Музыкальная культура Возрождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальная культура Возрождения.



Период с ХIV по ХVI вв., именуемый Возрождением, один из наиболее ярких в истории Западной Европы. Возрождение затронуло все области искусства и философию. Достаточно яркое воплощение это «новое искусство» нашло и в музыке, первоначально в Италии и Франции (Ars nova), затем в Нидерландах, Англии, Германии и других странах Европы.

Музыкальное искусство начало играть важную роль в общественной жизни народа, особенно в периоды подъема национально-освободительных движений и религиозных войн, связанных с Реформацией.

Очень быстро в тот период развивалась городская музыкальная жизнь (открытие академий, университетов, консерваторий).

Кроме того, большой победой над средневеково-церковной традицией было образование и быстрое развитие инструментальной музыки. Лютня, гитара, орган, вёрджинал стали неотъемлемой составной частью музыкальной культуры. Для них создавались специальные жанры (прелюдии, паваны, гальярды), появлялись виртуозы-исполнители.

 

2.Музыка Барокко (ХVII – середина XVIII века). Инструментальные жанры светской музыки. Творчество И.С.Баха, А.Вивальди (по выбору).

В искусстве ХVII в. в странах Западной Европы сложились новые эстетические стили и течения, отразившие вкусы и устремления того времени. Основными из них стали – классицизм и барокко.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) развился наиболее интенсивно в абсолютистской Франции, особенно в области театра (Ж. Расин, П. Корнель), поэзии (Н. Буало), живописи (Н. Пуссен, К. Лоррен), а во второй половине века и в музыке (Ж.Б. Люлли).

Стиль барокко полнее проявил себя в итальянском искусстве, но вместе с тем оказал существенное воздействие на многие страны. Барокко (ит. baroccо – причудливый, вычурный, странный) – художественный стиль, господствовавший в изобразительном искусстве и архитектуре еще с конца ХVI – и до первой половины ХVIII вв. В отличие от ясного и цельного ренессансного представления о человеке как центре гармонического мироздания, в этом стиле отдельная личность, окружавшая ее действительность и их взаимоотношения стали восприниматься во всей их сложности, многоплановости, изменчивости. Поэтому для барокко характерны пафос, напряженная динамика, тяготение к грандиозным масштабам, сложным контрастным композициям, пышной декоративности и синтезу различных видов искусств.

Эти общеэстетические предпосылки стиля барокко были во многих отношениях плодотворно реализованы и в музыке. На первый план выдвинулись музыкально-театральные жанры (прежде всего опера), что определялось характерным для барокко стремлением к драматической экспрессии и синтезу искусств (музыка, пение, театр). Родиной оперы стала Италия (Флоренция). Первое сохранившееся произведение – «Эвридика»

В течение XVII в. итальянская опера прошла огромный и сложный путь развития, выдвинув имена таких оперных титанов, как К. Монтеверди, А. Страделла, А. Скарлатти. В творчестве последнего окончательно сформировался стиль серьезной оперы (opera-seria).

Большое место в музыкальном искусстве того времени заняли и другие крупные циклические музыкально-драматические жанры – оратории, кантаты, реквиемы, пассионы. Все эти жанры опирались, главным образом, на библейские и евангельские тексты и первоначально предназначались для исполнения непосредственно в храме в дни церковных праздников. Ораториальные жанры эпохи барокко, также как и опера, прошли большой эволюционный путь от стремления к внешнему величию и эффектам, проявившимся в использовании принципа многохорности.

Интенсивные поиски новых форм и средств музыкальной выразительности велись и в области инструментальной музыки. Начался процесс формирования инструментальных исполнительских школ: органной, скрипичной, клавирной. Появились такие открытые, демократические формы музицирования, как церковные концерты, в которых исполнялась не только духовная, но и светская музыка. Великими органистами-мастерами импровизации и композиторами, создававшими сложные фуги, фантазии, токкаты, пассакалии, чаконы, были в Италии – Дж. Фрескобальди, в Германии – Д. Букстехуде, Г.Ф. Гендель и И.С. Бах. Во второй половине XVII в. начался расцвет скрипичного исполнительского искусства. В Италии XVII–XVIII вв. выдвинулись династии мастеров: Амати, Страдивари, Гварнери. Блестящими виртуозами были композиторы А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини. Большое распространение в различных странах Европы получил и клавесин. Высокого совершенства клавесинное искусство достигло в творчестве французских композиторов Ж.Б. Люлли, Ж.Ф. Рамо, Ф. Куперена, итальянских – Д. Скарлатти, Д. Альберти, английских – В. Бёрда, Дж. Булля, немецких – И. Кунау и И.С. Баха. В значительной степени связанными с эстетикой барокко оказались и новые инструментальные крупномасштабные циклические жанры – сюита, кончерто гроссо, ансамблевая и сольная соната, окончательно утвердившие новые гармонические принципы в музыке.

БАХ Иоганн Себастьян 1685 – 1750

Немецкий композитор, педагог, скрипач, альтист, клавесинист и виртуоз-органист эпохи барокко.

Родился в небольшом немецком городе Эйзенахе, в Тюрингии. В роду Бахов почти все были музыканты. Отец Иоганна играл на альте, а старший брат, Иоганн Кристоф, был органистом.

Еще мальчиком Бах пел в хоре, а под руководством брата овладел игрой на скрипке, клавесине и органе. С 1700 г. Бах обучался в школе при церкви Св. Михаила в Люнебурге, где активно изучал произведения великих мастеров – Палестрины, Лассо, Шютца и др. По окончании школы Иоганн Себастьян начал работать в качестве скрипача, органиста и капельмейстера в различных немецких городах: Веймаре, Арнштадте, Мюльхаузене. В этот период он сочиняет кантаты, хоральные обработки и другие произведения для органа, совершенствует свой исполнительский стиль.

