Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сборники музыкального и литературного репертуара
Агафонников В. Г. Заплетися, плетень. Русские народные песни и хороводы.— М., 1977. А мы просо сеяли. Русские народные хороводы для детей / Сост. М. А. Медведева.—М., 1979, 1980, 1981, 1984. Встречаем праздник Октября / Сост. Е. Ф. Чайка.— 1982. Все мы любим Ленина. Праздники в детском саду / Сост. Л. А. Волкова.— М., 1987. Гармошечка-говорушечка. Песни, пьесы, инсценировки для детских садов города и села / Сост. С. И. Мерзлякова.—М., 1981 — 1983, 1986, 1987. Играй, наш оркестр / Сост. А. В. Певная.— М., 1983. Здравствуй, елка. Праздники в детском саду / Сост. А. С. Белицкая.— М., 1986. К нам пришел Первомай. Праздники в детском саду / Сост. С. И. Бекина.— М., 1984. Феоктистова Л. Ю. Мамины помощники.— 1984. Хоровод веселый наш. Праздники в детском саду / Сост. С. И. Бекина, Т. П. Ломова.—М., 1980, 1981.
Стр.262 СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Элементарная теория музыки Аккомпанемент -музыкальное сопровождение солиста (певца, инструменталиста, ансамбля, танца, гимнастических упражнений и т. д. Аккорд (созвучие) - одновременное звучание трех или более звуков, различных по высоте, названию. Акцент (ударение) - подчеркивание какого-либо звука, аккорда. А. имеет различные графические обозначения: >, V, ^, sf и т. д. Они проставляются в вокальных (сольных и хоровых) партиях над нотоносцем (при отсутствии текста); в инструментальных произведениях. А. может проставляться между нотными строками или над каждой в отдельности в зависимости от исполнительской выразительности. Альтерация - повышение или понижение звука на полутон или тон с помощью знаков: # (диез) повышает на полутон; b (бемоль) понижает на полутон; - (бекар) отменяет диез или бемоль и т. д. Ансамбль (вместе). 1. Музыкальное произведение для нескольких исполнителей: дуэт (двое исполнителей), трио или терцет (трое), квартет (четверо), квинтет (пятеро) и т. д. 2. Единый художественный коллектив. 3. Слитность, согласованность хорового исполнения. Аппликатура — обозначение в нотах правильного чередования пальцев для удобства игры на музыкальных инструментах. Арпеджио — последовательное исполнение в аккорде звуков одного за другим. Вольта — графическое обозначение повторения предыдущего музыкального отрывка, который обозначается так:
Гамма — звукоряд — последовательное звучание ступеней лада в восходящем и нисходящем движениях. Наиболее распространены Г. диатоническая (из 7 ступеней) и хроматическая (из 12 ступеней). Гармонизация — инструментальное сопровождение мелодии, написанное в народном или других стилях. Гармония. 1. Последовательное, закономерное сочетание созвучий в условиях лада и тональности. 2. Учебный предмет в теории музыки. Диапазон — звуковые возможности певческого голоса или какого-либо инструмента, объем между самыми высокими и низкими звуками голоса (инструмента). Динамика (сила) — использование усиления или ослабления звучания как выразительного средства исполнения. Основные графические обозначения Д.: f (форте) — громко, р (пиано) — тихо, mf (меццо форте) — умеренно громко, mр (меццо пиано) — умеренно тихо, crescendo (крещендо) — усиливая, diminuendo (диминуэндо) — ослабляя и др. Длительность — свойство звука, определяющее его протяженность. Основным обозначением длительности служит целая нота, равная двум половинным нотам, четырем четвертным нотам, восьми восьмым потам и т. д.
Стр.263
Доля — единица музыкального времени (звучания), разделяющаяся на сильную (ударную), слабую (безударную). Диссонанс — созвучие, в котором звуки не сочетаются, вызывают ощущение согласованности. Жанр - понятие определяющее содержание, характер, направленность музыкального произведения, например жанр оперной, симфонической, вокальной, камерной музыки. Жанровой обычно называют музыку, близко связанную с бытом (марш, танец и т.п.). Затакт - начало музыкального произведения со слабой доли.
Звук музыкальный – колебание звучащего тела, имеющего основные свойства: высоту, длительность, тембр, динамику (силу). Звукоряд – последовательность основных ступеней лада: до, ре, ми, фа,соль, ля, си. Импровизация – творческая деятельность непосредственно во время исполнения, т.е. придумывание своих вариантов песен, танцев, маршировок и т.д. Интервал – расстояние между двумя различными по высоте звуками, из которых нижний называется основанием, верхний – вершиной, например прима (повторение одного и того же звука), секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава и т.д.
Интонация – мелодический оборот, мельчайшее музыкальное построение, обладающее самостоятельной выразительностью. Ключ – знак, который определяет высоту и название звука и проставляется в начале нотной сроки. Наиболее употребительны:
скрипичный басовый
(соль – на второй линейке), (фа – на четвертой линейке).
Консонанс – созвучие, в котором звуки сливаются и как бы дополняют друг друга. Лад – соотношение, взаимосвязь устойчивых и неустойчивых звуков. Легато – связанное исполнение нескольких звуков. Лига – графическое изображение в виде дуги (вогнутой или выгнутой), которая обозначает связанное исполнение нескольких звуков разной высоты, увеличение длительности одного звука, объединение звуков, исполняемых в песне на один слог.
