Понятие научного метода и его основные черты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие научного метода и его основные черты.



Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны[1] и надежны.

Все сказанное относится и к транспортному менеджменту. Его явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук: философии и социологии, экономики и управления, физиологии и медицины, биологии и истории и др.

Познавательное освоение мира человеком возможно только при регулировании данного процесса с помощью определенных норм, правил и приемов. Поэтому проблема метода становится ключевым вопросом при построении научного исследования.

Метод (греч. methodos - путь исследования, теория, учение) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод предоставляет систему принципов, требований и правил, руководствуясь которыми исследователь может достичь намеченной цели.

Другими словами, метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Владение методом подразумевает знание того, каким образом и в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач. При этом в методе всегда отражено знание о предмете исследования.

Применение методов может быть стихийным, а может быть сознательным. Только осознанное применение методов, связанное с пониманием их возможностей, границ, делает научную деятельность, при прочих равных условиях, более эффективной.

Следует отметь, что сами по себе методы не определяют успех научного исследования. Они лишь дисциплинируют поиск истины, служат своеобразным компасом в ходе научного познания.

Необходимо правильное и адекватное применение научных методов в процессе познания. Никакой метод не дает исследователю готового шаблона. Как заметил академик Петр Капица[2], научный метод «как бы является скрипкой Страдивариуса, самой совершенной из скрипок, но чтобы на ней играть, нужно быть музыкантом и знать музыку. Без этого она будет так же фальшивить, как и обычная скрипка».

Метод зависит не столько от объекта, сколько от субъекта. Перед исследователем в ряде случаев встает вопрос о выборе одного из двух или нескольких близких по своему характеру методов. На выбор того или иного метода и на его формирование оказывают влияние уровень научной подготовки исследователя, его способность перевести представления об объективных законах в познавательные приемы, опыт познавательной деятельности и т.д. Поэтому на основе одной и той же теории могут возникнуть модификации метода, зависящие только от субъектных моментов.

Появление методов восходит к практической деятельности человека. Приёмы практических действий человека всегда должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности. Становясь предметом осознания, эти способы деятельности становились источниками методов мышления, а в дальнейшем, в связи с развитием науки, они привели к появлению методологии.

Понятие методология дословно означает «учение о методах». С развитием науки, техники, производства, возрастанием в социальной деятельности роли умственных операций произошло выделение методологии в специальную область знания.

Методология представляет собой систему принципов, устанавливающих наиболее эффективные способы приращения и практического применения знаний. Изучая закономерности познавательной деятельности, методология вырабатывает методы ее осуществления.

Определение и обоснование методов необходимы для своевременного избавления на каждом этапе развития научного знания от старых и выработки новых методов познания, которые соответствуют современному уровню освоения мира. В этом смысле методология обращена в будущее и стремится, насколько это возможно, опережать развитие науки в целом.

Методология предстает в различных аспектах:

· как учение о методах и процедурах научной деятельности,

· как раздел общей теории познания, прежде всего, теории научного познания и философии науки;

· как учение об организации научной деятельности;

· как комплекс принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний.

Таким образом, понятие методология употребляется в двух значениях:

1. совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности;

2. учение о научном методе познания.

Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли. Впервые вопросами методологии занялись греки (Сократ [3], Платон [4], Аристотель [5]). Ими были разработаны правила логики и принципы ведения спора. Греческая философия указала на взаимозависимость результата и методов познания.

Учение о методе активно разрабатывалось в эпоху Нового времени [6]. Ученые Нового времени считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Не случайно Френсис Бэкон [7] сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. Проблема метода стала важнейшим вопросом философии Нового времени, что выразилось в споре двух основных направлений в теории познания: эмпиризма и рационализма.

Эмпиризм – направление в гносеологии[8], которое считает чувственный опыт основным источником познания. Родоначальник эмпиризмаФренсис Бэкон. Он считал, что познание природы требует использования специально поставленных опытов – экспериментов (лат. experimentum – проба). Эксперимент – есть метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, характеризующийся (в отличие от наблюдения) активным взаимодействием с изучаемым объектом.

Основа познания – индукция (лат. inductio – наведение) – процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему, то есть, наблюдая некое единообразие в природе, мы приходим к утверждению естественных законов. На основе опытных данных по индукции приходят к общим положениям, знаниям о мире.

Развивали учение Френсиса Бэкона Томас Гоббс [9], затем Джон Локк [10], который уподоблял человеческую душу – «чистой доске» (tabula rasa), надписи на этой доске оставляет лишь опыт. Опыт – основа всякого знания, разум лишь комбинирует данные, поставляемые опытом.

