Геометрические элементы зубчатых колес. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Геометрические элементы зубчатых колес.



Окружности радиусов r1 и r2, проходящие через полюс Р, называются делительными. На этих окружностях скорости точек обоих колес, из формулы (5) следует, что они одинаковы:

v = ω1r1 = ω2r2 (6).

Угол зацепления – острый угол α между линией зацепления и прямой, перпендикулярной межосевой линии.

u = = = ,

где u – передаточное отношение.

Дуга делительной окружности, вмещающая один зуб, называется окружной толщиной зуба (St), а дуга, вмещающая расстояние между двумя зубьями, называется окружной шириной впадины (et). Дуга делительной окружности, вмещающая одну толщину зуба и одну (толщину) ширину впадины, называется окружным шагом зацепления (Рt).

Для взаимодействия пары зубчатых колес необходимо, чтобы их шаг зацепления был одинаков, т.е.

Рt = 2πr1/z1 = 2πr2/z2 (8).

Очевидно: 2πr1 = z1Рt; 2πr2 = z2Рt

ω1 = πn1/30; ω2 = πn2/30

подставляя эти значения в равенство (7) получим:

u = = = = (9),

где z1 и z2 – количество зубьев ведущего и ведомого колес.

Эвольвентное зацепление обеспечивает постоянство передаточной функции:

m = Рt/π – модуль зацепления, измеряется в мм.

Величина m стандартизована и имеет ряд 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12;16.

Делительные окружности в зацеплении двух колес иногда совпадают с соответствующими начальными окружностями.

Расстояние между окружностью впадин и делительной окружностью называется высотой ножки зуба – hf, а между делительной окружностью и окружностью выступов называется высотой головки зуба – ha.

 

Определение основных размеров цилиндрических зубчатых колес, у которых делительные окружности совпадают с начальными; такие колеса будем называть нулевыми.

 

Из формулы (8) следует:

d1 = 2r1 = = mz1 (10)

d2 = 2r2 = = mz2

где z1 и z2 – соответственно число зубьев колес 1 и 2.

Высота головки зуба ha = m, а высота ножки зуба hf = 1,25m.

 

 

 
 

 

 


Тогда диаметры окружностей выступов:

da1 = d1 + 2ha = mz1 + 2m = m(z1 + 2),

da2 = d2 + 2ha = mz2 + 2m = m(z2 + 2). (11)

Диаметры df1 и df2 окружностей впадин:

df1 = d1 + 2hf1 = mz1 + 2,5m = m(z1 + 2,5),

df2 = d2 + 2hf2 = mz2 + 2,5m = m(z2 + 2,5). (12)

Расстояние аω между центрами О1 и О2 зубчатых колес может также быть выражено через число зубьев и модуль зацепления.

аω = (13)

Между радиусами rв1, rω1 и rв2, rω2 основных и начальных окружностей существует простая зависимость:

rв1 = r1cosαω; rв2 = r2cosαω (14),

откуда, в случае внешнего зацепления, имеем:

u12 = (15),

где ρ1 и ρ2 – радиусы кривизны сопряженных эвольвент Э1 и Э2.

Таким образом, передаточное отношение u12 не зависит от угла зацепления аω, а только от радиусов основных окружностей.

Из равенства окружных скоростей на обоих начальных окружностях из формулы (6) следует, что Рt1 = Рt2 = Рt.

 

Нарезание зубьев.

Наиболее просто и точно профиль зуба, сопряженный заданному, получается при нарезании зубчатых колес на зубофрезерных и зубодолбежных станках, работающих по методу обкатывания или огибания.

Режущий инструмент, имеющий форму зубчатого колеса, снимает стружку, перемещаясь параллельно образующей цилиндрической заготовки, и формирует впадину между будущими зубьями. После обратного хода инструмент и заготовки поворачивают вокруг своих осей на малые углы, обратно пропорциональные числам их зубьев, как если бы они были зацепляющими колесами. При новом режущем ходе инструмента срезается следующая стружка с заготовки в той же впадине и т.д. В результате профиль зуба получается близким к точному теоретическому профилю, который есть огибающая последовательных положений зуба инструмента относительно заготовки. Таким образом происходит нарезание и тогда, когда инструмент имеет форму рейки, поскольку рейку можно рассматривать как зубчатое колесо с бесконечно большим числом зубьев.

 

Дуга зацепления.

Дугой зацепления называют дугу начальной окружности, которая проходит мимо полюса Р за время зацепления одной пары сопряженных профилей.

Длину k дуги зацепления определяют по формуле:

k = (16),

где l – длина активной части линии зацепления.

 

Коэффициент перекрытия.

Коэффициентом перекрытия называют отношение длины k дуги зацепления к длине шага Рt по начальным окружностям колес:

ε = (17),

Pt cosα = P cosαo = Po (18); Pt = mπ (18),

Где Ро – основной шаг, т.е. шаг зацепления на основных окружностях, то

ε = = (19).

Формулой (19) удобно пользоваться тогда, когда зацепление двух колес уже вычерчено. В этом случае длину l можно измерить на чертеже.

Лекция 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.009 с.)