Понятие о здоровом образе жизни и проблемы в формировании здорового образа жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о здоровом образе жизни и проблемы в формировании здорового образа жизни.



Понятие о здоровом образе жизни и проблемы в формировании здорового образа жизни.

ОБРАЗ ЖИЗНИ - ОСНОВНОЙ ВОПРОС МЕДИЦИНЫ

Две сферы образа жизни

Социально-гигиенические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здоро­вого образа жизни каждого из них.

По данным известных отечественных ученых Ю.П. Лиси­цина, Ю.М. Комарова И многочисленных зарубежных авторов, ОЖ формирует здоровье и занимает примерно 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения.

К другим факторам, непосредственно влияющим на здоровье, относятся:

- экология (влияние внешней среды)- 20-25 %;

- наследственность – 20 %;

- здравоохранение – 10%;

Существуют и другие различные модели, где скрупулезно показано отрицательное влияние тех или иных факторов на здоровье человека. О неблагоприятном воздействии загрязнения окружающей среды на состояние здоровья человека Вам придется слышать и читать в различных источниках. В том числе на лекци­ях по экологии.

Экологи, изучающие влияние различных факторов среды (природных и социальных) на здоровье человека, отводят им до 40-50 %и больше, ссылаясь на публикации В03, Т.е. основным фактором, оказывающим отрицательное влияние на здоровье, считается экологический фактор.

По России, вернее по бывшему СССР, существуют открытые публикации, где говорится о влиянии 20-30 % факторов на заболеваемость (особенно бронхиты, астмы, эмфизема легких и даже рак легких), связанных с нарушением экосистемы, особенно в круп­ных промышленных городах.

Данные не требуют опровержения, но необходимы и новые весомые доказательства, подтверждающие нарушение генной структуры человека, проживающего в различных неблагоприятных районах. При этом необходимо учесть, что в период «социалисти­ческого строя» заботливо скрывались данные о влиянии среды обитания на здоровье человека!

Итак, попытаемся рассмотреть, вернее, оценить каков удель­ный вес образа жизни, значимого для здоровья, т.е. попытаемся оценить факторы положительного влияния на здоровье человека и отрицательные факторы, которые не благоприятствуют здоро­вью.

Если характеризовать здоровый образ жизни, то в нем выде­лено восемь основных позиций, отражающих наиболее благопри­ятные воздействия (влияния на здоровье). Каждая из позиций ЗОЖ характеризуется психофизиологической удовлетворенно­стью, что положительно сказывается на состоянии здоровья.

Противоположная позиция характеризует нездоровый образ жизни, связанный с дискомфортом, накоплением отрицательных эмоций и факторов, которые рано или поздно бумерангом отра­зятся на нервно-психологическом статусе, как первой ступеньке начала каких-то симптомов заболевания организма.

«Где тонко, там и рвется» - изречение, которое, пожалуй, го­дится для отрицательного воздействия на здоровье, если человек ведет нездоровый образ жизни. В дальнейших лекциях мы под­робно раскроем отдельные, наиболее социально и психологически значимые факторы, влияющие на состояние здоровья, которые заслуживают особого внимания и трактовки на современном этапе. Почему на современном этапе? Вполне объяснимо, ибо жизненные ситуации изменчивы и оказывают, вернее, вносят коррективы, связанные с образом жизни.

Для каждого из Вас небезынтересно узнать, как же изучается образ жизни индивидуума, коллектива или отдельных социальных групп населения. Так как это всегда вызывает интерес у студен­тов, которые творчески подходят к любой науке и думают связать свое педагогическое образование с научно-педагогической дея­тельностью. При изучении жизнедеятельности учителей школ главной задачей является характеристика, дающая информацию об образе жизни, и как последний влияет на заболе­ваемость. Можно включать дополнительные вопросы специфиче­ского характера, характеризующие особенности трудовой деятель­ности, специфику труда и другие вопросы.

Учитывая при этом психофизиологические особенности лич­ности учителя, такие, как черты характера и темперамента, можно исследовать экспериментально отдельные функции - память, внимание, восприятие, реакцию на стрессовые раздражители и интеллектуальные особенности.

Такой подход и дает возможность определить влияние тех или иных пара метров образа жизни (с учетом наследственных и эко­логических факторов) на состояние здоровья индивидуума.

