Философская мысль в XI-ХVII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская мысль в XI-ХVII вв.



1. Философия Древней Руси. Важнейшим событием, определившим становление русской фи­лософской мысли явилась христианизация Руси (в 988 г.). Дальнейшая эволюция ее проходила под культурным влиянием Византии как центра православия, ставшего в России господствующей религией. Первые литературные памятники Руси XI—ХП вв.исходили из среды духовенства и выражали христианское миропонимание. Крупнейшие литературные памят­ники киевского периода — “Повесть временных лет”, “Поучение” Владимира Мономаха, “Моление” Даниила Заточника, “Слово о полку Игореве” и другие. Произведения Илариона Киевского (“Слово о законе и благодати”, “Молитва”, “Исповедание веры”). В них автор пытается осмыслить ход мировой истории, ее направленность, классифицирует этапы исторического пути, который неизбежно должны пройти все народы. Философская проблематика содержится и в “Изборнике” Свя­тослава. Митрополит Макарий в течение 20 лет составил и опублико­вал свод книг “Четьи Минеи” (12 книг, предназначенных для чтения в течение года).

2. Основания выделения нац. типа: 1) «по крови»; 2) «по почве». 1) «по крови» - нац. тип определяется единством генетич., антропологич. черт; 2) «по почве» - н ац.тип опред-ся единством культуры, территории проживания, языка, истории, традиции. Черты русск. нац. типа:

1) единство противоположностей - восточного и западного начал. С одной стороны – аскетизм, с др. - язычество. Совмещ-ся аскетизм (строгий образ жизни с отказом от жизн.условий) и монашество (монашеская жизнь, монаш. обет). Крайности язычества (религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство, стремление к первичным потребностям) совмещается с крайностями богопочитания. Легко впадает в крайности: стремление к Богу совмещ-ся с атеизмом. Всечеловечность – с национализмом (абсолютизацией роли собствен. нации). (Необходимо больше человечности и будет меньше фашизма). Отсюда - противоречивое отн-е к нам людей Запада: их любовь совмещается с ненавистью (чувством вражды и отвращения).

2) стремление к бесконечности, транцендированию (выход за границы данного, действительного). Рус. чел-к – чел-к не культуры, но Откровения.

3) Мессианизм. Мессия – Иисус Христос, богочел-к. Мессионизм - стремление осущ-ть миссию, высшее предназначение. Высшая задача - спасения чел-ва. Источник месс-зма - комплекс неполноценности, невротич. корни. (Формы месс-зма – еврейский, исламский, русский, совр. американский)

Исихазм (исихия - спокойствие, молчание). Возн-ет в 12-14 в. в Византии. Осн. идея - постижение Бога в молчании и тишине. Понимание Бога как света. Просвещение - приобщ-е к этому свету. Постоянное произнесение молитвы христовой. Повторение имени Христа - путь спасения. Молчаливое созерц-е Бога. Словесная молитва - начальная ступень

2. Исихазм. С XII века велико влияние исихазма (греч. исихия - молчание) ~- богословского учения, основанного византийским богословом в философом Григорием Паламой.

А) В соответствии с евангельской традицией, Палама называет Христа Светом, а его деятельность — просвещением. В дискуссиях о природе Фаворского Света На горе Фавор уче­никам Христа был явлен несотворенный Свет как посредник между верующим и божественной сущностью, как критерий божественности Иисуса).

Б) Бог постижим. Бог является человеку через энергию сущностей.

Иосифляне и нестяжатели: Иосифляне (стяжатели) - церковь должна быть богатой и подд-ть полит. власть. Полит. власть - защищает церковные, монастырские землевладения. Нестяжатели - в основе церкви должен лежать аскетеизм (строгий образ жизни с отказом от удовольствий), личный труд монаха. Церковь д. б. евангельской – нестяжательской, д. отказаться от землевладения и богатств.. Эксплуатация противоречит евангельскому принципу любви.

Концепция Москва – 3-й Рим: абсолютизация роли рос. православия. в мире Оно явл-ся источником духовности, спасения др. народов. Москва унаследовала духов. и полит. роль Рима. Подчеркивается мировое значение России. (Христианство вводится римским императором Константином а 325 г. н. э.).

