Упоминание о вознесении на небесный трон. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упоминание о вознесении на небесный трон.



[Более подробно о божественных качествах можно прочесть в книгах «аль-Асма ва ас-Сифат» аль-Бейхаки, «ат-Таухид ва сифат ар-Рабб» Ибн Хузеймы, «аль-‘Улувв ли аль-‘Али аль-Гаффар» аз-Захаби].

 

137. Кто-то может спросить: “Что вы думаете о вознесении Аллаха?”

В ответ мы должны сказать, что великий и могучий Аллах вознесся на небесный трон самым совершенным образом, как это подобает Его величию, и при этом Он не был неподвижен. Всевышний сказал: «Он – Милостивый, который вознесся на трон». Сура «Та Ха» («Та Ха»), аят 5. Великий и могучий Аллах также сказал: «К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит доброе дело». Сура «Фатыр» («Создатель»), аят 10. Он также сказал: «Напротив, Аллах вознес его к себе». Сура «ан-Ниса» («Женщины»), аят 158. Великий и могучий Аллах также сказал: «Он распространяет свое повеление от неба и до земли, а затем оно опять восходит к Нему в течение дня, который по вашему счету продолжается тысячу лет». Сура «ас-Саджда» («Поклон»), аят 5. Всевышний также поведал о том, что Фараон сказал: «О Хаман! Воздвигни для меня башню. Быть может, я поднимусь до путей – путей небесных – и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом». Сура «Гафир» («Прощающий»), аяты 36-37. Фараон решил, что проповеди пророка Мусы, мир ему и благословение Аллаха, о том, что великий и могучий Аллах находится над небесами, были лживы. Великий и могучий Аллах также сказал: «Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, кто на небе, может заставить землю поглотить вас и тогда она заколеблется? Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, кто на небе, может низринуть на вас ураган? Скоро вы узнаете цену Моему увещеванию!» Сура «аль-Мульк» («Власть»), аяты 16-17. Аллах сказал, что находится на небе, потому что Он вознесся на трон, который расположен над небесами. Все, что находится высоко в небе, можно отнести к небесам, и поэтому небесный трон считается высочайшим творением на небесах. Аллах не имел в виду, что Он занимает небеса целиком. Он имел в виду, что находится над небесами. Обратите внимание на следующие слова великого и могучего Аллаха: «Неужели вы не видите, что Аллах создал семь небес одно над другим, и велел луне проливать свет, а солнце сделал светильником?» Сура «Нух» («Нух»), аяты 15-16. В этом откровении говорится буквально следующее: «Он сделал луну в них светом». Однако это не означает, что луна занимает небеса целиком. Мы видим, как все мусульмане возносят руки к небу, потому что великий и могучий Аллах находится над троном, который располагается над небесами. И если бы великий и могучий Аллах не находился над троном, то мусульмане не стали бы возносить руки к небесам. Достаточно отметить, что во время молитв они не протягивают руки к земле.

 

138. Му‘тазилиты, джахмиты и харуриты считают, что высказывание великого и могучего Аллаха «Он – Милостивый, который вознесся на трон» [Сура «Та Ха» («Та Ха»), аят 5] означает, что Аллах захватил, овладел и покорил небесный трон. Они считают, что Аллах находится повсеместно, и в отличие от приверженцев истины отрицают то, что Аллах находится над небесным троном. Они полагают, что вознесение на трон лишь подчеркивает могущество Аллаха.

Если бы это было так, то не было бы никакой разницы между небесным троном и седьмой землей, потому что Аллах властен над всем сущим. Земля принадлежит Аллаху, и Он полновластно распоряжается ею, сором, который находится на ее поверхности, и всем, что есть во вселенной. Если бы вознесение на трон означало овладение троном, то следовало бы сказать, что Аллах вознесся на все сущее. И тогда получилось бы, что Аллах вознесся на трон, землю, небо, сор и даже грязь, ибо все сущее покорно одному Аллаху. Он властен над всем сущим, однако ни один мусульманин не посмеет сказать, что великий и могучий Аллах вознесся на траву или на уборную. Свят Аллах и превыше этого! Все это означает, что вознесение на трон не может означать овладения троном, потому что Аллах владеет всем сущим, а вознесение не имеет отношения к другим творениям и связано только с небесным троном.*

Му‘тазилиты, джахмиты и харуриты предполагают, что великий и могучий Аллах находится повсеместно. Это означает, что Аллах находился во чреве Марйам, находится среди сора и даже в уборной. Безусловно, это противоречит религии. Свят Аллах и превыше всего этого!

