Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. 1 возникновение и развитие логопсихологии, понятийный аппаратСтр 1 из 2Следующая ⇒
Логопсихология Учебная и рабочая программы и методические материалы к ним Блок дисциплин предметной подготовки специальность 050715 (031800) – «Олигофренопедагогика»
Челябинск 2012 г. СОДЕРЖАНИЕ
I.ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
II УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 4 курса факультета коррекционной педагогики специальности «Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью Логопедия». Развитие речи тесно связано с психическим развитием человека. Неполноценная речевая деятельность влияет на формирование сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сферы человека. Предлагаемый курс поможет студентам увидеть взаимосвязь нарушений речевого развития и различных сторон психической деятельности человека, что будет способствовать разработке эффективных стратегий коррекционного воздействия. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Психология», «Патопсихология», «Педагогика», «Специальная психология», «Логопедия», «Основы нейропсихологии», «Психология речи».
Цель: Сформировать у студентов представление о психических особенностях развития личности с речевой патологией. Задачи:
Ø овладеть умениями, необходимыми для эффективной организации коррекционно-образовательного процесса в специальном Ø (коррекционном) учреждении; Ø анализировать данные психолого-педагогического исследования; Ø определять основные механизмы первичных и вторичных нарушений в структуре речевого дефекта и на основе этих данных принимать адекватные направления коррекционной работы. В результате изучения курса студент должен знать:
Студент должен уметь:
Курс включает лекционные, практические и лабораторные занятия, самостоятельную работу студентов. В курсе предусмотрено проведение практических занятий в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями речи.
В курсе предусмотрено часов аудиторной работы: 10 часов лекционных часа, 8 часов практических занятий, и 18 часов самостоятельной работы студентов Общий объём 36 часов. Дисциплина изучается в течение 6 семестра, завершается зачётом.
2.2. Содержание курса РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ Список литературы Основная литература 1. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Издательский центр «Академия»,2006. 2. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: КАРО, 2006. 3. Косякова О.О. Логопсихология: учебн. пособие / О.О. Косякова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 4. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 5. Шипилова Е.В. Основы логопсихологии / Е.В. Шипилова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
Дополнительная литература: 6. Аксенова Л.И., Лисеев А.А., Тюрина Н.Ш., Шкадаревич Е.В. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет // Дефектология. – 2002. - № 3. 7. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии. – М., 1997 8. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Айрис-пресс, 2005. 9. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.- М., 1991. 10. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М., 1987. 11. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М., 1990. 12. Власенко И.Т. Словесное мышление взрослых и детей с нарушениями речи.- М., 1990. 13. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб,2004. 14. Волковская Т.Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития // Коррекционная педагогика. – 2003. - №2. 15. Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям // Дефектология. – 2002. - №3. 16. Воронова А.П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией // Дефектология. – 1993. - №1. 17. Выготский Л.С. Речь и мышление./ Собр. Соч,: в 6 т. – М.: 1990, Т 2 18. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: 2004 19. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: 2004. 20. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией //Дефектология. – 1983.- №4. 21. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985. 22. Гуровец Г.В., Маевская С.И. Генезис, клиника и основные направления работы при моторной алалии // Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985. 23. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Интеллект. // Недоразвитие речи у дошкольников / Под ред. Р.М. Беловой-Давид.- М., 1972. 24. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990. 25. Калягин В. А., Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: 2005.