Философские взгляды М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева

Реформы Петра имели следствием сближение русской и западноевропейской культуры, обусловившими процесс секуля­ризации философской мысли в России.

Самый универсальный ум России того временя — М. В. Ломоносов (1711—1765). Биография. Он родил­ся в Архангельской губернии в семье крестьянина— помора, учился в 'Москве в. Славяно-греко-латинской академии, продол­жил образование в Германии. Будучи энциклопедически образованным уче­ным, внесшим оригинальный вклад а такие области науки, как физика, химия, астрономия, механика, геология, гео­графия, лингвистика, философия.

А) Ломоносов выдвигал идею от­деления просвещения и научного познания от религии. Следовал теории двух истин.

Б) В теории познанияЛомоносов обосновывал тезис о единстве эмпирических и теоретических исследований: эмпирические исследования — это руки, а теоретические — глаза ученого.

В) Ломоносов развивал атомистические представления античности. Он выдвинул молекулярную концепцию строения вещества: корпускулы, молекулы состоят из элементов, т: е. атомов. Последние - неделимые частицы.

Г) Конкретизировал фундамен­тальное положение Декарта о сохранении движения. Экспериментально доказал факт сохранения массы (веса) вещества. Данный факт он характеризовал как “всеобщий естественный закон”.

Д) Ломоносову принадлежит идея механической природы теплоты, выдвинутая в противовес господствовавшему пред­оставлению о теплорода. Он писал, что, частицы горячих тел вращаются быстрее, а более холодных — медленнее.

Е) Ломоносов высказывал предположение о взаимной связи и развития живой и неживой природы.

Взгляды Ломо­носова соответствуют западноевропейской философской тради­ции.

М.В.Ломоносов: 1) Придерживается средневековой теории 2-х истин: истины науки не зависимы от религ. истин. Отход науки от религии, наука независима.

2) Единство теории и практики. Сравнивает теорию с глазами, практику - с руками. Сторонник позноваемости мира, ему принадлежит идея соединения теории и опыта.

3)Ломоносов – атомист (корпуск. теория).

4) Открытие з-на сохранения массы, веса вещ-ва, энергии.

А.Н.Радищев: «О ч-ке, его смертности и бессмертии». Проблема бессмертия рассм-ся с разн. точек зрения: психологии, биологии, физики, религии. Решения противоречивые. С религиозной т. з. утвер-ся, что душа бессмертна, душа - субстанция. С т.зрен. з-на сохр-я энергия - эн-я меняет свою форму, но продолжает сущ-ть и поэтому духовная психологическая энергия переходит в др. форму. Помимо обоснования материалисти-ческих начал бытия большое внимание уделял соц.-политической ф-фии. Ее кредо-борьба за правовую и духовную свободу. Борец с извечным российским рабством, феодализмом. Народ пребывает в дух. и экономич. рабстве. Сторонник соц. Изменений

Особое место среди мыслителей России XVIII века принадлежат А. Н. Радищеву (1749—1802). Он известен как автор “Путешествия из Петербурга в Москву”, представляющего широкую панораму русской жизни, ее энциклопедию.

А) Как философ Радищев выразил свои взгляды в книге “О человеке, его смертности и бессмертии ”. Проблема бессмертияможет быть рассмотрена с биологической, психологической, религиозной точек зрения.

1. В первой части труда Радищев рассматривает проблему с естественнонаучной точки зрения. Показывая зависимость духов­ной жизни от тела, Радищев приходит к выводу, что смерть тела неминуемо влечет за собой смерть души.

2. Однако в двух последних частях сочинения он объявляет душу бессмерт­ной.

а) Душа челове­ка есть субстанция, “существо само по себе”, она проста, принципиально отлична от телесности, непротяженна, неразделима сре­ди всех чувствований и мыслей, постольку она бессмертна.

Душа едина, благодаря чему человек “сего мгновения” — тот же, что был вчера, он может вспоминать, сравнивать, рассуждать.

б) Другим доказательством бессмертия души Радищев считает наличие цели жизни как стремления к совершенству и вечному блаженству. И поскольку Бог сотворил нас не для того, чтобы мы считали такую цель недостижимой, постольку разумно полагать, после смерти одной плоти человек обретает другую, более совершенную и благодаря этому продолжает свое непрерывное совершенствование. Радищев аргументирует это утверждение перехода из одного состояния тела в другое сравнением с превращением гусеницы в бабочку.