 

Медицинская активность

Обратили ли Вы внимание, какое значительное место в сфе­рах образа жизни отводится медицинской активности? Пути фор­мирования ЗОЖ вытекают из его функциональной структуры, а «открывашкой» - ключом, как правило, является медицинская активность, т.е. деятельность личности, направленная на охрану, укрепление, воспроизводство здоровья, или, как подчеркивает академик Лисицин Ю.П. - «медицинскую активность со знаком плюс».

Как же трактуется понятие медицинской активности, а вместе с ней и понятия высокая и низкая медицинская активность.

Итак, под медицинской активностью следует понимать: наибо­лее характерная, типичная для определенного исторического пе­риода деятельность (активность) людей по отношению к своему (личному, персональному) и других людей (общественному) здо­ровью.

Медицинская активность - это область: гигиенического, медицинского обучения, воспитания, образования, медицинской инфор­мированности, психологической установки в отношении здоровья. Она включает:

1) посещение медицинских учреждений, выполнение меди­цинских советов, предписаний;

2) поведение при лечении профилактике, реабилитации, в т.ч. самолечение, других медицинских мерах;

3) участие в охране и улучшении здоровья населения, забота о здоровье других (профилактика, лечение, работа медицинских уч­реждений и др.);

4) преодоление вредных привычек, традиций, обычаев, т.е. целенаправленная деятельность человека по формированию здорового образа жизни.

По этим понятиям судят о медицинской информированности и, прежде всего, о соблюдении гигиенических норм не только ин­дивидуума, но и семьи. Поэтому для педагога, как интеллигента и носителя всего нового и передового, высокая медицинская актив­ность в жизни является потребностью и необходимостью на весь период жизни. Несоблюдение перечисленных условий относит­ся к низкой медицинской активности. А значит, является факто­ром риска.

А теперь рассмотрим основные факторы, характеризующие здоровый образ жизни.

 

Содержание факторов ЗОЖ

Режим труда и отдыха. Строгий, ритмичный режим труда и отдыха - одно из важнейших условий высокой работоспособно­сти организма человека. При этом следует учитывать различия ус­ловий жизни и труда отдельных категорий людей, чей труд связан с различными видами деятельности.

Например, педагоги и преподаватели работают по расписа­нию в определенные часы и дни неравномерно, рабочие связаны с работой по сменам. Труд и отдых работающих в условиях экстремальности и вредности отличается от рабочих и служащих, ко­торые выдерживают в основном график 30-40 часовой недели. И совсем неординарен труд вахтовиков, работающих по 12 часов че­рез 12 дней по 15 дней или по 30-45 с таким же промежутком от­дыха. Кстати, этот труд в условиях России экономически оправ­дан и широко распространяется в топливно-энергетическом ком­плексе (регионы нефтегазодобычи на Крайнем Севере), при строительстве (Богучанская ГЭС, промышленные и строительные объекты в отдаленных районах).

Основные положения труда и отдыха должны соблюдаться всеми, независимо от специфики деятельности, обязательно.

При соблюдении четкого режима вырабатывается определен­ный биологический ритм функционирования организма, т.е. вы­рабатывается динамический стереотип в виде системы чередую­щихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организ­му выполнение его работы, поскольку создают условия и возмож­ности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности.

Например, если Вы ежедневно занимаетесь умственным или физическим трудом, который происходит в одни и те же часы, организм как бы «подводится» к повышенной работоспособности, Т.е. способности «собраться».

То же самое происходит при регулярном режиме питания. К «запрограммированному» времени происходит интенсивное выделе­ние пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечни­ка, что способствует и обеспечивает эффективное пищеварение.

Необходимо помнить, что существующие ритмы организма не являются самостоятельными и независимыми, а связаны с колеба­ниями внешней среды, определяющимися, главным образом, сме­ной дня и ночи, а также колебаниями циклов, соответствующих месяцу, сезону года и т.п.

Известные ученые Клод Бернар, Уолтер, Кеннон, развившие учение о постоянстве внутренней среды - гомеостазисе, а также наши соотечественники Сеченов И.М., Павлов И.П., Вернад­ский В.И., Темирязев К.А., Чижевский А.Л., Анохин П.К. и др. неоднократно подчеркивали зависимость состояния организма от колебательных ритмических явлений внешней среды - смены света и темноты, метеофакторов, смены времени года, солнечной активности на примере магнитного поля земли.