 

*[В одном из стихотворений, посвященных Бишру ибн Марвану, христианский поэт аль-Ахталь сказал: «Бишр овладел (араб. «истава», букв. «вознесся») Ираком без мечей и кровопролития». Ибн Касир в своей книге «аль-Бидайа ва ан-Нихайа» (т. 9, стр. 262) писал: «На слова именно этого стихотворения опираются джахмиты, пытаясь доказать, что вознесение на трон означает овладение троном. Однако это является искажением истинного смысла выражения, и слова христианинского поэта не могут служить доводом и доказательством. Аллах бесконечно далек от джахмитских воззрений! Захватить можно вещь, которая прежде была непокорна и непослушна. Бишр завладел Ираком, а аль-Малик завладел взбунтовавшейся против него Мединой. Однако небесный трон никогда не восставал против Господа, и поэтому мы не имеем права говорить, что вознесение на трон означает овладение троном. Воистину, доводы джахмитов являются совершенно неубедительными. Более того, отсутствие каких-либо доводов заставило их прибегнуть к стихотворению этого посрамленного христианина. Воистину, оно не может служить доводом. А лучше всего об этом известно Аллаху»].

 

139. Мусульманские богословы и знактоки хадисов убеждены в том, что Аллах вознесся только на небесный трон. Но предположим, что вознесение Аллаха не связано только с небесным троном и что великий и могучий Аллах находится повсеместно. Это означает, что Он находится даже под землей и что земля, небеса и все сущее находятся над ним. Это также означает, что Он находится над всем сущим и что творения находятся под ним. Получается, что Аллах находится над тем, что под Ним, и под тем, что над Ним. Подобное невозможно, потому что это утверждение противоречиво. Аллах же превыше этой ужасной лжи!

 

140. Еще несколько доказательств.

Еще одним свидетельством в пользу того, что великий и могучий Аллах находится над небесным троном и отделен от творений, являются хадисы, рассказанные мусульманскими богословами от имени Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

‘Аффан рассказывал со слов Хаммада ибн Саламы, что ‘Амр ибн Динар рассказывал, что Нафи‘ ибн Джубейр рассказывал, что его отец слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наш великий и могучий Господь каждую ночь нисходит на ближайшее небо и говорит: “Я одарю того, кто просит Меня. Я прощу того, кто молит

 

141. ‘Абдуллах ибн Бакр рассказывал со слов Хишама ибн Абу ‘Абдуллаха, что Йахйа ибн Абу Касир рассказывал, что Абу Джа‘фар слышал, как Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В последнюю треть ночи всевышний и всеблагой Аллах нисходит на ближайшее небо и говорит: “Я отвечу тому, кто взывает ко Мне. Я избавлю от беды того, кто молит Меня об этом. Я одарю благами того, кто просит у Меня”. И это продолжается до того, как забрезжит рассвет».

 

142. ‘Абдуллах ибн бакр ас-Сухами рассказывал со слов Хишама ибн Абу ‘Абдуллаха, что Йахйа ибн Абу Касир рассказывал, что Хиляль ибн Абу Меймуна рассказывал, что ‘Ата ибн Йасар рассказывал о том, что Рифа‘а аль-Джухани сказал ему: «Мы находились рядом с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и когда мы добрались до Кадида, он восхвалил и возвеличил Аллаха, а затем сказал: “По истечении одной или двух третей ночи великий и могучий Аллах нисходит на небо и говорит: “Я отвечу тому, кто взывает ко Мне. Я одарю того, кто просит Меня. Я прощу того, кто молит Меня о прощении”. И это продолжает до того, как забрезжит рассвет”».

