Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Защита заявителя о коррупции ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
На сегодняшний день в мировой практике не сформулировано единое легальное определение понятия «заявителя о коррупции». Прежде всего, следует отметить, что в практике международного регулирования существует термин «whistleblowing», означающий «сообщение о подозрениях в совершении неправомерных действий»[41]. В данном случае категория практики сообщений будет зависеть от характера действий, в совершении которых имеются подозрения. Заявление о коррупции, в таком случае, является одной из категорий практики сообщения о подозрениях в совершении неправомерных действий (whistleblowing)[42]. Как известно, в рамках саммита «Группы двадцати» в Сеуле в ноябре 2010 года был принят Антикоррупционный План действий (Приложение III к Рамочному соглашению «Группы 20» по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного экономического роста[43]), который предусматривает обязанность сторон принять до конца 2012 года законодательные акты, направленные на защиту заявителей о случаях коррупции: «7. В целях защиты от дискриминации и репрессивных мер в отношении лиц, добросовестно сообщающих о предполагаемых актах коррупции, страны «Группы двадцати» к концу 2012 года примут, и будут осуществлять правила по защите таких лиц. С этой целью, опираясь на имеющийся опыт работы таких организаций, как ОЭСР и Всемирный банк, эксперты «Группы двадцати» изучат и обобщат действующие законы и правоприменительную практику в области защиты лиц, сообщающих информацию, и предложат наилучшие виды практики и законы по защите указанных лиц». Необходимо учитывать и то обстоятельство, что обязательства по принятию надлежащих мер по эффективному обеспечению защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, возложены на Российскую Федерацию как на государство-участника Конвенции ООН против коррупции (ст.33). Согласно Национальному плану противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденному Указом Президента РФ, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручается внести в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции предложения по повышению юридической защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции представителю нанимателя, в средства массовой информации, органы и организации.
Однако данное поручение предполагается исполнить в срок до 1 апреля 2013 года, несмотря на сроки, определенные в рамках указанного саммита «Группы двадцати» в Сеуле. В контексте статьи 33 Конвенции ООН против коррупции, заявитель о коррупции – это лицо, сообщающее о любых фактах, связанных с преступлениями коррупционного характера, признанными таковыми в соответствии с положениями Конвенции[44]. Таким образом, в процессе создания системы мер по защите заявителя о коррупции необходимо учитывать характер и особенности национального публичного порядка и законодательства. При таких условиях, заявитель о коррупции – это лицо, сообщающее о фактах, связанных с неправомерными деяниями коррупционного характера, признанных таковыми в соответствии с национальным законодательством. Целью защиты заявителей о фактах коррупции является побуждение лиц раскрывать информацию о нарушениях и защищать их от возможных неблагоприятных последствий таких действий. Для этих целей в законодательстве должны быть определены субъекты защиты, нарушения, о которых они могут сообщать, механизмы защиты и санкции за нарушения прав заявителей. Так, ст.33 Конвенции ООН против коррупции предписывает для Государств-участников рассмотреть возможность включения в свою внутреннюю правовую систему надлежащих мер для обеспечения защиты любых лиц, заявляющих о фактах коррупции, от любого несправедливого обращения. В некоторых странах защита предоставляется только государственным служащим (как, например, в США), однако в таких странах, как Великобритания, Корея, Япония, Южная Африка, защита предоставляется также работникам частных компаний. В некоторых странах (Австралия[45], Великобритания[46]) защита распространяется не только на постоянных работников (служащих), но и на консультантов, контрагентов, временных работников, бывших работников, стажеров, практикантов, и тех, кто выполняет агентские функции[47].
На определенные категории работников (служащих) общие правила о предоставлении защиты, не распространяются в связи с тем, что раскрытие ими информации может нанести больше вреда, чем пользы. К таковым, например, следует отнести работников спецслужб и военных ведомств. Для их защиты принимаются специальные акты. Более того, во многих странах разработаны механизмы премирования за сообщения о коррупционных проявлениях. Например, в США в Законе 2010 г. «Закон о реформе Вол-Стрит и защите потребителя» (Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act (“Dodd-Frank Act) предусмотрена норма об стимулирования заявителя в области ценных бумаг и его защите (“Securities Whistleblower Incentives and Protection.” – 21f), которая предусматривает выплату заявителю премии в размере от 10% до 30% от суммы начисленной санкции[48]. Выплата происходит за счет фонда защиты вкладчиков, созданного при Комиссии по ценным бумагам и операциям и в силу ст.924 вышеназванного закона, управляется отдельным Департаментом по делам заявителей (Commission’s Office of the Whistleblower[49]).
[1] http://www.rg.ru/1995/07/21/mejdunarodnye-dogovory-dok.html. [2] О роли данной Конвенции см.: Валеев Р.М. Кодификация права международных договоров (к 40-летию Венской Конвенции о праве международных договорах) // Московский журнал международного права. 2009. № 2. [3] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/treaty_handbook.pdf. Данная формулировка соответствует одному из принципов международного публичного права, зафиксированных в Уставе ООН – Pacta sunt servanda («договоры должны исполняться). [4] Официальный перевод на русский язык - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml. [5] http://www.rg.ru/2006/03/21/konvencia-korrupcia-dok.html. [6] П. d ст.2 Конвенции под оговоркой понимает одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить либо изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству. Подробнее об оговорках см.: О.И.Тиунов, А.А. Каширкина, А.Н.Морозов. Выполнение международных договоров Российской Федерации. М.: Норма, 2011 С.56-61. [7] Assessment Russia implementation process of UNCAC. 2013. [8] http://rapsinews.com/judicial_news/20120425/262943831.html/.
[9] http://www.coe.int/t/dghl/monitoring/greco/default_en.asp. [10] Данная Конвенция была принята в Страсбурге 27 января 1999 г. на заседании Совета Европы (ETC 173). Русский перевод см.: http://www.sakhalinprokur.ru/corruption.php?id=2. [11] http://www.coe.int/t/dghl/monitoring/greco/evaluations/round1/questionnaire(round1)_en.asp. [12] http://www.coe.int/t/dghl/monitoring/greco/documents/2002/Greco(2002)28_EN.pdf. [13]http://www.coe.int/t/dghl/monitoring/greco/evaluations/round3/Greco%20Eval%20III%20(2006)%201E%20REV%20Questionnaire%20WP-ETS173.PDF.pdf. [14] Информация доступна в формате doc. на сайте Совета Европы. [15] Joint First and Second Evaluation Round: Report on Russian Federation Adopted by GRECO at its 40-th Plenary Meeting (Strasbourg, 1-5 December 2008), 5 December, 2008, Public Greco Eval I-II Rep (2008) 2E. http://www.coe.int/t/dghl/monitoring/greco/evaluations/round2/GrecoEval12%282008%292_RussianFederation_EN.pdf [16] Joint First and Second Evaluation Round: Report on Russian Federation Adopted by GRECO at its 49-th Plenary Meeting (Strasbourg, 29 November-3 December 2010), 3 December, 2010, Public Greco RC-I-II Rep (2010) 2E. http://www.coe.int/t/dghl/monitoring/greco/evaluations/round2/GrecoRC1&2(2010)2_RussianFederation_EN.pdf. [17] Ibid. [18] Joint First and Second Evaluation Round: Addendum to the Compliance Report on Russian Federation Adopted by GRECO at its 58-th Plenary Meeting (Strasbourg, 3-7 December 2012), 7 December, 2010, Public Greco RC-I-II Rep (2010) 2E Addendum. http://www.coe.int/t/dghl/monitoring/greco/evaluations/round2/GrecoRC1&2(2010)2_Add_RussianFederation_EN.pdf.
