Пк2. Фирма, мксимизация прибыли фирмы, рыночные структуры. Рынки факторов производства. Общее равновесие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пк2. Фирма, мксимизация прибыли фирмы, рыночные структуры. Рынки факторов производства. Общее равновесие



ПК2. ФИРМА, МКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ ФИРМЫ, РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ

Теории фирмы. Цели фирмы

Производственная функция. Изокванта

Динамика производства в краткосрочном периоде и закон убывающей отдачи

Динамика производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба

Изокоста. Равновесие производителя

6.МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ:

Совокупный, средний и предельный доход фирмы

6.2.Издержки и прибыль: экономический и бухгалтерский подход:

6.2.1.Краткосрочные издержки: виды, динамика, взаимосвязь;

Функция издержек в долгосрочном периоде

7.Понятие рыночной структуры. Основные правила рыночных структур:

7.1Модель рынка совершенной конкуренции:

7.1.1.Спрос на продукцию конкурентной фирмы;

7.1.2.Максимизация прибыли и краткосрочное предложение конкурентной фирмы;

7.1.3.Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде;

Долгосрочное конкурентное равновесие и предложение товаров. Парадокс прибыли

7.2.Модель рынка чистой монополии:

7.2.1.Кривая предельного дохода чистого монополиста;

7.2.2.Кривая предельного дохода чистого монополиста;

7.2.3.Максимизация прибыли чистым монополистом в краткосрочном периоде. Долгосрочное монопольное равновесие;

Монопольная власть: понятие, показатели, факторы

Модель рынка монополистической конкуренции

Характерные признаки олигопольного рынка и типы олигополистического поведения

Ценовая дискриминация: понятие, условия, последствия

Социальная цена монопольной власти

Государственное регулирование рынка чистой монополии

8.РЫНОК РЕСУРСОВ:

8.1.Спрос на экономические ресурсы:

Земельная рента и рента на другие ресурсы

Земельная рента и рента на другие ресурсы

Рынок труда и заработная плата

Несовершенная конкуренция на рынке труда

Рынок капиталов, процент и прибыль

9.Частичное и общее экономическое равновесие:

Рыночное равновесие и общественное благосостояние

Внешние эффекты в рыночной экономике

Регулирование государством внешних эффектов

Бщественные и частные блага

Определение эффективного объема производства общественных благ

Теории фирмы. Цели фирмы

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие преобразование факторов производства в конечный продукт, называются фирмами. Следует отметить, что в экономической теории существует несколько фундаментальных и прикладных концепций теории фирмы:

  • технологическая концепция фирмы основана на неоклассической теории, которая основное внимание уделяет технологии, производственному процессу, изучению зависимости поведения фирмы от изменения цен на ресурсы и конечный продукт;
  • менеджеристская концепция, которая изучает разделение интересов внутри фирмы и взаимодействие собственником, менеджеров и работников предприятия;
  • институциональная теория фирмы выявляет роль контрактов, как основы внутрифирменного и межфирменного взаимодействия, трансакционных издержек, общих и специфических ресурсов;
  • эволюционная концепция фирмы делает акцент на множественности вариантов выбора и широкий спектр критериев оптимальности принимаемых решений, на влияние внешней среды (традиций, обычаев, рутины) на поведение фирмы;
  • теория игр предлагает математический аппарат для разработки стратегии в условиях неопределенности, принятия стратегических решений с учетом возможных действий конкурентов.

Таким образом, альтернативные варианты теории фирмы представляют различные грани широкого понятия «фирма» и ее поведения в конкурентном пространстве.

Отметим наиболее важные положения неоклассической теории, которые имеют значение для настоящей темы:

  • Фирма рассматривается как «черный ящик», на «вход» которого поступают факторы производства, на «выходе» получают продукцию.
  • Неоклассическая теория абстрагируется от внутренней структуры фирмы, ее организации, интересов собственников, управляющих, наемных работников, инвесторов, поставщиков и т.п.
  • Фирма представляется как действующая производственная функция.
  • Считается, что экономической целью фирмы как экономического агента является максимизация (экономической) прибыли.