Основы альтернативной эмпиризму рационалистической философии были заложены Рене Декартом [11]. Он называл методом «точные и простые правила», соблюдение которых помогает приращению знания и позволяет отличить ложное от истинного. Декарт считал, что уж лучше вообще не помышлять об отыскивании каких бы то ни было истин, чем делать это без применения всякого метода, прежде всего, дедуктивно-рационалистического.

В отличие от эмпириков, рационалисты доминирующую роль в познании отводили не опыту, а разуму.

Декарт был уверен, что источником истины может быть только разум. В процессе познания необходимо отбрасывать все, в чем сомневаешься: чувства, которые обманывают, понятия, которые могут быть ошибочными.

Предельным основанием, свидетельствующим о нашем собственном существовании является сомнение. Кто сомневается, тот, бесспорно, существует. Отсюда – знаменитый тезис Декарта: «мыслю, следовательно, существую», который является основой его методологии.

От этого тезиса отталкивается весь процесс познания, поскольку все сомнительно, кроме уверенности в личном мышлении и существовании. Источник и начало познания – интуиция. Основной метод мышления – дедукция (лат. deductio – выведение), при котором частное положение логическим путем выводится из общего.

Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а концом – следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия.

Мир, по Декарту, устроен рационально, что значит, его можно описать математически точно. Тем самым, Декарт определил тенденцию к методологической математизации естествознания. В целом, эмпиризм и рационализм – важнейшие направления в теории познания, заложившие методологические основы новоевропейской науки.

Следует разделять понятия метода, техники исследования, процедуры и методики научного исследования.

Техника исследования — это совокупность специальных приемов, конкретных познавательных операций, характеризующих тот или иной метод сбора, обработки или анализа эмпирической информации. То есть техника исследования – это совокупность специальных приемов при использовании того или иного метода.

Например, техника социологического исследования - совокупность преимущественно организованных и методических приемов и способов сбора, обработки и анализа данных (искусство формулирования вопросов, построение шкал, компоновка анкеты в целом и разработка ее графики).

Процедура исследования – определенная последовательность действий, способ организации проведения исследования. В одном исследовании могут применяться различные процедуры.

Научные исследования всегда проводятся логически последовательно по определенным этапам, в конкретно обозначенное время.

Основные этапы исследования:

· подготовка исследования;

· сбор первичной эмпирической информации;

· подготовка собранной информации к обработке и ее обработка;

· анализ обработанной информации и оформление выводов.

Под методикой обычно понимается описание конкретных приёмов, способов познания.

Отличие методики от метода

Методика, если сравнивать ее с методом, носит более конкретный и предметный характер. По сути своей она представляет собой хорошо подготовленный и адаптированный к конкретной задаче алгоритм действий в рамках методологического подхода. Эта более или менее четко заданная последовательность операций базируется на принятом методе, на его основных принципах. По своему содержанию понятие «методика» ближе всего стоит к термину «технология» [12].

Отличительный признак методики – детализация приемов и приближение их к задаче, стоящей перед исследователем. Метод конкретизируется в методике.

Другими словами, методика - конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования. Чаще всего применяется в словосочетаниях «методика расчета», «методика оценки», «методика составления, разработки».

Есть еще мнение, что методика - фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. В отличие от метода в задачи методики не входит теоретическое обоснование полученного результата, она концентрируется на технической стороне эксперимента и на регламентации действий исследователя.

В настоящее время перед миром стоят глобальные проблемы экологии, демографии, противодействия терроризму, космическим и техногенным катаклизмам и др., требующие решения крупномасштабных научно-технических программ, взаимодействия многих наук.

Эти задачи обусловили необходимость разработки таких методов и средств, которые могли бы обеспечить эффективное взаимодействие и синтез различных наук. Среди них: теоретическая кибернетика, общая теория систем, концепция ноосферы[13] В. И. Вернадского, синергетика[14], теория особенностей и бифуркаций[15], физическая теория критических явлений и др.

Если раньше понятие методологии охватывало преимущественно совокупность философских представлений об основах научно-познавательной деятельности, то теперь ему соответствует комплексная, внутренне дифференцированная область знания.

В отличие от теории познания, исследующей процесс познавательной деятельности в целом, главным образом его содержательное основание, методология акцентирует внимание на методах, путях достижения истинного и практически применимого знания.

Многообразие научных методов и сама творческая природа научного мышления делают проблематичной возможность построения единой теории научного метода, которая давала бы полное и систематическое описание всех существующих и возможных методов. Поэтому реальным предметом методологического анализа является исследование общей структуры и типологии существующих методов, определение тенденций и направлений их развития, изучение взаимосвязи различных методов в научном исследовании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.013 с.)