Организация процесса дипломного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация процесса дипломного



ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

 

Методические указания для студентов специальности

7.07010402 «Эксплуатация судовых энергетических установок»

дневной и заочной форм обучений

 

 

Керчь, 2012

 

УДК 378.14

 

Дипломное проектирование: Методические указания для студентов специальности 7.07010402 «Эксплуатация судовых энергетических установок» дневной и заочной форм обучений / А.Н. Горбенко, В.Л. Конюков, В.Н. Лубянко, С.В. Хачиков – Керчь: КГМТУ, 2012. – 42 с.

 

 

 

 

Рецензенты: Овсянников Н.И., директор ОАО «Беллатрикс ЛТД», судовой инженер-механик;

Крестлинг Н.А., доцент кафедры судовых энергетических установок, кандидат технических наук, судовой механик по ДВС 1 разряда.

 

 

Методическая разработка содержат указания и рекомендации студентам, выполняющим дипломные проекты по специальности 7.07010402 «Эксплуатация судовых энергетических установок». Приводится перечень обязательных и рекомендательных разделов пояснительной записки и графической части. Отражены организационные аспекты работы над проектом и подготовки к процедуре его защиты.

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры судовых энергетических установок КГМТУ, протокол № 3 от 26.10.2012 г.

 

Методические указания утверждены и рекомендованы к публикации на заседании методической комиссии морского факультета КГМТУ,

протокол № 6 от 06.12.2012 г.

 

© Керченский государственный морской технологический университет, 2012

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Итоговая государственная аттестация специалиста осуществляется государственной экзаменационной комиссией (ГЭК) в форме рассмотрения и защиты дипломного проекта (ДП).

Цель настоящих методических рекомендаций – помочь студен­ту в работе над ДП, в формировании его содержания, объема и изложения результатов разработки.

Дипломное проектирование является завершающим этапом обучения специалиста в ВУЗе после окончания полного курса теоретической и практической подготовки. Дипломное проектирование регламентируется Законом Украины «О высшем образовании», Положением об организации учебного процесса в вузах Украины, Стандартом СТП КГМТУ 001-97 «Дипломное проектирование» [1 – 3] и настоящими методическими указаниями.

Дипломный проект должен представлять собой завершенную квалификационную работу студента, выполненную им самостоятельно и в соответствии с профессионально-квалификационным уровнем «Специалист».

В дипломном проекте студент должен показать умение самостоятельно применять полученные в процессе обучения теоретические знания и прак­тические навыки, использовать справочную и нормативную литературу, решать различные инженерные задачи, связанные с экс­плуатацией судовых энергетических установок.

Основной задачей дипломного проекта по специальности «Эксплуатация СЭУ» является анализ эксплуатационных показателей судна и его энергетической установки (на примере обобщения результатов работы конкретного судна) и инженерно-техническая проработка вариантов повышения эксплуатационной эффективности судна путем усовершенствования (модернизации) СЭУ или изменения режимов ее использования. Исходя из этого, ДП укрупнено состоит из двух основных частей: общая часть (изучение и анализ СЭУ, выявление недостатков, выбор путей устранения отдельных недостатков) и индивидуальная часть (разработка инженерно-технического проекта усовершенствования СЭУ с оценкой экономического эффекта). Обе части ДП одинаково важны и подлежат тщательной и глубокой проработке.

Работу над общей частью ДП рекомендуется начинать заранее, начиная с последней производственной плавательной практики. Начальными этапами работы являются: сбор и изучение информации о конкретном судне и его СЭУ, анализ режимов их работы и особенностей эксплуатации. При этом наиболее ценным является использование студентом фактических данных об эксплуатации СЭУ, собранных им во время практик. Общая часть проекта должна показать уровень подготовки дипломника в целом по специальности.

Индивидуальная часть ДП заключается в детальной инженерной проработке относительно узкого вопроса. Эта часть носит творческий (эвристический) характер. Качество выполнения этого раздела позволяет объективно оценить готовность выпускника к работе в качестве специалиста на уровне управления, т.е. способности действовать не только по известным алгоритмам, но и выявлять и анализировать проблемы и создавать новые алгоритмы по решению поставленных задач.