Однако следует отметить, что в отличие от неоклассической теории, где единственной целью производства для всех хозяйствующих субъектов подразумевается максимизация прибыли, другие концепции фирмы считают допустимым существование различных целей фирм в зависимости от их размеров, власти, структуры и квалификации работников. Другой важной целью является рост фирмы, так как только при этом условии могут быть достигнуты отдельные частные цели различных фирм, среди которых выделяют:

  • защитные цели, которые включат защиту интересов фирмы от конкуренции, достижение наибольших доходов, прибыли, заработной платы;
  • позитивные цели, которые предполагают достижение определенных финансовых результатов, повышение по службе, улучшение условий труда и т.д.;
  • сочетание конечных результатов с действиями, которые обеспечили бы этот рост;
  • постоянная и долгосрочная демонстрация стабильности или еще лучше роста доходов, свидетельствующая об устойчивом положении фирмы в условиях конкуренции, чтобы вызвать к ней доверие;
  • технический прогресс для отдельных фирм, имеющих достаточное количество квалифицированной рабочей силы.

МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ.

РЫНОК РЕСУРСОВ

Бщественные и частные блага

До сих пор анализ рыночного механизма основывался на предположении, что в экономике производится лишь одна категория благ - частные. Они характеризуются двумя свойствами. С одной стороны, они являются объектом конкуренции потребителей. С другой - для тех потребителей, которые не готовы за них заплатить, они недоступны. Таким обра­зом, частные блага конкуренты и исключаемы в потреблении. Большинство благ является частными, но существуют еще и общественные блага, которые неконкурентны и неисключаемы в потреблении.

Отсутствие конкуренции (неконкурентностъ) в потреблении, или в иной терминология неделимость в потреблении, означает следующее: в отличие от потребления частного блага потребление общественного блага одним индивидом не уменьшает возможностей его потребления другими. Поступив в потреб­ление, благо уже не покидает его. На языке предельного анализа эта черта определяется следующим образом: коль скоро общественное благо произведено и поступило в потребление, предельные издержки обеспечения доступа к нему еще одного, добавочного потребителя равны нулю.

Неисключаемость из потребления, или в иной терминологии неприсвояемость в потреблении, означает, что воспрепятствовать потреблению такого блага лицам не желающим платить за него, невозможно или чрезмерно дорого. Например: просмотр телепередачи одним обладателем телевизора не мешает слушать ту же передачу другим, т.е. благо – “неконкурентно" в потреблении. У телеканала нет возможности помешать кому - то пользоваться ее услугами, если он их не оплатил, т.е. благо - "неисключаемо" из потребления.

Неисключаемость и неконкурентность общественных благ приводит к тому, что их производство не может быть организовано на рыночных началах. Возместить затраты про­изводства таких благ можно лишь через механизм бюджетно-налоговой политики.

В реальной действительности блага могут обладать этими свойствами в разной степени и различных сочетаниях, что иллюстрирует приведенная ниже таблица и ее анализ.

  Конкурентные Неконкурентные
Исключаемые частные блага смешанные блага I общественно исключаемые
Неисключаемые смешанные блага II (коммунальные) чисто общественные блага

Большинство благ, в экономике - частные, они обладают конкурентностью в потреблении, и исключаемостью они наиболее приспособлены к рыночной экономике. Некоторые блага, которые одновременно являются и неконкурентными, и неисключаемыми относят к чисто общественным.

Классический пример чисто общественного блага - национальная оборона. Блага со "смешанными" признаками, это те у которых неконурентность сочетается с исключаемостью и, наоборот, конкурентность в потреблении - с неисключаемостью. Такие блага будем называть " смешанные блага I " и " смешанные блага II " соответственно.