Стр.264 Мелизмы -своеобразные музыкальные украшения одного звука:
Мажор - ладовое звучание, передающее чаще всего светлое, радостное настроение музыки. Мелодия — одноголосная последовательность звуков, объединенных смысловым содержанием. Метр - последовательное чередование сильных и слабых долей в такте. Минор — ладовое звучание, передающее чаще всего задумчивое, грустное настроение музыки. Многоголосие — созвучное сочетание нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов). Модуляция — логичный, интонационный переход в другую тональность. Мотив — наименьшее музыкальное построение, содержит обычно одну сильную долю. Музыкальная грамота — элементарные знания в области теории музыки. Нота — графическое изображение звука. Нотный стан (нотоносец) — графическое изображение из пяти горизонтальных параллельных линий для записи нот. Нюанс — оттенок, подчеркивающий характер звучания музыки. Пауза — знак, прерывающий музыкальное звучание на определенный отрезок времени и соответствующий длительностям нот.
Полутон — наименьшее расстояние между двумя звуками, различными по высоте. Размер — количество сильных и слабых долей определенной длительности, образующих такт; изображается в виде дроби, в знаменателе которой указывается длительность одной доли, в числителе — количество таких долей. Выставляется в начале произведения, на каждом нотоносце отдельно, после ключевых знаков, и сохраняется значение до конца произведения или до перемены старого размера такта и установления нового. Например: 2/4, ¾, 6/8 и т. д. Регистр — определяет звуковой диапазон музыкального инструмента, певческого голоса и различается на высокий, средний и низкий. Ритм — последовательное чередование звуков (различной высоты и длительности), имеющих смысловое и выразительное значение. Синкопа – смещение звукового ударения с сильной доли такта на слабую. Стаккато – исполнительский прием, характеризующийся коротким, отрывистым звучанием. Ступени лада – звуки, имеющие следующие обозначения: Стр.265
Такт — небольшой отрезок музыкального произведения, заключенный между двумя сильными долями (начинается с сильной и заканчивается перед сильной) Т. разделен на нотной строке тактовой чертой (вертикальной линией).
Темп — скорость движения, чередование метрических единиц. Обозначения Т проставляются в начале произведения над первой нотной строкой на русском и итальянском языке, например: умеренно — moderate (модерато), быстро — allegro (аллегро), протяжно — adagio (адажио). Тон — расстояние между двумя звуками, включающее два полутона. Тональность — конкретная высота звуков определенного лада, характерного для того или иного произведения. Т. имеет свои ключевые знаки и обусловливается положением тоники на той или иной ступени звукоряда. Транспозиция (транспонировка) — исполнение произведения (песни, пьесы) в другой тональности. Трезвучие — аккорд, в котором три звука расположены по терциям (например, до-ми-соль). Т. может быть мажорным или минорным и, таким образом, определять лад. Фактура —сочетание различных средств музыкальной выразительности: мелодия, аккомпанемент, отдельные голоса, подголоски, тема и т. д. Фермата — графическое обозначение дополнительного продления, звучания в целях большей выразительности.
Форма музыкальная — в широком понимании сочетает выразительные средства: мелодию, ритм, гармонию, структуру. В узком понимании Ф. — это структура произведения, например двухчастная и трехчастная формы. Хроматизм — полутоновое изменение высоты звуков с помощью знаков альтерации. Вокально-хоровое искусство
А капелла — многоголосное, преимущественно хоровое пенис без инструментального сопровождения. Вокализация — певческий, исполнительский прием распевания на гласные звуки. Вокальная музыка — предназначена для пения. Различают три основных вида пения: сольное (один исполнитель), ансамблевое (дуэты, трио и т. д.), хоровое (коллективное исполнение, одноголосное или многоголосное, с сопровождением или а капелла). Вокальное искусство — певческое мастерство. Детонирование — неправильное, неточное звучание. Диапазон — звуковой объем певческого голоса. Дикция — четкое, внятное, выразительное произношение слов.
Стр. 266
Запев - начало сольной или хоровой песни. Кантилена - напевная, плавная, манера исполнения. Припев - часть песни (в куплетной форме), исполняемая на один и тот же текст.
Танец
Бульба — белорусская народная песня-пляска оживленного, веселого характера, имеющая двухдольный размер. Вальс — бальный танец плавного, умеренно быстрого характера, имеющего трехдольный размер.
Галоп — бальный танец, темп стремительно быстрый; размер две четверти. Гопак — украинский народный танец, быстрый, стремительный, основанный на больших прыжках; размер две четверти. Краковяк — польский народным танец, оживленного характера; размер две четверти; ритм с характерными синкопами. Лявониха - белорусская народная песня-пляска живого, веселого характера с подчеркнутыми притопами в конце каждой музыкальной фразы; темп быстрый; размер две четверти. Мазурка — польский народный танец с характерным острым ритмом; размер трехдольный. Менуэт — старинный французский бальный танец плавного, несколько кокетливого характера; размер три четверти; темп ускоренный. Полька — чешский народный парный танец веселого, легкого, подвижного характера; размер двухдольный; темп быстрый. Хоровод — массовая игра, с пением и движениями по кругу.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.044 с.) |