности в концепции А.Н.Леонтьева

Проблема личности в творчестве В.Н. Мясищева

Психосексуальное развитие подростка (Мишель Кле)

Фельдштейн Д.И.: психология становления человека

Эльконин Д.Б.: периодизация психического развития в детском возрасте

 

Примерная тематика рефератов и курсовых работ

 

1. История исследований в возрастной психологии.

2. Методы исследований в возрастной психологии.

3. Возрастные особенности человека как предмет изучения.

4. Биологические основы индивидуально-психологических различий.

5. Основы психогенетики.

6. В. С. Мерлин о психологии индивидуальности.

7. В. Н. Мясищев о психологии отношений.

8. Стадии развития личности по Э. Эриксону.

9. Организация и проведение психолого-педагогического эксперимента.

10. Неравномерность и гетерохронность психического развития.

11. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека.

12. Проблема психического развития в трудах русских психологов.

13. Проблема сравнительного влияния на развитие эволюционных, революционных и ситуационных изменений психики и поведения.

14. Проблема соотношения интеллекта и личности в общем психическом развитии ребенка.

15. Особенности развития ребенка в младенческом возрасте.

16. Двигательная активность ребенка в младенческом возрасте.

17. Врожденные формы психики и поведения младенцев.

18. Развитие психики ребенка в раннем детстве.

19. Период детства. Концепция Д. Б. Эльконина.

20. Предметные игры детей раннего возраста.

21. Развитие ребенка в дошкольном возрасте.

22. Игра как ведущий способ деятельности в дошкольном возрасте.

23. Развивающее значение сказки.

24. Пути оптимального обеспечения психологической готовности ребенка к обучению в школе.

25. Личностная характеристика ребенка, практически подготовленного к учению.

26. Причины отставания детей в начальный этап их обучения в школе.

27. Резервы психологического развития, имеющиеся у младших школьников.

28. Развитие мотивации достижения успеха в младшем школьном возрасте.

29. Пути ускорения социально-психологической адаптации ребенка к школьным условиям.

30. Индивидуальные различия в адаптации к школе детей шести- и семилетнего возраста.

31. Изменение социально-психологической ситуации развития познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте.

32. Перестройка ведущих видов деятельности в подростковом возрасте.

33. Влияние учения, общения и труда на формирование способностей в подростковом возрасте.

34. Основные пути совершенствования интеллектуального развития подростков.

35. Самооценка и ее роль в формировании личности подростка.

36. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте.

37. Особенности взаимоотношений подростка с взрослыми и сверстниками.

38. Трудный подросток.

39. Совершенствование самоуправления и контроля в юношеском возрасте.

40. Особенности взаимоотношений со сверстниками в юношеском возрасте.

41. Особенности учебной деятельности в юношеском возрасте.

42. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

43. Становление личности в ранней юности.

44. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека.

45. Интеллектуальное развитие взрослого человека, творческая активность.

46. Развитие личности взрослого человека. Кризисы периода взрослости.

47. Биологические теории старения и старости.

48. Социально-психологические подходы к старению и старости.

49. Особенности познавательных процессов в период старения и старости.

50. Кризис периода старения и старости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.018 с.)