С учетом указанной специфики, тему ДП рекомендуется формулировать следующим образом: «Анализ энергетической установки судна …… и повышение её эксплуатационной эффективности путем ……».

При выборе темы или отдельных вопросов, подлежащих рассмотрению в дипломных проектах, следует руководствоваться, прежде всего, необходимостью решения актуальных задач, стоящих перед флотом рыбной промышленности и морским флотом в целом: повышение эффективности работы судов; внедрение прогрессивных методов эксплуатации; перспективы развития флота; повышение надежности работы энергетической установки и ее элементов; сниже­ние эксплуатационных затрат; охрана окружающей среды; повышение безопасности эксплуатации и т.д.

Необходимо понимать, что автором дипломного проекта является студент, который и несет ответственность за качество выполненной работы. В процессе защиты студент аргументированно доказывает техническую и экономическую правомерность принятых им решений.

Поскольку дипломный проект выполняет квалификационную функцию, в нем должны содержатся следующие виды инженерных разработок, выполненных персонально автором:

- расчетные разработки (в том числе с использованием ЭВМ);

- конструкторские разработки (для узла, деталей, агрегата и/или системы);

- технологические разработки;

- эксплуатационные разработки;

- экономические разработки.

Объем этих разработок должен быть достаточным для объективной оценки уровня квалификации дипломника членами ГЭК. Необходимо подчеркнуть, что основанием для подтверждения квалификации специалиста служат именно личные разработки дипломника, а не техническая информация, заимствованная из других источников в качестве отправного материала при выполнении дипломного проекта.

 

 

ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ

 

Предварительные этапы

 

2.1.1 Назначение темы и руководителя дипломного проекта

 

Рекомендуемую тематику дипломных проектов кафедра доводит до сведения студентов в начале последнего учебного семестра (10-го семестра для студентов дневного отделения, 11-го семестра для студентов заочного отделения). Студентам предоставляется право выбрать одну из рекомендованных тем или предложить свою с обоснованием целесообразности ее разработки.

Студентам рекомендуется заранее формировать тему ДП совместно с предполагаемым руководителем – перед последней практикой или ранее.

Закрепление за студентом выбранной темы ДП производится по его личному письменному заявлению на имя заведующего кафедрой СЭУ, завизированному предполагаемым руководителем темы. Право окончательного назначения темы дипломного проекта относится к компетенции выпускающей кафедры.

Заявление должно быть подано студентом в течение последнего учебного семестра. В случае если этого сделано не было, кафедра в праве по своему усмотрению назначить тему и руководителя.

2.1.2 Преддипломная практика

 

Целью преддипломной практики является сбор материалов по дипломному проекту, изучение объектов дипломного проекта (судна, СЭУ, модернизируемых элементов СЭУ), изучение организации и планирования работы судовладельца по эксплуатации СЭУ и судов в целом, анализ и поиск различных путей повышения их эксплуатационной эффективности. Практика способствует подготовке к самостоятельной работе инженера-судомеханика по эксплуатации СЭУ, углублению и закреплению теоретических знаний, умению их применять в процессе производственной деятельности.

Преддипломная практика проводится в сроки, указанные в календарном графике учебного процесса.

Практика проводится согласно программе преддипломной практики, которая приведена в Приложении А настоящих методических указаний.

Организационно направление на преддипломную практику оформляется приказом ректора института по представлению выпускающей кафедры и деканата. Практика проходит в организациях, эксплуатирующих суда, проектных организациях, судоремонтных и судостроительных предприятиях или непосредственно на судах. Конкретная база практики определяется в зависимости от закрепленной темы дипломного проекта и указывается в приказе. Руководителем преддипломной практики студента от института является руководитель ДП.

