Выбор материала для зучатых колёс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор материала для зучатых колёс.



 

Шестерня – сталь 45

 

Колесо – сталь 35

 

Термообработка:

Шестерня – улучшение;

Колесо – нормализация.

Твёрдость:

Шестерня: 235 – 262 НВ

 

Колесо: 163 – 192 НВ

Расчитываем среднюю твердость:

Для шестерни ;

Для колеса 177,5.

 

Из таблицы определяем механические хар – ки для выбранной стали:

 

Шестерня:

Колесо:

Предельные диаметры: шестерни - колеса -

 

 

3.2 Определение допускаемых контактных [σ] H/мм и изгибных [σ] H/мм напряжений.

Допускаемые контактные напряжения при расчётах на прочность определяют отдельно для зубьев шестерни [σ]Hо1 и колеса [σ]Hо2.

 

Таблица 3.1. Допускаемые напряжения для шестирни и колеса.

Параметр Твёрдость шестерни и колеса при H 350 НВ Интервал НВ1ср - НВ2ср = 20…50
Допускаемое напрежение при числе циклов перемены напрежений NHо; NFо, Н/мм² [σ]Hо1 1,8 НВ1ср + 67 = 1,8*248.5 + 67 = 514,3
[σ]Hо2 1,8 НВ2ср + 67 = 1,8*177,5 + 67 = 386,5
[σ]Fо1 1,03 НВ1ср – 25% = 1,03*248,5 – 25% = 191,966
[σ]Fо2 1,03 НВ2ср – 25% = 1,03*177,5 – 25% = 137,119

N1 = 573 ω1 Lh; N1 = 573*29,31*20000 = 33589600

 

N2 = 573 ω2 Lh N2 = 573*7,327*20000 = 83967420

где: N – число циклов перемены напряжений за весь срок службы.

ω – угловая скорость.

Lh – срок службы привода (ресурс).

 

Выбираем цисло цыклов из таблицы по средней твёрдости:

 

NH01 = 16.5 млн. циклов

NH01= 10 млн. Циклов

 

Определим коэффициент долговечности для зубьев шестерни и колеса:

 

= = 0.60517445 ≈ 1

 

= = 0.70142547 ≈ 1

 

Так как N принимаем ≈1

 

 

Определяем допускаемые контакные напряжения для зубьев шестерни [σ]H1 и колеса [σ]H2:

 

[σ] H1 = KFL1 * [σ] H01 = 1 * 514,3 = 514,3

 

[σ] H2 = KFL1 * [σ] H02 =1 * 386,5 = 386,5

 

Определяем допускаемые изгибные напряжения для зубьев шестерни [σ]F1 и колеса [σ]F2:

 

Определим коэффициент долговечности для зубьев шестерни и колеса:

 

число циклов перемены напряжений.

 

= = 0.47787≈ 1

 

= = 0.6020855 ≈ 1

 

Так как N принимаем ≈1

 

[σ] F1 = KFL2 * [σ] F01 = 1 * 191,966 = 191,966

 

[σ] F2 = KFL2 * [σ] F02 = 1 * 137,119 = 137,119

Механические характеристики материалов зубчатой передачи.

 

 

Таблица 3. 2. Механические характеристики материалов зубчатой передачи

Элемент передачи Марка материала Dпред   Термо-оброботка НВ1ср   σв σ-1 [σ]н [σ]F
Sпред НВ2ср Н/мм²
Шестерня сталь 45   У 248,5     514,3 191,966
Колесо сталь 35   Н 177,5     386,5 137,119

 

 

РАСЧЁТ ЗАКРЫТОЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ.

 

ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЁТ.

 

1. Определить главный параметр – межосевое расстояние , мм:

 

 

где а) Ка — вспомогательный коэффициент. Для косозубых пере­дач Ка = 43.

