Эффект дохода и эффект замены по дж. Хиксу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффект дохода и эффект замены по дж. Хиксу.



Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса на него через эффект замены и эффект дохода, оба они составляют общий эффект изменения цены. Эффект замены возникает при изменении цены одного из благ, например, если цена одного блага повысилась, а другого осталась неизменной, то это будет способствовать росту потребления относительно дешёвых благ по сравнению с относительно дорогими. В результате произойдет изменение соотношения цен на блага и изменение структуры потребительского спроса. Эффект дохода– это результат воздействия, оказываемого на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага. Он может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того, чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Чтобы определить эффект дохода, нужно элим нировать эффект замены. Причем оба эффекта возникают в условиях не-изменности денежного дохода потребителя и цен всех других товаров, кроме рассматриваемого товара. Существуют две точки зрения относительно того, как следует делить общий эффект изменения цены на эффект замены и эффект дохода. Одна из них принадлежит английскому экономисту Джону Ричарду Хиксу, другая русскому математику, экономисту, статистику Евгению Евгеньевичу Слуцкому. Они отличаются тем, как сохраняется постоянство реального дохода. Согласно Дж. Хиксу, потребитель после изменения цены стремится сохранить прежний уровень удовлетворения потребностей. В модели Е. Слуцкого у потребителя после изменения цены должна быть возможность приобрести тот же самый набор товаров, что и до изменения.

По методу Хикса – рис. 1.21 а), при повышении цены блага Х происходит смещение точки оптимума потребителя из точки Е1 в точку Е2. Общее снижение объема спроса, вызванное повышением цены товара Х, отрезок Х2Х1 (2-7=-5), называется общим эффектом изменения цены. Для разложения общего эффекта на эффект замены и эффект дохода необходимо воспользоваться вспомогательной бюджетной линией KL, ко- торая проводится параллельно бюджетной линии АС и является касательной к исходной кривой безразличия U1 в точке Е3. Точка Х3 делит отрезок Х2Х1 на эффект замены – отрезок Х3Х1 (6-7=-1) и эффект дохода – отрезок Х2Х3 (2-6=-4). Формирование эффекта замены происходит при сдвиге оптимума потребителя из точки Е1 в точку Е3 вдоль кривой безразличия U1. На данном участке реальный доход индивида остается неизменным, поскольку здесь сокращение спроса на товар Х (ввиду того, что он относительно товара Y стал дороже) компенсируется увеличением спроса на товар Y. Эффект дохода формируется в процессе сдвига оптимума из точки Е3 в точку Е2 и перехода с одной бюджетной линии (KL) на другую (АС), расположенную ближе к началу координат. При этом доход потребителя снижается.

По методу Е.Е. Слуцкого – рис. 1.21 б), общий эффект изменения цены определим как и в методе Хикса. При разложении общего эффекта на эффект замены и эффект дохода проведем вспомогательную бюджет- ную линию K1L1, которая должна пройти через точку исходного набора Е1 и представлять такой доход, который при новых ценах обеспечивает исходный товарный набор, а не исходный уровень полезности, как в методе Хикса. Вспомогательная бюджетная линия K1L1 коснется более высокой кривой безразличия U3 в точке Е3. Это означает, что потребитель выбрал бы набор в точке Е3, если бы у него был доход, достаточный для приобретения исходного товарного набора. В действительности же он выбирает набор в точке Е2, поскольку цена товара Х повысилась. Таким образом, общий эффект от повышения цены товара Х по методу Е.Е. Слуцкого – отрезок Х2Х1 (2-7=-5), эффект замены – отрезок Х3Х1 (3-7=-4), а эффект дохода – отрезок Х2Х3 (2-3=-1).

Эффект замещения по Слуцкому всегда больше эффекта замещения по Хиксу, а эффект дохода по Слуцкому всегда меньше эффекта дохода по Хиксу из-за того, что K1L1 является секущей к исходной кривой безразличия U1, а KL касательной к ней.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.004 с.)