в) Главный же аргумент тезиса о бессмертия души — закон сохранения энергии (“силы”). И если в природе невозможно исчезновение силы, то и “мыслительность”, “духовность”, “душа” не исчезает бесследно.

П.Я.Чаадаев: 1-й рус.философ. Общ. Концепция – провиденциализм - все в общ-ве осущ-ся по воле Бога, не законами челов-ва. Позиции: 1) историософия.- Его в основном волновали вопросы о крепосничестве, абсолютизации. Главная задача Р. - в воссоединении ее с др. народами и национальными культурами и с человеческим родом в целом. Негативн. оценка провославной церкви: православие сохраняет крепостничество, выступает за него. Отмечает, что в Р. отсутствуют традиции, Р. живет настоящим, т.е. без прошлого и будущего => Р. дает пример как не нужно поступать. Чаадаев выражает разочарование в Р.: - любовь к Отечеству прекрасная вещь, но любовь к истине - более глубинная. В силу отсталости Р. можно избежать ошибок Европы. Р. не содействовала развитию челов-ва. Миру мы не дали ничего. Чаадаев поражен немотой рус. лиц. Пессимизм в отношении настоящего и прошлого, оптимизм – в отношении будущего.

 

 

Русская философия.

Западники и Славянофилы Высшей точкой развития русской общественной мысли в 19 в. были политические программы, философия и социология декабристов. Развитие ф-фии в последекабристский период прошло под воздействием диалога м/д славянофилами и западниками. Именно с этого момента русская ф-фия теоретически начала осваивать проблему «Россия и Европа», осмысливать русскую идею. Основные варианты ее решения предложили как славянофилы (Хомяков, Самарин…) так и западники (Чаадаев, Белинский, Герцен…). Западники: по своей философской ориентации тяготели к материализму (утверждающее первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость) и позитивизму (объявляющим единственным источником подлинного знания специальные науки или их совокупность и отрицающее ф-фию как особую отрасль знания), а в политич. отношении - к революционному переустройству общества (сторонники решительных действий и взглядов).

Славянофилы: Славянофилы: - любили Россию как мать. Западники любили Р. как дитя. Славянофилы: идея целостности Русск. культуры и духа. Видели в них свободу, любовь. Утверждают целостность рус. мысли, т.к. интуитивная, «живая», вне диктата рационального

феномен веры: а) вера - основа знания, познания истины, Бога (истина - атрибут Бога) б) вера - бездоказательна в) вера опред-ет религиозн. и философ. познание в) вера - явл-ся основой развития истории, цивилизации г) разд-е православной веры (она ценностна, интуитивна, свободна) и каталической (доказательна, власть необх-ти, не свободна).

Славянофилы сходились в главном: 1) в утверждении православной религии важнейшим условием исторического развития России. 2) в мысли, что Запад заканчивает свое историческое развитие и, следовательно, теряет роль лидера в общечеловеческом прогрессе 3) в признании мессианской роли России, которая должна прийти на смену Западу и встать во главе человечества. Они охарактеризовали русский народ - как чувственный способный к состраданию, сплоченный (общинность).

Соборность – единение людей в Духе Св., во Христе, вне авторитета (без «чинопочитания»), в свободе. Свобода каждого предполагает единство всех. Церковь авторитарна и несвободна. Соборность не тождественна церковности.

В религии - два начала: иранство (свободы) и кушитство (необходимость, доказательность). Два борющихся м/д собой духовных принципа. Племена кушитского типа агрессивны и воинственны, объединены на договорной основе, отдают предпочтения торжеству индивидуального над общественным. Иранцы - мирные земледельцы, кроткие, свободолюбивые, живут общиной. Иранцы - русский народ, кушитство – Запад, католич. религия.

Славянофилы стремились к органическому пониманию истории и дорожили народными традициями, построение общ-ва по типу семейных отношений. В русской общине они усматривали экономическую основу России и гарантию ее своеобразия, обшина д/них величина постоянная.

