Подшипники качения, классификация, система условных обозначений по гост. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подшипники качения, классификация, система условных обозначений по гост.



Подшипником называют опору или направляющую, определяющую положение движущихся частей по отношению к другим частям механизма. Подшипники качения работают преимущественно при трении качения и состоят из двух колец, тел качения и сепаратора, отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцовых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба – дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.

Подшипники качения классифицируют по следующим основным признакам:

- по форме тел каченияшариковые и роликовые, причем последние могут быть с роликами: цилиндрическими короткими, длинными и игольчатыми, а т.ж. бочкообразными, коническими, комбинированными – с небольшой (7-30 мкм на сторону) выпуклостью поверхности качения – и витыми – пустотелыми;

- по направлению воспринимаемой нагрузкирадиальные, предназначенные для восприятия только радиальных или преимущественно радиальных сил (некоторые типы могут воспринимать и осевые силы); радиально-упорные – для восприятия радиальных и осевых сил; подшипники регулируемых типов без осевой силы работать не могут; упорные – для восприятия радиальных и осевых сил, радиальную силу не воспринимают; упорно-радиальные - для восприятия осевых и небольших радиальных сил;

- по числу рядов тел качения одно-, двух- и четырехрядные;

- по основным конструктивным признакамсамоустанавливающиеся (например, сферические самоустанавливаются при угловом смещении осей вала и отверстия в корпусе) и несамоустанавливающиеся; с цилиндрическим или конусным отверстием внутреннего кольца, сдвоенные и др.

Деление подшипников в зависимости от направления действия воспринимаемой нагрузки носит в ряде случаев условный характер. Например, шариковый радиальный однорядный подшипник успешно применяют для восприятия не только комбинированных (совместно действующих радиальной и осевой0, но и чисто осевых нагрузок, а упорно-радиальные подшипники обычно используют только для восприятия осевых нагрузок.

Кроме основных подшипников каждого типа выпускают их конструктивные разновидности.

Условные обозначения:

Маркировка подшипников состоит из их условного обозначения в соответствии с ГОСТ 3189-89 и условного обозначения предприятия-изготовителя. Маркировку в зависимости от применяемого технологического процесса наносят на любые поверхности подшипника, кроме поверхностей качения.

Маркирование проводят любым способом, не вызывающим коррозии подшипников. При маркировании собранных подшипников электрографическим способом ток не должен проходить через тела качения.

ГОСТ 3189-89 устанавливает систему условных обозначений подшипников и распространяется на шариковые и роликовые подшипники (кроме подшипников по ГОСТ 4060 и ГОСТ 24310).

Построение условного обозначения подшипников. Основное условное обозначение подшипника состоит из 7 основных знаков, обозначающих следующие признаки:

- размерную серию (серию диаметров и серию ширин) по ГОСТ 3478;

- тип и конструктивное исполнение по ГОСТ 3395;

- диаметр отверстия.

Основное условное обозначение подшипника характеризует основное исполнение:

- с кольцами и телами качения из подшипников стали ШХ 15;

- класса точности 0 по ГОСТ 520;

- с сепаратором, установленным для основного конструктивного исполнения согласно отраслевой документации.

Порядок расположения знаков основного условного обозначения подшипников приведен на схемах 1 и 2.

Схема 1 – для подшипников с диаметром до 10 мм, кроме подшипников с диаметрами отверстий 0,6; 1,5 и 2,5 мм.

Схема 2 – для подшипников с диаметром отверстия 10 мм и более, кроме подшипников с диаметрами отверстия 22, 28, 32, 500 мм и более.

Дополнительные знаки условного обозначения располагают справа и слева от основного условного обозначения. Дополнительные знаки справа начинают с прописной буквы, а дополнительные знаки слева отделены от основного условного обозначения знаком тире.

Условное обозначение подшипника, состоящее из основных знаков и дополнительных знаков, является полным условным обозначением.