Перед уходом на преддипломную практику студент обязан:

- получить на выпускающей кафедре программу практики (Приложение А);

- получить у руководителя пред­варительное задание на ДП, в котором должны быть указаны: судно-прототип; перечень информации, которую необходимо собрать о судне в период практики; предварительный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в ДП.

При получении задания студент консультируется с руководителем по организационным, техническим и научным вопросам, связанным со сбором и обработкой материалов для дипломного проек­тирования. Институт, в порядке исключения, может командировать дипломника на предприятие за пределы г. Керчи с целью сбора необходимой информации.

По окончании преддипломной практики студент представляет на кафедру (руководителю ДП) отчет, в котором содержатся разделы, выполненные в соответствии с заданием, и приложения, включающие техническую документацию, необходимую для выполнения проекта. По заявлению студента его отчет может быть временно выдан ему на руки для дипломного проектирования.

Отчет по преддипломной практике должен быть защищен до окончания практики. Практика заканчивается дифференцированным зачетом.

По итогам преддипломной практики может быть уточнена формулировка темы дипломного проекта и задание на его выполнение, конкретизирован перечень вопросов, подлежащих решению в дипломном проекте.

 

Защита дипломного проекта

 

Защита проводится на открытом заседании ГЭК. ГЭК проверяет теоретическую и практическую подготовку выпускников и принимает решение о присвоении им квалификации инженера-судомеханика по специальности 7.100302 «Эксплуатация СЭУ» и выдачи диплома об образовании государственного образца.

ГЭК формируется ежегодно с полномочиями на протяжении одного календарного года. Работа госкомиссии проводится в сроки, предусмотренные учебным планом и календарным графиком учебного процесса.

Студенты, выполнившие все требования учебного плана и графика работ, допускаются к защите дипломного проекта распоряжением декана.

В день защиты до начала работы госкомиссии дипломник сдает секретарю ГЭК пояснительную записку, рецензию на дипломный проект и отзыв руководителя. Листы графической части вывешиваются на перемещаемых планшетах. Защита проводится в очередности, установленной секретарем ГЭК по согласованию с заведующим выпускающей кафедры.

Защита дипломного проекта происходит в следующем поряд­ке:

- секретарь ГЭК объявляет тему, автора и руководителя защищаемого проекта, состав представленных материалов;

- председатель ГЭК или его заместитель открывает защиту и предоставляет слово для доклада автору проекта;

- дипломник докладывает материалы ДП (не более 10 минут); в докладе студент излагает: цель проекта, краткие характеристики судна и СЭУ, результаты анализа работы СЭУ, обоснование целесообразности модернизации СЭУ (предусмотренной индивидуальным заданием), результаты выполненных в индивидуальном разделе разработок, обоснование принятых решений и рекомендаций, экономический эффект и выводы; в процессе доклада необходимо использовать весь материал графической части проекта;

- члены ГЭК, а также присутствующие на защите лица, задают дипломнику вопросы, на которые должны даваться краткие, но исчерпывающие ответы;

- секретарь ГЭК зачитывает рецензию на дипломный проект и отзыв руководителя, а также данные об успеваемости студента за время обучения;

- студенту предоставляется слово для ответа на вопросы и замечания рецензента;

- выступления членов ГЭК.

Оценка результатов защиты проводится на закрытом заседа­нии ГЭК в день защиты. Решение об оценке дипломного проекта и присвоении квалификации принимается с учетом оценок рецензента и руководителя проекта, а также успешности обучения студента в институте и других представленных материалов.

Лучшие проекты, выполненные на высоком научно-техническом уровне и имеющие большую практическую значимость, госкомиссия может рекомендовать к внедрению в производство. Дипломникам, показавшим глубокие теоретические и практические знания во время защиты ДП и в процессе обучения в институте, госкомиссия может рекомендовать поступление в аспирантуру.

Результаты защиты сообщаются дипломникам в день защиты.

После защиты пояснительная записка и листы графической части дипломного проекта сдаются дипломником в архив.

Вручение дипломов проходит на торжественном собрании в актовом зале КГМТУ, которое назначается после завершения защит дипломных проектов и оформления необходимых документов.

