Предмет, основные цели и задачи дифференциальной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, основные цели и задачи дифференциальной психологии.



Предмет, основные цели и задачи дифференциальной психологии.

Дифференциальная пси­хология (термин введен немецким психологом В, Штерном в 1900 году) изучает ин­дивидуальные (присущие индивидуальности) и типические (присущие группе лю­дей, объединенных по какому-то характерному для них признаку) различия между людьми.

дифференциальная психофизиология (термин введен В. Д. Небылицыным в 1963 году) изучает зависимость индивидуальных психологических особенно­стей человека, проявляемых в поведении, деятельности, общении от индивидуально-типических различий в деятельности регуляторных систем (мозга, эндокринной систе­мы и др.).

Проблемы дифференциальной психофизиологии не сводятся только к изучению темперамента и свойств нервной системы. Они касаются любых различий людей, свя­занных с природными биологическими факторами. Значит, предметом изучения этой научной дисциплины является и функциональная асимметрия (например, разделе­ние людей на правшей, левшей и амбидекстров) в связи с тем, что латерализация функций в двух полушариях головного мозга имеет генетическую и врожденную основу.

Идиографический номотетический подходы к исследованию психологических особенностей человека.

Номотетический метод - способ познания, целью которого является установление общего, имеющего форму закона. Виндельбанд

идеографический метод - это способ познания, целью которого является изображение объекта как единого уникального целого. результаты исследования должны резюмироваться в понятиях, имеющих индивидуальное, а не всеобщее содержание.

Подробно идиографический подход был разработан американским психологом Г.Оллпортом при выделении личностных диспозиций. Предлагаемый им метод заключался в глубоком изучении и анализе единичного случая в течение длительного промежутка времени. Основным методом в рамках идиографического подхода, по мнению Оллпотра, является биографический метод.

Методы дифференциальной психологии и психофизиологии.

Для дифференциальной психологии характерны:
1. Общенаучные методы (наблюдение, эксперимент).
2. психологические методы — интроспективные (самонаблюдение, самооценка), психофизиологические (методика кожно-гальванических реакций, электроэнцефалографический метод, методика дихотомического прослушивания и др.), социально-психологические (беседа, интервью, анкетирование, социометрия), возрастно-психологические («поперечные» и «продольные» срезы), тестирование, анализ продуктов деятельности.
3. Психогенетические методы:

А). Генеалогический метод

Б)Метод приемных детей.

В) Близнецовый метод.

- метод контрольных групп
- метод разлученной близнецовой пары
- метод близнецовой пары
- метод контрольного близнеца.

4. Математические методы. Ф.Гальтон:
Дисперсионный анализ — позволяет определить меру индивидуального варьирования показателей. индуктивная статистика — определять, насколько статистически значимы различия между выборками.
Корреляционный анализ - помогает установить, можно ли предсказывать возможные значения одного показателя, зная величину другого. (Рост/вес)

В психофизиологии:

1. Метод наблюдения

2. Графическая регистрация физиологических процессов

3. Исследования биоэлектрических явлений

4. Методы электрического раздражения органов и тканей

5. Химические методы исследования в физиологии

6. Электрическая запись неэлектрических величин

7. Метод острого эксперимента

8. Метод хронического эксперимента

Проблема взаимоотношения биологического и социального в способностях человека.

Типы темперамента И. Канта.

Иммануил Кант дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он разделил на две группы: сангвинический и меланхолический типы рассматривались им как темпераменты чувства; холерический и флегматический - как темпераменты действия. С современной точки зрения первые можно связать с такой характеристикой темперамента, как эмоциональность, а вторые - с активностью. Сангвиник определялся. И. Кантом как человек веселого нрава, который представляет собой хорошего собеседника, умеет и любит общаться, легко заводит друзей. Такой человек полон надежд и веры в успех всех своих начинаний. Беззаботен и поверхностен, Меланхолик характеризовался И. Кантом как человек мрачный. Он недоверчив и полон сомнений, готов во всем видеть повод для тревоги и опасений. Остерегается давать обещания, так как детально продумывает все трудности, связанные с их выполнением. Холерик - человек вспыльчивый. Он легко раздражается и впадает в ярость, но так же легко и отходит, особенно если ему уступают. Очень активен; начав что-нибудь делать, действует энергично, однако этого запала ему хватает ненадолго; у него нет терпения и выдержки. Флегматик -это хладнокровный, не подверженный аффективным вспышкам человек. Его недостатком оказывается склонность к бездеятельности (лень) даже в ситуациях, настоятельно требующих активности. Но, начав какое-либо дело, он обязательно доводит его до конца. Благоразумен, придерживается принципов и воспринимается как мудрый человек. Нечувствителен к нападкам, не задевает тщеславия других людей, а потому уживчив. Однако может подчинить своей воле волю других людей, причем незаметно для них. И. Кант полагал этот тип темперамента самым удачным.

Предмет, основные цели и задачи дифференциальной психологии.

Дифференциальная пси­хология (термин введен немецким психологом В, Штерном в 1900 году) изучает ин­дивидуальные (присущие индивидуальности) и типические (присущие группе лю­дей, объединенных по какому-то характерному для них признаку) различия между людьми.

дифференциальная психофизиология (термин введен В. Д. Небылицыным в 1963 году) изучает зависимость индивидуальных психологических особенно­стей человека, проявляемых в поведении, деятельности, общении от индивидуально-типических различий в деятельности регуляторных систем (мозга, эндокринной систе­мы и др.).

Проблемы дифференциальной психофизиологии не сводятся только к изучению темперамента и свойств нервной системы. Они касаются любых различий людей, свя­занных с природными биологическими факторами. Значит, предметом изучения этой научной дисциплины является и функциональная асимметрия (например, разделе­ние людей на правшей, левшей и амбидекстров) в связи с тем, что латерализация функций в двух полушариях головного мозга имеет генетическую и врожденную основу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.105.215 (0.005 с.)