Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Канун татаро-монгольского нашествия.
Духовное просвещение, учение и письменность Всего 250 лет отделяло Киевскую Русь от принятия ею христианства до установления в ней татаро-монгольского ига и около 100 лет от установления на Руси православия до татаро-монгольского ига. В это исторический период Русь представляла собой церковную митрополию, подчинявшуюся греческим православным патриархам. Митрополиты, почти исключительно греки, избираемые и поставляемые в Греции, присылались в Россию и управляли Русскою Церковью как Греческою митрополией. Часто на патриаршую кафедру в Константинополе избирали людей и мало ученых, и малоспособных, и невысокой нравственности. А из числа 25 митрополитов, присланных к нам из Греции в первые четыре с половиною века, можем насчитать лишь пять-шесть иерархов, которые отличались просвещением и благочестием, все же прочие (кроме служения церковного и управления) ничем не заявили себя и не оставили почти никакого следа в нашей истории; один даже (Иоанн III) был, по выражению современного летописца, "не книжен, и умом прост, и просторек". Какую пользу могли принести русским митрополиты-греки своим красноречием, когда сами не знали по-русски и по-славянски? За исключением двух-трех из этих митрополитов, от которых сохранились памятники их благовестия, о всех прочих даже не замечено в летописи, говорили ли они когда-либо поучения к народу. Они не позаботились в продолжение двух с половиною веков ввести во всеобщее употребление в России славянскую Кормчую. Русские, с своей стороны, неизбежно должны были видеть в этих митрополитах пришельцев, чуждых им по языку и по всему другому, и хотя глубоко уважали их сан, но не могли питать к ним искреннего, родственного участия и сочувствия. Совсем иное было при русских митрополитах. Из шести русских по происхождению митрополитов, бывших у нас в тот же период, все, кроме Пимена, известны и по достаточному образованию и по благочестию. Участие князей и народа в делах церковных постоянно обнаруживалось при избрании епископов. Если в какой-либо епархии умирал епископ или оставлял кафедру, местный князь вместе с своими подданными избирал кандидата, отправлял его в Киев к князю киевскому и митрополиту и просил о рукоположении новоизбранного в епископа: такое избрание, согласное с древними обычаями Церкви, считалось законным. Если же митрополит сам, без сношения с местным князем, поставлял куда-либо епископа, избрание признавалось незаконным.
В Новгороде, где все важнейшие дела решало народное вече, избрание епископа совершалось вечем. Принимая такое полное участие в избрании для себя архипастырей, князья, а по местам народ, иногда присваивали себе право и удалять их с кафедры прежде суда над ними церковного или даже вовсе без этого суда. Зато, с другой стороны, и пастырям Церкви предоставляемо было у нас значительное участие в делах гражданских. Если в какой-либо области не было князя и жители решались пригласить его к себе из другой области, они обыкновенно отправляли за ним послов и нередко в числе их епископа. К концу XI и в начале XII в., когда писал Нестор, просвещение было у нас обильнее, нежели во дни святого Владимира и Ярослава. Доказательствами этой мысли служат: 1) сочинения русских писателей, живших во 2-й половине XI и в 1-й XII в. и, вероятно, получивших образование в отечественных школах, 2) сочинения некоторых греков, занимавших тогда нашу первосвятительскую кафедру, и 3) многие произведения письменности иноземной, существовавшие тогда у нас в славянских переводах. Наибольшая часть словесных произведений, существовавших у нас в то время и служивших богатою пищею как для умственного, так и для нравственного образования народа, были произведения иноземные, переведенные на язык славянский, или отчасти оригинальные славянские, принесенные к нам от соплеменников южных. А именно: книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета, жития святых, творения святых отцов и учителей Церкви и других церковных писателей. Об одних из этих произведений сохранились только краткие свидетельства; другие дошли до нас в живых памятниках письменности того времени; третьи — по крайней мере в позднейших списках. Вообще, надобно заметить, что книжное образование и письменность были у нас до церковного раскола на католичество и православие довольно распространены, особенно в Киево-Печерской обители.