Н.В.Федоров: основные темы ф-фии - единство мира; проблема жизни к смерти. «Ф-фия общего дела» - воскрешение «сынами», потомками – «отцов», предков. В будущем с пом. науки м. воскресить всех. Отказ от вражды, грубости м/д людьми и признание всеми высших образов морали. Моральная жизнь всех людей - путь к решению всех проблем и всемирному счастью. Необходимо жить с каждым и для каждого. Момент истины чел-ой жизни - ее конечность, самое большое зло - смерть. Человек в его «ф-фии общего дела» ориентирован космически, выступает гарантом сохранения жизни не только на Земле, но и во Вселенной. Главная сверхзадача чел-ка - преодолеть смерть и воскресит умерших. Человечество должно всеобщими силами – в союзе науки и религии - победить смерть.

В.С.Соловьев: создатель 1) ф-фии всеединства - одной из немногих созданных русской мыслью фил-ких систем. Влияние неоплатонизма. Ядро филос-кого учения - идея всеединства. Абсолютным же первоначалом считал Всеединый дух, охватывающий все основы и начала, все формы бытия и сознания. а) Всеед-во в познании. Рационализм (признание разума единственной основой научного познания закономерностей природы и общ-ва) должен быть соединен с эмпиризмом (чувственное восприятие и опыт - единственный источник познания), с метафизикой и Откровением (интуицией).

б) Всеед-во в религии. Только единство всех Рел. Конфессий – ислама, христианства, буддизма – основа Истины. По отдельности – они ложные отвлеченные начала.

Только синтез всех видов знания вел к действительному «цельному знанию». 2) Идея Богочеловечества - жизненного пути личности, к-рый основан на следовании Богу, добру, нравственности. Идея Софии - всеобщией Божественной мудрости. Богочеловечество - это внутренний факт каждого чел-ка, к-рый через сердце воспринимает духовный опыт т предчувствует возможное откровение. Соловьев определяет чел-ка как соединение божественной и материальной природы (при этом природное подчиняется божественному). Бог раскрывает чел-ку полноту бытия., всеединство.

Н.А.Бердяев: главным началом в ф-фии явл-ся свобода. Свобода, он считает, абсолютна (т.е. ни от чего не зависит, ничем не обусловлена), иррациональна (т.е.не постигается разумом, мышлением, не может быть выражена в логических понятиях). Она – вне причины, вне причинно-следственных отношений (чудесна).

Другим представителем религиозного направления русской философии был К.Н. Леонтьев (1831 - 1891).

Одно из основных направлений философии Леонтьева - критика негативных явлений русской жизни. В центре данной критики был развивающийся капитализм. По мнению Леон­тьева, капитализм - царство "хамства и подлости", путь к вы­рождению народа, гибели России. Спасение для России - от­каз от капитализма, изоляция от Западной Европы и превраще­ние ее в замкнутый православно-христианский центр (по обра­зу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России Должны стать помимо православия самодержавие, общинность, строгое сословное деление.

Исторический процесс Леонтьев сравнивал с жизнью че­ловека. Как и жизнь человека, история каждого народа, го­сударства зарождается, достигает зрелости и затухает.

Если государство не стремится к своему сохранению, оно Погибает. Залог сохранения государства — внутренне деспотиче­ское единство. Цель сохранения государства оправдывает наси­лие, несправедливость, рабство. Согласно Леонтьеву неравенство между людьми — жела­ние Бога и поэтому оно естественно и оправдано.

Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «Национальную почву» — обычаи, традиции.

Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на Религии держится человеческая духовность, она есть "панцирь", оберегающий человека от грехов и зла.

Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два в рианта жизненного пути, по которому может идти человек: •путь человекобожества; •путь богочеловека.

Путь человекобожества - путь абсолютной свободы человека Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя — вправе делать все он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.Второй путь богочеловека — путь следования Богу стремление к нему во всех своих привычках и поступках Такой путь Достоевский считал наиболее верным, правед­ным и спасительным для человека.

Философия Л. Шестова (1866 — 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уни­кальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "герой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.

 

 

Философский иррационализм.