Диплом с отличием выдаётся студенту, достойно проявившему себя в научной и общественной жизни и защитившему дипломный проект с оценкой «отлично», при условии сдачи не менее 75% всех экзаменов, предусмотренных учебным планом, с оценкой «отлично», а остальных – с оценкой «хорошо».

В случае, когда защита дипломного проекта признаётся неудовлетворительной, ГЭК принимает решение о необходимости разработки новой темы или о возможности доработки того же проекта.

Студент, не защитивший ДП, подлежит отчислению из института. В этом случае студенту выдается академическая справка установленного образца. Студент, не защитивший ДП, допускается к повторной защите в течение трех лет после окончания института. Студенту, не защитивший ДП по уважительной, документально подтвержденной причине, ректор института может продлить срок обучения в институте в течение календарного года до окончания очередного периода работы ГЭК с условием защиты проекта в этот период.

В тех случаях, когда повторная защита также признается неудовлетворительной, решением ГЭК выпускник лишается права на получение диплома и ему выдаётся справка установленного образца в подтверждение прохождения полного теоретического курса обучения по специальности.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

 

Результаты разработки всего комплекса вопросов ДП излагаются в пояснительной записке в виде логически связанного и литературно обработанного технического текста. Основной текст должен быть структурирован, т.е. разбит на пронумерованные разделы, подразделы, пункты и, при необходимости, подпункты.

Ниже приведено рекомендуемое (типовое) содержание пояснительной записки.

 

Введение

1. Технико-эксплуатационные характеристики судна, энергетической установки и анализ ее работы

1.1. Общие сведения о судне

1.2. Главная энергетическая установка

1.2.1. Главный двигатель

1.2.2. Главный редуктор

1.2.3. Валопровод

1.2.4. Судовой движитель

1.2.5. Рулевая машина

1.2.6. Принципиальная схема системы дистанционного

(или автоматизированного) управления ГЭУ

1.2.7. Проверочный расчет и построение ходовой характеристики судна

1.3. Судовая электростанция

1.3.1. Дизель-генераторы

1.3.2. Валогенераторы

1.3.3. Загрузка судовой электростанции

1.3.4. Распределение электроэнергии на судне

1.4. Котельные установки

1.4.1. Вспомогательные котлы

1.4.2. Утилизационные котлы

1.4.3. Загрузка котельных установок

1.5. Опреснительная установка

1.6. Краткая характеристика систем СЭУ

1.6.1. Топливная система

1.6.2. Масляная система

1.6.3. Система забортной воды

1.6.4. Система пресной воды

1.6.5. Система сжатого воздуха

1.6.6. Системы воздухоснабжения и газовыпуска

1.7. Рефрижераторное оборудование

1.8. Палубные механизмы и устройства

1.8.1. Якорное и швартовное оборудование

1.8.2. Грузовые машины и механизмы

1.9. Оборудование по предотвращению загрязнения окружающей среды

1.10. Краткая характеристика систем общесудового назначения

1.11. Промысловое, технологическое и специальное оборудование

1.12. Расчет энергетического баланса СЭУ судна-прототипа

1.13. Анализ эффективности работы СЭУ

1.14. Предварительное обоснование целесообразности предлагаемого усовершенствования СЭУ

2. Техническое задание на проработку предлагаемого усовершенствования СЭУ

3. Индивидуальный раздел на тему «……»

3.1. ……

3.2. ……

……

3. …. Расчет энергетического баланса усовершенствованной СЭУ

3. …. Сравнительная итоговая таблица технической эффективности предлагаемого усовершенствования СЭУ

3. …. Разработка технологического процесса ремонта и/или монтажа (демонтажа) ……

3. …. Разработка изменений и дополнений к инструкции по эксплуатации……

3. …. Разработка изменений и дополнений к системе технического обслуживания и ремонта ……

4. Расчет экономической эффективности усовершенствования СЭУ

5. Охрана труда

6. Предотвращение загрязнения окружающей среды

7. Гражданская оборона и обеспечение жизнедеятельности судна в чрезвычайных ситуациях

Выводы

Список использованной литературы

Приложения

Приведенный вариант содержания пояснительной записки является ориентировочным и подлежит уточнению и конкретизации при работе над дипломным проектом.

