Формирование обобщённых понятий и системы понятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование обобщённых понятий и системы понятий.



Центральное обобщённое понятие морфемики – морфема.

Морфема – это значимая часть слова. В определении понятия выделяются 2 существенных признака: часть слова и значимая часть, т.е. выражающая какое-то значение. Понятие формируется на уровне определения или термина путём объединения видовых понятий в общее. Приставка, корень, суффикс, окончание – это морфемы.

Особое внимание следует уделить второму признаку морфемы – значимости. Работу над значением морфем следует проводить, опираясь на толкование лексического значения: столик – это маленький стол. Необходимо соотнести морфему и сему (компоненты в толковании значения). Компонент значения «стол» передаёт основное содержание этого слова, являясь корнем, а значение «маленький» заключено в суффиксе - ик. В этом слове есть и нулевое окончание. Но оно имеет другое значение, связанное не с самой реалией, а языковым знаком – это форма существительного им.п. ед. ч. Следовательно, окончание указывает на эти грамматические признаки.

Основные понятия словообразования: производящая, производная основа, способ словообразования. Как мы уже отмечали, не все понятия введены в учебники. Если их нет, учителю необходимо внести добавление.

Производящая основа – это основа, от которой образуется данное слово (производное) и через которую слово можно растолковать. На основе словообразовательных толкований выявить соотношение между словами (основами) и дать их квалификацию: учитель (производная) – тот, кто учит (производящая), тигренок (производная) – детеныш тигра (производящая).

Наиболее обобщённой единицей словообразовательных отношений является способ словообразования. Способ словообразования характеризует отношения между производным и производящим словом с точки зрения формальных средств. Выявляется по типу морфемы (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, сложение с суффиксацией)

В морфемике важно представлять себе систему морфем (можно дать списком), закреплённость морфем за определёнными частями речи («чья» это морфема), их вариантность. Но важно помнить, что роль морфемы определяется в каждом конкретном случае. Ср. морфема л в слове загорелый имеет значение признака, а не прош. вр. глагола.

В школе в учебниках М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской понятия укрупнённых словообразовательных единиц (типы, гнезда, парадигма) не вводятся, но активно используются в комплексе В.В. Бабайцевой. Важно использовать знание этих единиц (без введения терминов) для установления словообразовательных значений аффиксов. Так, знание словообразовательных типов позволяет определять значение суффиксов, приставок, наиболее часто встречающихся в русском языке (учитель, строитель, спасатель, издатель – названия лиц по действию, названному в производящей основе).

Виды упражнений.

Морфемные упражненияразвивают у учащихся умение определять структуру слова.

- найти слова, имеющие определённую структуру (приставки, 3 морфемы, нулевые окончания);

- обозначить условными знаками части слова;

- подобрать слова с суффиксами (заданной структурой);

- выполнить графический диктант (записать не слова, а их схемы, например, вместо разбора слова домик дать его графическое обозначение);

- заполнить таблицу, используя данные примеры.

- найти лишнее слово (в котором нет приставки, 2 суффикса, нет окончания и т.п.)

Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова.

- подобрать однокоренные слова к данному слову;

- составить словообразовательную цепочку;

- определить особенность словообразовательных гнёзд (по словообразовательному словарю А.Н.Тихонова), где исходными словами являются названия народов, животных, растений, музыкальных инструментов, одежды и т.д.

Виды разборов.

Существует 2 вида разбора: морфемный и словообразовательный. В школе традиционно рассматривается 1 – разбор слова по составу (морфемный). Причём морфемный анализ ограничивается, как правило, лишь графическим обозначением, что малосодержательно и носит часто механический характер.

Морфемный анализ должен опираться на словообразовательный, желательно, чтобы учащиеся не только узнавали суффикс, приставку, но и могли объяснить, какой части речи этот суффикс и почему он присутствует в структуре этого слова, иначе морфемный анализ проводится бессмысленно. Так, анализируя морфемный состав слова изучение, многие учащиеся (а нередко и учителя), выделяют в основе 2 или 3 суффикса (е, ни /ен, и / е, ни, й), не умея объяснить, почему их 2 или 3, и для чего они нужны.

И только хорошо осознав, что производящая основа у слова изучение - изучи (действие по глаголу изучить), и вычитая из основы слова изучение (изучений) производящую основу (изучи), мы и получаем производящий элемент – 1 суффикс отвлечённого существительного – ений- (при этом происходит усечение производящей основы – суффикса – и-)

Анализируя состав слова рыбачий, учащиеся если и выделяют в нём 2 суффикса – ач- и –ий, то не могут объяснить, «чьи» это суффиксы, какой части речи.

При опоре на словообразование таких ошибок быть не должно. От слова рыбак образовано прилагательное рыбачий, следовательно, суффикс ий – суффикс прилагательного. Слово рыбак, в свою очередь, образовано от слова рыба суффиксом ак (это суффикс существительного – ак /ач – варианты).

При изучении способов словообразования необходимо отметить главное различие словообразовательных возможностей приставок и суффиксов: приставки «работают» лишь в пределах той же части речи, что и производящее слово: приставкой можно образовать глагол от глагола, прилагательное только от прилагательного. Суффиксы могут образовывать слова как внутри одной части речи, так и «переводить» производное в другую часть речи (газета – газетчик, тигр – тигрёнок, но и учить – учитель, лес – лесистый).

Производить любой разбор нужно с определения части речи данного слова и указания его формы (особенно если оно взято из контекста). Далее, выделяя морфемы в слове, нужно опираться на словообразовательные связи (смысловые и формальные отношения с производящим).

СХЕМА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА.

1. Определить часть речи, поставить слово в начальную форму.

2. Выделить основу слова.

3. Дать толкование лексического значения через производящую основу.

4. Выделить основу производящего слова и путём вычитания её из производной определить производящий аффикс (ы).

5. Установить способ словообразования.

Если больше одной словообразовательной пары, построить словообразовательную цепь.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА.

1. Выделить окончание (указать его значение) и основу данного в тексте (учителем) слова.

2. Выделить суффиксы, приставки, их значение (если ясно).

3. Определить корень, привести однокоренные слова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.53 (0.01 с.)