Физиологические и психологические особенности школьников 1-3 классов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиологические и психологические особенности школьников 1-3 классов.



Этот возраст (учащихся 1-3-х классов) можно условно разделить на 6-7 (1 класс) и 8-9-летних детей (2-3 класс). Дети этого возраста владеют всеми видами естественных движений (ходьбой, бегом, прыжками, метаниями), но в ходе игр эти движения совершенствуются, так как еще слабо выражены координационные способности. Происходит заметная морфологическая и функциональная перестройка организма. К этому возрасту ребенок заметно вырастает, увеличивается масса его тела, более координированными становятся движения. К 6 годам происходит перестройка в функциональной организации мозговых структур, определяющих важные психофизиологические функции, такие как восприятие и мышление, что и позволяет им начинать систематическую учебу в общеобразовательной школе. В более стабильное соотношение приходят процессы возбуждения и торможения, значительной устойчивостью характеризуется произвольное внимание.

Сердечнососудистая система развита слабо: нормальная частота сердечных сокращений (90-100 уд/мин) в минуту, а после физической нагрузки нередко достигает 200 уд/мин. Занятия физкультурой, в частности играми, уже в конце первого года обучения снижают в сторону нормального уровня эту разницу в показателях работы сердца. Мускулатура у детей 6-7 лет еще слаба развита, особенно мышцы спины и брюшного пресса, увеличивается темп роста нижних и верхних конечностей, меняется общая конфигурация туловища, особенно грудной клетки.

У детей с шестилетнего возраста в ходе движений значительно повышается потребление кислорода и в дальнейшем показатели аэробных возможностей у них растут до 10-12 лет, что в значительной мере зависит от подвижности ребенка.

Дети 1-2-х классов очень устают от однородных длительных движений, эмоциональность у них снижается и делает их менее активными. У шестилеток наблюдается большая податливость организма к различным влияниям окружающей среды и быстрая утомляемость. Это связано с тем, что сердце, легкие и сосудистая система у детей 6-7 лет отстают в развитии, а мускулатура еще слаба, особенно мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата также невелика, а, следовательно, возможность его повреждения повышена, слабость мускулатуры, повышенная растяжимость связок увеличивают возможность нарушения осанки.

Шестилеткам нельзя давать игры на выносливость: так как аэробная и мышечная системы недостаточно развиты. Силовые игры рекомендуется давать детям не ранее чем в 3-м классе, то есть учащимся 8-9 лет; причем силовые движения должны быть кратковременными с поочередным отдыхом. После краткой сильной нагрузки организм быстро восстанавливается. Это объясняется тем, что при мощной нагрузке у младших школьников не происходит накопления в крови молочной кислоты (как у старших). Благодаря этому энергетические ресурсы младших школьников, потраченные во время работы, восстанавливаются довольно быстро. Необходимо чередовать игры с большой подвижностью с малоподвижными и давать игры с воздействием на разные группы мышц.

В этот период дети очень чувствительны к воздействию деформирующих факторов, особенно позвоночного столба. Не желательны в играх 6-7-летних детей чрезмерные вращения или перегибания головы, так как это может привести к тяжелым повреждениям шейных позвонков. Не рекомендуются для них игры с кувырками и игры, требующие силового напряжения позвоночного столба (разновидности перетягивания). Такие игры возможны с детьми, начиная с 9-летнего возраста.

Многие кости у младших школьников еще хрящевые. Благодаря этому у детей хорошая гибкость (особенно у детей 6—7 лет). Вот почему они любят игры с увертыванием, игры с ритмическими имитационными движениями, игры — хороводы с танцевальными элементами, с подражательными движениями, игры с принятием определенных поз, фигур. Такие игры способствуют развитию гибкости туловища и подвижности конечностей. Двигательный аппарат у детей этого возраста приспособлен в основном к динамической нагрузке. Статическая нагрузка, даже небольшая (поддержание корпуса при сидении в классе или стоянии) переносится с трудом, особенно у детей в 6—7 лет. В связи с этим не рекомендуется проведение одной и той же игры длительное время.

Игры должны быть короткими по времени и сопровождаться частыми передышками.

Внимание детей в этом возрасте недостаточно устойчиво. Ребенок часто отвлекается, обращая внимание на то, что в данный момент ему кажется более интересным.

Воля и тормозные функции у детей развиты слабо. Им трудно долго и внимательно слушать объяснение игры и, недослушав объяснения до конца, они часто предлагают свои услуги на ту или другую роль в игре.

Мышление у детей младшего школьного возраста, в основном образное, предметное.

Для развития быстроты, ловкости, смелости в этот период широко применяются игры с перебежками, игры типа салок, в которых краткий бег сменяется кратким отдыхом.

Подвижные игры должны занимать значительное место среди детей младшего школьного возраста, то есть это соответствует их возрастным особенностям, задачам физического и нравственного воспитания.

Физиологические и психологические особенности школьников 4-6 классов.

В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый. Это период бурного и неравномерного физического развития. Происходит ускорение роста, особенно скелета и конечностей, а грудная клетка и таз отстают, отсюда долговязость. Происходит увеличение массы мышц, мышечной силы, но мышцы не способны к длительному напряжению. Наблюдается диспропорция развития сердечнососудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Отсюда появляются различные функциональные нарушения, например потемнение в глазах, головные боли. Проявляются нарушения со стороны нервной системы: п овышенная возбудимость, в спыльчивость, р аздражительность, с клонность к аффектам.

В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят и в познавательной сфере младшего подростка: з амедляется темп их деятельности; дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, и ногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Самая существенная черта переходного возраста та, что эпоха полового созревания является вместе с тем и эпохой социального созревания личности. В целом, у значительного числа подростков отношения дисгармонизированы:

это взаимное непонимание с родителями, проблемы с учителями, негативные переживания, тревога, беспокойство, дискомфорт, ожидание агрессии, ссоры со сверстниками, закрытость, нежелание и неумение говорить о себе, своем внутреннем мире, незнание того, как и какую информацию получать о себе, незнание и неумение работать с ней. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны. Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически переживают ситуации невключенности в группу сверстников, бравируют своей независимостью, испытывают потребность в общении.

Интенсивное развитие абстрактного мышления приводит к изменению способов мышления, его социализации. В результате изменяются взгляды на окружающую действительность и на самого себя. Интерес к себе чрезвычайно высок. Происходит открытие своего внутреннего мира. Внутреннее “Я” перестает совпадать с “внешним”, что приводит к развитию самообладания и самоконтроля.

Подростки особенно чувствительны к особенностям своего тела и своей внешности, постоянно сопоставляют свое развитие с развитием сверстников. Специфическим для них является фиксация на реальных или воображаемых недостатках. Формируется стремление быть и считаться взрослым. Чувство взрослости как проявление самосознания является стержневым, структурным центром личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.008 с.)