В случае если дипломником выполнен большой объем работ научно-исследовательского характера в индивидуальном разделе, некоторые подразделы могут быть сокращены в объеме или исключены по согласованию с руководителем.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

 

7.1 Требования к оформлению пояснительной записки

 

Как графическая часть, так и пояснительная записка должны быть выполнены в соответствии с действующими требованиями ЕСКД, ГОСТов, Стандарта СТП КГМТУ 001-97 «Дипломное проектирование», настоящих методических указаний и других нормативных документов.

Пояснительная записка и графическая часть должны быть подписаны дипломником, консультантами, нормоконтролером, руководи­телем проекта и заведующим кафедрой.

Пояснительная записка должна быть представлена на листах белой бумаги формата А4 (210х297 мм) переплетенных или сброшюрованных. Текст излагается, как правило, на одной стороне листа, однако допускается изложение текста на обеих сторонах листа.

Рекомендуется выполнение пояснительной записки на компьютере. Текст документа следует печатать через 1-1,5 интервала, шрифт – 14-12 пт, Times New Roman. Рекомендуется один из следующих двух вариантов: 1) интервал 1, шрифт – 14 пт; или 2) интервал 1,5, шрифт – 12 пт. Расстояние между буквами – по стандартной настройке компьютера. Расстояние текста от рамки и основной надписи: слева и справа – 5..10 мм., сверху и снизу – 15…20 мм. Абзац – 15..20 мм.

Для спецификаций и перечней рекомендуется шрифт ISOCPEUR. Не допускается использование экзотических шрифтов.

Все страницы должны быть пронумерованы. На титульном листе, листах задания на дипломный проект и аннотации номер страницы не проставляется, но они учитываются при нумерации страниц.

Титульный лист выполняется по форме, приведенной в Приложении В. Тема дипломного проекта на нем должна в точности соответствовать ее формулировке в приказе о допуске к дипломному проектированию. Титульный лист должен быть подписан всеми лицами, указанными на нем, включая автора и руководителя.

Каждый раздел следует начинать с нового листа с основной надписью (штампом). При этом не допускается выделять отдельный лист только под наименование раздела. Все нумерованные разделы пояснительной записки (разделы 1-7 согласно п.4), раздел «Выводы», а также каждый первый лист спецификаций или перечней должны начинаться с листа со штампом (основной надписью), которая располагается в нижней части листа и выполняется по форме 2 в соответствии с ГОСТ 2.104-68 (см. рисунок 7.1).

Каждый последующий лист пояснительной записки, спецификации или перечня должны иметь основную надпись, которая располагается в нижней части листа и выполняется по форме 2а в соответствии с ГОСТ 2.104-68 (см. рис.7.2).

Каждый рисунок должен иметь надпись, расположенную под рисунком, по центру строки. Образец обязательной формы надписи выполнен под рисунками 7.1 и 7.2. Дополнительных знаков препинания надпись содержать не должна.

Каждая таблица должна иметь надпись, расположенную над таблицей. Начало надписи – над левым краем таблицы. Образец обязательной формы надписи выполнен рисунке 7.3. Дополнительных знаков препинания надпись содержать не должна.

Рисунок 7.1 - Основная надпись форма 2 по ГОСТ 2.104-68

 

Рисунок 7.2 - Основная надпись форма 2а по ГОСТ 2.104-68

 

Таблица 1.13 – Загрузка потребителей судовой электростанции на ходовом режиме

 

         
         

 

Рисунок 7.3 - Обязательная форма надписи для таблиц

 

 

Формулы и уравнения располагают непосредственно после текста, в котором они упоминаются, посередине страницы. Нумеровать следует наиболее важные формулы и уравнения. Формулы и уравнения в разработке (за исключением формул и уравнений, приведенных в приложении) следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах раздела, например: формула (1.3) - третья формула первого раздела. Номер формулы или уравнения указывают на уровне формулы или уравнения в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пояснения значений символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу или уравнение, следует приводить непосредственно под формулой в той последовательности, в которой они даны в формуле или уравнении.

