Сборники музыкального и литературного репертуара 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сборники музыкального и литературного репертуара



 

Агафонников В. Г. Заплетися, плетень. Русские народные песни и хороводы.— М., 1977.

А мы просо сеяли. Русские народные хороводы для детей / Сост. М. А. Медведе­ва.—М., 1979, 1980, 1981, 1984.

Встречаем праздник Октября / Сост. Е. Ф. Чайка.— 1982.

Все мы любим Ленина. Праздники в детском саду / Сост. Л. А. Волкова.— М., 1987.

Гармошечка-говорушечка. Песни, пьесы, инсценировки для детских садов города и села / Сост. С. И. Мерзлякова.—М., 1981 — 1983, 1986, 1987.

Играй, наш оркестр / Сост. А. В. Певная.— М., 1983.

Здравствуй, елка. Праздники в детском саду / Сост. А. С. Белицкая.— М., 1986.

К нам пришел Первомай. Праздники в детском саду / Сост. С. И. Бекина.— М., 1984.

Феоктистова Л. Ю. Мамины помощники.— 1984.

Хоровод веселый наш. Праздники в детском саду / Сост. С. И. Бекина, Т. П. Ло­мова.—М., 1980, 1981.

 

 

Стр.262

СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

 

Элементарная теория музыки

Аккомпанемент -музыкальное сопровождение солиста (певца, инструменталиста, ансамбля, танца, гимнастических упражнений и т. д.

Аккорд (созвучие) - одновременное звучание трех или более звуков, различных по высоте, названию.

Акцент (ударение) - подчеркивание какого-либо звука, аккорда. А. имеет различные графические обозначения: >, V, ^, sf и т. д. Они проставляются в вокальных (сольных и хоровых) партиях над нотоносцем (при отсутствии текста); в инструментальных произведениях. А. может проставляться между нотными строками или над каждой в отдельности в зависимости от исполнительской выразительности.

Альтерация - повышение или понижение звука на полутон или тон с помощью знаков: # (диез) повышает на полутон; b (бемоль) понижает на полутон; - (бекар) отменяет диез или бемоль и т. д.

Ансамбль (вместе). 1. Музыкальное произведение для нескольких исполнителей: дуэт (двое исполнителей), трио или терцет (трое), квартет (четверо), квинтет (пятеро) и т. д. 2. Единый художественный коллектив. 3. Слитность, согласованность хорового исполнения.

Аппликатура — обозначение в нотах правильного чередования пальцев для удоб­ства игры на музыкальных инструментах.

Арпеджио — последовательное исполнение в аккорде звуков одного за другим.

Вольта — графическое обозначение повторения предыдущего музыкального от­рывка, который обозначается так:

 

Гамма — звукоряд — последовательное звучание ступеней лада в восходящем и нисходящем движениях. Наиболее распространены Г. диатоническая (из 7 ступеней) и хроматическая (из 12 ступеней).

Гармонизация — инструментальное сопровождение мелодии, написанное в народ­ном или других стилях.

Гармония. 1. Последовательное, закономерное сочетание созвучий в условиях лада и тональности. 2. Учебный предмет в теории музыки.

Диапазон — звуковые возможности певческого голоса или какого-либо инструмен­та, объем между самыми высокими и низкими звуками голоса (инструмента).

Динамика (сила) — использование усиления или ослабления звучания как выразительного средства исполнения. Основные графические обозначения Д.: f (форте) — громко, р (пиано) — тихо, mf (меццо форте) — умеренно громко, mр (меццо пиано) — умеренно тихо, crescendo (крещендо) — усиливая, diminuendo (диминуэндо) — ослабляя и др.

Длительность — свойство звука, определяющее его протяженность. Основным обозначением длительности служит целая нота, равная двум половинным нотам, четырем четвертным нотам, восьми восьмым потам и т. д.

 

Стр.263

Доля — единица музыкального времени (звучания), разделяющаяся на сильную (ударную), слабую (безударную).

Диссонанс — созвучие, в котором звуки не сочетаются, вызывают ощущение согласованности.

Жанр - понятие определяющее содержание, характер, направленность музыкального произведения, например жанр оперной, симфонической, вокальной, камерной музыки. Жанровой обычно называют музыку, близко связанную с бытом (марш, танец и т.п.).

Затакт - начало музыкального произведения со слабой доли.

 

 

Звук музыкальный – колебание звучащего тела, имеющего основные свойства: высоту, длительность, тембр, динамику (силу).

Звукоряд – последовательность основных ступеней лада: до, ре, ми, фа,соль, ля, си.

Импровизация – творческая деятельность непосредственно во время исполнения, т.е. придумывание своих вариантов песен, танцев, маршировок и т.д.

Интервал – расстояние между двумя различными по высоте звуками, из которых нижний называется основанием, верхний – вершиной, например прима (повторение одного и того же звука), секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава и т.д.

Интонация – мелодический оборот, мельчайшее музыкальное построение, обладающее самостоятельной выразительностью.

Ключ – знак, который определяет высоту и название звука и проставляется в начале нотной сроки. Наиболее употребительны:

 

скрипичный басовый

 

 

(соль – на второй линейке), (фа – на четвертой линейке).

 

Консонанс – созвучие, в котором звуки сливаются и как бы дополняют друг друга.

Лад – соотношение, взаимосвязь устойчивых и неустойчивых звуков.

Легато – связанное исполнение нескольких звуков.

Лига – графическое изображение в виде дуги (вогнутой или выгнутой), которая обозначает связанное исполнение нескольких звуков разной высоты, увеличение длительности одного звука, объединение звуков, исполняемых в песне на один слог.