Взаимосвязь процессов, протекающих в организме в зависимо­сти от внешней среды, обоснована наукой - хронобиологией. И не учитывать в наше время осмысленные знания ученых разных спе­циальностей по хронобиологии по крайней мере неэтично.

Поэтому на закономерностях ритмичного протекания процес­сов жизнедеятельности организма человека основываются правила режима труда и отдыха.

Ночью снижаются показатели обменных процессов, работа сердечно-сосудистой, дыхательной систем, температуры тела. Пульс, частота и глубина дыхания уменьшаются. Головной мозг не получает информацию, нет нагрузки ни физической, ни умст­венной. Организм отдыхает, восстанавливается.

Днем интенсивность двигательной активности возрастает, что в значительной степени интенсифицирует работу кардиореспира­торной системы, обменных процессов. Повышаются все функции центральной нервной системы и высшей нервной деятельности.

Работоспособность человека в утренние часы постепенно по­вышается и достигает к 10-13 часам наивысшего пика. После 14 часов происходит снижение работоспособности, а к 16-17 часам идет волна повышения всех функций. Спадение функциональных возможностей наблюдается, как правило, после 20 часов.

Влияют ли индивидуальные особенности организма или со­циальные факторы на режим труда и отдыха? Безусловно. Не учитывать данные факторы нельзя, но основные положения его должны соблюдаться. К ним относятся простые, но необходи­мые требования:

- выполнение различных видов деятельности в строго опре­деленное время;

- рациональное чередование работы и отдыха;

- регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день в одни и те же часы;

- занятия целенаправленной двигательной (физической) на­грузкой, не менее 6 часов в неделю;

- пребывание на свежем воздухе, не менее 2-3 часов в день;

- строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки: желательно ночной сон в одно и то же время.

Эти простые постулаты способствуют укреплению здоровья, повышают жизненный стимул, продлевают функционирование всех систем на долгие годы.

Гигиена сна. Сон - эффективный способ снятия умственного и физиче­ского напряжения. Недаром ослабленный, больной человек, или находящийся длительное время в экстремальных ситуациях ­способен спать длительное время, это - физиологическая защита организма, потребность, как лечение, обусловлена сложными психофизиологическими процессами.

Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, уменьшается расход энергии, восстанавливаются и на­чинают функционировать системы, которые понесли сверхнагруз­ку (переутомление или болезненные изменения). Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Происхо­дит накопление богатых энергией фосфорных соединений, при этом повышаются защитные силы организма. Хронические же не­досыпания способствуют так называемой сшибке - появлению неврозов, ухудшению функциональных и снижению защитных сил организма.

Как выполняют эти требования студенты? По наблюдениям за 655 студентами, проживающими в общежитии, установлено, что до 22 часов ко сну отходит 19,3%, до 1 часа ночи - 81%, до 2 ча­сов ночи - 46%, а после 2 часов - 16,2%. По причине недосыпа­ния до 43% студентов прибегают к дневному сну. Значит, они по­лусонные, заторможенные к восприятию и запоминанию инфор­мации, которую дают на лекциях, практически не осмысливают ее. Естественно, у них снижается работоспособность как умствен­ная, так и физическая.

Принято считать, что студентам необходимо спать 7-9 часов в сутки. Наиболее приемлемым, точнее физиологичным, периодом является период с 23 до 7-8 часов утра. При систематическом не­досыпании у студентов умственная работоспособность снижается на 7-15 %.

Гигиеной сна, о чем Вы наверняка слышали, предусматрива­ется отход и подъем в одно и то же время, с незначительным раз­махом во времени. Тишина, затемнение окон, приток свежего воздуха, но не сквозняка, обязательны. Прием пищи, не возбуж­дающей организм,- за 1,5-2 часа до сна. Желательно сосредото­читься на отдыхе, не нагружая себя мыслями, заботами и пережи­ваниями прошедшего дня и будущего.

 

Модные системы питания

Достоверно известно, что в русской кухне имелось обилие овощных, крупяных и молочных блюд, тех, что в настоящее время так интересуют сторонников низкокалорийного вегетарианского питания.

Известны имена ученых, философов, писателей, не потреб­лявших мяса. Это Пифагор, Эпикур, Платон, Плутарх, Вольтер, Байрон, Бернард Шоу, Илья Репин, Лев Толстой и др.

