Понятие и виды типологии развития государственности

1. Понятие государства. Типы государств

Возникновение государства в разные исторические эпохи происходит неодинаково. В Афинах государство возникло в недрах родового строя: постепенно формируется частная собственность, возникают институты (структуры) публичной власти, которые используются государством для защиты интересов различных групп населения и общества в целом. В литературе Афины нередко называют классической формой возникновения государственности.

В Древней Спарте особенности возникновения государства были обусловлены рядом иных обстоятельств: спартанская община завоевала соседние территории, население которых стало общинными (а не личными) рабами, численность которых многократно превышала численность спартанцев. Необходимость держать рабов в повиновении потребовали создания новых органов власти, нового аппарата, Спарта стала аристократической республикой с весьма жесткими, даже террористическими методами управления и сохранившимися значительными пережитками первобытнообщинного строя.

В Риме процесс формирования государства в силу ряда причин тормозился и переходный к государству период растянулся на столетия. В борьбе между двумя группами свободных членов римского общества (плебеев) вырывала у патрициев одну уступку за другой. В результате этих побед общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью. Необходимость умерять столкновения плебеев и патрициев, удерживать в повиновении подвластных приводит к созданию мощной государственной машины.

В главном и основном процесс государствообразования в Спарте, Риме был таким же, как и в Афинах. Сильные группы населения постепенно захватывают власть, образуют выгодные им органы. Таким путем шло развитие государств на территории Европы, в Древней Руси, Ирландии, в Азии у арабов и т.д.

История человечества насчитывает несколько миллионов лет и вбирает в себя множество эволюционных и революционных этапов своего развития. Процесс замены родового строя государством также происходил длительное время. В различных частях земного шара он проходил по-разному.

Прежде всего, для определения государства важно отличить его от публичной власти родового строя. Выделяют следующие признаки государства: деление населения по территориальному признаку, наличие публичной власти, не совпадающей с населением, налоги являются обязательным признаком государства, государственный суверенитет, гражданство государства, государство издает законы и подзаконные акты, государство обладает карательным аппаратом, государство имеет вооруженные силы, взаимосвязь государства и права.

А.В. Малько считает, что «взятые в совокупности признаки государства подчеркивают его особое место в политической системе общества и общесоциальное определение государства основывается именно на этом:

Государство -- это политическая организация общества, необходимая для выполнения задач и функций, вытекающих из природы общества».



Н.Р. Сапунов дает следующее определение государству: «Государство - особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающем волю отдельных групп населения и всего общества» Основы государства и права. Учебное пособие. / Под ред. А.К. Музеник - Томск: ТГУ, 1998. - с.6.

Существует также классовое определение государства, основанное на марксистской теории государства. По мнению ее сторонников, государство представляет собой машину для управления делами классового общества в интересах экономически господствующего класса.

Вот какое понятие дано в словаре-справочнике по обществоведению и основам советского государства и права 1985 г. «Государство - это орудие классового господства в классовом, антагонистическом обществе. Его происхождение, сущность, формы и отмирание обусловлены возникновением классов, остротой классовых противоречий и уничтожением классовых различий. Государство никоим образом не представляет из себя силы, навязанной обществу извне. Это есть продукт общества на той ступени его развития, когда оно раскололось на классы, угнетателей и угнетенных с противоположными интересами. «Государство, -- подчеркивал В. И. Ленин, -- это есть машина для поддержания господства одного класса над другим» (т. 39, с. 73)» Словарь-справочник по обществоведению и основам советского государства и права. Пособие для учащихся. / Сост. Н.С. Чернавин. - М.: Просвещение.1985 - с.31.

Другие подходы к пониманию сущности государства в большинстве своем приходят к тому, что государство -- результат социального компромисса, а сущность государства -- достижение всеобщего блага. Данные суждения рассматривают, прежде всего, общесоциальную сущность государства.

Общечеловеческая сущность государства состоит в обеспечении социального согласия, смягчения и преодоления противоречий, поиске форм сотрудничества различных слоев населения.

Сведение воедино классового и общесоциального подходов породило в юридической науке концепцию двуединой сущности государства как общесоциального регулятора общественных отношений и классового инструмента, используемого исходя из разумного сочетания и компромиссов интересов господствующего класса и интересов всего общества в целом.

Сущность государства проявляется особенно ярко и характерно при определении типа государства, соответствующего конкретному историческому этапу его развития

Тип государства - научная категория, под которой понимаются совокупность черт, свойств, признаков, характеризующих государство на определенном этапе исторического развития.

Первые попытки провести типологию государств проводил еще Аристотель, который полагал, что основным критерием разграничения государств является количество властвующих. Он выделял правление одного, правление немногих, правление большинства. При этом каждый из подобных типов государства имел правильные и неправильные формы. Правильные государства, по его мнению, направлены на достижение всеобщего блага, а неправильные преследуют лишь частные цели.

