Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология методов научных исследований.
Возможные классификации (типологии) методов научных исследований представлены в табл.1. Таблица 1 – Типология методов научных исследований.
Рассмотрим подробнее классификацию методов научных исследований по типу знания (степени их общности, широте применимости в ходе научного исследования) и по уровню знания. Здесь выделяют методы: общефилософские, общенаучные, частнонаучные и дисциплинарные. Общефилософские методы имеют всеобщий характер. Они действуют во всех науках и на всех этапах познания. В истории познания известно два общефилософских метода: диалектический и метафизический. С XIX века метафизический метод все больше вытесняется из естествознания диалектическим методом. Общенаучные методы используются в самых различных областях науки и имеют междисциплинарный спектр применения. Общенаучные методы составляют исходный пункт и фундамент любой дисциплины. Их классификация связана с понятием уровней научного познания (рис.2): · одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне познания (наблюдение, эксперимент, измерение), · другие используются только на теоретическом уровне познания (идеализация, формализация), · некоторые (моделирование) – и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях.
Рисунок 2. Общенаучные методы исследований. Конечно, общенаучные методы научного познания на всех уровнях тесно взаимосвязаны между собой. В основе из взаимодействия лежит единство эмпирической и теоретической сторон. Частнонаучные методы используются только в рамках какой-либо конкретной науки. Каждая частная наука обладает своими специфическими методами исследования, которые тесно связаны с общефилософскими и общенаучными методами. Например, в частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, идеализация и прочее. Например, в управлении используют экономические, административные (организационно-распорядительные) и социально-психологические методы, которые в свою очередь используют общенаучные методы. Дисциплинарные методы применяются в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки (например, семиотические[16], лингвистические[17] и т.п.) Кратко охарактеризуем общефилософские методы. Эти методы - это система принципов, операций, приемов, носящих, универсальный характер. Именно поэтому общефилософские методы не описываются строгими терминами логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации. Эти методы задают основную стратегию исследования, но не определяют окончательный результат. Метафизический метод, рассматривающий предметы и их мысленные отражения как нечто законченное и неизменное, преобладал в науке, примерно до XIX века. Первоначально слово «метафизика» использовалось для обозначения сборника трактатов Аристотеля, посвященных рассмотрению «первых причин». В издании работ Аристотеля, подготовленном позже Андроником Родосским [18], эти трактаты были расположены после «Физики», отчего и получили своё название. Научные открытия, сделанные в XIX веке, привели к диалектическим идеям и к формированию диалектического метода. Учет связей исследуемой вещи и явлений с другими вещами и явлениями занимает важнейшее место в диалектическом методе, отличая его от метафизического. Слово «диалектика» первым применил Сократ, для обозначения действия человека, выражающегося в умении вести разговор. Появление этого термина связано с развитием полисной демократии, требующей для достижения успеха в общественных делах умения вести дискуссию, доказывать и обосновывать свою позицию. Сократ, а вслед за ним Платон понимали под диалектикой диалог, содержащий логические операции разделения и соединения понятий, что осуществляется с помощью вопросов и ответов. В результате происходит определение содержания понятий. Не случайно работы Платона, главным действующим лицом которых был Сократ, написаны в форме диалогов.
В греческой философии стихийно - диалектические идеи развивал Гераклит [19]. Им было понято движение как универсальное свойство природного и социального бытия. Гераклит считал, что мир находится в постоянном движении, противоречив, а потому должен рассматриваться в единстве противоречий (показательны в этой связи его фразы «Все течет, все меняется», «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды»). Целостная концепция диалектики была разработана в рамках немецкой классической философии. Основная заслуга в разработке диалектики как системы принципов, законов и категорий принадлежит Георгу Гегелю [20]. Он представил весь мир как процесс, беспрерывное движение, изменение и предпринял попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения. Гегель впервые противопоставил метафизику и диалектику как два различных метода. В XIX веке наметилась тенденция перехода научных исследований от познания вещей и явлений к изучению связей и процессов, что потребовало развития диалектического метода. Если метафизический метод рассматривает вещи и явления изолированно друг от друга, то диалектический метод исходит из того, что причина вещей и явлений – взаимодействие противоположностей. Согласно диалектике, источник развития находится в самих вещах или явлениях. Диалектика включает в свое содержание принципы, законы и категории, которые отражают взаимосвязь и противоречия действительности. К законам диалектики относятся: 1. Закон единства и борьбы противоположностей. Утверждает: · во всяком явлении или предмете существуют противоположности, которые могут занимать полярные положения; · противоположности не просто существуют, а взаимодействуют, борются друг с другом, переходят друг в друга, меняются местами; · борьба противоположностей, их взаимодействие и взаимопереход являются источником внутренних противоречий, а сами противоречия служат внутренним источником развития, источником самодвижения; · в процессе разрешения противоречий создаются предпосылки не только для возникновения противоречий нового, более высокого уровня, но и их разрешения. 2. Закон отрицания отрицания. Утверждает: · последовательность восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному и характеризует замену старого новым, нового – новейшим и так далее; · во всякий последующий момент времени любой предмет, любое явление отличны от самих себя в предшествующий момент времени, то есть последующее состояние в определенной степени как бы отрицает предшествующее состояние; · в процессе движения, развития удерживается, сохраняется самое существенное и самое значимое из предшествующих состояний.
3. Закон перехода количественных изменений в качественные (и обратно). Утверждает: · что в процессе любого развития происходят непрерывные количественные изменения, которые достигнув определенного уровня, приводят к коренным качественным изменениям; · количественные изменения совершаются эволюционно (постоянно), а коренные качественные изменения – скачком, революционно. Все достижения прошлого были обработаны в виде диалектического метода познания реальной действительности, в основу которого была положена связь теории и практики, принципы познаваемости реального мира, детерминированности явлений, взаимодействия внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Диалектическая логика познания стала универсальным инструментом для всех наук, при изучении любых проблем познания и практики.
Вопросы по теме 1: 1. Дайте определение понятию «метод». 2. Охарактеризуйте различные аспекты понятия «методология»? 3. В чем состоит отличие между эмпиризмом и рационализмом? 4. Кто основоположник эмпиризма? 5. Раскройте на примерах разницу между индукцией и дедукцией. 6. Кто заложил основы рационалистской философии? 7. Раскройте суть понятий «техника», «процедура» и «методика» научного исследования. 8. В чем состоит отличие понятия «метод» от понятия «методики»? 9. Какие группы методов научных исследований Вы знаете? 10. Кратко охарактеризуйте общефилософские методы.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.009 с.) |