Понятие типа государства. Типология государств как разновидность научной классификации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие типа государства. Типология государств как разновидность научной классификации



 

3.1 Основные признаки государства и определение его понятия

 

На протяжении многих столетий идея государства занимала и продолжает занимать умы миллионов людей, пытающихся понять, что такое государство, как и для чего оно создается, в чем его смысл и назначение. Многочисленные споры ведутся вокруг вопросов не только о том, как возникает и развивается государство, но и что же такое есть государство.

И поскольку государство – явление сложное и многогранное, неизбежны различные варианты определения этого понятия.

Например, Аристотель определял государство «как самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающихся и ни от кого другого не зависящих».

Марк Тулий Цицерон, выдающийся древне римский юрист рассматривал государство как «правовой порядок в обществе» и видел в государстве союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы..

Никколо Макиавелли, философ эпохи Возрождения, считал, что государство – «общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов».

Английский философ XVII века Томас Гоббс определял государство как «единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех».

Людовику XIV приписывается следующее определение: «Государство – это я».

На рубеже XVII – XVIII веков Джон Локк рассматривал государство как совокупность людей, «соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона».

Л. Гумплович определяет государство как естественно возникшую организацию властвования, предназначенного для охраны определенного правопорядка.

Г. Еллинек считал, что государство – это не только особое общественное формирование, но и особое правовое явление. Право, по его мнению, – это существенный элемент государства, и должно занимать определенное место в самом праве, то есть в праве должны содержаться нормы, которые урегулировали бы деятельность государства, определяли бы его правовой статус. Еллинек характеризовал государство как целевое единство людей, наделенного качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.

Заслуживает внимание то, как определяли государство русские юристы. Г.Ф. Шершеневич и Ф.Ф. Кокошкин трактуют государство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории. В.М. Хвостов писал, что государство – это союз свободных людей, живущих на определенной территории, подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти.

Марксистско-ленинская наука определяла государство исходя из его классовой природы. Так как государство возникает вследствие раскола общества на непримиримые классы, то оно является орудием самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи этого орудия становится и политически господствующим, приобретая новые средства для угнетения эксплуатированного класса. Значит государство – это организация политической власти экономически господствующего класса, ее цель – охранять существующий порядок и подавлять сопротивление других классов.

Неоднозначность восприятия государства в значительной мере предопределяется также сугубо субъективными факторами - неодинаковым восприятием одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, а, кроме того, сложностью и многогранностью самого государства как явления.

Что есть государство? Существует два основных значения этого термина. Во-первых, государство понимается как страна, то есть политико-географическое образование, во-вторых, как правовая организация политической власти, система институтов власти. Объединяя оба значения, следует рассматривать государство как организацию политической власти, существующую в определенной стране.

Исходя из такого подхода, можно дать следующее определение государства:

Государство – это политико-территориальная, правовая организация суверенной публичной власти способная делать свою волю общеобязательной для всего населения страны и способная принуждать к исполнению этой воли.

Такое определение позволяет выделить основные признаки государства и раскрыть их содержание. Знание основных признаков государства позволяет отличать его от догосударственных форм организации общества – с одной стороны, и, от негосударственных организаций, от других институтов политической системы общества – с другой.

Необходимо отметить, что вопрос о признаках государства особых разногласий среди ученых не вызывает. Традиционно в отечественной юридической литературе называют такие признаки государства, как:

1. Политическая публичная власть;

2. Наличие системы налогов (казна, бюджет);

3. Суверенитет;

4. Деление населения по территориальному принципу;

5. Неразрывная связь государства и права.

Важнейшим признаком государства является политический публичный характер государственной власти.

Политическая публичная власть – это такая организация социального управления, которая на определенном этапе общественного развития выделилась из общества, структурно и организационно с обществом не совпадает, но функционирует в интересах этого общества.

Она выступает от имени всего общества и означает наличие у него особого аппарата, имеющего свою материальную базу для своей деятельности – государственное имущество, свои источники доходов, налоги. Таким образом, политическая публичная власть представляет собой особым образом организованный круг людей (чиновников, управленцев, бюрократов), выделившихся из общества, который занимается исключительно управлением делами общества и не чем другим. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения.

Организационно публично-политическая власть находит свое воплощение в механизме аппарате государства и состоит из двух подсистем – аппарата управления и аппарата принуждения.