Одни мотивировали отказ от мясной пищи философски - «Я никого не ем». Другие избавлялись таким способом от болезней, излишнего веса, для сохранения здоровья и повышения работо­способности. А Плутарх прямо утверждал - «ум и мыслительные способности тупеют от мяса».

В вегетарианской школе существует много учений и течений. По названиям - сыроеды, листоеды, малоеды, они отражают то, что употребляют в пищу. Одни употребляют только овощи, фрукты и зелень (строгие «крутые» по современной терминологии - веге­тарианцы, веганы, листоеды); другие добавляют в питание злаки, орехи, мед; третьи - молоко и яйца, рыбу, масло (сторонники без­убойного питания). Обычаи православия и других вероисповеданий во время постов выявляют потенциальных вегетарианцев. Вегетари­анства придерживаются почти все касты и школы йоги.

В современном направлении медицины - естественной ги­гиены, натуропатии - большое значение придается естественно­му оздоровительному питанию. Гиппократ, Тален, Авиценна были близки к учению йогов.

Основоположниками современной школы натуралистического питанияявляются М. Бирхер-Беннер, г. Шелтон, п. Брэгг, К. Джеффри, А. Чейз, которые в своих трудах пытались ответить на извечные вопросы науки о питании: как, когда, сколько и что есть?

Г.Шелтон, например, является сторонником раздельного пи­тания. Его правила: «Ешьте белки и углеводы в разное время. Раздельное питание обеспечивает совместимость различных пи­щевых продуктов на основе кислотно-щелочного равновесия. Од­ни продукты усваиваются в кислой среде, когда смесь пищевой кашицы и пищеварительных соков в желудке кислая (мясо, рыба, молоко, яйца), другие - в щелочной (злаковые, хлеб, овощи, са­хар). Смешение тех и других во время еды значительно уменьшает их усвоение, поскольку щелочь и кислота в желудке взаимно ней­трализуются.

Одновременно переваривание двух разных продуктов требует от организма повышения энергозатрат, хотя эффект полезности ка­ждого из них значительно теряется. В желудке преобладает кислое пищеварение, поэтому, чтобы не закислять организм, в суточном рационе должен иметь место щелочной избыток. Наиболее выра­женными щелочеобразователями являются овощи и фрукты, а к кислообразующим относятся мясо, жиры, крупы. В дневном ра­ционе, как правило, рекомендуют: мясо (рыба) плюс зерновые (20%) и фрукты плюс овощи (80%).

При раздельном питании важно не смешивать щелочноизбы­точные и кислотоизбыточные продукты.

Г. Шелтон не рекомендовал есть мясо с картошкой, сначала нужно съесть мясо, а через какое-то время картошку. Таким обра­зом, по Шелтону, достигается безгнилостное пищеварение, ис­ключается самоотравление... «Необходимо исключить из питания «вредности» или «гадости», - говорил он,- «... сахар и все приго­товленное на его основе, острые приправы, уксус, горчицу, соления и копчения всех видов, жареные и жирные продукты, рафи­нированные масла, маргарины, кофе, какао, чай, напитки «кола», алкоголь, свинину, хлеб из белой муки, вялые овощи и фрукты, пироги и булки из дрожжевого теста, консервы и консервные продукты, конфеты».

Г. Шелтон далеко не оригинален, т.к. еще в памятнике Ти­бетской медицины «Чжуд-ши» говорится: «Если принимать несо­вместимые виды пищи, это все равно, что есть составляющий яд. Плохо подходит рыба к молоку. Несовместимо молоко и плоды с деревьев, яйца и рыба не подходят друг к другу, нельзя мешать курятину с кислым молоком, после топленого молока пить холод­ную воду. Нельзя есть новую пищу, пока старая не переварится. Переходить от совместимой пищи к несовместимой, и наоборот, нужно постепенно, понемногу.

Как правило, все сторонники натуропатического питания ­проповедники ограниченности приема калорийной пищи за счет отказа от продуктов животного происхождения, основных источ­ников белка и жира.

Для примера приведу рекомендации П. Брэгга и Г. Шелтона по приему пищи:

- начинайте дневной прием пищи с сочных фруктов, съедайте за день хотя бы одну крупную порцию свежих овощей;

- употребляйте орехи, как главный источник белков;

- употребляйте жиры в умеренном количестве;

- избегайте животных продуктов.

