Типология методов научных исследований. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология методов научных исследований.



Возможные классификации (типологии) методов научных исследований представлены в табл.1.

Таблица 1 – Типология методов научных исследований.

Основание классификации Методы научных исследований
Тип знания Философские методы
Общенаучные методы
Частнонаучные методы
Дисциплинарные методы
Способ реализации Интуитивные методы («мозговая атака», «сценарии», экспертные методы и т.п.)
Научные методы (анализ, классификация, системное моделирование, методы логики и теории множеств и т.п.)
Выполняемые функции Методы получения информации (системное наблюдение, описание, экспертные методы, игровые модели и т.п.)
Методы представления информации (группировка, классификация и т.п.)
Уровень знания Теоретические методы
Эмпирические методы
Форма представления знания Качественные методы, опирающиеся на качественный подход к объекту (метод «сценариев», морфологические методы)
Количественные методы, использующие аппарат математики (метод «Дельфи», статистические методы, методы теории графов, комбинаторики, кибернетики, логики, теории множеств, лингвистики, исследования операций, семиотики, топологии и т.п.)

Рассмотрим подробнее классификацию методов научных исследований по типу знания (степени их общности, широте применимости в ходе научного исследования) и по уровню знания. Здесь выделяют методы: общефилософские, общенаучные, частнонаучные и дисциплинарные.

Общефилософские методы имеют всеобщий характер. Они действуют во всех науках и на всех этапах познания. В истории познания известно два общефилософских метода: диалектический и метафизический. С XIX века метафизический метод все больше вытесняется из естествознания диалектическим методом.

Общенаучные методы используются в самых различных областях науки и имеют междисциплинарный спектр применения. Общенаучные методы составляют исходный пункт и фундамент любой дисциплины. Их классификация связана с понятием уровней научного познания (рис.2):

· одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне познания (наблюдение, эксперимент, измерение),

· другие используются только на теоретическом уровне познания (идеализация, формализация),

· некоторые (моделирование) – и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях.

Рисунок 2. Общенаучные методы исследований.

Конечно, общенаучные методы научного познания на всех уровнях тесно взаимосвязаны между собой. В основе из взаимодействия лежит единство эмпирической и теоретической сторон.

Частнонаучные методы используются только в рамках какой-либо конкретной науки. Каждая частная наука обладает своими специфическими методами исследования, которые тесно связаны с общефилософскими и общенаучными методами. Например, в частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, идеализация и прочее.

Например, в управлении используют экономические, административные (организационно-распорядительные) и социально-психологические методы, которые в свою очередь используют общенаучные методы.

Дисциплинарные методы применяются в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки (например, семиотические[16], лингвистические[17] и т.п.)

Кратко охарактеризуем общефилософские методы. Эти методы - это система принципов, операций, приемов, носящих, универсальный характер. Именно поэтому общефилософские методы не описываются строгими терминами логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации. Эти методы задают основную стратегию исследования, но не определяют окончательный результат.

Метафизический метод, рассматривающий предметы и их мысленные отражения как нечто законченное и неизменное, преобладал в науке, примерно до XIX века.

Первоначально слово «метафизика» использовалось для обозначения сборника трактатов Аристотеля, посвященных рассмотрению «первых причин». В издании работ Аристотеля, подготовленном позже Андроником Родосским [18], эти трактаты были расположены после «Физики», отчего и получили своё название.

Научные открытия, сделанные в XIX веке, привели к диалектическим идеям и к формированию диалектического метода. Учет связей исследуемой вещи и явлений с другими вещами и явлениями занимает важнейшее место в диалектическом методе, отличая его от метафизического.

Слово «диалектика» первым применил Сократ, для обозначения действия человека, выражающегося в умении вести разговор. Появление этого термина связано с развитием полисной демократии, требующей для достижения успеха в общественных делах умения вести дискуссию, доказывать и обосновывать свою позицию. Сократ, а вслед за ним Платон понимали под диалектикой диалог, содержащий логические операции разделения и соединения понятий, что осуществляется с помощью вопросов и ответов. В результате происходит определение содержания понятий. Не случайно работы Платона, главным действующим лицом которых был Сократ, написаны в форме диалогов.

В греческой философии стихийно - диалектические идеи развивал Гераклит [19]. Им было понято движение как универсальное свойство природного и социального бытия. Гераклит считал, что мир находится в постоянном движении, противоречив, а потому должен рассматриваться в единстве противоречий (показательны в этой связи его фразы «Все течет, все меняется», «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды»).

Целостная концепция диалектики была разработана в рамках немецкой классической философии. Основная заслуга в разработке диалектики как системы принципов, законов и категорий принадлежит Георгу Гегелю [20]. Он представил весь мир как процесс, беспрерывное движение, изменение и предпринял попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения. Гегель впервые противопоставил метафизику и диалектику как два различных метода.

В XIX веке наметилась тенденция перехода научных исследований от познания вещей и явлений к изучению связей и процессов, что потребовало развития диалектического метода.

Если метафизический метод рассматривает вещи и явления изолированно друг от друга, то диалектический метод исходит из того, что причина вещей и явлений – взаимодействие противоположностей. Согласно диалектике, источник развития находится в самих вещах или явлениях.

Диалектика включает в свое содержание принципы, законы и категории, которые отражают взаимосвязь и противоречия действительности. К законам диалектики относятся:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

Утверждает:

· во всяком явлении или предмете существуют противоположности, которые могут занимать полярные положения;

· противоположности не просто существуют, а взаимодействуют, борются друг с другом, переходят друг в друга, меняются местами;

· борьба противоположностей, их взаимодействие и взаимопереход являются источником внутренних противоречий, а сами противоречия служат внутренним источником развития, источником самодвижения;

· в процессе разрешения противоречий создаются предпосылки не только для возникновения противоречий нового, более высокого уровня, но и их разрешения.

2. Закон отрицания отрицания.

Утверждает:

· последовательность восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному и характеризует замену старого новым, нового – новейшим и так далее;

· во всякий последующий момент времени любой предмет, любое явление отличны от самих себя в предшествующий момент времени, то есть последующее состояние в определенной степени как бы отрицает предшествующее состояние;

· в процессе движения, развития удерживается, сохраняется самое существенное и самое значимое из предшествующих состояний.

3. Закон перехода количественных изменений в качественные (и обратно).

Утверждает:

· что в процессе любого развития происходят непрерывные количественные изменения, которые достигнув определенного уровня, приводят к коренным качественным изменениям;

· количественные изменения совершаются эволюционно (постоянно), а коренные качественные изменения – скачком, революционно.

Все достижения прошлого были обработаны в виде диалектического метода познания реальной действительности, в основу которого была положена связь теории и практики, принципы познаваемости реального мира, детерминированности явлений, взаимодействия внешнего и внутреннего, объективного и субъективного.

Диалектическая логика познания стала универсальным инструментом для всех наук, при изучении любых проблем познания и практики.

 

Вопросы по теме 1:

1. Дайте определение понятию «метод».

2. Охарактеризуйте различные аспекты понятия «методология»?

3. В чем состоит отличие между эмпиризмом и рационализмом?

4. Кто основоположник эмпиризма?

5. Раскройте на примерах разницу между индукцией и дедукцией.

6. Кто заложил основы рационалистской философии?

7. Раскройте суть понятий «техника», «процедура» и «методика» научного исследования.

8. В чем состоит отличие понятия «метод» от понятия «методики»?

9. Какие группы методов научных исследований Вы знаете?

10. Кратко охарактеризуйте общефилософские методы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.009 с.)