Ночная Местия. Многочисленные средневековые церкви и укрепления Местийского района включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Когда спускались с крыши, снова пересеклись с охранником, поблагодарили, а он пригласил нас зайти в музей и угостить нас вином. Его зовут Хыча. На смене вместе с ним были еще двое охранников – Владимир и Гари (Гарик). Не зная чем нас угостить, Гарик сделал нам хачапури – разрезал лаваш, положил туда домашний сыр и подогрел в микроволновке. Хыча был счастлив от того, что может с нами, наконец, поговорить по-русски. Они удивлялись, что мы всего на один день. Говорили, что на Сванетию нужно не меньше недели, чтоб все увидеть. Наверное, и месяца было бы мало, но где бы взять такое время.

Спустя около пары часов, мы уже достаточно устали. Хыча пошел провожать нас до дверей нашего забора, здороваясь по пути с каждым встречным знакомым, каких было много. Всю жизнь прожил в Местии, и весь город его знает.

Так и не познакомились с соседями по огороду из какой-то англоязычной страны, легли спать под звездным небом.

День 12 (24 августа, среда)

Ясное утро и завтрак на горелке в огороде среди снежных гор великолепны. Хорошо, наверное, прожить всю жить в таком месте. Хотя есть и свои опасности, конечно.

«Свободные полупрофессиональные трекинговые палки». Соседи оставили перед отъездом

До отъезда мы решили сходить снова в музей. На этот раз на саму выставку. Хыча про него много рассказывал, в том числе то, что их музей входит в десятку лучших музеев мира. И, правда, в нем достаточно интересно, учитывая то, что я вообще не люблю ходить в музеи. В подписях к экспонатам мы только улавливали общий смысл, потому как не было русского перевода, только грузинский и английский язык. И экскурсии все, как назло, были на английском, что не пристроишься ни к какой группе. В музее было много фотографий из горных походов первых грузинских альпинистов, а также первые ледорубы, кошки, снегоступы и прочее альпинистское снаряжение.

После музея сразу выходим на трассу. Кроме нас еще три группы стопщиков. Поболтали с двумя девочками из Питера и Москвы, они нам посоветовали ехать на море за спокойствием в Уреки. Стараемся уйти подальше за город. Отсюда уехать труднее, т.к. очень мало машин, особенно пустых и много желающих застопить свободную. Но это далеко не самое долгое ожидание, какое может быть. Скоро нас забрал Курам до отворота на гору Ушба. Тут машин еще меньше. Дошли до более открытого пространства, где нас будет хорошо видно из-за поворота и сели перекусить сушеным мясом и сухарями. Покормили остатками мяса мимо пробегавшую пастушью собаку (когда они без стада животных, они такие милые). Минут через 20-30 нас забирает Тимур с другом, у которого было какое-то очень редкое имя, что мы даже не смогли запомнить. С ними мы заехали в кафе с нарзанным источником, где нас угощали шикарным обедом, который весь, конечно же, в нас не влез. Но зато часа два мы болтали обо всем, чем можно. Тимур – очень добрый, душевный и общительный человек. Его друг плохо говорил по-русски, поэтому общался с нами не так много. К тому же у него болел зуб, он его даже попытался вырвать плоскозубцами, но только еще больше раскрошил. Не хотелось это прерывать, но мы боялись, что не успеем доехать до моря, потому как ребятам надо было через 10 км сворачивать в свою деревню, а нам еще предстояло долго ехать вперед и голосовать на очень неоживленной дороге. Поэтому объяснили это Тимуру, и все поехали дальше. На своем отвороте им не хотелось уезжать, но они тактично отходили, когда проезжала мимо нас машина, и мы пытались голосовать. В этот раз нам повезло больше и минут через 5 мы уже ехали в сторону Зугдиди с водителем-интровертом, имя которого так и не узнали. Проезжая мимо Ингурской ГЭС перед городом Джвари, мы восторгались объемами и невероятным бирюзовым цветом водохранилища. Водитель, ни говоря ничего, просто заехал на саму ГЭС. Она была под охраной с пропускным режимом, но у нашего водителя работали там какие-то друзья-знакомые, с которыми он поговорил перед тем как въехать. Он показал нам с двух точек обзора эти невообразимые пейзажи. Особенно когда мы стояли наверху плотины, и с одной стороны от нас было чистейшее плотно-бирюзового цвета огромное море воды, а с другой был обрыв в 300 м полукруглой стеной из бетона, в самом низу которого вытекал крохотной ширины водопад. Уже дома мы прочитали, что это вторая по величине ГЭС в СССР и прочие удивительные нам факты про нее. Водитель явно был доволен нашим восторгом. Когда мы приехали в Зугдиди, уже стемнело. Стопить дальше не было смысла. Решили искать здесь стоянку для ночевки, сказали, что нам нужна какая-нибудь речка для этого. Я немного огорчилась, что мы не доехали до моря совсем немного. Но только я подумала об этом, как он сразу предложил довезти нас 20 км до Анаклии, мы же так хотели сегодня на него попасть. Уже в Анаклии наш немногословный, но получающий удовольствие от того, что помогает нам, водитель на прощанье купил нам несколько бутылок воды и пару шоколадок.

Палатку мы поставили за кафешкой, среди других палаток под пальмами. Купаться мне не хотелось, поскольку было темно и непонятно что за черная стена такая сразу за пальмами вместо моря. Было жутко жарко из-за большой влажности. Немного еще прогулялись на небольшой аллейке из пальм и легли спать под шум волн.