Важным вопросом в натуропатическом питании играет способ обработки пищевых продуктов. Существуют и различия людей от способов приготовленной и потребляемой пищи. Сыроеды - пита­ются сырыми продуктами, блюдоеды - те, кто ест пищу, прошед­шую термическую обработку. Сторонники сыроедения считают, что основное в пище - живая клетка растений, несущая организму солнечную энергию. При варке, жарении живые клетки разруша­ются, и пища становится не только бесполезной, но и вредной.

Девиз сыроедов: «На сковородках Ваших кипит Ваша смерть».

Они потребляют в основном злаки в молотом и проращенном ви­де, размоченные крупы, овощи, орехи, фрукты, сухофрукты, пьют настойки из шиповника и др. ягод и различных трав.

Основная идея натурального питания и сыроедения - очень ценна. Она обусловлена стремлением использовать оздоравливающие силы естественного питания в сочетании со здоровым обра­зом жизни, специальными дыхательными и физическими упраж­нениями, закаливанием организма.

Среди отечественных натуропатистов следует отметить таких знаменитых ученых, как Шаталов Г.Н. и Бутейко К.П., которые основной направленностью своих учений считают продление жиз­ни человека, защиты его от болезней и вредных воздействий ок­ружающей среды.

Лично мне импонирует теория адекватного питания, разрабо­танная академиком А.М. Уголевым. Рекомендую Вам прочесть его книгу «Естественные технологии биологических систем», в которой можно почерпнуть интересные научно-обоснованные трак­товки адекватного питания человека в зависимости от его жизне­деятельности.

Хочу напомнить Вам, что в лекционном материале приходит­ся излагать не совсем полно тот или иной метод воздействия на организм человека, описанный перечисленными авторами. Это делается специально, т.к. впереди Вас ожидают лекции, семинар­ские занятия и курсовые работы, в которых детально попытаемся раскрыть интересующие Вас вопросы. Лекции - это осмысленная информация всех новых воззрений, но - дающая возможность под­питки для более углубленного познания слушателями, т.е., заин­тересовавшись каким-то вопросом и деталями вопроса, Вы сами находите в библиотеках или других фондах информацию, полно отвечающую Вашим запросам. В этом и состоит суть творческого осмысления полученной информации по предмету. Это в первую очередь касается первой части лекции.

Итак, подведем краткий итог. Наука о питании существует не только для специалистов, но, в первую очередь, для всех Нас.

В каждом доме, семье ей должны следовать постоянно, ибо это один из главных факторов здоровья. Знания законов питания, ре­жима труда и отдыха должны приобретаться с детства. Правильное, полноценное и рациональное питание должно быть возведено в ранг культа - это один из китов фундамента здоровья человека.

Поэтому, если мы с детства будем воспитывать и приучать де­тей: как нужно, когда нужно и сколько раз нужно кушать, рабо­тать и отдыхать, - мы добьемся положительного результата, кото­рый, безусловно, скажется на здоровье!

Медико-социальные проблемы

 

Здоровье человека прямо оказывает влияние на продолжи­тельность жизни. Общеизвестный факт, долгожители, как правило, не страдают не только врожденными, но и приоб­ретенными в течение всей жизни заболеваниями.

Наша жизнь, как замечает Джоан Коллинз, представляет со­бой пьесу, состоящую из трех актов. Первый акт - от рождения до тридцати лет - молодость. Второй - от тридцати до шестиде­сяти - «возраст зрелости». Третий - от шестидесяти и дальше.

В театре самым захватывающим считается третий акт... А в жизни? Кстати, к третьему акту мы вернемся чуть позже.

Всеми признается, что закономерно наступающие в течение жизни биологические процессы и изменения ведут к старению организма.

Римский врач Гален утверждал, что старость не болезнь, а особое состояние между здоровьем и болезнью. Гиппократ, «отец медицины», имел все основания дать совет, как сохранить здоро­вье и продлить свою жизнь. Сам великий мыслитель прожил 92 года, тогда как средняя продолжительность жизни в его время ис­числялась в тридцать - тридцать пять лет.

Авиценна, известный врач и мыслитель Востока (Абу Али Ибн Сина), делил жизнь на четыре периода: возраст роста, кото­рый продолжался до 30 лет, молодости – 35 - 40 лет, зрелости ­до 60 лети, наконец, возраст старости - начинается после 60 лет.