Тем не менее следует сказать, что хотя христианская литургия была нами заимствована на древнеболгарском языке, получившим впоследствии название древне церковно-славянского языка и по этой причине в основном была понятна принявшим христианство восточным славянам. Но этот язык не был языком тогдашней греко-римской культуры, художественно-культурные памятники которой были написаны в основном на греческом и латинском языках. Восточнославянская элита не была знакома с греческим и латинским языком. И эти обстоятельства мешали знакомству русского общества того времени с культурным наследством античной древности в отличие от народов Западной Европы, принявших христианство в латинском обряде, и знавших в какой-то степени простонародную (вульгарную) латынь. В эпоху средневековья, в котором латынь стала научным и богословским языком, незнание её русским обществом было одной из причин отсталости русского общества в просвещении и науке. Татаро-монгольское иго. Российские историки обычно объясняют всеобщую отсталость России татаро-монголским игом, считая его неизбежным злом для русской истории. Но внимательное изучение русской истории, позволяет нам предполагать возможность скорого освобождения от татаро-монголской зависимости, если бы не политика Александра Невского и тогдашнего митрополита Кирилла II (1249-1281) бывшего яростным противником католичества. После поражения от татаро-монголов в 1238 г. на реке Сить, завоеватели ушли на Запад и около 13 лет не беспокоили Северную Русь. Единственным внешним признаком татаро-монгольского присутствия была обязанность местных князей время от времени отправляться в ставку Золотой Орды в Сарай для выражения преданности хану и получения подтверждения своего права на княжение. За эти годы Русь экономически восстановилась после монгольского погрома и в ней сформировалось антимонгольское движение с участием великого князя Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского), Андрея и Ярослава Тверского — родных братьев Александра Невского, а также с участием князя Даниила Галицкого, представлявшего собой Юго-Западную Русь, и получившего поддержку Апостольской Столицы, призвавшей к крестовому походу против татар католические народы Западной Европы. Папа римский писал к королю русскому (Даниилу Галицкому), и ко всем верующим в России, что так как они выразили намерение оставить заблуждения греков и покориться Апостольскому Престолу, то он назначает к ним своим легатом мужа мудрого и опытного, Прусского и Эстонского архиепископа Генриха, который принесет к ним слово жизни, и убеждал их обращаться к этому легату не только в делах веры, но и за советами и помощью против татар. Папа просил Даниила (в 1248 г.) извещать его чрез братий Тевтонского ордена, как скоро узнает о набегах татар, чтобы можно было заблаговременно принимать для отражения их надлежащие меры. Папа же Иннокентий IV издал (в 1253 г.) буллу ко всем христианам Богемии, Моравии, Сербии и Померании, чтобы они вместе с королем русским Даниилом, выступили против татар под знаменем святого Креста, и объявлял каждому участнику этого похода отпущение грехов. Даниил согласился на крестовый поход против татар, дал клятвенный обет верности Римской Церкви и в городе Дрогичине в 1255 г. был коронован королём. Но воззвание Иннокентия осталось бесплодным; крестовый поход против татар не состоялся, Даниил не получил от папы обещанной помощи и по требованию татар решился на разрыв церковной унии.
Отец Александра Невского — Ярослав в татарской столице Каракоруме от католического монаха Плано Карпини принял воссоединение с Апостольской Столицей, за что был в 1246 г. якобы отравлен татарами. Ведя переговоры с королем Даниилом папа Иннокентий IV вступил в 1248 г. в сношения с Александром Невским, послав ему свою грамоту, в которой он писал: " мы молим и убеждаем тебя, чтобы ты признал Римскую Церковь матерью... и деятельно позаботился побудить к повиновению Апостольскому Престолу твоих подданных, да восприимешь некогда плод в вечном блаженстве. Знай, что если ты воспользуешься этими нашими благожеланиями, то мы будем считать тебя знатнейшим между прочими католическими князьями и всегда с полным усердием будем стремиться к увеличению твоей славы". Затем папа просил Александра извещать ливонских рыцарей о нашествиях татар на христианские земли, чтобы рыцари могли извещать его самого, т. е. папу, а он имел возможность заблаговременно собирать силы для сопротивления варварам. Великокняжеский престол по смерти Ярослава Всеволодовича от татар получил его сын Андрей, женившийся на дочери князя Даниила Галицкого. Александр же Невский в 1252 г. поехал в Золотую Орду (вероятно желая отобрать власть у своего брата Андрея), откуда после его приезда, были посланы два отряда татар, один против князя Андрея, другой против князя Даниила Галицкого. Последний отразил татар, а Андрей и его брат Ярослав были разбиты татарами под Переславлем летом 1252 г. По мнению Л. Гумилёва ("Поиски", с. 381) между 1249 и 1252 годами на Северной Руси произошло вооружённое восстание, подавленное ханом при молчаливом попустительстве Александра Невского. После этого Александр Невский занял Владимирский престол в качестве старейшего над своими братьями. Андрей отказался служить татарам и бежал в Швецию. Таким образом, можно быть уверенным, что Александр Невский предпочел союз с татарами вместо борьбы вместе со своими братьями и Даниилом Галицким против татарского владычества, и тем самым предал русские интересы. А. Невский продолжал сотрудничество с татаро-монголами. В частности, он подчинил Новгород татаро-монголам (до Новгорода их конница не дошла), помог провести татаро-монголам перепись населения Руси и даже поддержал с 1257 г. мобилизацию мужского населения Руси в татаро-монголскую армию для ведения оккупантами захватнических войн. Когда же в 1262 г. по всей Северо-восточной Руси (в городах — Ростове, Владимире, Суздале, Ярославле и других) началось восстание против татаро-монголов, А. Невский в этом восстании не участвовал. Он отправился в Орду и на обратном пути в 1263 г. поступил в монахи, принял схиму и скоро умер в 43 года.
"Православная" Церковь также проводила под руководством митрополита Кирилла II соглашательскую линию с оккупантами, ибо она пользовалась покровительством со стороны Золотой Орды. Православная Церковь была освобождена от всех налогов и повинностей [8], она молилась за татарских ханов и их семьи. В то время как русский народ страдал от татарских набегов и насилии, православная Церковь умножала свои богатства. Поскольку права на церковные земли должно было подтверждаться каждым новым ханом Золотой Орды или местным князем, то это ставило Церковь в зависимость от светской власти ([9], стр. 298). Так, благодаря русской "православной" Церкви и ее верного сына Александра Невского Северо-восточная Русь встала на путь сотрудничества с татаро-монголами. А наследники А. Невского продолжали этот курс, доведя его до прямого национального предательства, когда русские князья использовали татаро-монголов в своей междоусобной борьбе, тем самым разоряя русскую землю и подавая пример предательства своему народу. Кроме того, они стали союзниками татаро-монголов в их походах на другие народы, в их войнах с христианскими народами: с населением Западной Руси (Великое Княжество Литовское), с эстонцами, финнами, шведами, тем самым изолировали Северо-восточную Русь от общения с Западом, его культурой, его народами. Возможно, возразят, что А. Невский не мог поступить иначе, т.к. русские были слабее татаро-монголов. Возможно, но у них могли быть союзники: Литва, начавшая освобождение Западной Руси от татаро-монголов, Даниил Галицкий, крестоносцы, шведы. Что помешало русским князьям войти с ними в союз? Ведь союз с татаро-монголами был явно не лучшим выбором для России. Вспомните, что в ХIII веке в католической Европе уже существовали университеты, романское и готическое искусство, христианская нравственность и христианские общественные отношения. А что принесли на Русь татаро-монголы? Подпадению под ярмо татаро-монгольского ига, непоправимому броску назад к варварству мы обязаны нашей верности церковному расколу, порождённому византийским национализмом, отделившим нас от западного христианства, готового хотя бы частично поддержать нас против татаро-монгол. Благодаря религиозному обособлению мы не только оказались под монгольским ярмом почти на четверть тысячелетия, но и отстали на целые века от духовного и материального прогресса на Западе. Хотя мы и считались христианами, но подлинной, глубокой христианской культуры в нас не образовалось. Правда, позднее благодаря усилию некоторых самодержцев мы и позаимствовали многое у западных народов, но прочных традиций, навыков их правовой, религиозной, научной культуры мы не приобрели.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.109.201 (0.009 с.) |