[Насир ад-Дин аль-Албани в своей книге «Ирва аль-Галиль» (450) писал: «Этот хадис передали ад-Дарими, Ибн Маджа (1367), Ибн Хузейма в книге «ат-Таухид ва Сифат ар-Рабб» (87), Ахмад (т. 4, стр. 16), аль-Аджири в книге «аш-Шари‘а» (310, 311). Цепочка рассказчиков хадиса достоверна, поскольку все рассказчики заслуживают доверия, а передаваемые ими хадисы приведены в сборниках аль-Бухари и Муслима».

Аз-Захаби в своей книге «Сийар А‘лам ан-Нубала» (т. 11, стр. 376) писал: «Вознесение на трон, пришествие, нисхождение – это божественные качества, упомянутые в священных текстах и многочисленных достоверных преданиях. Ранние мусульманские богословы не отвергали эти качества и не искажали их истинного смысла. Напротив, они порицали тех, кто пытался искажать их истинный смысл. Они были единодушны в том, что эти качества не похожи на качества творений и что нет никого и ничего подобного Аллаху. Отрицать это и препираться по этим вопросам непозволительно, потому что это является попыткой опровергнуть самого Аллаха и Его Посланника либо попыткой придать качествам Аллаха определенную форму или вообще отвергнуть их»].

 

143. Еще несколько доказательств.

Великий и могучий Аллах сказал: «Они боятся своего Господа, который над ними». Сура «ан-Нахль» («Пчелы»), аят 50. Всевышний также сказал: «Ангелы и дух восходят к Нему в день, равный по времени пятидесяти тысячам лет». Сура «аль-Ма‘аридж» («Ступени»), аят 4. Он также сказал: «Потом Он обратился к небу, которое было дымом». Сура «Фуссылат» («Разъяснены»), аят 11. Он также сказал: «Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознесся на трон. Он – Милостивый. Спрашивай о Нем Того, кто ведает». Сура «аль-Фуркан» («Различение»), аят 59. Он также сказал: «Аллах – тот, кто создал за шесть дней небеса и землю и то, что между ними, а потом вознесся на трон. Нет для вас, кроме Него, ни покровителя, ни заступника. Неужели вы не опомнитесь?» Сура «ас-Саджда» («Поклон»), аят 4. Эти откровения свидетельствуют о том, что Аллах находится на небесах, над небесным троном. Каждому человеку известно, что небеса и земля – разные вещи. Это значит, что всевышний Аллах в отличие от всех других существ находится над небесным троном и не является единым целым со своими творениями. [Более подробно об этом можно прочесть в книгах «Шарх Хадис ан-Нузуль» шейх-уль-ислама Ибн Теймийи и «аль-‘Улувв ли аль-‘Али аль-Гаффар» имама аз-Захаби].

 

144. Еще несколько доказательств.

Великий и могучий Аллах сказал: «Когда распростерта будет земля и твой Господь придет вместе с ангелами, выстроившимися рядами, в тот день приведут ад». Сура «аль-Фаджр» («Заря»), аяты 21-23. Он также сказал: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах в сопровождении ангелов явится к ним, осененный облаками?» Сура «аль-Бакара» («Корова»), аят 210. Он также сказал: «Он возник на высшем небосклоне, приблизился к нему, а потом подошел еще ближе. Он находился от него на расстоянии двух луков и даже ближе. Так Аллах внушил своему рабу откровение, и сердце его не сочло ложью видение. Неужели вы будете оспаривать то, что он видел? А ведь он видел его еще раз, когда тот спустился. Случилось это у самого дальнего лотуса, возле которого находится райская обитель. Тот лотус окружен покрывалом. Его взор не уклонялся в сторону и не излишествовал. Так он увидел величайшие из знамений своего Господа». Сура «ан-Наджм» («Звезда»), аяты 6-18.

Великий и могучий Аллах также сказал: «О ‘Иса! Я возьму тебя и вознесу к себе». Сура «Аль ‘Имран» («Семейство ‘Имрана»), аят 55. Всевышний также сказал: «Конечно же, они не убивали его. Напротив, Аллах вознес его к себе». Сура «ан-Ниса» («Женщины»), аят 158. Мусульмане единодушны в том, что великий и могучий Аллах вознес ‘Ису на небеса.