Творчество

При жизни сочинения Баха практически не издавались. Лишь несколько клавирных пьес были напечатаны на личные средства. Современники восхищались им как органистом и клавесинистом, но считали его музыку старомодной и скучной. До самой смерти Бах был «пережитком» давно минувших дней, дети часто называли его «старым париком».
Будучи религиозным человеком, Бах придерживался церковных канонов в музыке и ее исполнении. В 1717 году в качестве посвящения к своей «Органной тетради» он написал: «Во славу Божью, ближнему на поученье».

Творчество Баха – вершина в развитии музыкального искусства эпохи барокко. Его гений проявился практически во всех жанрах эпохи, за исключением оперы. Область инструментальной музыки Баха – это необычайное мастерство импровизации и совершенство владения сложной полифонической техникой. Им созданы многочисленные сочинения для органа, клавира и оркестра: токкаты, фантазии, прелюдии, хоралы, фуги, концерты, сюиты.

Главные достижения вокально-инструментальных жанров – создание монументальных драматических произведений для хора, преимущественно с духовной (религиозной) тематикой: пассионы, кантаты, мессы, мотеты, Магнификат. Сочетание глубочайшей человечности, строгой, философски проникновенной лирики с величайшим полифоническим мастерством сделали произведения Баха непревзойденными образцами мирового музыкального искусства.
Всё творчество Баха охватывает более тысячи произведений различных жанров для разных составов исполнителей. Лишь в 1950 году, спустя 200 лет после смерти Баха, был опубликован полный каталог его работ.

 

3. Жанр оперы в Италии (XVII – начало XVIII веков): опера-сериа и опера-буффа, сюжеты, стиль, певческие голоса.

Родина оперы — Италия. Этот жанр возник в конце XVI в. В единении поэзии, музыки и театра группа просвещенных флорентийских поэтов и музыкантов искала пути к возрождению античного театра, к созданию синтетического искусства.

В течение первой половины XVII в. опера постепенно формировалась как жанр, приобретая новое направление в своем развитии. В Венеции в 30-х гг. XVII в. был открыт первый в мире постоянный оперный театр.

Развитие итальянской оперы во второй половине XVII и в XVIII в. связано с пышным расцветом вокального искусства. Творчество А. Скарлатти положило основание прославленной неаполитанской школе, которая на рубеже XVII и XVIII вв. заняла главенствующее место, принадлежавшее ранее венецианской школе.

В Неаполе окончательно сложился жанр итальянской оперы, где музыка господствовала над текстом, где определились типы вокальных форм и достигло высокого расцвета певческое искусство.

Во второй половине XVIII в., в эпоху итальянского просветительства, усиливались стремления повысить художественный уровень «серьезной» оперы, однако никто из итальянских композиторов не решался в ту пору отойти от общепринятой структуры оперы seria, отказаться от бессодержательной виртуозности арий.

Одновременно с «серьезной» оперой в недрах той же неаполитанской школы зародилась и комическая опера (опера buffа). С первых шагов завоевав широкую популярность, она быстро распространилась по всем городам Европы, вытесняя «серьезную» опору даже со сцен придворных театров.

Итальянская комическая опера показывала на сцене занимательные приключения из жизни современников; высмеивала пороки и нередко пародировала самый жанр «серьезной» оперы. Ходульному пафосу оперы seria, ее виртуозным ариям и утратившим выразительность речитативам опера buffa противопоставила комедийно-бытовую тематику, простые народные и бытовые напевы, живые танцевальные ритмы, характерные речитативы, столь близкие скороговорке народных диалектных комедий. Большое значение в комической опере приобрели насыщенные действием динамичные ансамбли.

На пути своего развития опера buffa эволюционировала; отдельные элементы «серьезной» оперы проникали в комическую, и наоборот. Но жанры эти продолжали сосуществовать раздельно даже в XIX в.

Творчество Джоаккино Россини (1792—1868) явилось как бы связующим звеном в развитии итальянской оперы, завершая ее предшествующий этап и положив начало новой национальной школе. В комических операх композитора (лучшая из них — «Севильский цирюльник»), с их смелым, злободневным содержанием, опера buffa достигла наивысшего расцвета.

Россини обогатил также область «серьезной» оперы, переживавшей в ту пору глубокий идейный и драматургический кризис.

Россини обратился к героической тематике, отвечающей запросам современности; в его операх зазвучали мощные хоры, появились динамичные, развитые ансамбли, красочным и драматически выразительным стал оркестр. «Вильгельм Телль» Россини положил основание новому жанру героико-исторической романтической оперы.

Расцвет итальянской оперы был непродолжительным. Национальная опера вновь переживала серьезный кризис. Итальянские сцепы наводнял поток посредственных опер, сочинявшихся многочисленными подражателями Россини, Беллини и Доницетти.

Из идейно-драматического кризиса вывел итальянскую оперу Джузеппе Верди (1813—1901), смелый новатор, горячий, убежденный и последовательный поборник реалистических принципов итальянской литературы эпохи национально-освободительного движения.

Изучение немецкой музыки вызвало у итальянских композиторов повышенный интерес к гармонии, полифонии, оркестру. Но в то же время они шли по ложному пути, отметая традиции итальянской оперы, отбрасывая классическое оперное наследие. Наиболее ярким представителем этого направления был Арриго Бойто (1842—1918), опера которого «Мефистофель» пользовалась в ту пору большим успехом.

Лучшее наследие итальянской классической оперы — творчество Россини, Беллини, Доницетти, Пуччини и, в особенности, Верди.

Итальянской классической опере, с ее прогрессивным идейным содержанием, с прочными национальными традициями, с ее подлинной «вокальностью», принадлежит почетное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.011 с.)