Интересен оригинальный подход великого мыслителя по ви­доизменениям биологических процессов, происходящих в орга­низме при старении - «... С самого начала мы (организм) представляем собой крайнюю влажность. Усыхание, которое происхо­дит в нашем теле, есть необходимость, которой нельзя избежать. Когда завершается высыхание прирожденной влаги, то угасает прирожденная теплота... (температура тела – Б.Н.) - «тело ста­риков холодное и в то же время и более сухое».

Это подтверждается многочисленными исследованиями ге­ронтологов: в стареющем организме происходят процессы дегид­ратации в связи со значительным уменьшением воды в костной ткани и коже.

Ученые и мыслители с давних времен выявляли предпосылки и закономерности долголетия. Исследователи теоретически выво­дили законы геометрической прогрессии о смертности, о продле­нии жизни человека.

Из отечественных ученых, занимающихся вопросами продле­ния жизни И долголетия, внесших значительный вклад в практиче­скую медицину, следует назвать И.И. Мечникова, Д-Д- Богомольца, Д.Ф. Чеботарева, В.В. Фролькиса, А.В. Нагорного, И.В. Давыдов­ского, З.Г. Френкеля.

Наука, изучающая вопросы старения, носит название геронто­логия. В поле ее зрения - изучение сущности старения, причин, ускоряющих развитие данного процесса, а также поиск средств борьбы (профилактики) преждевременного старения.

Старость (старение) - закономерный биологический процесс, когда пройлен этап зрелости с «вершиной», если хотите, психоло­гического восприятия и оценки всего происходящего, с наличием всех накопленных знаний, умений и навыков (включая интеллек­туальные способности). При этом наступает угасание жизненных функций организма.

Сохранение здоровья пожилых людей, играющих огромную роль в экономической, культурной и общественной жизни,- важ­ная социальная задача.

Но нам главное понять, изучить и последовательно «внед­рить» С преломлением времени, эпохи и мировоззрения, каким путем долгожитель сохраняет возможность жить, трудиться, дос­тигать цели, Т.е. знать, каков образ жизни, каков стиль жизнен­ных ситуаций и гигиенических основ, включая психофизиологи­ческие особенности, «позволяют ему достигнуть такого возраста».

 

Известное об известном

Пожилым людям для поддержания и сохранения всех угасаю­щих физиологических процессов необходимо систематически поддерживать себя в двигательном режиме. Правильный режим труда и отдыха, целенаправленная двигательная (физическая на­грузка), закаливание с использованием естественных факторов природы, безусловно, окажут положительное воздействие на орга­низм, чем продлят активное долголетие.

Почти не существуют противопоказания к дозированным фи­зическим упражнениям в любом возрасте.

Борьба за здоровье немыслима без физического развития и выполнения всех правил, постулатов здорового образа жизни.

А если человек с молодости не в ладах с двигательной актив­ностью, частенько нарушал режим питания, злоупотреблял креп­кими напитками и курением, рисковал (целенаправленно с воз­гласом: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского»), испытал стрессовые ситуации в жизни, вел «антидинамичный образ жиз­ни», большую часть своей жизни прожил в условиях экстремаль­ной работы или экстремальном экологическом беспределе (Край­ний Север, пустыня, загрязненная эко-среда и т.д.)?

Что же ждет его? Да и если он откровенно ленив и не хочет бороться за продление своей жизни?

Действительно научно-техническая революция снизила, при­мерно до 1%, физическую деятельность человека. Это так назы­ваемая малая подвижность, именуемая «гипокинезия». Что же влечет гипокинезия на данном этапе? В первую очередь, тучность, заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушение обмена веществ, что ведет к нарушению жирового и углеводного обмена.

Последний, как правило, предвестник сахарного диабета. Кстати, пятая часть жителей России как раз и приобрели это заболевание в связи с малоподвижным образом жизни. По данным ВОЗ, в ми­ре более ста миллионов людей страдают этим недугом.

Весомым средством «приобрести заболевания» и укоротить свою жизнь - является стресс. О стрессе можно говорить очень много, научно обосновывая появление целой группы болезней ­сердечно-сосудистые, нервно-психические, болезни желудочно-кишечного тракта и др.

Конфликтные ситуации, многочисленные переживания в мно­гократном или разовом воздействии глубоко травмируют не толь­ко молодого, но и человека средних лет, и глубокого старца. Но особенно сказывается влияние стресса на мужчинах молодого, среднего и старших возрастов.

Вредные привычки, безусловно, ведут к утрате здоровья. Куре­ние, алкоголизм, наркомания, о которых мы будем еще говорить очень подробно, являются настоящей эпидемией.

Лекарственная передозировка - «ступенька» наиболее ковар­ная для современного жителя планеты. Эффект быстрого воздей­ствия на боль, бесконтрольность химпрепаратов влекут побочные действия - аллергии, ослабление определенных иммунных сис­тем организма.

А положительное воздействие на организм - это простое и доступное - система оздоровительных, закаливающих мероприя­тий, диетотерапия, водные процедуры, аутотренинг, психотерапия и трудотерапия.

Экологический беспредел, как говорят, человек сотворил сам.

Истребление зеленого пояса, животных, растений, загрязнение водоемов, пестициды и, как следствие, рост желудочно-кишечных заболеваний. Экологическая ситуация, в первую очередь, влияет на продолжительность жизни и рождаемость.

Вроде бы все просто и известно - соблюдай диету, будь фи­зически активен, попивай кефир, голодай в меру возможного, из­бегай стрессов, окружай себя детьми и родственниками, имей цель в жизни и.. проживешь долго. Безусловно, все известное оказывает положительное воздействие на организм человека.

Существующие научные данные подсказывают, что человеку, кроме перечисленных факторов, способствующих долголетию, не­обходимо поддерживать свои интеллектуальные способности.

Наиболее уязвимое место - головной мозг. Нейроны мозга со временем как бы атрофируются вместе с другими органами и тка­нями, а для их сохранности необходима «прокачка» информацией (вспомните, известные мыслители, гениальные люди, как прави­ло,- долгожители). Поэтому кроссворды, головоломки, участие в общественной, культурной и семейной жизни - это стимул про­жить дольше и активней.

А вот совершенно «адекватный пример» нашему времени. Томас Парр из Английских земель, в 105 лет был подвергнут церковному покаянию за незаконное сожительство. В 120 лет он женился в очередной раз, а когда умер в 150 лет от переедания, то сам знаменитый Гарвен - основатель современной физиологии и эмбриологии - не нашел при паталогоанатомическом вскрытии его тела сколько-нибудь серьезных старческих изменений в его организме.

Этот факт дает еще одну информацию к размышлению - о положительном влиянии сексуальных отношений, окрашенных положительными эмоциями, на продление жизни человека.

Резюме

Итак, здоровье и долголетие зависят от нас самих. Существует краткое понятие, что здоровье зиждется на трех «китах»:

- рациональном питании;

- физической активности;

- психическом комфорте.

Это общие понятия, которые неоспоримы, о которых надо знать и их придерживаться.

При анализе жизни и деятельности долгожителей Не только России, но и многочисленных регионов мира, было констатиро­вано и подтверждено, что здоровый образ жизни этих людей оп­ределяется следующими факторами:

- личная гигиена;

- рациональное питание;

- оптимальное сочетание работы и отдыха;

- двигательная активность;

- закаливание;

- отказ от вредных привычек;

- поддержание в течение жизни выработанного и апробированного стиля жизни.

Вместе с тем, ЗОЖ не только деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья, но и условия ее осуществле­ния независимо от социально-экономического статуса. И сюда следует отнести: состояние окружающей среды, где проживает и проживал долгожитель, фактор наследственности и уровень меди­цинской помощи, который может оказать положительное воздей­ствие, в первую очередь, на состояние здоровья человека.

Выполнение перечисленных факторов положительного влия­ния на здоровье и долгожительство могут осуществляться и впол­не осуществимы при одном условии - личностное стремление и мотивация прожить дольше.

Но самоцель прожить как можно дольше ни в коем случае не исключает многочисленного здорового потомства, семейных тради­ций, общественной деятельности и полезного и значимого труда.

Бесспорно, долгожитель - это пример для подражания, тем более, если он прожил и живет полноценной человеческой жиз­нью. Любим и уважаем детьми, родственниками, друзьями и ок­ружением, с которым больше всего в жизни ему приходилось об­щаться.

 

 

Понятие о здоровом образе жизни и проблемы в формировании здорового образа жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.094 с.)