Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативные показатели овладения перцептивными действиями
В 3 года ребенок овладевает отдельными моделирующими действиями, создает комбинации элементов, не всегда соответствующих форме заданной фигуры. В 4 года - осуществляет перцептивное моделирование, позволяющее учитывать форму, положение, пространственное расположение не более двух элементов целой фигуры. В 5 лет он владеет всеми операциями моделирующего перцептивного действия, но из выбранной совокупности элементов составляет сходную фигуру, а не заданную. В 6 лет происходит полное овладение моделирующими перцептивными действиями. На протяжении дошкольного детства ребенок учится восприниматьцелостный облик предмета в совокупности всех его частей и свойств (форма, размер и т.д.), определять пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т.д.), выделять более мелкие части предмета и восстанавливать их пространственное расположение по отношению к основным частям, ориентироваться во времени и пространстве. В дошкольном возрасте начинают складываться зачатки художественного восприятия. Уровень развития его определяется не только способностью ребенка понять изображенное, проникнуть в его смысл, но и эмоциональной отзывчивостью на воспринятое. Важное значение в восприятии художественного произведения имеет его содержание, близость и доступность, композиция и т. п. Дошкольник способен сопереживать героям художественного произведения. При условии грамотного педагогического воздействия уровень восприятия и оценка художественного произведения повышаются. Активно развивается в дошкольном возрасте и социальная перцепция ребенка. С возрастом дошкольники обучаются тоньше дифференцировать внешний облик людей. При отсутствии специального сенсорного воспитания развитие восприятия происходит стихийно, в русле практической деятельности, которой занят ребенок. Сенсорное воспитание предполагает следующее: А) развитие сенсорной сферы ребенка, основанной на нормальном системном функционировании всех органов чувств; б) ознакомление детей с сенсорными эталонами (закрепленными образцами свойств и отношений предметов); в) сопоставление вновь воспринимаемых качеств предметов с элементами сформированных систем сенсорных эталонов.
Особое значение имеет формирование обобщенных способов Методика изучения зрительных восприятий (М. Я. Басов). С помощью предлагаемой методики изучаются особенности зрительного восприятия дошкольников. Задания ограничиваются изучением восприятия цвета, формы, пространственных соотношений различной степени сложности и величины. Для занятий изготавливается специальный дидактический материал: 1. Картон с 24 наклеенными по квадратам различными рисунками (корова, две плавающие утки, слон, лошадь, молоток, нож и вилка, сорока, две осы, пчелиные соты, окно, карманные часы, крыша дома, бочка, ключ, цветок, баран, девочка с ребенком на руках, две курицы, две птички на ветке дерева, две щетки, умывающаяся девочка, пальто, крючок). 2.Картон с шестью силуэтными рисунками кошки; все рисунки одного цвета и приблизительно одинаковой величины, но, в зависимости от позы и положения животного, различной формы 3.Картон с девятью рисунками кувшина одинаковой формы и величины, но различного цвета (фиолетовый, голубой, синий, темно-коричневый, темно-зеленый, светло-зеленый, желтый и оранжевый). 4.Картон с двенадцатью изображениями кувшинов одинаковой величины, но двух различных форм и разных цветов (красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый, коричневый), причем каждым цветом окрашена одна пара разной формы кувшинов. 5.Картон, разделенный на шесть квадратов, в каждом квадрате - силуэтные рисунки двух кошек одинакового цвета и величины, но двух различных форм и в различных пространственных отношениях друг к другу. 6.Картон, разделенный на шесть квадратов, в каждом квадрате по три силуэтных рисунка кошек различной формы и разного цвета (желтый, черный, зеленый). Квадраты отличаются друг от друга только пространственными соотношениями животных друг 7.Картон, разделенный на шесть квадратов; в каждом квадрате - силуэтный рисунок дома с забором возле него и одной елью; дом - желтого цвета, забор - коричневого, ель - зеленого; форма и величина этих предметов во всех квадратах одинаковы, но пространственные отношения различны (забор справа от дома, а ель сзади него; забор слева от дома, а ель возле забора и т. д.).
8.Картон, разделенный на девять квадратов; в каждом квадрате силуэтный рисунок кувшина и кружки одинакового цвета и формы. Изображения на квадратах отличаются друг от друга пространственными отношениями; ручки кувшина и кружки обращены 9.Картон, разделенный на девять квадратов, в каждом квадрате силуэтный рисунок дома, в котором различные части (крыльцо, труба, дверь, основание дома) окрашены в разные цвета (желтый, зеленый, красный, синий, голубой); квадраты отличаются друг от Весь картонный материал изготавливается в двух экземплярах; один - ввиде цельного картона, а другой разрезан на соответствующеечисло квадратов, так что каждый из девяти картонов представлен в цельном и разрезанном виде. Процедура обследования. Перед ребенком кладут цельный картон, а из второго, разрезанного, экземпляра последовательно один за другим берут отдельные квадраты и дают ребенку со словами: "А ну-ка, найди такую картиночку!" Найдя нужный рисунок, ребенок должен положить на него полученный квадрат, во всех заданиях большое значение имеет регулятивный момент, который неизбежно присутствует во всяком восприятии, учение регулятивного момента обусловлено необходимостью различения и выбора, а также поиска нужного объекта среди нескольких подобных. Поэтому и результат деятельности ребенка зависит не только содержания воспринимаемого (цвет, форма, величина, пространственное расположение), но и от регуляции ребенком самого восприятия. На каждом занятии ребенок выполняет задания с использованием одного картона. Задания доступны детям, начиная с трех лет. На первом занятии при работе с первым картоном ребенку предается легкое задание, так как все картинки, которые следует сличить или отождествить с образцом, разные. На втором занятии ребенок должен находить различия в одном признаке - в форме. На третьем - различия тоже по одному признаку— по цвету. На четвертом занятии объекты различаются по двум признакам - цвету и форме одновременно. На пятом занятии в содержание воспринимаемых объектов ширится признак пространственных соотношений. Шестое занятие посвящено различению объектов по пространственным соотношениям, но последние даны между тремя объектами (три кошки различной формы и цвета). Во всех квадратах объекты одни и те же, но различно расположены относительно друг друга. Седьмое занятие имеет общее с шестым: пространственные отношения даны также между двумя объектами, но между ними есть связь по содержанию. Ребенок воспринимает три объекта как домик с садиком. Восьмое занятие имеет ту же тему - пространственные соотношения, но содержание материала усложняется: берутся два различных предмета одинакового цвета - кувшин и кружка, но в каждом принимается во внимание еще и положение ручки, так Отношения устанавливаются между четырьмя объектами. Тема девятого занятия - рисунок дома с различно окрашенными частями. Качество объекта, выбранное для восприятия и различения, - цвет. Но успешность выполнения задания связывается не только с правильным различением цвета, но и с саморегуляцией процесса восприятия, т. е. с его произвольностью.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.008 с.) |