1)Сёрен Къеркегор родился в Дании. Гениальный ф-соф. Основатель экзистенциализма. (Экзистенциализм - в центре внимания чел-к и его индивидуальное существование, внутренняя жизнь, учение об экзистенци). Его ф-фия есть ф-фия конкретного ч-ка, ф-фия индивидуальности. 1. Экзистенция - сущность челов-го. бытия, вечное во временном; то, что наход-ся в самом чел-ке, это максима развития личности («Бог в душе»). Задача: стать и быть истиной.

2. Истина есть экзистенция. А) Истина – категория не гносеологическая, а бытийная, личностная. Истина – максима самоактуализации личности. Христос: «Я есть истина». Не познается, а реализуется. «Чтобы познать истину, необходимо быть истиной».

Б) Истина (экзистенция) - иррациональна (т.е. не постигается разумом, мышлением, логически). Необходимо пройти долгий путь личностного роста. Воплотить бытийную истину Христа сложно.

В) Критерии истины – модусы, экзистенциалы -сост-е выбора, состоя-е страха, ответственности, тревоги. Если они есть, мы приближаемся к экзистенции.

Г) Истина в субъективности, индивидуальности. Насколько мы индивидуальны, настолько мы приближаемся к истине, экзистенции. Задача - стать истиной.

3) Личность и общество Личность обретается в одиночестве, в молчании. «Я доверяю только тишине, потому, что она молчит».. Общ-во враждебно чел-ку, растворяет личность, уничтожает индивидуальность, Бога в душе. Живя в общ-ве, мы убегаем от самих себя, т.к. за нас решает общ-во, мы не выбираем. В свободе чел-к независим от общ-ва. Личность реализ-ся в одиночестве.

4) Страдание – основа творчества. Чел-к - это страдательное сущ-во. Страдание - признак серьезности в отн-ия к миру, основа творчества. В каждом чел-ке заключено страдание. Ч-век в творчестве страдает. Страдание это основа творчества. Творец, художник пишет собственной кровью. Путь христианина - это путь Христа, путь страдания, Голгофа.

5) Экзистенциальное мышление - противостоит научному, связана с выбором. ЭМ – свободно, т.к. бездоказательно, ЭМ субъективно, связано с выбором. ЭМ связано с переживаниями => формируется «внутреннее знание». Внутреннее знание связано со становлением личности.

Научное мышление - безлично, абстрактно, объективно несвободно (т.к. производно от доказательств).

6) Страх -отражение сущности человека, экзистенциал.

А) Виды С. 1) повседневный - эмоциональная проекция возможности потери значимого для себя (вещи, здоровья, жизни) 2) страх перед смертью - высшая форма обыденного (и низшая – экзистенциального С.) 3) страх перед Ничто - страх не из-за чего и не перед чем. Это экзистенциальный страх. Уничтожает 1-й тип страха, повседневный. При 3-м виде С. ч-к ничего не боится.Первохристиане – те, которые ничего не боятся.

Б) 2 вида Божественного С. 1) С. Перед Богом (ожидание Б. наказания, С. перед кармическим Богом). Ближе повседневному. 2) С. Божий – б. экзистенциальный. С. «вообще».

В) Отношение к Богу – «Страх и трепет» (слова из Библии). (Название центрального произведения Къеркегора). Высшее влечение и высшее отвращение.

7) Учение о 3 стадиях развития личности: 1 ) эстетическая - сост-е молодого чел-ка, хар-ся разбросанностью, случайностью. Все становится модой, мода диктует ч-ку, «все в жизни дело моды». Отсутствие целенаправленности, ч-век живет иллюзией. Молодой – иллюзией будущего, надеждой, старый ч-к – иллюзией прошлого, воспоминаний. Для пожилого ч-ка истина в прошлом, а не в будущем. Эта стадия характеризуется эротизмом, цинизмом, случайностью. Душа хар-ся неустойчивостью, разбросанностью. Выбирает – несерьезно. Ч-к – игрушка в руках стихий: куда поманили, туда побежал. Ценностью явл-ся не дух, а физич. Природа ч-ка, здоровье. Не возникает вопрос о смысле жизни. Возникает меланхолия (т.е. болезненно-угнетенное состояние, тоска, отчаяние)

2) этическая ч-к пытается разделить добро и зло. Чел-к стремится к добру. Он следует внешним правилам, нормам. Но при этом происходит ограничение свободы ч-ка, подавляются влечения (= Фрейд). Он превращ-ся в формальное существо. Идет на жертвы. Условное, причинно обусловленное поведение не м. быть нравственным. Т. к. оно превращается в средство по отношению к внешней цели. Влечения ограничиваются нормами. Ч-к осознает себя греховным.