Кроме того, когда мусульмане обращаются к великому и могучему Аллаху, они говорят: “О Сущий на небесах!” А когда они приносят кляты, то говорят: “Клянемся Тем, кто скрылся за семью небесами!”

 

145. Еще одно доказательство.

Великий и могучий Аллах сказал: «Не удостоился человек того, чтобы с ним разговаривал Аллах иначе, чем посредством откровения, или через завесу, или же через посланника, который возвещает по Его дозволению то, что Он желает». Сура «аш-Шура» («Совет»), аят 51. В этом откровении говорится о том, что является преимуществом людей, и не распространяется на остальные существа. Если бы этот аят относился не только к людям, но и ко всем остальным творениям, то для того, чтобы не сеять сомнения, следовало бы сказать: «Никто не удостоился того, чтобы с ним разговаривал Аллах иначе, чем посредством откровения, или через завесу, или же через посланника». Однако Аллах не сказал этого, и поэтому мы бы без малейшего сомнения и смущения можем сказать, что этот аят не относится ко всем творениям. Таким образом, из всего сказанного нами следует, что в этом аяте речь идет только о людях.

 

146. Еще одно доказательство.

Великий и могучий Аллах сказал: «Потом их возвратят к Аллаху – их истинному Владыке». Сура «аль-Ан‘ам» («Скот»), аят 62. Он также сказал: «Если бы ты видел их, когда они предстанут перед их Господом». Сура «аль-Ан‘ам» («Скот»), аят 30. Он также сказал: «Если бы ты видел, как грешники понурят головы перед своим Господом». Сура «ас-Саджда» («Поклон»), аят 12. Великий и могучий Аллах также сказал: «Они предстанут перед твоим Господом рядами». Сура «аль-Кахф» («Пещера»), аят 48. Все это свидетельствует о том, что Аллах не находится внутри своих творений и что творения не находятся внутри Него. Напротив, Аллах вознесся на небесный трон и находится над ним. Мы не говорим о том, как он вознесся на трон, и не утверждаем того, что Аллах неподвижен. Аллах бесконечно далек от всего, что измышляют о Нем нечестивцы и неверные! Они описывают Аллаха так, словно Его в действительности не существует, и их воззрения совершенно несовместимы с единобожием. Они пытаются избежать уподобления Аллаха творениям, и это побуждает вообще их отрицать божественные качества. Упаси нас Аллах от воззрений, которые побуждают нас отрицать и отвергать качества Аллаха!

 

147. Еще одно доказательство.

Великий и могучий Аллах сказал: «Аллах – свет небес и земли». Сура «ан-Нур» («Свет»), аят 35. Всевышний назвал себя светом (араб “нур”), и арабы вкладывают в это слово два значения: свет можно услышать и свет можно увидеть. Если кто-то предполагает, что Аллаха можно услышать, но нельзя видеть, то он ошибается, потому что отрицает возможность лицезрения Аллаха и тем самым противоречит писанию Аллаха и Сунне Его Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Рассказывают, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас сказал: «Размышляйте о чем угодно, но не размышляйте о сущности Аллаха, потому что между седьмым небом и престолом семь тысяч светов, а Аллах находится еще выше».

[Этот рассказ передали Абу Ну‘ейм в сборнике «Хилйат аль-Аулийа», аль-Бейхаки в книге «аль-Асма ва ас-Сифат» (стр. 420) со слов ‘Асима ибн ‘Али, который передал его со слов Абу ‘Аты ибн ас-Саиба, который передал его со слов Са‘ида ибн Джубейра, который передал его со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса. Цепочка рассказчиков этого предания слабая, потому что ‘Асим ибн ‘Али и его отец были слабыми рассказчиками, причем сын заслуживал доверия больше своего отца. Однако этот рассказ усиливается хадисом Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказанным со слов ‘Абдуллаха ибн Салама, в котором говорится: «Не размышляйте об Аллахе, а размышляйте о Его творениях…» См. книгу Насир ад-Дина аль-Албани «Силсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (1788)].