Пояснения значения каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Пример

«Известно, что

, (1.3)

где Мi, М2 - математическое ожидание;

σ1, σ2 - среднеквадратическое отклонение прочности и нагрузки.»

Нумерация формул не является обязательной.

При изложении текста необходимо применять только научно-технические термины и определения, установленные соответствующими стандартами и общепринятые в отечественной научно-технической литературе. При работе над дипломным проектом студентам следует критически относиться к тексту технической документации, переведенной с иностранного языка. Зачастую эти тексты литературно не обработаны и содержат не общепринятые технические термины, а их буквальный перевод.

При оформлении расчетов и написании текста пояснительной записки в обязательном порядке должна применяться Международная система единиц измерения (СИ).

Список использованной литературы должен содержать только те материалы, которые были использованы непосредственно при подготовке дипломного проекта. На каждый литературный источник должна иметься ссылка в тексте пояснительной записки. Следует помнить, что использование материала какого-либо литературного источника без ссылки на него является нарушением прав интеллектуальной собственности и авторских прав и может трактоваться как плагиат.

Объем списка литературы должен быть не менее 20-ти наименований.

Список литературы может формироваться как в алфавитном порядке, так и в последовательности ссылок на источники. Информация об источнике, приведенном в списке литературы, должна содержать его выходные библиографические данные и быть достаточной для идентификации. В качестве примеров описания литературных источников можно использовать список литературы данных методических указаний.

В конце пояснительной записки составляется перечень чертежей дипломного проекта, который оформляется в соответствии с Приложением Ж. Данный перечень нумеруется последним листом пояснительной записки.

Далее должны быть подшиты спецификации и перечни элементов чертежей и схем, которые выполнены не на листах графической части, а отдельно. Указанные документы не являются приложениями и не нумеруются.

Требования к оформлению пояснительной записки, приведенные в данном подразделе, являются основными и не охватывают всего спектра подобных требований. Поэтому при оформлении текста (в частности рисунков, графиков, таблиц, формул, ссылок, приложений и пр.) необходимо также использовать Стандарт КГМТУ [3] и другие нормативные документы (см. Приложение Г).

Пример оформления листа пояснительной записки приведен в Приложении Д.

7.2 Требования к оформлению графической части

Графическая часть дипломного проекта выполняется в соответствии с требованиями действующих стандартов и нормативных документов и состоит из листов ватмана как правило формата А1 (841х594 мм). В обоснованных случаях допускается использование листов форматов А2, А0 и др.

Графический материал рекомендуется выполнять с применением соответствующих компьютерных программ. Допускается выполнение графического материала карандашом или тушью.

Количество листов графической части определяется темой дипломного проекта и глубиной его проработки. Содержание, форму представления и компоновку графического материала следует предварительно согласовать с руководителем или консультантом.

Выбранный масштаб (из стандартного ряда), степень детализации и компоновка материала должны обеспечивать наглядность и свободный просмотр листов с расстояния до 3-4 м.

Все листы графической части должны иметь основную надпись, содержащую необходимые сведения о представляемом графическом материале, которая располагается в правом нижнем углу листа и выполняется по форме 1 в соответствии с ГОСТ 2.104-68 (см. рис.7.4).

В графах основной надписи при выполнении дипломных проектов приводят следующие записи (номера граф указаны в скобках).

Графа (1) – наименование установки, изделия, схемы и т. д. Разъяснения см. в п. 7.3.

Графа (2) – обозначение документа. Разъяснения см. в п. 7.3.

Графа (3) – обозначение материала детали. Заполняется только на чертежах деталей.

Графа (4) – литера, присвоенная данному докумен­ту по ГОСТ 2.103-68, в дипломном проекте – У (учебный). Проставляется только в левой клетке графы.