К смешанным благам I можно отнести: кабельное телевидение, интернет мосты, автомобильные дороги и др. Они предоставляются обществу в меньшем (по сравнению с оптимальным) объеме. Так, затраты на эксплуатацию кабельного телевидения не увеличиваются по мере подключения новых пользователей. Поэтому максимальную пользу от данного вида затрат общество получит при полном насыщении в этом виде услуг. Но при введении платы за пользование кабельным телевидением объем потребляемых услуг может оказаться меньше оптимального. Процесс потребления подобных благ часто протекает в коллек­тивных формах, но при этом может реально контролироваться собственником.

Экономисты - прагматики полагают, что для выделения рассматриваемой категории благ важна, главным образом, степень "неисключаемости". Воз­можность распространять выгоду от потребления таких благ на дополнительных потребителей с почти нулевыми издержками, имеет существенное значение. Заметим, что под эту особенность подпадает такое важное в современных условиях благо - как информация.

К смешанным благам II можно отнести природные ресурсы (общественные земли, леса, вода, а и т.п.), место за письменные столом в публичной библиотеке, и др. Ситуация с объемом предоставляемых благ противоположна, т.е. объем предлагаемых благ больше оптимального. При свободном доступе к ним нередко возникает чрезмерная нагрузка на природную среду, которая обора­чивается ее разрушением, ухудшением условий воспроизводства. Как следствие, это ведет к сокращению предложения подобных благ в будущем. На всех потреби­телей таких благ не хватает. Собранные в лесу грибы, ягоды или пойманная в озере рыба другому уже не достанется. Здесь действует правило - "пер­вый пришел, первый занял" со всеми вытекающими отсюда последствиями. Иногда такие блага называют "коммунальными”.

Нередко попытки решить проблемы производства общественных благ на базе рыночных отношении оборачивает­ся ростом издержек. Одна из основных причин резкого повышения трансакционных издержек - это проблема "безбилетника".

Проблема "безбилетника” возникает тогда, когда один из экономи­ческих субъектов может получить выгоду от действия другого и при этом не оплачивает её. Если благо неисключаемо, то никто из потенциальных потребителей, не будет склонен оплачивать потребление подобного блага. Потребитель, оплативший неисключаемое благо, не получает никаких преимуществ перед не заплатившим. Возникает проблема: если невозможно потенциальных "безбилетников" оградить от потребления неисключаемого блага, то как же вынудить их заплатить? Традиционный путь решения проблемы – увеличить штат ревизоров контролёров, охранников, растут судебные издержки, вводиться система лицензий.

Классическими примерами возникновения проблемы "безбилетников" можно считать потребление таких коммунальных благ, как: услуги общественного транспорта, коммунального хозяйства. Изобретательность потребителей может значительно увеличить перечень подобных благ, а производители последних увеличивают издержки, связанные с попыткой заставить принудительно оплатить услуги.

Если в экономике достаточно четко определены права собственности, и рынок прав функционирует эффективно, то трансакционные издержки будут невелики. Так, потребители электроэнергии, не желающие своевременно оплачивать услуги, должны знать, что у энергетической компании есть право требовать выполне­ния условий договора и прибегать к штрафным санкциям, которые значительно превышают положительные эффекты для «безбилетника». По существу это означает, что трансакционные издержки будет оплачивать потребитель и ему становится выгоднее перейти к категории добросовестных плательщиков.

Но, с другой стороны, если в экономке нарушается равновесие на рынке прав (несвоевременная выплаты заработной платы, снижение качества или значительное повышение цен на услуги, непредусмотренные договором), то это дает основа­ние потребителям коммунальных благ отказаться от их оплаты. Возникает конфликт, требующий вмешательства государства.

Подводя итог, можно заметить, что необходимость производства общественных благ ставит перед экономикой двоякую задачу: как достичь экономически оптимального объема производства таких благ и при этом минимизировать трансакционные издержки при наличии "безбилетников".

ПК2. ФИРМА, МКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ ФИРМЫ, РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ

Теории фирмы. Цели фирмы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.016 с.)