б) — коэффициент ширины венца колеса, равный 0,28...0,36 — для шестерни, расположенной симметрично относи­тельно опор в проектируемых нестандартных одноступенчатых ци­линдрических редукторах;

в) и — передаточное число редуктора или открытой передачи (см. табл. 2.5);

г) Т2 — вращающий момент на тихоходом валу при расчете ре­дуктора или на приводном валу рабочей машины при расчете от­крытой передачи, Н-м (см. табл. 2.5);

д) [σ]н — допускаемое контактное напряжение колеса с менее прочным зубом или среднее допускаемое контактное напряжение, Н/мм2 (см. 3.1, п. 2, в);

е) Кнβ — коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба. Для прирабатывающихся зубьев Кн=1 (см. 3.1, п. 1).

Полученное значение межосевого расстояния аwдля нестандарт­ных передач округлить до ближайшего числа по табл. 13.15 и срав­нить с аw.

 

 

 

 

 

2. Определить модуль зацепления m, мм:

где а) Km – вспомагательный кофициент. Для косозубых передач Km = 5,8

б) – делительный диаметор колеса, мм;

в) – ширина венца колеса, мм;

г) [σ]F = 137,119 – допускаемое напрежение изгиба материала колеса смене прочным зубом, Н/мм²

д) значения аw,мм; Т2, Н-м; и; (см. 4.1, п.1). Полученное значение модуля m округлить в большую сторону до стандартного из ряда чисел:

При выборе модуля 1-й ряд следует предпочитать 2-му. В силовых зубчатых передачах при твердости колес H 350 HB принимаем m 1мм.

3. Определить угол наклона зубьев βmin для косозубых передач:

В косозубых передачах угол наклона зубьев принимают β = 8...16°, но из-за роста осевых сил Fa в зацеплении желательно подучив его меньшие значения, варьируя величиной модуля т и шириной ко­леса b2.

4. Определить суммарное число зубьев колеса:

для косозубых колес

Полученное значение округлить вменьшую сторону до целого числа.

5. Уточнить действительную величину угла наклона зубьев для косозубых передач:

Точность вычисления угла β до пятого знака после запятой.

 

6. Определить число зубьев шестерни:

Значение Z1 округлить до ближашего числа. Из условий уменьшения шума и отсутствия подрезания зубьев рекомендуется Z1 18

7. Определить число зубьев колеса:

8. Определить фактическое передаточное число иф и проверить его отклонение и от заданного и:

9. Определить фактическое межосевое расстояние:

длякосозубых передач

10. Определить фактические основные геометрические парамет­ры передачи, мм.

 

Параметр Шестерня Колесо
косозубая косозубое
Диаметр делитель­ный
вершин зубьев
впадин зубьев
Ширина венца

Дальнейшие расчеты и конструирование ведутся по фактичес­ким межосевому расстоянию аw и основным параметрам передачи.

Точность вычисления делительных диаметров колес до 0,01 мм; значение ширины зубчатых венцов округляют до целого числа по табл.13.15.

 

Проверочный расчёт.

 

11. Проверить межосевое расстояние:

12. Проверить пригодность зоготовок колёс. Условие пригодности зоготовок колёс:

Диаметр заготовки шестерни:

Толщина диска заготовки колеса закрытой передачи:

Предельные значения Dпред и Sпред – из табл. 3.2

13. Проверить контакные напряжения σн, Н/мм²:

гдеа) К— вспомогательный коэффициент. Для косозубых передач К = 376.

б) — окружная сила в зацеплении, Н;

в) – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями. Для косозубых – определяется по графику на рис. 4.1 в зависимости от окружной скорости колёс , м/с,

г) — коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи (табл. 4.3);

д) значения Т2, ; [σ]н, Н/мм2; ,d2,мм;b2, мм; υф см. 4.1, пп. 1, 2, 8; ω2 — угловая скорость вала колеса редуктора или открытой передачи 1/с (см. табл. 2.5).

 

14. Проверить напряжения изгиба зубьев шестерни σF и колеса σF 2, H/ мм2:

где

а) т — модуль зацепления, мм; b2— ширина зубчатого венца коле­са, мм;

F1— окружная сила в зацеплении, Н (см. 4.1, пп. 2, 10, 13);

б) — коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.

Для косозубых зависит от степени точности передачи определяемой по табл. 4.2 (определение окружной скорости колес ь — см. п. 13, в);

в) — коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба. Для прирабатывающих зубьев колес =1 (см. 3.1, п. 1);

г) — коэффициент динамической нагрузки, зависящий от ок­ружной скорости колес и степени точности передачи (см. табл. 4.3);

д) YF1 и YF2 - коэффициенты формы зуба шестерни и колеса. Для косозубых передач в зависимости от эквивалентного числа зубьев шес­терни

и колеса

где β — угол наклона зубьев (см. 4.1, п. 5);

е) Yβ = 1 - β°/140° = 1 - 8,10961°/140° = 0,05— коэффициент, учитывающий наклон зуба;

ж) [σ]F1и [σ] F2 — допускаемые напряжения изгиба шестерни и колеса, Н/мм2 (см. 3.1, п. 3).

 

15. Табличный ответ к задаче 4 (табл.4.1).

Таблица 4.1. Параметры зубчатой цилиццрической передачи, мм

  Проектный расчет  
  Параметр Значение Параметр Значение  
  Межосевое расстояние аи   Угол наклона зубьев β  
Модуль зацепления т   Диаметр делительной окружности:    
Ширина зубчатого венца:      
шестерни b1   55,8  
шестерни d1 64,65  
колеса b2   52,8  
  колеса d2 254,55  
  Число зубьев:       Диаметр окружности вершин:    
  шестерни Z1   шестерни dа1 68,65  
    колеса dа2   258,55  
  колеса Z2      
  Вид зубьев   Косозубые Диаметр окружности впадин    
  шестерни d f 1 59,85  
  колеса d f 2 249,75  
  Проверочный расчет  
  Параметр Допускаемые значение Расчетные значения Примечания  
  Контактные напряжения σн, Н/мм2 386,5 7%  
  Напряжения изгиба, Н/мм2 σF1 137,119 4,131 96,9%  
  σF2 137,119 3,934 97,1%  
                   

 

 

5. Расчет клиноременной передачи

 

5.1. Проектный расчет

1. Выбрать сечение ремня.

Тип проектируемой ременной передачи предусмотрен техничес­ким заданием. Выбор сечения ремня произвести по номограмме (см. рис. 5.2...5.4) в зависимости от мощности, передаваемой ве­дущим шкивом, Р1, кВт, равной номинальной мощности двигателя Рном, и его частоты вращения , об/мин, равной номинальной частоте вращения двигателя nном (см. табл. 2.5). При этом клино­вые ремни нормального сечения О применять только для передач мощностью до 2 кВт.

2. Определить минимально допустимый диаметр ведущего шкива ,мм

по табл. 5.4 в зависимости от вращающего момента на валу двигателя Tдв = = 30,03 Н * м (см. табл. 2.5), и выбранного сечения ремня.

3. Задаться расчетным диаметром: ведущего шкива d1.

В целях повышения срока службы ремней рекомендуется применять веду­щие шкивы с диаметром d1 на 1...2 порядка выше d1min из стандарт­ного ряда (см. табл. К40) d1min = 90 мм, отсюда d1= 180 мм.

4. Определить диаметр ведомого шкива d2, мм:

 

мм

 

где u — передаточное число ременной передачи (см. табл. 2.5); ε = 0,015 — коэффициент скольжения (см. 5.1, п. 2). Полученное значение d 2 округлить до ближайшего стандартного по табл. К40

 

5. Определить фактическое передаточное число uф и проверить его отклонение от заданного u:

 

;

6. Определить ориентировочное межосевое расстояние а, мм:

мм

где h — высота сечения клинового ремня (см. табл. К31).