26. Ковшиков В.А., Элькин Ю.А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией. – Л., 1979. 27. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2003. 28. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006. 29. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: 1986. 30. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. – М.: МПСИ, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. 31. Мастюкова Е.М. О расстройствах памяти у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1972.– №5. 32. Основы специальной психологии /Под. ред.Кузнецовой Л.В. – М., 2002. 33. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968. 34. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи: Психолингвистика и современная логопедия. – М., 1998. 35. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. 36. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 37. Психические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей./ Г.Ю. Окунева, А.А. Белошеева, В.А. Голышева, Л.Г. Неволина. – Пермь.: «Здравствуй», 1999. 38. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. -–СПб,: Речь, 2005. 39. Селивёрстов В.И. О психологии модели феномена фиксированности заикающихся на своём дефекте // Учитель-дефектолог. Проблемы подготовки /Отв. Ред. В.А. Лапшин. – М., 1989. 40. Селивёрстов В.И. Заикание у детей. – М.,1994. 41. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 42. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. 43. Соловьёва Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. – 1996. - №1 44. Шаповал И.А. Специальная психология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
45. Шаповал И.А Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 46. Уманская Н.М. Приёмы выявления состояния интеллекта у детей дошкольного возраста при речевом недоразвитии // Дефектология. – 1977. –№2. 47. ФотековаТ.А., Переслени Л.И. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития // Дефектология. –1993.– №5. 48. Чиркина Г.В. Раннее распознавание и коррекция отклонений речевого развития у детей 2 - 4-х лет //Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. - М., 1999. 49. Щипицина Л.М., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1993. - №4. III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3.1. Тематический план
3.2.Планы лекционных занятий
Основная литература 1. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Издательский центр «Академия»,2006. 2. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: КАРО, 2006. 3. Косякова О.О. Логопсихология: учебн. пособие / О.О. Косякова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 4. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 5. Шипилова Е.В. Основы логопсихологии / Е.В. Шипилова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
Дополнительная литература:
Основная литература
Дополнительная литература:
Основная литература
Дополнительная литература: 1. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.- М., 1991. 2. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М., 1990. 3. Власенко И.Т. Словесное мышление взрослых и детей с нарушениями речи.- М., 1990. 4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: 2004 5. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: 2004. 6. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией //Дефектология. – 1983.- №4. 7. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985 Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: 2004 8. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: 2004. 9. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией //Дефектология. – 1983.- №4. 10. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985 11.
Основная литература
Дополнительная литература:
3.3. Планы семинарских занятий
Литература
Литература 1. Власенко И.Т. Словесное мышление взрослых и детей с нарушениями речи.- М., 1990. 2. Воронова А.П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией // Дефектология. –1993. –№1. 3. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М., 2004. 4. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М., 2004. 5. Выготский Л.С. Речь и мышление. / Собр. соч.: В 6 т. - М., 1990, Т.2 6. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией //Дефектология. – 1988.- №2. 7. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Интеллект. // Недоразвитие речи у дошкольников / Под ред. Р.М. Беловой-Давид.- М., 1972. 8. Ковшиков В.А., Элькин Ю.А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией. – Л., 1979. 9. Мастюкова Е.М. О расстройствах памяти у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1972.– №5. 10. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968. 11. Основы специальной психологии / Под ред. Кузнецовой Л.В. – М., 2002. 12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. – 1985.- №4. 13. Уманская Н.М. Приёмы выявления состояния интеллекта у детей дошкольного возраста при речевом недоразвитии // Дефектология. – 1977. –№2.
Литература
1. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.- М., 1991. 2. Логопедия: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.– М., 2002. 3. Основы специальной психологии /Под. ред.Кузнецовой Л.В. – М., 2002. 4. Селивёрстов В.И. О психологии модели феномена фиксированности заикающихся на своём дефекте // Учитель-дефектолог. Проблемы подготовки /Отв. Ред. В.А. Лапшин. – М., 1989 5. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 1997. 6. Щипицина Л.М., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1993. - №4.
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Темы рефератов 1. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта. 2. Принципы дифференциальной диагностики. 3. Особенности восприятия различной модальности у детей с речевой патологией. 4. Влияние нарушений мыслительной деятельности на состояние речевой активности ребёнка. 5. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с речевой патологией. 6. Особенности межличностных отношений при системных нарушениях речи.
Темы курсовых работ
1. Особенности внимания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2. Характеристика наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 3. Изучение игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи. 4. Изучение уровня сформированности учебной деятельности у детей с общим недоразвитием речи. 5. Развитие мнестических процессов у детей с речевой патологией. 6. Характеристика слухового восприятия у детей с речевой патологией. 7. Роль слухового внимания в развитии речи у детей. 8. Особенности общения детей с общим недоразвитием речи со взрослыми. 9. Особенности развития личности ребёнка с заиканием. 10. Характеристика воображения у детей с общим недоразвитием речи.
Темы квалификационных работ
1. Особенности внимания у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи. 2. Формирование словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 3. Коррекционно-педагогическая работа по развитию слухового внимания и восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 4. Система коррекционно-педагогической работы по формированию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Вопросы к зачёту 1. Теоретические основы логопсихологии. 2. Соотношение первичных и вторичных дефектов в структуре речевых нарушений. 3. Роль речедвигательного анализатора в развитии речи ребёнка. 4. Виды апраксий, их характеристика. 5. Роль речеслухового анализатора в развитии речи ребёнка. 6. Неречевые формы нарушения слухового восприятия и методика исследования. 7. Роль зрительного анализатора в развитии речи ребёнка. 8. Характеристика предметной зрительной агнозии. 9. Мнестическая деятельность. Особенности нарушения процессов памяти и их влияние на формирование речи у дошкольников. 10. Психологические особенности детей с системными нарушениями. 11. Задачи и методы психологического изучения детей-логопатов. 12. Общая характеристика влияния речевых нарушений на психическое развитие детей. 13. Особенности психического развития дошкольников и подростков, страдающих невротической формой заикания. 14. Особенности поведения дошкольников и детей подросткового возраста, страдающих неврозоподобной формой заикания. 15. Психологические особенности детей, страдающих дизартрией. 16. Психологические особенности детей с ринолалией. 17. Возрастные кризисы и их влияние на проявление речевых нарушений. 18. Особенности слухового восприятия у детей недостатками устной и письменной речи. Примеры. 19. Особенности зрительного восприятия у детей с недостатками устной и письменной речи. Примеры. 20. Особенности моторно-двигательного развития у детей с недостатками устной и письменной речи. Примеры. 21. Особенности мнестической деятельности детей с разными речевыми патологиями. Примеры. 22. Особенности мыслительной деятельности у детей с разными речевыми патологиями. Примеры. 23. Особенности внимания детей с разными нарушениями речи. 24. Объясните положение, что отношение ребёнка-логопата к своему недостатку входит в понятие сложной структуры дефекта. 25. Объясните понятие: «фиксированность заикающихся на своём речевом недостатке». 26. Особенности типа общения, мотива и средств общения у детей с речевой патологией. 27. Особенности взаимодействия ребёнка с речевой патологией со сверстниками. 28. Характер организации собственного речевого поведения ребёнка с речевой патологией. 29. Особенности социального поведения детей при заикании. 30. Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с разными речевыми патологиями. Примеры. 31. Определите мероприятия по коррекции эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений у детей с нарушениями речи. Основные понятия Агнозия Адаптация Акустический Алалия Амбидекстрия Амнезия Анализаторы Анамнез Анартрия Аномальные дети Апраксия Астения Атаксия Аутизм Афазия Аффект Внимание Воля Воображение Восприятие Высшие психические функции Гнозис Госпитализм ранний Депривация Деятельность Дифференцированное торможение Заикание Зрительный анализатор Интеллект Инфантилизм Коммуникативная функция речи Компенсация Коррекция Личность Локализация функций Невропатия Негативизм Общение Онтогенез Ощущение Оптико-пространственный гнозис Память Патогенез Подражание Психотерапия Ринолалия Самосознание Сенсомоторный Сенсорный Симультанный Слуховой анализатор Тактильный Фонематический слух Эмоции Эмоционально-волевая сфера
Требования к зачёту " зачтено" получают студенты, -усвоившие теоретические основы логопсихологии, необходимые для эффективной организации коррекционно-образовательного процесса в специальном (коррекционном) учреждении, - овладевшие умениями изучать психическое развитие детей с нарушениями речи, анализировать данные психолого-педагогического исследования, разрабатывать основные направления коррекционно-педагогической работы. Результаты практической деятельности представлены студентами в виде отчёта, который включает: -исследование психических особенностей ребёнка с речевой патологией, -индивидуальный коррекционный маршрут, -содержание коррекционной работы, -методы и приёмы коррекционной работы.
Логопсихология Учебная и рабочая программы и методические материалы к ним Блок дисциплин предметной подготовки специальность 050715 (031800) – «Олигофренопедагогика»
Челябинск 2012 г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.21 с.) |