Венская классическая школа. Симфонический оркестр. Новые жанры инструментальной музыки: симфония, соната, классический концерт, квартет, симфоническая увертюра. Творчество Л.Бетховена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Венская классическая школа. Симфонический оркестр. Новые жанры инструментальной музыки: симфония, соната, классический концерт, квартет, симфоническая увертюра. Творчество Л.Бетховена.



На протяжении XVIII века в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и др.) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе».

Венская классическая школа, органически впитавшая в себя передовые достижения национальных музыкальных культур, сама была явлением глубоко национальным. Представителями данного художественного направления были Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен. Каждый из них являлся яркой индивидуальностью.

Стиль Гайдна отличало светлое мировосприятие, ведущая роль жанрово-бытовых элементов. Для стиля Моцарта более характерным было лирико-драматическое начало. Стиль Бетховена – воплощение героического пафоса борьбы.

 

 

Особенности стиля венской классической школы

Художественный стиль классицизм (от лат. classicus – «образцовый») возник в XVII веке во Франции. Основываясь на представлениях о закономерности, разумности мирового устройства, мастера этого стиля стремились к ясным и строгим формам, гармоничным образцам, воплощению высоких нравственных идеалов. Высшими, непревзойдёнными образцами художественного творчества они считали произведения античного искусства, поэтому разрабатывали античные сюжеты и образы. Классицизм во многом противостоял барокко с его страстностью, изменчивостью, утверждая свои принципы в разных видах искусства, в том числе и в музыке.

Вершиной в развитии музыкального классицизма стало творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена, работавших преимущественно в Вене и образовавших направление в музыкальной культуре второй половины XVIII – начала XIX столетия – венскую классическую школу.

Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра – его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Сложились главные классические типы камерных ансамблей – фортепианное трио, струнный квартет и др. Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепианная.

Каждый из мастеров венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен – к героике, Моцарт, будучи универсальным художником – к разнообразным оттенкам лирического переживания.

Творчество композиторов венской классической школы, принадлежащее к вершинам мировой художественной культуры, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие музыки.

Симфо́ния — музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров. В симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса. Известны и такие разновидности жанра, как симфония-концерт (для оркестра с солирующим инструментом) и концертная симфония (от двух до девяти солирующих инструментов), родственные по своему строению концерту.

Соната

Один из основных жанров инструментальной музыки - соната (итал. sonata, от sonare – «звучать»). Это многочастное (обычно из трёх или четырёх частей) произведение;

В творчестве мастеров венской классической школы соната, так же как и симфония, достигла расцвета. В отличие от симфонии соната предназначена либо для одного инструмента (как правило, фортепиано), либо для двух (один из которых фортепиано). Первая часть произведений такого жанра пишется в сонатной форме. Здесь обозначаются основные музыкальные темы произведения. Вторая часть, обычно спокойная, медленная, составляет резкий контраст с первой. Третья – финал, исполняемый в быстром темпе. Он подводит итоги и окончательно определяет общий характер произведения.

Классический концерт представляет собой трехчастное произведение для солиста-инструменталиста и оркестра. Контраст звучания - один инструмент и тутти, виртуозность солиста и мощь оркестра. Сольный концерт появился как редукция кончерто гроссо - когда группа солистов постепенно стала заменятся двумя (двойной концерт) или тремя (тройной концерт) солистами.

Сама идея концерта подразумевала для солиста демонстрацию виртуозности владения инструментом. Это выражалось не только в более изощренных вариациях тем(ы). В первой (а иногда еще и в третьей) части концерта обычно присутствует "каденция", в которой звучит соло на фоне неразрешенного аккорда в оркестре.

Квартета. Музыкальная или вокальная пьеса для четырех инструментов (преимущ. двух скрипок, альта и виолончели) или для четырех голосов.

Увертю́ра (открытие, начало) — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому, а также к вокально-инструментальным произведениям.

Творчество Бетховена проникнуто революционной героикой, высокими идеями и образами, насыщено драматизмом и огромной эмоциональной силой. «Через борьбу — к победе» — такова основная идея, с убедительной, всепокоряющей мощью воплощенная в его Третьей («Героической») и Пятой симфониях.

Художественным завещанием Бетховена можно считать трагедийно-оптимистическую Девятую симфонию. Борьба за свободу, братство людей, вера в победу света над мраком запечатлены необыкновенно ярко и убедительно в призывном, жизнеутверждающем финале — оде «К радости» на слова Ф.Шиллера. Высокий гуманизм, подлинный демократизм, героическое величие, неиссякаемое духовное богатство, мудрость и человечность заключены в творениях гениального немецкого композитора.

Для передачи своих мыслей и чувств он всегда находил новые выразительные средства, преобразовывая и обогащая традиционные музыкальные жанры. Истинный новатор, непреклонный борец, он воплощал смелые идейные концепции в удивительно простой, ясной музыке, доступной пониманию самых широких кругов слушателей. Сменяются эпохи, поколения, а бессмертная музыка Бетховена по-прежнему волнует и радует сердца людей.

Основные произведения

9 симфоний

Ряд увертюр («Эгмонт», «Кориолан», «Леонора» и др.)

Опера «Фиделио»

5 фортепианных концертов и 1 скрипичный

16 струнных квартетов

32 фортепианных сонаты (в их числе знаменитые «Патетическая», «Лунная», «Аврора», «Аппассионата» и др.)

10 скрипичных сонат (в том числе «Крейцерова»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.005 с.)