7. Определить расчетную длину ремня l, мм:

мм

Полученое значение длины ремня округлить до ближайшего стандартного l = 1800 по табл. К31

8. Уточнить значение межосевого расстояния по стандартной длине

При монтаже передачи необходимо обеспечить возможность уменьшения а на 0,01 l для того, чтобы облегчить надевание ремня на шкив; для увеличения натяжения ремней необходимо предус­мотреть возможность увеличения а на 0,025 l.

9. Определить угол обхвата ремнем ведущего шкива а 1, град:

Угол α1 должен быть 140° ≥120°.

10. Определить скорость ремня υ, м/с:

 

где d1 и n1 — соответственно диаметр ведущего шкива, мм (см. п. 3), и его частота вращения, об/мин (см. табл. 2.5); [υ] — допускае­мая скорость, м/с; [υ] = 25 м/с — для клиновых ремней.

11. Определить, частоту пробегов ремня U, с-1: ,

где с-1 допускаемая частота пробегов.

Соотношение условно выражает долговечность ремня и гарантирует срок службы — 1000...5000 ч.

12. Определить допускаемую мощность, передаваемую одним клиновым ремнем с десятью клиньями [Рп], кВт: - клиновым ремнем;

где [Р0] — допускаемая приведенная мощность, передаваемая одним клиновым ремнем или поликлиновым ремнем с десятью клиньями, кВт, выбирается интерполированием из табл. 5.5 в зависимости от типа ремня, его сечения, скорости υ, м/с, и диаметра ведущего шкива d1 мм (см. пп. 1, 3, 10);

кВт

где [Р0] =1,28 кВт допускаемая мощность передаваемую одним клиновым ремнём

С — попра­вочные коэффициенты

Сp = 0,9 — коэффициент динамичности нагрузки и длительности работы

С а = 0,89 — коэффициент угла обхвата α1на меньшем шкиве

С l = 1 — коэффициент влияния отношения расчетной длины к базовой

Сz = 0,95 — коэффициент числа ремней в комплнкте клиноременной передачи.

13. Определить количество клиновых ремней z:

 

комплект клиновых ремней

 

 

где Pном — номинальная мощность двигателя, кВт (см. табл. 2.5);

п] — допускаемая мощность, передаваемая ремнями, кВт (см. п. 12).

В проектируемых передачах малой и средней мощности рекомендуется принять число клиновых ремней z ≤ 5 из-за их неодинако­вой длины и неравномерности нагружения.

При необходимости уменьшить расчетное количество ремней (число клиньев) z следует увеличить диаметр ведущего шкива d1 или перей­ти на большее сечение ремня.

 

14.Определить силу предварительного натяжения F0, Н:

одного клинового ремня

 

где значения υ, м/с; Рном, кВт; z см. 5.1, пп. 10, 13; Сp, Сα, Сl, см. табл. 5.2

15. Определить окружную силу, передаваемую комплектом кли­новых ремней Ft, Н:

где значения Рном, кВт и υ, м/с, см. п. 14

 

16.Определить силы натяжения ведущей F1 и ведомой F2 вет­вей, Н:

одного клинового ремня

где значения F0и Ft, Н; z см. пп. 10, 14, 15.

17. Определить силу давления ремней на вал F оп, Н:

— комплекта клиновых ремней

 

Проверочный расчет

18. Проверить прочность одного клинового ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей ветви σmax, Н/мм2

где а) σ1 — напряжение растяжения, Н/мм2;

— в клиновом ремне.

 

Значения Ft, Н; А, мм2; F0, Н; z (см. 5.1, пп. 10, 13, 14; 5.2, пп. 13, 14, 15; табл. К31);

б) σE— напряжения изгиба, Н/мм2

— в клиновом ремне

Здесь ЕE = 80...100/мм2 — модуль продольной упругости при из­гибе для прорезиненных ремней; h— соответственно высота сечения клинового ремня (см. табл. К31); мм (см. 5.1, п. 1; 5.2, п. 3); δ, мм (см. 5.1, п. 1);

в) — напряжения от центробежных сил, Н/мм2.