В дальнейшем различные концепции типологии государств предлагали Г. Елинек, Г. Кельзен, Р. Макайвер и др.

Советские ученые выделяли два основных типа государств -- эксплуататорские (рабовладельческие, феодальные, буржуазные) и антиэксплуататорские (социалистические) Словарь-справочник по обществоведению и основам советского государства и права. Пособие для учащихся / Сост. Н.С. Чернавин. - М.: Просвещение.1985 - с.31. Они говорили, что эксплуататорскому типу государства соответствуют такие формы, как абсолютная, конституционная монархии, президентская или парламентская республика и др. Социалистическое государство также имеет различные формы: Парижская Коммуна, Советская власть, народно-демократическая республика. Какова бы ни была форма государства, его сущность всегда соответствует типу государства: это или диктатура эксплуататоров или власть трудящихся.

В современной юридической науке выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный (марксистский) и цивилизационный (автор А. Тойнби).

В настоящее время в российской юридической науке распространено мнение, что оптимальным при типологизации государства является совмещение формационного и цивилизационного подходов.

2. Формационный подход к типологии государств

Долгое время превалирующим был формационный подход. Он выражал марксистскую сущность государства. История развития государства рассматривалась как непрерывный процесс смены общественно-экономических формаций, каждой из которых соответствует определенный тип государства.

Суть формационного подхода в том, что государство в своем развитии последовательно прошло 5 экономических формаций: "азиатский способ производства"; рабовладельческую формацию; феодальную; капиталистическую; коммунистическую (социалистическую).

"Азиатский способ производства" был распространен с 5 тыс. до н. э. по I в. н. э. в странах, расположенных в долинах крупных рек: Египте, Вавилоне, Китае.

Характерными признаками "азиатского способа производства" являлись следующие:

- основу экономики составляло ирригационное земледелие;

- собственность на землю и на ирригационные сооружения находилась в руках государства;

- первичной ячейкой общества являлась земледельческая община; необходимость мобилизации больших масс населения вызвала к жизни деспотичные формы управления государством.

Рабовладельческая (античная) формация имела место с V в. до н. э. по III в. н.э. в древнегреческих полисах и Римской Империи. Основными чертами рабовладельческой формации являлись:

- многоукладность экономики, значительную роль в которой играл труд рабов;

- рабы не являлись субъектами права и считались "говорящими орудиями труда";

- наличие иных социальных групп крестьян, ремесленников;

- совмещение демократических и деспотических форм правления.

Феодальный тип государства имел место в Европе в средние века, а также в некоторых странах Азии и Африки (вплоть до XX века). К основным признакам данного типа относятся:

- ведущая роль сельского хозяйства в экономике;

- сосредоточение главного средства производства - земли - в руках крупных земельных собственников - феодалов;

- экономическая и правовая зависимость основной массы населения (крестьян) от феодалов и мелких феодалов (вассалов) от крупных (сюзеренов), что определяло устройство феодального общества (вассальные связи по вертикали).

Капиталистическая формация распространена в мире с XVI - XVII вв. по наши дни.

Капитализм прошел в своем развитии ряд этапов:

- ранний;

- монополистический;

- индустриальный;

- постиндустриальный (современный).

Современный капитализм характеризуется:

- многообразием форм собственности (сочетание частного и государственного сектора);

- рыночным характером экономики;

- всеобъемлющей правовой регламентацией различных сфер жизни;

- как правило, демократическим политическим режимом;

- высоким уровнем социальной защищенности членов общества;

- наличием сильного среднего класса;

- преобладанием акционерных (раздробленных) форм собственности.

Социалистическая формация была широко распространена в XX веке (СССР, Восточная Европа), в настоящее время продолжает существовать в Китае, Северной Корее (КНДР), на Кубе.

Социалистическое государство характеризовалось как «полугосударство», в котором многие классовые признаки отмирают.

Следуя этой теории, государство в своем развитии должно пройти последовательно все этапы, все типы государства. Переход от буржуазного к социалистическому государству должен идти революционным путем, путем «слома» старого и построения нового строя.

Считалось, что социалистическое государство -- это государство нового типа. Оно осуществляет в интересах всех трудящихся подавление эксплуататоров, пресекает деятельность антиобщественных элементов. Важнейшие функции социалистического государства -- хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, защита завоеваний социализма от посягательств внешних и внутренних врагов.