1. Аппарат управления – это система органов государственной власти, которые эту власть непосредственно осуществляют.

2. Аппарат принуждения – это государственные структуры, которые сами власть не осуществляют, но без них государственная власть реализована быть не может, так как они обеспечивают ее осуществление (армия, полиция, учреждения исполнения наказаний и т.д.). В совокупности они составляют механизм государства или механизм публичной власти.

Иначе говоря, этот признак можно сформулировать как наличие особой организации власти, располагающей специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Аппарат государства является материальным выражением государственной власти. Через систему органов и учреждений государство осуществляет руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим государственной власти, защищает неприкосновенность своих границ, обеспечивает охрану и соответствующее праву функционирование общества и его членов.

Второй признак государства – это наличие системы налогов (казны, бюджета государства).

Налоги – это установленные государством обязательные, фиксированные, систематические суммы выплат, безвозмездно взыскиваемые с населения и поступающие в государственный бюджет.

Как уже отмечалось, представители публичной власти производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ. Обеспечение их жизнедеятельности, обеспечение существования самого аппарата публичной власти осуществляется за счет налогов. Именно на содержание государственного аппарата и идет основная часть налогов. Но налоги еще нужны для поддержания и развития непроизводственных сфер общественной жизни, таких как социальное обеспечение, здравоохранение, наука, образование, культура.

Третий признак государства – государственный суверенитет. Понятие суверенитета сложилось в средние века. Это термин был введен в научный оборот в XVI в. идеологом абсолютизма французским ученым Жаном Боденом. Это было необходимо, чтобы отделить государственную власть от церкви и придать ей исключительное, монопольное значение. Суверенитет – это показатель развитости государства, его неотъемлемое свойство, основы его силы, способности и эффективно осуществлять свои функции.

Государственный суверенитет представляет самостоятельность, независимость и верховенство государственной власти от всякой иной власти (политической, идеологической) внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела.

Государственный суверенитет представляет собой единство трех составляющих – самостоятельность государственной власти, верховенство государственной власти и независимость государственной власти. В этом государственный суверенитет един, неделим, непрерывен и безусловен.

Государственный суверенитет имеет две формы: различают внутренний государственный суверенитет и внешний государственный суверенитет.

Внутренний суверенитет представляет собой самостоятельность и верховенство государственной власти внутри страны и выражается в распространении решений государственной власти на все население страны. Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных и партийных, общественных органов и организаций. Государственная власть является верховной по отношению ко всем иным видам и формам социальной власти. Никакие иные социальные структуры, никакие иные формы социальной власти не могут вмешиваться в процесс осуществления власти государством, не могут брать на себя (без соответствующего допуска со стороны государства) осуществление государственных функций, и тем более не могут подменять собой государство в осуществлении этих функций. Несомненно, что в процессе осуществления государственной власти государство тесно взаимодействует с негосударственными политическими и иными социальными структурами при решении различных вопросов государственной и общественной жизни. В процессе такого взаимодействия политические партии, иные общественные и религиозные объединения не только испытывают на себе властное воздействие со стороны государства, но и сами оказывают на него достаточно существенное влияние (посредством участия в формировании органов государственной власти, выработки общественного мнения по отношению к реализации государственной власти, организации и проведении акций гражданского неповиновения и т.д.). Но такое влияние всегда является легальным. Оно осуществляется на основании тех правил, которые установило само государство в своих законах.

Внешний суверенитет представляет собой самостоятельность и независимость во внешних делах, недопустимость вмешательства во внутренние дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом. (Например, по решению ООН введение миротворческих вооруженных сил для защиты прав человека). Ни одно государство не может существовать в полной изоляции от других стран. В международных отношениях государства взаимодействуют друг с другом и в процессе такого взаимодействия оказывают взаимное влияние друг на друга, в том числе и беря определенные международные обязательства. Но такие взаимные обязательства возникают на основании норм международного права, то есть тех правил, которые либо выработаны непосредственно с участием данного государства, либо оно к этим правилам присоединилось (признало их для себя).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственный суверенитет ни частичным, ни ограниченным быть не может. Он либо есть, либо его нет. Но в то же время государственный суверенитет всегда относителен, так как государственная власть всегда испытывает на себе легальное воздействие, как со стороны иных форм социальной организации, так и со стороны других государств.