[19] ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development – OECD) международная экономическая организация развитых стран, образованная в 1961 г. по инициативе США на базе ОЕЭС, созданной 12 июля 1947 г. на конференции 16 стран. Подробнее см.: http://www.oecd.org/about/history. [20] http://www.oecd.org/daf/anti-bribery/anti-briberyconvention/38028044.pdf. [21] О принципах см.: http://www.oecd.org/daf/anti-bribery/anti-briberyconvention/countrymonitoringprinciplesfortheoecdanti-briberyconvention.htm. [22] Текст доклада на английском доступен на: http://www.oecd.org/daf/anti-bribery/anti-briberyconvention/49937838.pdf. [23] http://www.soxlaw.com/ [24] http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2010/23/contents [25] Kate Litval. “The effect of the Sarbanes-Oxley act on non-US companies cross-listed in the US” // J. of Corporate Finance. Vol.13 #2-3, June 2007. P.195-228. [26] http://www.justice.gov/criminal/fraud/fcpa/docs/frgncrpt.pdf [27] http://www.ng.ru/ideas/2011-12-09/5_konvenciya.html [28] Об это подробнее см.: T. “Markus Funk, Perkins Coie. Another Landmark Year: 2010 FCPA Year-In-Review and Enforcement Trends For 2011” // Bloomberg Law Review. Доступно на: http://www.perkinscoie.com/files/upload/11_01_03_FunkArticle.pdf. [29] http://www.fics.org.sg/download/FICS%20Brochure%20Jan2011.pdf. [30] Статья была введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". Данное положение вступило в силу 1 января 2013 года.
[31] http://www.rosneft.ru/attach/0/02/76/Kodeks_rus.pdf. [32] Исследование Transparency International доступно: http://www.transparency.org/files/content/publication/2012_TransparencyInCorporateReporting_FAQ_EN.pdf [33] http://www.gazprom.ru/f/posts/60/091228/2012-07-30-codex-of-corporate-ethics.pdf. [34] В российском законодательстве «конфликт интересов» в коммерческих организациях кореллирует еще с одним понятием «сделка с заинтересованностью». В ст. 81 Федерального закона «Об акционерных сделках» от 26.12.1995 № 208-ФЗ и в ст.45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14 ФЗ содержится норма, запрещающая сделки с заинтересованностью. Сделки (в том числе заем, кредит, залог, поручительство), в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющей организации или управляющего, члена коллегиального исполнительного органа общества или акционера общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания, совершаются обществом в соответствии с положениями настоящей главы. Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполноводные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффинированные лица: а)являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке; б) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке; в) занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица.
[35] Определение конфликтов интересов содержится ст.8 Федерального закона «О саморегулирующих организациях», ст.8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и др. Также смотрите предыдущую ссылку. [36] В российском законодательстве понятие конфликта интересов встречается также в ряде процессуальных актов. Например, в ст.16 ГПК РФ, в ст.21 АПК РФ, в п.3 ч.1 ст.61 УПК РФ говорится об отводе судьи, если он заинтересован в исходе дела, находится или раннее находился в служебной зависимости, либо находится в родственной связи с лицом, участвующем в деле. [37] http://docs.cntd.ru/document/872613795. [38] http://mvd.ru/mvd/structure/unit/security/publications/show_47094/. [39] http://www.alppp.ru/law/ugolovnoe-pravo--ispolnenie-nakazanij/6/prikaz-fsin-rf-ot-06-11-2009--440.html. [40] http://www.sledcom.ru/upload/iblock/1ea/11-11.pdf. [41] Впервые данный термин был предложен Р.Надер в книге: Nader R., Petkas K. Blackwell K. Whistleblowing (1974). [42] Подробнее см.: Ю.Ткачева, К.Конник. Проект концепции о системе защиты заявителей // Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешенел –Р. М.2012. С.3 и далее. [43] Официальный перевод на русский доступен на: http://news.kremlin.ru/ref_notes/771. [44] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml. [45] Public Interest Disclosures Act 1994. В каждом австралийском штате действует свой закон. Подробнее см.: http://www.whistleblowers.org.au/statepse.html. [46] Public Interest Disclosure Act 1998 [47] «Защита заявителей» // Доклад. Под ред. Ю.Ткачевой / Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешенел –Р. М.2012. С.7 [48] Подробнее см.: Annual Report on the Dodd-Frank Whistleblower Program Fiscal Year 2012 // U.S. Securities and Exchange Commission. P.1. Доступно на: http://www.sec.gov/about/offices/owb/annual-report-2012.pdf. [49] http://www.sec.gov/whistleblower.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.023 с.) |