Частным случаем полного условного обозначения является основное условное обозначение.

Расшифровку знаков выполняют в порядке перечисления справа нелево.

Обозначение диаметра отверстия. Схема 1. Первый знак, обозначающий диаметр отверстия подшипника, должен быть равен номинальному диаметру отверстия. Диаметры отверстия подшипников: 0,6;1,5;2,5 мм – обозначают через дробь. Если диаметр отверстия подшипника выражен дробным числом, кроме перечисленных выше значений, то ему присваивают обозначение диаметра отверстия, округленного до целого числа. В условном обозначении таких подшипников на втором месте ставят цифру 5.

Двухрядные сферические шариковые подшипники с диаметром отверстия до 9 мм сохраняют условное обозначение по ГОСТ 5720.

Схема 2 Первые два знака обозначают диаметр отверстия подшипника. Диаметры отверстия, кратные 5, обозначают частным от деления значения этого диаметра на 5.

Обозначения диаметров отверстия подшипников от 10 до 17 мм приведены в таблице

Диаметр отверстия подшипника, мм Обозначение
   
   
   
   

 

 

Диаметры отверстия от 10 до 17 мм, не перечисленные в табл. Должны иметь обозначение по ближайшему указанному диаметру. В условном обозначении таких подшипников на третьем месте ставят цифру 9.

Диаметры отверстия, равные 22, 28, 32, 500 мм и более, обозначают через дробь.

Для подшипников с диаметром отверстия 500 мм и более внутренний диаметр обозначают знаками, равными номинальному диаметру.

Диаметры отверстия, выраженные дробным числом или числом, не кратным 5, обозначают знаками, равными приближенному целому числу, полученному от деления значения диаметра на 5. В условном обозначении таких подшипников на третьем месте ставят цифру 9.

Для подшипников шариковых упорных двойных за диаметр отверстия принимают номинальный диаметр отверстия тугого кольца одинарного подшипника.

Обозначение размерных серий. Размерная серия подшипника – сочетание серий диаметров и ширин (высот), определяющее габаритные размеры подшипника.

Для подшипников установлены следующие серии (ГОСТ 3478):

Диаметров 0,8,9,1,7,2,3,4 и 5;

Ширин или высот 7,8,9,0,1,2,3,4,5 и 6.

Перечень серий диаметров указан в порядке увеличения размера наружного диаметра отверстия. Перечень серий ширин или высот указан в порядке увеличения размера наружного диаметра подшипника при одинаковом диаметре отверстия. Перечень серий ширин или высот указан в порядке увеличения размера ширины или высоты.

Второй знак схемы 1 и третий знак схемы2, обозначающие серию диаметров совместно с седьмым знаком, обозначающим серию (высот), обозначают размерную серию подшипника.

Серия ширин (высот), имеющая знак 0, в условном обозначении не указывается. Третий знак схемы 1 – всегда 0.

Подшипники, нестандартные по внутреннему диаметру или ширине, относят к определенной серии и обозначают знаком 6 или 7 на втором месте схемы 1 и знаком 7 или 8 на третьем месте схемы 2 при нестандартном наружном диаметре или ширине. Такие подшипники не имеют в обозначении седьмого знака (серию ширин). Обозначение типов подшипников. Четвертый знак схем 1 и 2 обозначает тип подшипника:

Тип подшипника Обознач.
Шариковый радиальный  
Шариковый радиальный сферический  
Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами  
Роликовый радиальный сферический  
Роликовый игольчатый или с длинными цилиндрическими роликами  
Радиальный роликовый с витыми роликами  
Радиально-упорный шариковый  
Роликовый конический  
Упорный или упорно-радиальный шариковый  
Упорный или упорно-радиальный роликовый  

Обозначение конструктивного исполнения. Пятый и шестой знаки схем 1и 2 обозначают конструктивные исполнения подшипников. Конструктивные исполнения для каждого типа подшипников обозначают цифрами от 00 до 99.