В.И. Ленин называл социалистическое государство «отмирающим», подчеркивая тем самым, что его нельзя уже считать государством в собственном смысле слова, т.е. силой, отстоящей от народа. Наоборот, социалистическое государство служит народу и является его главным орудием в уничтожении классов, формирования социальной однородности общества, утверждении коммунистического самоуправления. Государство отомрет и уступит свое место коммунистическому общественному самоуправлению тогда, когда все члены общества будут не по приказу сверху, а по убеждению, перешедшему в потребность и привычку, соблюдать коммунистические нормы труда и потребления, трудовую дисциплину, правила коммунистического общежития Словарь-справочник по обществоведению и основам советского государства и права. Пособие для учащихся / Сост. Н.С. Чернавин. - М.: Просвещение.1985 - с.31.

Необходимо признать, что марксистская теория происхождения и сущности государства, основанная на последовательной смене общественно-экономической формации в ряде случаев доказала свою состоятельность. В особенности при характеристике буржуазного государства в XVIII--XIX вв., когда сформировалось реальное противостояние буржуазии и пролетариата. Классовая борьба во многих европейских государствах обострилась до предела, что способствовало созданию революционной ситуации, в отдельных случаях перераставшей в вооруженные конфликты и смену власти. Октябрьская революция 1917г. объяснялась с позиций перехода от государства буржуазного типа к социалистическому государству.

Однако в процессе исторического развития выявились серьезные противоречия и несоответствия в применении формационного подхода. Так, многие государства не прошли в своем развитии всех исторических типов. Ряд государств Азии и Африки до сих пор, если использовать соответствующую терминологию, находятся на стадии феодального государства. В некоторых из них, например Монголии, в процессе распада феодального строя искусственно насаждался социалистический тип государства.

Многие государства Западной Европы и Америки в своем развитии намного опередили другие страны, при формальном сохранении буржуазного типа общественно-экономической формации. Частная собственность, серьезные материальные стимулы послужили мощным стержнем для развития предпринимательства, усиления экономического богатства и процветания.

США, Швеция, Англия, Франция и другие развитые страны постепенно от буржуазного государства как инструмента насилия над рабочим классом перешли к построению социального государства. Для этого взамен преодоления общественных противоречий используются инструменты достижения социального компромисса. Все большее значение в этих странах приобретают демократия, плюрализм, разделение властей и другие признаки демократического правового государства.

Таким образом, использование лишь формационного подхода не отражает всех особенностей сущности и содержания государства. Все плюсы и минусы марксистской теории показывают необходимость использования других подходов.

3. Цивилизационный подход к типологии государств

Другим, более популярным в настоящее время подходом, является цивилизационный подход. Он основывается на известной в настоящее время концепции смены цивилизаций. В ней существуют два основных направления.

Английский историк А. Тойнби известен как автор концепции замкнутой цивилизации. Под цивилизацией он понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных географических и других признаков Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. А.В.Малько - М.: КНОРУС, 2006. - с.38. В соответствии с этим определением в мировой истории выделялось более 20 цивилизаций, существующих достаточно обособленно друг от друга. Одной из этих цивилизаций является славянская цивилизация, которая имеет свои отличительные признаки и определяет сущность современного российского государства и ряд других государств на постсоветском пространстве.

Сторонники цивилизационного подхода выделяют следующие виды цивилизаций, существовавших в мировой истории: египетская; китайская; цивилизации Междуречья; западная; православная; славянская; дальневосточная; степная; арабская; цивилизации коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки); иные цивилизации.

Разными учеными выделяются от 15 - 20 до 30 цивилизаций.

Второе направление в цивилизационном подходе называется технологическим направлением, согласно которому тип государства связывается с той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг. Простейшая классификация государства по данному критерию основывается на теории «менеджеризма» и включает три типа государства и общества: доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Существует также теория стадий экономического роста, автором которой является известный американский социолог Уолт Ростоу. Он бросил вызов марксисткой теории экономического развития государства и предложил пять стадий развития государства и общества:

традиционное общество, основанное на преобладании сельского хозяйства и примитивного ремесла;

переходное общество, в котором закладываются основы экономического роста и роста промышленности;

общество, переживающее процесс сдвига, характеризующееся резким ростом промышленности и сельского хозяйства;

созревающее общество, показывающее значительные темпы экономического роста;

высокоразвитое общество -- четко структурированная экономика, «высокий уровень массового потребления».

При характеристике цивилизационного подхода наблюдается смешение сущности государства и общества. Они рассматриваются как неразрывно связанные категории, часто термин «государство» подменяется понятием «общество».

Государственно-организованное и цивилизованное общество не знает острых противоречий между государством и гражданским обществом. Оно основано на теории социального компромисса, принципах социального государства и служит целям всеобщего блага.

 

9. Понятие и определение формы государства. Характеристика формы правления, формы государственного устройства и государственно-правового режима









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь