Спрос на экономические ресурсы. Определение оптимального объема спроса на ресурс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос на экономические ресурсы. Определение оптимального объема спроса на ресурс.



Спрос на экономические ресурсы носит производный характер по отношению к спросу на конечную продукцию.

Приступая к любому виду хозяйственной деятельности, фирма должна иметь четкое представление о количестве необходимых ей факторов производства. Это количество, выраженное в денежной форме, и есть объем спроса на ресурсы. Объем спроса на экономические ресурсы определяется фирмой исходя из цели максимизации прибыли. (МК = МС).

Объем спроса на ресурс зависит от трех составляющих:

1) производительности (отдачи) данного ресурса, т.е. того, сколько готовой продукции можно получить, используя одну единицу ресурса;

2) цены товаров, произведенных с его помощью;

3) цены самого ресурса и соответственно от издержек, которые понесет предприятие на его приобретение.

Выясним общую динамику спроса на трудовой фактор. В соответствии с законом убывающей отдачи при неизменном объеме других используемых фирмой факторов производства величина предельного продукта труда (MP)-( прирост выпуска продукции в натуральном выражении,в рез-те применения одной дополнительной единице труда) будет уменьшаться по мере увеличения количества применяемого труда

Чтобы выяснить, как снижение предельного продукта труда отражается на доходах фирмы, необходимо перейдем от натуральных показателей к стоимостным.

 

Падение предельного денежного продукта труда обусловлено снижением предельного продукта труда. Ведь чем меньше дополнительных единиц продукции удается произвести, подключая все новые и новые трудовые ресурсы, тем меньше будет и выручка от их продажи.

Что касается быстроты снижения доходности трудового фактора, то в условиях совершенной конкуренции она будет меньше, чем принесовершенной. Отсюда и наклон графика во втором варианте выглядит более крутым, чем в первом.

Причины различия в поведении графиков проста. Падение МRР1 связано только с сокращением предельного продукта труда (МР), цены на готовую продукцию фирмы (Р) в условиях свершенной конкуренции не меняются с ростом объема продаж. Падение же МRР2, кроме этого фактора, подстегивается и снижением цен, типичным для несовершенной конкуренции при росте размеров продаж.

Перейдем теперь к рассмотрению предельных издержек на трудовой ресурс.

На рисунке видно, что при совершенной конкуренции предельные издержки фирмы на трудовой ресурс не меняются, поскольку слишком мала ее рыночная доля.

При несовершенной конкуренции предельные издержки приобретают тенденцию к росту по мере увеличения общей численности работающих.

Теперь подумаем об определении оптимального объема спроса фирмы на трудовые ресурсы.

Покупая трудовой фактор, предприятие должно сравнивать предельный денежный продукт труда с предельными издержками на трудовой ресурс. При этом максимальная прибыль теоретически достижима в случае полного равенства этих.

В точке В, где пересекаются прямые предельный денежный продукт труда и предельные издержки на трудовой ресурс, наблюдается полное равенство предельного денежного продукта и предельных издержек, т.е. здесь дополнительные издержки равны дополнительному доходу. В этом случае в силу выполнения правила MRP=MRC т.е. максимизируется прибыль.

Значение рынка факторов производства связано с тем, что:

во-первых, существующие на рынке ресурсов цены обуславливают уровень экономических издержек всех действующих предприятий, что в свою очередь определяет величину рыночного предложения на рынке готовой продукции;

во-вторых, цены на факторы производства являются важнейшим фактором формирования денежных доходов домохозяйств (в виде зарплаты, ренты, процента и прибыли), определяющих рыночный спрос на готовую продукцию;

в-третьих, нормальное функционирование рынка факторов производства способствует эффективному распределению экономических ресурсов между экономическими субъектами, и тем самым, минимизирует альтернативные издержки производства того или иного вида готового продукта.

Анализ спроса в краткосрочном периоде

Для анализа спроса на ресурсы примем несколько упрощающих допущений:

фирма функционирует в краткосрочном периоде;

использует только два ресурса: труд (L) и капитал (К), причем труд выступает переменным фактором, а капитал — постоянным;

рынок ресурсов является совершенно конкурентным;

рынок готовой продукции также совершенно конкурентный.

Представим производственную функцию анализируемой фирмы в виде таблицы. На примере факторы труда.

 

Как видно из таблицы, увеличивая количество занятой рабочей силы (L), фирма добивается возрастания объема выпуска (Q), однако в силу действия закона убывающей отдачи предельный продукт труда (MPL) постепенно сокращается. Основной вопрос, который должна решить для себя фирма, какое количество труда следует нанять при данных условиях.

Условия оптимального найма (в случае одного переменного ресурса)

Найм дополнительного работника оправдан до тех пор, пока предельная доходность труда не сравняется с его предельными издержкам, т.е. прирост прибыли за счет изменения переменного ресурса станет уже невозможен (ΔΠ=0)

Равенство MRPL=W отражает условие оптимального найма производственного ресурса, а рис. 8.1 дает графическое изображение условия оптимума.

В рассматриваемом примере оптимальное количество единиц труда L*=7. Это означает, что использование на предприятии 7 единиц труда позволяет максимизировать прибыль фирмы.

Экономический смысл кривой MRPL заключается в том, что она показывает, какое количество ресурса готова использовать фирма, максимизирующая прибыль, при данном уровне цены ресурса т.е. определение спроса.

Другими словами, кривая MRPL отражает спрос на используемый ресурс.

 

Условия оптимального найма в долгосрочном периоде (случай нескольких переменных ресурсов)

В условиях, когда фирма имеет дело с несколькими переменными ресурсами, проблема выбора усложняется, поскольку изменения в цене одного фактора могут изменить спрос на другие ресурсы. Однако в целом условие оптимума остается прежним.

Максимизирующая прибыль фирмы должна использовать каждый ресурс в объеме, при котором его предельная доходность (MRP) равнялась бы издержкам использования его дополнительной единицы (P), или:

MRP1=P1,

MRP2=P2,

...

MRPn=Pn,

где 1,2,...n — индексы соответствующих ресурсов.

Данное условие может быть преобразовано в равенство:

В условиях, когда фирма имеет дело с несколькими переменными ресурсами, проблема выбора усложняется, поскольку изменения в цене одного фактора могут изменить спрос на другие ресурсы. Однако в целом условие оптимума остается прежним.

Максимизирующая прибыль фирмы должна использовать каждый ресурс в объеме, при котором его предельная доходность (MRP) равнялась бы издержкам использования его дополнительной единицы (P), или:

MRP1=P1,

MRP2=P2,

...

MRPn=Pn,

где 1,2,...n — индексы соответствующих ресурсов.

Данное условие может быть преобразовано в равенство:

 

46. Сравнение простой монополии и монополии, проводящей ценовую дискриминацию

 

Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. В условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.

Монополия, проводящая ценовую дискриминацию, отличается от простой монополии тем, что она устанавливает разные цены на свою уникальную продукцию. Ценовая дискриминация является своеобразным способом смягчения остроты недопроизводства без нарушения интересов монополиста. Для монополиста ценовая дискриминация является естественным способом повышения прибыли, поскольку в принципе имеются потребители, готовые платить больше, чем составляют издержки производства для монополиста. Монополист, проводящий ценовую дискриминацию, более полно использует свои знания о возможностях каждой группы потребителей его продукции и тем самым и добивается большей прибыли, чем простой монополист.

Итак, - увеличивается прибыль

Плюс - дискриминационные цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства.

Вспомним про ценовую дискриминацию

Ценовая дискриминация первого рода (совершенная ЦД) — практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. При совершенной ценовой дискриминации производитель забирает себе весь потребительский излишек.

Ценовая дискриминация второго рода — изменение цены, в зависимости от объёмов потребления. Применяется в том случае, когда у производителя нет информации о каждом конкретном потребителе, однако есть информация о группах потребителей. При этом продавец устанавливает несколько тарифов, а покупатель сам выбирает подходящий ему тариф. При установлении тарифов целью продавца является забрать максимальную часть потребительского излишка.

Ценовая дискриминация третьего рода. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене. (скидки пенсионерам и студентам)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.111.22 (0.017 с.)