Графа (5) – масса изделия в килограммах.

Графа (6) – масштаб чертежа (из стандартного ряда).

Графы (7), (8) – порядковый номер листа и их общее количество в документе.

Графа (9) – наименование организации и подразделения (КГМТУ, кафедра СЭУ).

Графы (10) – характер работы лица, подписывающего документ.

Графы (11) – фамилии и инициалы соответственно: разработчик – студент; проверяющий - руководитель проекта (консультант); техн. контроль – эксперт; нормоконтроль - лицо его осуществляющее; утверждаю - заведующий кафедрой.

Графы (12), (13) – подписи и даты подписания, выполненные ручкой.

Остальные графы основной надписи в дипломном проекте не заполняются.

Листы графической части с графиками и схемами, показывающими результаты индивидуального раздела проекта, должны быть тщательно продуманы скомпонованы. Каждый графический элемент (схема, семейство графиков, эскиз) должен иметь свое название, необходимые пояснения, расшифровки обозначений, единицы измерения и т.п. Следует следить за соответствием между содержанием листа графической части и видом этого документа. В частности, если лист обозначен как сборочный чертеж, то на нем должны быть показаны все размеры, необходимые для сборки. Если это требование не выполняется, то лист следует обозначит как чертеж общего вида.

 

Рисунок 7.4 – Основная надпись для первого листа чертежей и схем

 

 

7.3 Требования к оформлению спецификаций и перечней

Спецификации и перечни являются приложениями к пояснительной записке. Каждая из них имеет собственную нумерацию, а общей нумерации с пояснительной запиской не имеют. Спецификации и перечни подшиваются в конце пояснительной записки.

Сборочные и монтажные чертежи, а также перечень чертежей дипломного проекта выполняются по форме спецификации в соответствии с ГОСТ 2.108-68 (см. рис.7.5). Все остальные чертежи, ведомости, перечни и т.д. выполняются по форме перечня в соответствии с ГОСТ 2.704-76 (см. рис.7.6).

Первым листом приложений является перечень чертежей.

Примеры оформления спецификации и перечня приведены в приложениях Е и Ж.

Рисунок 7.5 – Форма спецификации по ГОСТ 2.108-68*

 

Примечание к рисунку 7.5:

Здесь и на всех других документах дополнительные графы допускается не изображать.

 

Рисунок 7.6 – Форма таблицы над основной надписью перечня

по ГОСТ 2.704-76

ДП. ХХХХХХХХ. АББВ. ГГГ ЛЛ

ДП – дипломный проект.

ХХХХХХХХ – шифр студента (номер зачетной книжки).

АБВВ – шифр изделия, состоящий из четырех цифр. В дипломном проекте эти позиции расшифровываются следующим образом.

Цифра А – цифра шифра энергетической установки в зависимости от типа судна: 1 - СЭУ добывающего судна; 2 - СЭУ транспортного судна; 3 - СЭУ вспомогательного судна; 4 - СЭУ танкера; 5 - СЭУ учебного судна; 6 - СЭУ судна, не входя­щего в первые четыре позиции.

Цифры ББ – две цифры шифра основной составляющей части установки (комплекса агрегатов):

10 - главная энергетическая установка (пропульсивный комплекс);

20 - судовая электростанция;

30 - вспомогательная котельная установка;

40 - система СЭУ (41 - топливная система, 42 - масляной система, 43 - система забортной воды, 44 - система пресной воды, 45 - система сжатого воздуха, 46 - система воздухоснабжения и газовыпуска);

50 - вспомогательное оборудование СЭУ;

60 - палубные механизмы и устройства;

70 - рефрижераторная установка;

80 - промысловое, технологическое и специальное оборудование;

90 - система общесудового назначения;

00 – СЭУ в целом.

Цифра В – цифра шифра агрегата: 1 - двигатель внутреннего сгорания; 2 - газотурбинная установка; 3 - паротурбинная установка; 4 - котел; 5 - передача (редуктор, валопровод, дейдвуд); 6 - движитель; 7 - рулевая машина; 8 – вспомогательные механизмы (насос, сепаратор, теплообменный аппарат и др.); 0 – комплекс агрегатов в целом.

