Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Авторитарная вера в истории теологии и психологии.
Августин: два пути постижения истины. У истоков авторитарного понимания веры стоит Августин. Он следует как ветхозаветному: «если не поверите, не поймете» [Ис. 7:9], так и евангельскому: «верою познаем» [Евр. 11:3]. Существует два пути постижения истины, абсолюта и Бога: путь разума, научный и путь авторитета, религиозный. Во времени первенствует авторитет, а по отношению к существу дела - разум. Фома Аквинский: гармония веры и разума. По мысли Фомы Аквинского к Богу не может вести лишь одна дорога разума. Кроме интеллектуальных истин, существуют истины сверхразумные, выходящие за пределы человеческого понимания и познаваемые только Откровением. Не нужно осмысливать то, что превышает возможности человеческого познания. Но то, что дано Богом в Откровении, необходимо принять на веру. Т.Гоббс: вера как доверие. Вера, согласно Томасу Гоббсу, есть согласие с суждением, определяемое не собственным интеллектом, не знанием и доказательством, а доверием к источнику информации. Это принятие предложения на основе доверия к другому индивиду или источнику, которые мы считаем достаточно опытными, авторитетными, чтобы избежать собственных ошибок. Вера, отмечает Джон Локк, есть согласие с каким-либо предложением,определяемое не интеллектуальной дедукцией, а доверием к говорящему. Вера относится к вещам, которые находятся зa пределами чувственного опыта и не поддаются «засвидетельствованию». Вера – доверие без понимания. Есть люди, которые все читают и читают, но не делают успехов в познании. Знание, информированность не всегда совпадает с пониманием. При чтении знания автора не переливаются в разум читателя. Он должен стремиться понимать написанное. Все, чему читатель доверяет без подобного восприятия, он принимает на вepy. Пьер Абеляр: разумность авторитета. В любой дискуссии, замечает П.Абеляр, авторитет не играет особой роли. Поэтому следует стыдиться приводить доказательства, проистекающие от чьего-либо суждения о вещи, т.е. авторитета. Нельзя уверовать в то, что ты предварительно не понял. «Идолы театра» - доверие авторитету. Для Фрэнсиса Бэкона самые опасные «идолы», мешающие правильно познавать, это «идолы театра». Опасность заключена в доверии традиции и авторитету больше, чем собственному интеллекту, в принятии на веру господствующих представлений без собственных размышлений.
Авторитет не противоречит разуму. Истинный авторитет, подчеркивает Иоанн Скот Эриугена, не противоречит интеллекту, так же как правильный разум — истинному авторитету. Истинный разум не нуждается в поддержке со стороны авторитета. Мы верим в чью-то престижную веру. Верования, отмечает Уильям Джемс, порождаются не только чистой интуицией и логикой. В вере является значимым «престиж мнений». При этом наш разум удовлетворяется несколькими аргументами. Авторитет делает в нашем восприятии гипотезы возможными или невозможными. Отсюда вера в молекулы, в демократию, в прогресс. Вера укрепляется нашим страстным желанием. Одновременно мы верим в те факты и теории, для которых не можем найти применения. Вера – бегство от ответственности. Вера в модальности обладания, согласно Э. Фромму, это обладание определенным ответом, не нуждающимся в рациональных доказательствах. Вера как доверие. Доверие – основа образования. Без веры-доверия невозможно обучение. Мы доверяем автору учебника, преподавателю на лекции, основателю устоявшейся концепции. Авторитарная вера, вера как доверие, - в английском языке «trust» - это установка на некритическое принятие в истинном качестве всего, исходящего из источника (человек, книга, традиция), в мудрости коего убежден принимающий. Доверие – трансляция чужого опыта. В авторитарной вере нам недоступны ни рациональные основания, ни доказательства, ни понимание, ни религиозный, мистический опыт. Доверие авторитету есть универсальная и в этом смысле архетипическая установка. Подобного рода доверие отождествляется с «верой». Человек на уровне архетипической установки оказывается заинтересован в авторитарных отношениях – как активных, так и пассивных. Заинтересован в системе ориентации, предмете поклонения, в «пастыре», так же как и в объектах осуществления руководства, в «овнах». Вне церкви «спасение души» невозможно.Вера – основа морали. В данной парадигме нравственность проецируется в сфере долженствования. Наивную доверчивость – начало веры.Джеймс Пратт наивную доверчивость выделяет в качестве первичного, начального этапа развития веры. Она характеризует восприятие детей, определяемого берклианским принципом: «существовать - значит быть в восприятии». Дети не всегда могут отделить реальные объекты от воображаемых. Существование на этом этапе отождествляется с воспринимаемыми образами.
5)РАЦИОНАЛЬНАЯ ВЕРА На следующем этапе актуализации формируется «вера разумная».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.004 с.) |