 

Стр.264

Мелизмы -своеобразные музыкальные украшения одного звука:

 

 

 

Мажор - ладовое звучание, передающее чаще всего светлое, радостное на­строение музыки.

Мелодия — одноголосная последовательность звуков, объединенных смысловым содержанием.

Метр - последовательное чередование сильных и слабых долей в такте.

Минор — ладовое звучание, передающее чаще всего задумчивое, грустное настроение музыки.

Многоголосие — созвучное сочетание нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов).

Модуляция — логичный, интонационный переход в другую тональность.

Мотив — наименьшее музыкальное построение, содержит обычно одну силь­ную долю.

Музыкальная грамота — элементарные знания в области теории музыки.

Нота — графическое изображение звука.

Нотный стан (нотоносец) — графическое изображение из пяти горизонталь­ных параллельных линий для записи нот.

Нюанс — оттенок, подчеркивающий характер звучания музыки.

Пауза — знак, прерывающий музыкальное звучание на определенный отрезок времени и соответствующий длительностям нот.

 

 

Полутон — наименьшее расстояние между двумя звуками, различными по высоте.

Размер — количество сильных и слабых долей определенной длительности, образующих такт; изображается в виде дроби, в знаменателе которой указыва­ется длительность одной доли, в числителе — количество таких долей. Выставля­ется в начале произведения, на каждом нотоносце отдельно, после ключевых зна­ков, и сохраняется значение до конца произведения или до перемены старого размера такта и установления нового. Например: 2/4, ¾, 6/8 и т. д.

Регистр — определяет звуковой диапазон музыкального инструмента, певческо­го голоса и различается на высокий, средний и низкий.

Ритм — последовательное чередование звуков (различной высоты и длительности), имеющих смысловое и выразительное значение.

Синкопа – смещение звукового ударения с сильной доли такта на слабую.

Стаккато – исполнительский прием, характеризующийся коротким, отрывистым звучанием.

Ступени лада – звуки, имеющие следующие обозначения:

Стр.265

 

 

Такт — небольшой отрезок музыкального произведения, заключенный между двумя сильными долями (начинается с сильной и заканчивается перед сильной) Т. разделен на нотной строке тактовой чертой (вертикальной линией).

Темп — скорость движения, чередование метрических единиц. Обозначения Т проставляются в начале произведения над первой нотной строкой на русском и итальянском языке, например: умеренно — moderate (модерато), быстро — allegro (аллегро), протяжно — adagio (адажио).

Тон — расстояние между двумя звуками, включающее два полутона.

Тональность — конкретная высота звуков определенного лада, характерного для того или иного произведения. Т. имеет свои ключевые знаки и обусловливается положением тоники на той или иной ступени звукоряда.

Транспозиция (транспонировка) — исполнение произведения (песни, пьесы) в другой тональности.

Трезвучие — аккорд, в котором три звука расположены по терциям (например, до-ми-соль). Т. может быть мажорным или минорным и, таким образом, опреде­лять лад.

Фактура —сочетание различных средств музыкальной выразительности: мело­дия, аккомпанемент, отдельные голоса, подголоски, тема и т. д.

Фермата — графическое обозначение дополнительного продления, звучания в целях большей выразительности.

 

 

 

Форма музыкальная — в широком понимании сочетает выразительные средства: мелодию, ритм, гармонию, структуру. В узком понимании Ф. — это структура про­изведения, например двухчастная и трехчастная формы.

Хроматизм — полутоновое изменение высоты звуков с помощью знаков аль­терации.

Вокально-хоровое искусство

 

А капелла — многоголосное, преимущественно хоровое пенис без инструмен­тального сопровождения.

Вокализация — певческий, исполнительский прием распевания на гласные звуки.

Вокальная музыка — предназначена для пения. Различают три основных вида пения: сольное (один исполнитель), ансамблевое (дуэты, трио и т. д.), хоровое (коллективное исполнение, одноголосное или многоголосное, с сопровождением или а капелла).

Вокальное искусство — певческое мастерство.

Детонирование — неправильное, неточное звучание.

Диапазон — звуковой объем певческого голоса.

Дикция — четкое, внятное, выразительное произношение слов.

 

Стр. 266

 

Запев - начало сольной или хоровой песни.

Кантилена - напевная, плавная, манера исполнения.

Припев - часть песни (в куплетной форме), исполняемая на один и тот же текст.

 

 

Танец

 

Бульба — белорусская народная песня-пляска оживленного, веселого характера, имеющая двухдольный размер.

Вальс — бальный танец плавного, умеренно быстрого характера, имеющего трехдольный размер.

Галоп — бальный танец, темп стремительно быстрый; размер две четверти.

Гопак — украинский народный танец, быстрый, стремительный, основанный на больших прыжках; размер две четверти.

Краковяк — польский народным танец, оживленного характера; размер две четверти; ритм с характерными синкопами.

Лявониха - белорусская народная песня-пляска живого, веселого характера с подчеркнутыми притопами в конце каждой музыкальной фразы; темп быстрый; размер две четверти.

Мазурка — польский народный танец с характерным острым ритмом; размер трехдольный.

Менуэт — старинный французский бальный танец плавного, несколько кокетливо­го характера; размер три четверти; темп ускоренный.

Полька — чешский народный парный танец веселого, легкого, подвижного характера; размер двухдольный; темп быстрый.

Хоровод — массовая игра, с пением и движениями по кругу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.044 с.)