Цифры ГГГ – дополнительные три цифры для обозначения более мелких элементов (сборочных узлов и деталей), которые при необходимости включаются в состав обозначения документа. Эти цифры не включаются в шифр пояснительной записки ДП.

ЛЛ – литеры, обозначающие вид документа: СБ - сборочный чертеж; ВО - чертеж общего вида; ГЧ - габаритный чертеж; МЧ - монтажный чертеж; ПЗ - пояснительная записка; РР - расчет и др. Перед литерами ЛЛ не должно стоять точки. Литеры ЛЛ не проставляются на рабочих чертежах деталей, спецификациях, перечнях элементов.

При изображении на чертежах схем вместо обозначения ЛЛ проставляются литера и цифра (без пробела). Литера обозначает вид схемы: Э - электрическая, Г - гидравличе­ская, П - пневматическая, К – кинематическая, Х - газовая (кроме пневматической), Р - энергетическая, С – комбинированная. Цифра обозначает тип (назначение) схемы: 1 - структурная, 2 - функциональная, 3 - прин­ципиальная, 4 – схема соединений (монтажная), 5 – схема подключения, 6 - общая, 7 – схема расположения, 0 – объединенная схема.

Примеры обозначений элементов дипломного проекта в графах (1), (2) первых листов чертежей приведены в приложении З.

 

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

 

Опыт проведения дипломного проектирования на кафедре СЭУ показывает, что имеется ряд типичных недостатков дипломных проектов и затруднений студентов при их защите. С учетом этого ниже даны некоторые рекомендации.

Работать над дипломным проектом рекомендуется начинать практически со сбора и обобщения материалов плавательной практики или производственной деятельности, продолжа­ть в течение последнего семестра обучения и завершать в период, отведенный непосредственно для дипломного проектирования. В отдельных случаях работа над проектом может начаться раньше путем участия студента в научно-исследовательской работе кафедр института.

Работа над дипломным проектом должна выполняться систематически, ответственно и самостоятельно. С самого начала у студента не должно быть иллюзий по поводу того, что руководитель даст ему все исчерпывающие разъяснения, инструкции и технические материалы. В функции руководителя входит лишь общее руководство, контроль и наблюдение за работой студента. Еще раз подчеркнем, что автором дипломного проекта является студент со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Несистематичная и неинтенсивная работа приводит к срыву графика выполнения работ. ДП – это большая и ответственная работа, в успехе которой заинтересован прежде всего сам студент. Кроме того, не следует недооценивать объем мелких работ по доводке пояснительной записки и графической части.

Для того чтобы члены ГЭК имели возможность убедиться в квалификации дипломника необходимо наличие в дипломном проекте выполненных персонально автором всех видов инженерных разработок, которые должен уметь выполнять судовой инженер-механик. Следует помнить, что дипломник в первую очередь должен показать свою личную способность работать на уровне инженера.

Одним из типичных недостатков является недооценка студентом значимости работы над общей частью ДП, что проявляется в недостаточно глубоком изучении и анализе устройства судна-прототипа и его энергетической установки, особенностей эксплуатации. Недоработки в этом отношении четко выявляются в ходе защиты.

Особое место занимает процедура защиты ДП. Публичная защита проводится с целью выявления соответствия подготовки выпускника установленным требованиям, его способностей к самостоятельной производственной деятельности по эксплуатации, обслуживанию и ремонту оборудования СЭУ, навыков по организации безопасного выполнения работ, защите окружающей среды от загрязнения. Целью представления индивидуального раздела является оценка возможностей дипломника по принятию технически и экономически обоснованных решений, умению аргументированно отстаивать предлагаемые модернизации.

Основным этапом в подготовке к защите служит разработка текста сообщения (доклада) членам ГЭК о выполненной работе. Время сообщения не должно превышать 10 мин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.146 с.)