3) религиозная - чел-к сталкивается с необходимостью в виде внешних норм, рождения, нравств-ых з-нов. Формы необходимости: рождения, взросления, учебы, общения, смерти. Необходимость нарушается в вере. Вера – абсолют возмож-ти. В Боге все возм-но. Вера расширяет возм-ти, в вере устр-ся потеря значимого, достигается все. Греху противостоит вера. Не каждое религиозное поведение нравственно.

Абсурд веры. Вера - абсурдна, парадоксальна (парадокс - соположенность 2-х мнений относительно одной проблемы). Противоречит нормам, разуму, морали. Вера приносит страдание, страшит чел-ка.

(далее – более слабый материал)

2) Представителем иррационализма явл-ся Артур Шопенгауэр. Мир как воля, по Шопенгауэру- это слепая, бессознательная сила, к-рая правит миром. Мировая воля- единтсвенная, не зависимая от разума, свободная, слепая, дикая сила, к-рая не имеет ни плана, ни конечной цели, но заставляет людей подчиняться себе и действовать под влиянием ее темного и глхого позыва. -воля-первооснова реальности, чувст-но не воспринимается; -воля, к-ая лежит в основе всех изменений, слепа, иррац-на (не постигаема разумом, мышлением, твкой, к-рый не может быть выражен в логических понятиях), бессознательна (сопровождаема потерей сознания), не имеет цели. Бессозн. деят-ть ч-ка проявл-е слепой воли; -воля подобна «вещи в себе» (опирается на теорию Канта: в сознании отражаются лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность явл-ся неразрешенной загадкой- «вещью в себе»), субстанция (первооснова, сущность всех вещей и явлений), воля свободна, оан наход.вне времени. Наши влечения- средства к осущ-ю воли. Взгляд философа на вопрос: человеческой судьбы, свободы, возможностей чел-ка, счастья. Носит пессимистический хар-р. Он не верит в возможность чел-ка господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Судьба чел-ка находится в всеобщем мировом хаосе вещей и явл-ний и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье. Бессмертие души Шопенгауэр отрицал. Надеяться чел-к может только на себя: у него есть единственный достойный выход- преодолеть, погасить «волю к жизни», отказаться от ее ложных соблазнов. Гении подавляют волю к жизни. Идеал Шопенгауэра- нирвана, неприятие мира.

3) Одним из выдающихся философов иррационализма является Ф.Ницше. Он был не согласен с учением Чарльза Дарвина и заявил, что выживают не сильные,а слабые потому что их больше. У слабых больше ума (осторожности, терпения, хитрости, лицемерия). Философия жизни меняет отношение к науке, к-рая господствует над жизнью. ФЖ отвергает возможность научного познания и мировоззрения: истолкование мира возможность только исходя из жизни.

«Переоценка ценностей»Ницше заключается в отказе от «Великих заблуждений», которыми он называет ошибки вследствие смешивания причин и следствий (не из-за болезни чел-к становится бледным и вялым,а наследственное истощение приводит к болезням).

Есть процесс становления, где действует воля к власти. Она основа жизни, движущая сила мирового процесса. Становление невинно в нем нет цели. Никто не ответственен за то, что он вообще существует. Нет ничего что может мерить, сравнивать наше бытие. Церковь портит чел-ка, но заявляет, что исправляет его.

Отрицая бога, мы отрицаем ответственность в Боге. Этим спасаем мир. Поэтому ф-фия должна становится по ту сторону добра и зла. Все что повышает в чел-ке чувство власти, саму власть- хорошо. Все что происходит из-за слабости дурно.

Н.считл, что беда современного общ-ва, в том что христианство было принято как равенство всех перед Богом. Христианство- религия рабов. Из-за них убогих Христос пошел на распятие.

Ценности д/чел-ка должна устанавливать «воля к власти». Считал, что сущ-ет раса господ призванных повелевать и раса рабов- повиноваться господствующие классы должны отказаться от убеждений, норм и т.п. Сильный свободен от убеждений и морали. Потребность в вере- для слабых.