Следующий признак государства – территориальное деление населения. Территория – это естественное условие существование государства. Она не порождает государство, а образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть. Государство является территориальным образованием. Первым этапом территориальной организации общества стал город, объединивший уже не родственников, а население, проживающее на определенной территории. Территория становилась собственностью государства и закреплялась за определенным населением, а это население – закреплялось за государством. Как признак государства территория фиксирует принадлежность данному обществу определенной части земли, моря, воздушного пространства, а также границы территории, их режим, внутригосударственную, административно-территориальную организацию, отражающую федеральное устройство государства, в границах которого проживает население, принадлежащее к различным нациям и народностям.

Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влекут за собой административно-территориальное деление. Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д. Но их назначение и функции едины – организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории. С учетом этого формируется и действует аппарат государства. Возникают центральные и местные органы государства.

Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов – государственной границы, отделяющей одно государство от другого. Понятие территории важно для выполнения государством некоторых задач и функций. Например, для защиты государства от нападений извне или расширение территории за счет территории других государств. Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ. Это означает единство и полноту власти государства над населением, исключающее вмешательство власти другого государства. В правовых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными также являются принципы территориальной целостности и неприкосновенности.

Территориальное разделение населения порождает новый социальный институт – гражданство (в условиях республики) или подданство (в условиях монархии), которое представляет особого рода взаимосвязь между государством и индивидом. Такая связь всегда носит устойчивый политико-правовой характер, она выражается во взаимных правах, обязанностях и ответственности государства и членов общества. Возникает необходимость установить порядок и форму удостоверения гражданства, его приобретения, утраты. Именно «через население» происходит объединение людей в рамках всего общества, и они выступают в качестве целостного организма.

И пятый признак – неразрывная связь государства и права. Без права, законодательства, государство не в состоянии осуществлять эффективное руководство обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Позитивное право является единственным каналом, через которую государство может выразить свою властную волю, довести эту волю до населения и потребовать исполнения этой воли. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению. Связь государства и права предполагает, во-первых, правовую организацию государственной власти, то есть формирование и функционирование всех государственных структур строго на основе законов; во-вторых, правовой характер принимаемых законов, иначе говоря, они по своему содержанию должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотчуждаемых правах и свободах человека; в-третьих, связанность государства им же созданными законами, самоограничение государства законом, установление правом рамок для деятельности государства и его органов.

Рассмотренные признаки государства являются основополагающими, сущностными. Именно они определяют существование государства как такового, как особой универсальной формы организации общества. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков неизбежно влечет за собой отказ в признании той или иной формы социальной организации государством.

Но, кроме названных основных отличительных признаков, государство характеризуется и дополнительными (факультативными признаками), которые позволяют отличить одно государство от другого и могут быть присущими не только государству. Такими признаками в юридической литературе называют государственную символику (герб, гимн, флаг), государственный язык и т.п.

 

3.2 Государственная власть как особый вид социальной власти

 

Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) и возможность некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц. Это способность и возможность одних лиц подчинять своей воле других. М. Вебер, характеризуя власть, писал: «Власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана».

Как явление власть характеризуется следующими признаками:

Власть есть явление социальное, то есть общественное. Это значит, власть может существовать только в социуме, вне общества власти быть не может.

Власть является атрибутом (неотъемлемым компонентом) общества на всех этапах его развития.

То обстоятельство, что власть является постоянным спутником общества, объясняется тем, что общество представляет собой сложноорганизованную систему (социальный организм), которая постоянно нуждается в управлении, то есть в процессе упорядочения, направленном на поддержание системы в нормальном, работоспособном состоянии – состоянии функционирования.

При этом следует отметить, что власть есть средство именно социального управления, поскольку управление может быть не только социальным, но и, в частности, техническим, то есть управлением технической системой (например, автомобилем). Таким образом, управление – явление более широкое, чем власть, которая представляет собой явление сугубо социальное.

Власть – это всегда определенного рода отношение – это отношение между людьми и коллективами и иными социальными образованиями. Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным (даже если животное находится в собственности хозяина, и он может распорядиться его судьбой).

Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, называются властеотношениями. Властеотношение, как и любая другая социальная связь, всегда представляет собой двустороннее отношение, в котором один из субъектов является властным (властвующим) субъектом, а другой – подвластным. С точки зрения общесоциальной оба они являются именно субъектами, то есть людьми, наделенными сознанием и волей, однако в конкретном властеотношении подвластный субъект выступает как объект властного воздействия властвующего субъекта.

Осуществление власти носит интеллектуально-волевой характер, предполагающий, что властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. Власть всегда есть проявление определенной воли. По этой причине не могут быть субъектами отношения власти и подчинения люди с деформациями сознания и воли.

Важнейшим признаком власти является то, что она всегда базируется на силе. Именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу: это может быть физическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта, сила авторитета, убеждения, эстетического воздействия (сила красоты) и т. п.

Власть как социальное явление всегда носит субъективно-объективный характер. Субъективный характер власти определяется внутренними психическими качествами властвующего (способность властвующего подчинять), позволяющими ему выразить свою волю и подчинить ей подвластного. Объективный характер власти обусловливается внешними социальными факторами, позволяющими способности властвующего быть реализованной. Для реализации властеотношения необходимо наличие и субъективных, и объективных факторов (и способности, и возможности).

Существуют различные виды власти, которую можно классифицировать по различным основаниям. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать:

а) власть в масштабе всего общества;

б) власть внутри того или иного коллектива (организации);

в) власть в отношении между двумя индивидами.

По формам проявления можно выделить такие виды власти, как:

а) Семейная власть;

б) Корпоративная власть;

в) Религиозная власть;

г) Муниципальная власть;

д) Власть государственная.

С точки зрения генетической обусловленности, зависимости в развитии явлений государственная власть первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во власти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обусловили появление государства. Государство выступает как носитель государственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуцировать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.

Государственная власть – это способность и возможность государства в лице его органов и должностных лиц подчинять своей воле общество и отдельных членов этого общества.

Для государственной власти, как разновидности власти социальной, характерны все те признаки, что присущи власти как таковой, как социальному явлению. Но государственная власть – это особая разновидность власти. Ей присущи специфические черты, которые отличают ее от других видов власти. Говоря об особенностях государственной власти, ее особых качествах, признаках, следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, тесную, можно сказать неразрывную, связь государственной власти с государством, а во-вторых, то, что государственная власть и государство – это все-таки явления разные, нетождественные. Отсюда следует то, что, с одной стороны, признаки государственной власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетаются, а с другой – они полностью не совпадают и подходы к их характеристике должны быть различными.

К особым признакам государственной власти, отличающим ее от других видов власти, можно отнести следующие:

1. Государственная власть всегда носит публичный характер. В широком смысле публичной, то есть общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.

2. Государственная власть действует всегда извне, в отличие от корпоративной, семейной, религиозной и иных видов власти, которые воздействуют на общественные отношения изнутри.

3. Суверенность. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.

4. Государственная власть в отличие от других видов власти носит универсальный характер (универсальность означает, что государственная власть охватывает все сферы жизни общества, она призвана оказывать управляющее, т.е. организующее и упорядочивающее воздействие на все те отношения, которые поддаются внешнему воздействию). Универсальность государственной власти проявляется еще в том, что она должна осуществляться постоянно и не может быть прекращена даже на минимальный промежуток времени.

5. Государственная власть всегда носит территориальный характер. Ее действие распространяется на всю территорию государства.

6. Государственная власть всегда носит политический характер. Политика – это сфера отношений завоевания, использования и удержания власти, возникающих между социальными группами, которые существовали, и будут существовать в обществе. Отношения между различными социальными группами, представителями различных профессий, религий, национальностей между отдельными людьми, очень сложны и многообразны. Их интересы очень часто не совпадают, а иногда и откровенно противоположны, поэтому государство должно регулировать взаимоотношения между ними. В этом регулировании проявляется политический характер государственной власти. Понятие политической власти является более широким, чем понятие власти государственной. Государственная власть – это всегда власть политическая, но не любая политическая власть это власть государственная. Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим); государственная власть; власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров. Следовательно, политическую власть может осуществлять не только государство.

7. Государственная власть должна носить легальный и легитимный характер. Легальность государственной власти – это ее законность. Государственная власть нелегальной быть не может (независимо, каким образом та или иная социальная группа пришла к власти – первое, что она сделает, будет ее легализация путем принятия соответствующих законов). Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки. Легитимность означает признание и доверие общества к власти, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна. Если государственная власть не пользуется доверием общества, она будет существовать, но легитимной не будет и это неизбежно приводит к социальным потрясениям и смене власти.