Основные конструктивные исполнения подшипников – по ГОСТ 3395.

Обозначение серии ширин, конструктивного исполнения и типа подшипника, имеющее знак 0 (00), стоящий левее последней значащей цифры, опускают, если серия ширин схем 1 и 2 обозначена знаком 0. В этом случае условное обозначение подшипника может состоять из двух, трех или четырех цифр.

Примеры основных условных обозначений. Примеры основных усл. Обозначений подшипников по схеме 1:

1000094 - подшипник шариковый радиальный однорядный с диаметром отверстия 4мм, серии диаметров 9, серии ширин 1, основного конструктивного исполнения;

25 – подшипник шариковый радиальный однорядный с диаметром отверстия 5 мм, серии диаметров 2, серии ширин 0, основного конструктивного исполнения;

184009/1,5 – подшипник шариковый радиальный однорядный с упорным бортом на наружном кольце с диаметром отверстия 1,5 мм, серии диаметров 9, серии ширин 1;

Примеры основных условных обозначений подшипников по схеме 2:

322205 – подшипник роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами без бортов на внутреннем кольце с диаметром отверстия 25мм, серии диаметров 2, серии ширин 0;

20071/1175 – подшипник роликовый конический однорядный основного конструктивного исполнения с диаметром отверстия 1175 мм серии диаметров 1, серии ширин 2.

Знаки, обозначающие дополнительные требования, проставляют слева и справа от основного обозначения.

Слева от основного обозначения проставляют знаки, определяющие класс точности (7,8,0,6Х,6,5,4,2,Т), группу радиального зазора по ГОСТ 21810 (0,1,2,3,…,9; для радиально-упорных шариковых подшипников обозначают степень преднатяга: 1,2,3), момент трения (1,2,3,…,9 – обозначения рядов моментов трения) и категорию подшипника (А,В,С).

Знаки располагают в порядке перечисления справа налево от основного обозначения подшипника и отделяют от него знаком тире, например: А125-3000205, где 3000205 – основное обозначение; 5 – класс точности; 2 – группа радиального зазора; 1 – ряд момента трения; А – категория подшипника.

В условном обозначении подшипников класса точности 6Х проставляют знак Х.

Знак категории в условном обозначении подшипников не указывают для подшипников, не отнесенных к категориям А,В и С.

В условном обозначении подшипников категории С, а т.ж подшипников, не отнесенных к категориям, имеющих величину зазора по нормальной группе, т.е. не имеющей в обозначении знака зазора, на его месте проставляют букву М, например: А1М5-1000900, В1М0-205.

В условном обозначении подшипников категории С знак категории не проставляют.

Обозначение категорий А и В указывают:

- перед знаком зазора – при отсутствии требований по моменту трения и группе зазора, отличной от нормальной, например А25-204;

- перед классом точности – при отсутствии требований по моменту трения и нормальной группе зазора, например А5-205; при этом для подшипников класса точности 0 в обозначении проставляют знак «0», например В0-205.

Для роликовых конических подшипников категории С и подшипников, не отнесенных к категориям, по монтажной высотеустановлены нормальная и повышенная точности.

Для подшипников повышенной точности слева от основного обозначения после знака класса точности проставляют дополнительный знак «У», например 6У-7510.

Справа от основного обозначения проставляют знаки, определяющие материалы деталей (например, Ю – все детали подшипника или часть деталей из нержавеющей стали), конструктивные изменения (например: К – для роликовых цилиндрических подшипников обозначает стальной штампованный сепаратор; М – роликовые подшипники с модифицированным контактом), требования к температуре отпуска (например, Т1 – температура отпуска 225оС), смазочный материал (например, С 1 – смазочный материал ОКБ-122-7), требования по уровню вибрации (Ш, Ш1, … Ш5 – с возрастанием цифрового индекса величина уровня вибрации уменьшается).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.023 с.)