Для Ницше сверхчеловек- «победитель бога, антихрист», варвар с инстинктами зверя, для него все возможно, все дозволено. Ф-фия Ницше стала официальной лишь в 30 года в Германии.

 

 

Позитивизм и прагматизм.

Позитивизм (направление, ориентирующееся на сторую научность, рациональность знаний):

1) позитивизм (классический) связанный впервую очередь с именем Огюста Конта(XIX в.). Позитивизм единственным источником «положительного» знания специальные науки. Позитивизм принимал естественнонаучные объяснение многих явл-ий только в той степени, в какой оно соответствовало интересам технического совершенствования производства. Основное положение позитивизма в вопросе о предмете философского знания, сформулированное апервые Контом, гласило: наука заменяет собой ф-фию.

2) Эмпириокритицизм на рубеже XIX-XX вв. Пытающиеся интегрировать психологические и физические науки и разработать ф-фию чистого опыта. Позитивизм махизм (ф-фия критического опытного знания). При этом опыт понимался как чувственный опыт определенного человека, а не как историческая практика чкловечества.

3) к 20 годам 20 столетия возникает третий позитивизм- неопозитивизм. Задача исследования языка. Мир рассматривается так, как он выражен в языке, поэтому ф-фия должна быть методом поиска смысла языка, т.е.решать логические, лингвистические и др.задачи. Логика языка составляет логический каркас мира. Неопозитивисты обратили внимание на недостатки обыденной речи. Идея создания идеального языка путем исключения из состава предложений наука, к-рые лишены смысла.

4) с 60-70-х гг. идею неопозитивизма продолжает постпозитивизм (М. Полани, С. Тулмин, П. Фейерабенд и др.), исследующий влияние вне-научных факторов (философии, искусства, политики и т.п.) на развитие научных теорий.

Верификация - соотнесение суждения с опытом, с фактами (те, которые стали - научные, не соотносятся - не научные, они по ту сторону истины или лжи) Фальсификация, поиск фактов не подтверждающих, а опровергающих данное суждение. - Для того, чтобы определить границы для которых данно суждение истинно.

Прагматизм: Возник в конце 19в.его создателем явл-ся Ч.Пирс. Термин прагматизм означает философия действия. Живя в мире чел-к вырабатывает различные типы действий или привычки действовать.Теория рассм-ся с т.з.целесообразности, т.е. насколько они приводят к успеху, насколько они истины. Исследуя соотношение знания, действия, философы этого течения полагали, что уровень познания не явл-ся вполне достаточным. Поэтому чел-к постоянно находится в Проблемной ситуации поиска эффективных решений. Истина: (истина- как полезность, работаспособность идеи)-истина как польза. То, что полезно (теория, идея)- то истина. Идеи- орудия достижения цели. Если цель достигается значит она иррациональна (т.е.не постигаемый разумом, мышлением, такой, к-рый не может быть выражен в логических понятиях); -истина как вера. Истина то во, что мы верим. Вера- лечение, привычка вне сомнения; -истина-то,с чем согласны все эксперты, специалисты. Их мнение есть реальность; -истина-не отраж-ет,а способ-ет достиж-ю цели. Нет объектив.нравств-ти истины. Теория значения (Ч.Пирс): «как сделать наши идеи ясным» Предст-я о всех практич.следствиях данного о. дает полное понятие об о.. Все о. даются в отн-ии к чел-ку.

