Глава 3. Природные каменные материалы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Природные каменные материалы



 

Общие положения

 

Природными каменными материалами называют материалы, полученные из различных горных пород путем их механической обработки (дроблением, раскалыванием, пилением, шлифовкой, плавлением и т.п.). В результате такой обработки природные каменные материалы почти полностью сохраняют физико-механические свойства горной породы, из которой они были получены, без изменения первоначального химического состава. Изменяются лишь форма частиц (при дроблении), степень обработки поверхности (при шлифовании) и некоторые другие внешние качества.

Некоторые горные породы (песок, глина, гравий) применяют без специальной механической обработки.

На протяжении тысячелетий для строительства, вначале примитивных сооружений, а затем более сложных и величественных (египетские пирамиды, греческие пантеоны, русские храмы, акведуки, арены, соборы Древней Руси), применялся простой и доступный строительный материал – природный камень.

Каменные материалы очень прочны, долговечны, огнестойки и, как правило, являются местным строительным материалом. В наше время для возведения несущих конструкций (стен, колонн, арок, куполов и др.) тяжелые плотные каменные материалы не применяются. Но, тем не менее, они широко используются в современном строительстве: при возведении дорог и аэродромов, мостов, гидротехнических сооружений, для облицовочных работ; пористые каменные материалы применяются в конструкциях стен промышленных, общественных и гражданских зданий; для производства искусственных каменных материалов, минеральных вяжущих.

В России широкая разведка камня в недрах земли началась в конце ХIХ века при постройке железных и шоссейных дорог и развития градостроительства.

Значительный вклад в исследование методов определения качества природных каменных материалов внесли такие крупные ученые, как Н.А.Белелюбский, И.Г.Малюга, Н.К.Лахтин и др.

Проведенные исследования имели большое общегосударственное значение, так как ранее считалось, что в России мало хороших каменных материалов. Действительно, за валютные средства многие виды каменных материалов привозились из разных стран: гранит из Швеции и Финляндии, мрамор и вулканический пепел (пуццолана) из Италии.

Особенно ценными были работы академиков В.А.Обручева, А.Е.Ферсмана и др.

С появлением искусственных каменных материалов (бетона, керамического и силикатного кирпича и др.) роль природного камня (как объемно-штучного материала) в строительстве значительно изменилась. Его используют главным образом в качестве заполнителя в строительных и дорожных бетонах; как сырье для получения вяжущих веществ; минеральной ваты, как теплоизоляционной облицовки зданий; как местный строительный материал для кладки стен; как балластный слой при строительстве железных дорог; как фильтрующий материал при устройстве дренажей.

Каменный материал является основным исходным сырьем при производстве таких материалов, как портландцемент, известь, гипс, стекло и др.

Следует отметить, что месторождения горных пород, и особенно высокопрочных, расположены крайне неравномерно. Очень многие районы не имеют месторождений высокопрочных пород, поэтому при необходимости материалы из таких пород нужно перевозить по железной дороге из других, очень отдаленных, мест. В результате только одни транспортные и погрузо-разгрузочные расходы в 3-5 и более раз превосходят стоимость этих материалов на месте их получения. Поэтому в целях снижения расходов на дорожные работы и уменьшения стоимости строительства дорог применяют местные каменные материалы более низких классов прочности и морозостойкости. Однако использование таких каменных материалов требует соответствующего изменения конструкции дорожных одежд, предварительного решения вопроса о способах их применения и экономически правильного обоснования такого решения.

Практикой установлено, что местные каменные материалы даже низких классов по прочности, водо- и морозостойкости могут и должны быть применены для строительства дорог. Но применение материалов, не допускаемых СНиП для данной конструкции, возможно только при условии, что при проектировании дороги и дорожной одежды будут учтены их недостатки, а также проведены дополнительные мероприятия, которые или улучшат их свойства, или создадут более благоприятные условия для работы данного материала в дорожной конструкции.

Необходимо помнить, что любой каменный материал может найти применение в дорожном строительстве, если он правильно запроектирован и проведены соответствующие мероприятия по его улучшению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.29.73 (0.004 с.)