Здесь р — плотность материала ремня, кг/м3; р = 1250...1400 кг/мм3 — для клиновых и поли­клиновых; υ, м/с (см. 5.1, п. 8; 5.2, п. 10);

г) [σ]р — допускаемое напряжение растяжения, Н/мм2;

[σ]р= 10 Н/мм2 — для клиновых и поликлиновых ремней.

 

19. Составить табличный ответ к задаче 5 (табл. 5.1).

Таблица 5.1. Параметры клиноременной передачи, мм

Параметр Значение Параметр Значение
Тип ремня клиноременный Частота пробегов ремня U, 1/с 0,001
Сечение ремня Б Диаметр ведущего шкива d1  
Количество ремней z   Диаметр ведомого шкива d2  
Межосевое расстояние а 381,6 Максимальное напряжение σmax, Н/мм2 8,45
Длина ремня l   Предварительное натяжение ремня F0Н/мм2  
Угол обхвата малого шки­ва а1 град.   Сила давления ремня на вал Fоп Н  

 

 

6. Нагрузки валов редуктора

Общие положения.

Редукторные валы испытывают два вида деформации—изгиб и кручение. Деформация кручения на валах возникает под действи­ем вращающих моментов, приложенных со стороны двигателя и рабочей машины. Деформация изгиба валов вызывается силами в зубчатом зацеплении закрытой передачи.

6.1. Определение сил в зацеплении закрытых передач

В проектируемых приводах конструируются цилиндрические косозубые редукторы с углом наклона зуба β = 8...16°. Угол зацепления принят α = 20°.

На рис. 6.1 дана схема сил в зацеплениях цилиндричес­кой передачи при различных направлени­ях наклона зубьев и вращения двигателя. За точку приложения сил принимают полюс зацепления в средней плоско­сти колеса.

 

Рис. 6.1. Схема сил в зацеплении косозубой цилиндрической передачи:

а — направление линии зуба колеса — левое, шестерни—правое; б — колеса — правое, шестерни — левое. Схемы 1, 2 — вращение быстроходного вала по часовой стрелке; схемы 3, 4 — против часовой стрелки (смотреть слева).

 

 

Значения сил определить по табл. 6.1.

Таблица 6.1.Силыв зацеплении закрытой передачи

Вид передачи Силы в зацеплении Значение силы, Н
на шестерне на колесе
Цилиндрическая косозубая   Окружная  
  Радиальная  
  Осевая    

П р им е ч а н и е. Величины, входящие в формулы для определения сил:

1. Т1 и Т2 — вращающие моменты на быстроходном и тихоходном валах редук­тора, Н*м (см. табл. 2.5);

2. d2 — внешний делительный диаметр колеса, мм (см. табл. 4.5, 4.8, 4.11);

3. β — угол наклона зубьев цилиндрических колес (см. табл. 4.1);

 

6.2. Определение консольных сил

В проектируемых приводах конструируются цилиндрические передачи с косыми зубьями, а также ременные, определяющие консольную нагрузку на выходные концы валов. Кроме того, консольная на­грузка вызывается муфтами, соединяющими двигатель с редукто­ром или редуктор с рабочей машиной.

Схема сил в зацеплении закрытых зубчатых передач; угол зацепления α = 20° (см. рис. 6.1, 6.2).

Определение направления консольных сил со стороны передач гибкой связью и муфт Fоп см, 6.3, п. 7.

Значения консольных сил определить по табл. 6.2.

Таблица 6.2.

Вид открытой передачи Характер силы по направлению Значение силы, Н
на шестерне на колесе
Клиноременная радиальная
Муфта радиальная

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.146 с.)