Доминантность полушария и психические функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доминантность полушария и психические функции



Речевые функции. у правшей центры речи находятся в левом полушарии, а у левшей — в правом. Но правое полушарие у правшей принимает участие в осуществлении речи только другим способом.

В. Пенфилд и Л. Роберте пишут, что понимание речи возникает после поступления слуховых импульсов в оба полушария, как и восприятие прочитанного после поступления в оба полушария зрительных импульсов. Правое полушарие, их мнению, после обучения речи тоже принимает участие в понимании и произношении

речи. Авторы считают, что моторный артикуляционный механизм речи зависит от

коркового механизма голосового контроля, локализованного в роландовой

моторной области обоих полушарий. Идеационный речевой механизм (т. е.

словесный двигательный образ, память звучания слов) связан с функцией только

одного полушария. Хранилище умений писать и читать тоже находится только в

одном полушарии, однако, возможно, что другие речевые умения обслуживаются

обоими полушариями. Память понятий не связана, по мнению В. Пенфилда и Л.

Робертса, только с одним полушарием, как речь, и независима от речи.

Правое полушарие берёт на себя функцию автоматической речи: за счёт него могут повторяться отдельные слоги, ответ «да-нет», серийная речь, пение, репродукция заученного содержания. Известен уникальный случай, когда все левое полушарие было сморщено, а больной цитировал и пел тексты песен.

При поражении левого полушария у больных возникает дислексия, т. е. нарушение

способности к чтению. Однако это наблюдается не всегда. Всё зависит от того

языка, на котором человек учится читать. В Японии, например, дислексиков в 10

раз меньше, чем в странах Запада.

Зрительно-пространственное восприятие иероглифов осуществляется правым полушарием.

существует асимметрия гипоталамуса – подкоркового образования. установлено, что в формировании отрицательных эмоций принимает участие правая часть

гипоталамуса, а положительных эмоций – левая часть гипоталамуса.

Существует асимметрия продолговатого мозга, проявляющаяся в деятельности

сосудодвигательного центра. Депрессорный центр, располагающийся в левой части

продолговатого мозга, вызывает понижения диастолического давления на

контралатеральной стороне осуществляющего переработку информации аналитически

и последовательно, правое полушарие делает то же самое целостно и

одновременно).

Правое полушарие придаёт речи эмоциональную окраску: при его поражении речь

становится монотонной.

Всё сказанное относится к взрослым. У детей признаётся двустороннее

представительство речи, что доказывается двумя положениями: более частыми

афазиями у детей при поражении правого полушария и более лёгким и быстрым

восстановлением речи при поражении левого полушария.

Для понимания того, что доминирование одного из речевых центров формируется в

процессе овладения речью и грамотностью, представляют интерес случаи, когда

бывший правша, вследствие мозгового повреждения или повреждения руки вынужден

стать левшой. Ряд наблюдений говорят о том, что они становятся афазиками при

повреждении правого полушария. Это подтверждает мысль А. А. Ухтомского, что

«центр речи не связан категорически и неподвижно с однажды и навсегда

заданным "центром Брока", но может воспитаться вновь на другом месте по связи

с первым местом, в том случае, если полушарие, где имеется центр речи,

поранено». По-иному обстоит дело с размещением центров речи у левшей.

Доказано, что у 70 % левшей они располагаются, как и у правшей, в левом

полушарии, у половины из остальных левшей (15 %) речь контролируется правым

полушарием, а у другой половины — обоими полушариями.

Таким образом, уже рассмотрение речевой функции показывает, что правое

полушарие не является послушным исполнителем воли другого, левого полушария.

интеллект. левое полушарие использует аналитическую стратегию переработки информации, обеспечивает рационально-логическое, индуктивное мышление, связанное с вербально-символическими функциями, правое полушарие использует глобальную, синтетическую стратегию, обеспечивает пространственно-интуитивное, дедуктивное, образное мышление.

Таким образом, вербальный интеллект связывают с доминантностью левого

полушария, а невербальный интеллект - с доминантностью правого полушария.

Конечно, речь не идет о том, что при этих типах обработки информации и

мышления работает исключительно одно полушарие. Имеется межполушарная

интеграция. Но различия между людьми с различными типами мышления

определяются большей включенностью левого (при аналитическом типе) или

правого (при синтетическом типе) полушария.полностью этот вывод относится только к взрослым. У подростков картина несколько иная. У них вместо характерной для взрослых левополушарной доминантности по речи, чаще наблюдается правополушарная доминантность и симметричность в распределении слухоречевых функций (М. К. Кабардов, М. А. Матова). Авторы объясняют это опережающим развитием правого полушария, функции которого больше обусловлены генетически. Так, объём воспроизведения слов с левого уха достигает взрослого уровня уже к 10-11-летнему возрасту, в то время как объем воспроизведения с правого уха нарастает в процессе онтогенеза, достигая взрослого уровня только к 18 годам.

Зрительно-пространственная ориентировка. Нарушения зрительно-пространственной

ориентировки и схемы тела возникают, в основном, при левосторонних параличах. Особенно впечатляют данные, полученные С. В.

Бабенковой (1963), которая нашла, что среди 238 случаев поражения правого

полушария в 78 % были нарушения схемы тела, которые распределились следующим

образом: анозогнозия — 37 человек; неразличение правого и левого — 34

человека; незнание частей тела (аутотопагнозия) — 21 человек; ощущение

отсутствия и чуждости конечности — 24 человек: появление третьей руки на

больной стороне (псевдо-полимелия) — б человек.

Однако имеется ряд фактов, заставляющих осторожно относиться к

безапеляционному выводу о роли правого полушария в зрительно-

пространственнной ориентировки и восприятии схемы тела. Во-первых,

отмечается, что большинство лиц, не различающих правое и левое — это

амбидекстры (т. е. люди, у которых нет ведущей руки). Это им раньше в армии

при обучении ходьбе в строю командовали «сено-солома», привязывая им к одной

ноге сено, а к другой - солому. Во-вторых, и С. В. Бабенкова не склонна

считать выявленные ею нарушения «собственной функцией» правого полушария. Ей

больше импонирует точка зрения, согласно которой у ребенка-правши

соматогнозия приобретается не сразу для всего тела, а на месяц раньше для

правой стороны. Исходя из того, рассуждает она, что легче страдает то, что

приобретено позднее, чаще наблюдается нарушение схемы тела при

правополушарном поражении, так как оно связано с левой стороной (С. В.

Бабенкова, (1963); И." Ф. Николаева, 1961). В-третьих, А. П. Демичев (1949)

наблюдал у левшей нарушение схемы тела при поражении как правого, так и

левого полушария, а О. Зангуилл (О. Zangwill, 1960) отмечает, что нарушения

схемы тела у правшей наблюдаются и при поражении левой теменной доли. Он

считает, что топографическая ориентировка нарушается при поражении любого

полушария.

Это подтверждают и опыты X. Терциана и К. Цекотто (Н. Terzian, С. Cecotto,

1959) с введением барбитуратов в правую и левую сонные артерии, что приводит

к выключению на несколько минут гомолатерального полушария. Эти эксперименты

показали, что анозогнозия наблюдается как в том, так и в другом случае, что

свидетельствует об отсутствии связи этой функции только с одним полушарием,

будь то правое или левое.

При правополушарных поражениях отмечаются конфабуляшы и псевдореминиисценции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.011 с.)