ПРАГМАТИЗМ - одно из направ­лений западной философии XX в., родоначальником которого считается американский философ и ученый Ч.С. Пирс, чьи идеи развили У. Джеймс, Д. Мид и Дж. Дьюи.. Наибольшее распространение П. получил у себя на родине, именно П. чаще всего рассматривается как единственная подлиная рациональная философия США. П. начинает с того, что мысль и ощущения - это только знаки, сами по себе не содержащие знания. Процесс мышления рассматривается как вид приспособительной деятельности ор­ганизма, поэтому познание направлено не на понятийное отражение мира, а исключительно на регулирование отношений между организмом и сре­дой. Живя в мире, человек вырабатывает различные типы действий или привычки действовать, соответствующие различным обстоятельствам. Эти привычки осознаются и образуют веру, т.е. готовность действовать опре­деленным образом. Вере противостоит сомнение - состояние, когда вера (покой) нарушается и действие приостанавливается. Поэтому единствен­ная цель исследования или мышления состоит в устранении сомнения и достижении верования. При этом способ, которым достигается верование, совершенно безразличен. Такова основная догма П.: вопрос об истинности или ложности знания снимается и подменяется вопросом о преодолении сомнения и достижении устойчивого состояния веры. Как складывается наше понятие об объекте? Ответ на этот вопрос содержится в так назы­ваемом «принципе Пирса»: совокупность чувственных последствий и привычек действия составляет все содержание объекта, т.е. понятие о практических последствиях исчерпывает понятие об объекте. «Истина... отличается от лжи просто тем, что действие, основанное на ней, по зрело­му размышлению приводит нас к той цели, к которой мы стремимся, а не в сторону от нее» (Ч. Пирс). Таким образом, истина определяется в П. как полезность или работоспособность идеи (Дж. Дьюи формулирует свой ин­струментализм: научные понятия не являются раскрытием предшество­вавшей и независимой реальности, они имеют лишь операциональное зна­чение, т.е. превращаются в инструменты и планы действия). П. еще в нача­ле века в среде самой западной философии был оценен как «восстание против науки», и его дальнейшая история на протяжении более чем полу­века полностью оправдала эту оценку.

 

Экзистенциализм.

Экзистенцианализм -философское учение, в центре внимания которого стоит человек. Полагается предметом чел-кая жизнь, чел-кое существование.

Экзистенциализм – протест против конформизма (т.е. против уподобления другим), против обезличивания (т.е. против лишения своих отличительных черт, против лишения самостоятельности). Протест против манипуляции. Мартин Хайдеггер: «мы мыслим как мыслят, мы делаем как делают». Экзистенциализм - не теория, а индив-ное филос-ние. В пределе - сколько индивидов, столько и ф-фий.

Источник фил-ния - не обобщение научных фактов, не индукция, а чувство затерянности, тоски, печали, «тошноты» от мира, бессмысленности сущ-ния, индивид-ные страдания, переживания, осознание, что наше бытие есть бытие к смерти.

Экзистенциализм – учение об экзистенции. Жан-Поль Сартр: «Экзистенциализм – это учение о противоречии между человеческим существованием и человеческой сущностью». Задача ч-ка – воплотить эту сущность, стать экзистенцией, т.е. воплотить истину ч-кого бытия. Достичь максимального развития личности. Экз-ция синонимична понятию «Бог в душе». Экз-ция непознаваема, иррациональна.

Истина: Истина есть экзист-ция. Истина – не познаваема, но воплощаема, это личностная хар-ка. Истина - не соответствие понятия - вещи, это степень осуществления экзистенции. Задача ф-фии - не познать истину, а стать истинным. Христос: «я есть истина». Чтобы познать истину, надо быть истиной. Истина – в субъективности, индив-сти (Къеркегор).

Модусы, экзистенциалы – признаки приобщения к экз-ции, истине. Это сост-ние страха, забота, ответственность, совесть, страдание, решимость, выбор. Страх - основа приобщения к экзистенции. Страх перед смертью. Помня о смерти, мы помним о себе, реализуем собственную личность. «кто не рискует тот не пьет шампанское».

Пограничная ситуация -основа приобщения к экзистенции. Это ситуация крушения, нереализованности высших ценностей (добра, дружбы, гуманизма, жизни). Классический пример ПС - смерть на рассвете. В этом состоянии ч-к познает истину. Ч-к перед смертью не лжет. Ф-фия не научна, она формирует личность, будит экзистенцию.

Неподлинное бытие. НБ – состояние, когда ч-к поглощен средой. Возникает феномен усредненности. Мы - есть социальная функция. Нас можно заменить любым др. ч-ком. Подлинное бытие – состояние осознания своей конечности перед лицом смерти.

Вера – основа ф-фии. Пишет Карл Ясперс. 1. Вера -стержень, основа личности. «Я есть то, во что я верю, (мы есть то, что мы любим)». 2. Ф-фия формирует личность, а значит и веру. 3. Личность (и вера) – в основе ф-фии. Ф-фия – индивидуальна.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.083 с.)