 

148. Еще одно доказательство.

Рассказывают, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Раб будет стоять перед великим и могучим Аллахом до тех пор, пока его не допросят о его деяниях».*

Раззказывают также, что один из сподвижников привел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, чернокожую рабыню и сказал: «О Посланник Аллаха! Я хочу даровать ей свободу в качестве искупления. Могу ли я освободить ее?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил ее: «Где Аллах?» Она ответила: «На небе». Он спросил: «А я кто такой?» Она ответила: «Ты – Посланник Аллаха». Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Освободи ее, потому что она – верующая». ** Все это означает, что великий и могучий Аллах находится на небесах, над небесным троном, причем Его высокое местонахождение ничуть не приближает Его к небесному трону.

 

*[Этот хадис передали ат-Тирмизи (2419) и аль-Хатыб аль-Багдади в книге «Иктида аль-‘Ильм» (1), причем ат-Тирмизи справедливо назвал его хорошим и достоверным. Похожий хадис также передали ат-Тирмизи (2418) со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, аль-Хатыб аль-Багдади (2) со слов Му‘аза ибн Джабаля, аль-Бейхаки в книге «Аль-Ба‘с ва ан-Нушур» со слов Абу Са‘ида аль-Худри. Передают также, что Абу Бурза аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В День воскресения стопы раба не сдвинутся с места, пока его не спросят, на что он потратил свою жизнь, как он руководствовался своими познаниями, как он заработал и как израсходовал свое имущество, и как он использовал свое тело». Насир ад-Дин аль-Албани сказал, что этот хадис передали ат-Тирмизи и ад-Дарими. См. «Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир» (7176), (7177), «Силсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (946), «Иктида аль-‘Ильм» (стр. 159-160)].

 

**[Передают, что Му‘авийа ибн аль-Хакам ас-Салми, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды, когда мы молились вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, один из молящихся чихнул, и я сказал ему: «Да смилостивится над тобой Аллах!» Люди стали смотреть на меня, и тогда я воскликнул: «Да что же это! Чего вы смотрите на меня?!» Люди стали ударять ладонями по бедрам, и когда я понял, что они хотят, чтобы я замолчал, я смолк. Затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, завершил намаз. Он был мне как мать и отец! Ни до него, ни после я не видел более прекрасного учителя. Клянусь Аллахом, он не обидел меня, не ударил меня, и не стал бранить меня. Он сказал: «Совершая намаз, не гоже разговаривать с людьми, потому что намаз состоит из слов восхваления и возвеличивания Аллаха и чтения Корана». Или же он сказал что-то похожее. Тогда я сказал ему: «О Посланник Аллаха! Еще недавно я был невежественным человеком, но Аллах ниспослал нам ислам. Среди нас есть люди, которые ходят к предсказателям». Он сказал: «А ты не ходи к ним». Тогда я сказал: «Среди нас есть люди, которые верят в дурные приметы». Он сказал: «Это – всего лишь предчувствия, укрепившиеся в их сердцах, но они не помогут им». Тогда я сказал: «Среди нас есть люди, которые гадают по черточкам на земле». Он сказал: «Один из пророков занимался этим, и если бы они полностью повторяли его черточки, то это было бы разрешено»». Затем он сказал: «У меня была молодая рабыня, которая пасла овец перед Ухудом и аль-Джавванией. Однажды я увидел, как волк увел у нее овцу. Я – такой же человек, как и все потомки Адама. Я могу огорчиться, также как и все остальные. Случилось так, что я ударил ее. А когда я пришел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он назвал это большим грехом. Тогда я сказал: «О Посланник Аллаха! Не даровать ли ей свободу?» Он велел привести ее к нему, а затем спросил ее: «Где Аллах?» Она сказала: «На небе». Он спросил: «А я кто такой?» Она ответила: «Ты – Посланник Аллаха». Тогда он сказал: «Освободи ее, потому что она - верующая»». Этот хадис передал Муслим в главе о запрещении разговоров во время намазараздела «Китаб ас-Салат» (537)].

 

 

Глава восьмая.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.021 с.)