Государственная власть обладает монополией на правотворчество и государственное принуждение. Монополия на правотворчество означает исключительное право государства на издание общеобязательных правил поведения – юридических норм. И только государство может для обеспечения исполнения этих норм применять силу принуждения в наиболее жестких и последовательных формах. Только государство может на вполне легальных основаниях лишить человека свободы, а в исключительных случаях и жизни в случае нарушения требований правовых норм.

Государственная власть осуществляется при помощи специфических методов, под которыми понимается система приемов и способов, при помощи которых происходит реализация государственной власти. Такими методами осуществления государственной власти являются убеждение, принуждение и компромисс. К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.

Убеждение, как метод осуществления государственной власти, представляет активное воздействие на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами с целью формирования у подвластного осознанной потребности следовать воле властвующего.

Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных ценностей. Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки.

Принуждение – оказание физического, психического или материального насилия на волю и сознание подвластного с целью заставить его следовать воле властвующего.

В демократически организованном обществе принуждение может быть только правовым. Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах).

В процессе осуществления государственной власти первичным и приоритетным методом является убеждение. Убеждение более эффективно по сравнению с принуждением, потому что осознанные действия подвластного позволяют властвующему достичь необходимого результата с меньшими конечными затратами, нежели это было бы при использовании метода принуждения.

Компромисс, как метод осуществления государственной власти, предполагает согласование воль властвующего и подвластного с целью достижения общезначимого для них социально-полезного результата.

3.3 Сущность государства и его социальное назначение

 

Сущность – это главное в предмете (явлении, процессе), что определяет все его стороны, характеристики, взаимосвязи и отличает его от всех иных явлений окружающей действительности.

Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование.

Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Сущность государства показывает, каков характер этой власти, какова её организация власти, в чьих руках находится государственная власть, чьи интересы эта власть преследует, следовательно, интерес каких социальных групп эта власть реализует. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

Несмотря на такое многообразие подходов, сущность государства может быть сведена к двум основным началам, которые проявляются в ней всегда, при любом типе государства и любом государственном строе. Речь идет об узкогрупповых (классовых) и общесоциальных началах. Эти две стороны сущности государства противопоставляются друг другу, но в то же время они неразрывно взаимосвязаны между собой, взаимообусловливают и взаимодополняют друг друга. Они неразделимы, но в то же время несоединимы.

Узкогрупповые начала в сущности государства проявляются в том, что государственная власть всегда приоритетно будет осуществляться в интересах сильной (политически, экономически, идеологически и т. п.) социальной группы. Это обусловливается тем, что именно такая социально сильная группа имеет больше средств и возможностей донести свои интересы и свою волю до государства и, следовательно, имеет больше возможности потребовать от государства первоочередного удовлетворения своих групповых интересов. Наиболее ярко эта составляющая сущности государства проявляется на первоначальных этапах существования государственно-организованного общества, когда государству необходима была поддержка для того, чтобы укорениться и укрепиться в обществе. В обмен на такую поддержку государство приоритетно выражало и удовлетворяло интересы сильной социальной группы. Но даже и в таких условиях государство выполняет общесоциальные функции, удерживая классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество – от разрушения, хотя удовлетворить интересы всех социальных групп полностью и в равной мере государство не в состоянии. Конечно, удельный вес общесоциальной составляющей несопоставимо меньше, нежели удельный вес узкогрупповой стороны сущности государства.

С развитием же общества и государства, установлением и укреплением демократических основ, на первый план выходят общесоциальные начала в сущности государства, и оно постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Но как только в обществе возникает какая-нибудь кризисная ситуации, в результате которой ставится под угрозу существование самого государства, на передний план вновь выходят узкогрупповые начала в сущности государства. Яркой иллюстрацией подобной ситуации может служить «мировой финансовый кризис 2008 – 2010 г.г.», когда государство направило мощные бюджетные средства на поддержку крупнейших финансовых и промышленных корпораций.

Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится – либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней. Тем более, что в современном обществе интересы различных социальных групп настолько тесно переплетаются, что удовлетворение интересов одних социальных групп, влечет за собой удовлетворение интересов и потребностей других социальных групп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.056 с.)