Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение книги жития св. Варлаама и иоасафа царевича для познания христианской веры и жизни
Милость Божия буди с вами! Добрейший Н-лай В-вич! С праздником! Спешу ответить вам, направляя письмо в село ваше, хотя не имею уверенности, что оно там застанет вас. На авось! Адрес Ушинского вот. Малая Владимирская, собств. дом, №7. Помните, я затевал православного Буяна состряпать? - Не настоит нужды. Есть чем заменить, - и в наилучшем виде. Еще в Иерусалиме, в обители св. Саввы видел я большую рукописную книгу. Жизнь Варлаама старца и Иоасафа царевича. И все собирался прочитать, - и не собрался. Дома, с тех пор как выписал св. отцов - и встретил между писаниями св. Дамаскина сию книгу в печати, тоже все посматривал, чтоб прочитать и не читал. - На днях, имея нужду по случаю беседы Ушинского о почитании иконы посмотреть слова о сем св. Дамаскина, опять попал глазами на сию книгу, - и решил прочитать ее. - И что же? Лучшей книги для познания христианской веры и жизни в общем обзоре - нет, - и едва ли может быть. - Чего ради предприемлется перевод, или и имеется в виду издание с картинками. Это будет лучше всех катихизисов! Вы, оберегая мои глаза, пишете, - не трудить их. Нет, не тружу. Понемножку, копаюсь, - в раструску. Благослови Господи вам сбыть добре ваше имение. Да угладится путь ваш в Спб. Здоровья вам желаю и самого развеселого расположения духа. Ваш богомолец Еп. Феофан. 21 ноября 1882 г. 1158. Об Ушинском и просмотре его трудов против штундистов. Предположения о своих работах и совет составителю книги "Жизнь Спасителя"
Милость Божия буди с вами! Добрейший мой Н-лай В-вич! Поздравляю и вас со вчерашним праздником Рождества Христова и с завтрашним новым годом. Даруй вам Господи всего хорошего и утешительного. Спешу указать вам место жительства Ушинского. Но наперед восклицаю: можно ли не знать сего?! Выйдете на двор в полнолуние, и смотрите на луну. Самые светлые точки - это К, - следующая за нею И, - потом идет Е и на конец В. Вот вам и место жительства. Можно ли этого не видеть?! - Но мне подумалось, что я прежде писал, что он там живет. Я точно думал перевесть только беседы Варлаама с Иоасафом царевичем, - в противоядие Ивану Буяну. Но потом опять воротился на старое: изобразить картину течения жизни истинного христианина от начала до верха совершенства, в картинах, куда войдут назначенные беседы, - и подобия Ермы, и видения Ездры, Даниила, др. пророков, Апокалипсиса, и многих святых из четь-миней. Когда-нибудь надо засесть на год и более, - и все сладить. - Будет ли это?
Мне думается лучше обойтись в описании земной жизни Спасителя - без некоего Louis. Все западные много пустяков пишут, - а о деле по верхам касаются. Нечего денег на них тратить и глаза ими мутить. - Поболее из св. отцов и будет предобре. Праздниками читаю св. Григория Богослова - глубокого и высокого. Но таинство Пресвятыя Троицы все остается таинством, - неприступным. Ушинский пишет против штундистов, добыв пункты исповедания их веры. Пишет и ко мне шлет на ревизию. Хоть не полно, но все идет. На безрыбье и рак рыба. Я думал сначала пополнять. Но возопила леность, и убедила меня погладить кое-что. - И тем удовольствоваться. Как будто и совестно, но что поделаешь с леностью? Для ней закон не писан. - Пополнее, может быть сам вздумаю писать. Об одних иконах надо написать целую книгу. И не книгу, а книжищу. Иконы - большое дают пособие кривотолкам немцам, надо их по носу. Буду ждать новостей, о преобразовательных движениях. Посылаю вам книги, которые недавно вышли, кажется это конклюзия - следовало бы толковать послание к Евреям. - Но по некоей поговорке - много в голове, да вон не лезет. Благослови вас Господи. Спасайтесь! Ваш богомолец Еп. Феофан. 29 декабря 1882 г. 1159. Продолжение трудов по исправлению кн. "Жизнь Спасителя". Отзыв об авторе и совет ему. Развязка с рукописью Ушинского. Опасение глазной операции
Милость Божия буди с вами! Добрейший Н-лай В-вич! Поздравляю с благополучным возвращением. Пожить вам теперь в добром здоровье до нового отъезда желаю. Но - прямо за дело. Пересмотрел рукопись, кое-что прибавил, кое-что поправил, некие события переставил и здесь, как требуется самым характером событий и сказаниями о них. Как все учинено, и что желательно, значится на особых листах там с рукописями. - Поправки сделаны карандашом. Чернилами поправить предлагаю вам, как автору поправки. - Перестановка событий делает неизбежною переписку двух тетрадей, как увидите. Но все сие придется еще мне повторить вам после. Ибо - рукопись хоть запакована, но не пойдет на почту. Вода поднялась; и на почту не едут, а идут. Недивно парню и искупаться. И со всем, что принял. И не посылаю рукописи. Полежит еще недельки две-три. Я думал послать на третьей; но вы не определили срока, - и боялся, как бы за отсутствием вашим не случилось какое неудобство с рукописью. А между тем дело не ко спеху. Присылайте другие, тогда зараз и пришлю.
Как я рад, что развязался, чем связал себя по рукописи Ушинского. Я переделывал все, и кажется статьи две переделал, как напала лень - страшная. За перо взяться не хотелось. - На ту пору кто-то подзадорил Ушинского - давай напечатаю, как есть. Он и пишет, - прося прислать рукопись, как есть, и выставляя резон, что - де упускать случай нельзя. Обеими руками схватил я рукопись, поскорей упаковывать, как бы тот не передумал. И отослал. Я сделал только пометки, что поправить, что выпустить, и порядок какой. Все, что казалось нужным, замечено. Но исполнение того отдал ему в руки. Разрешат ли ему печатать, не знаю. Но когда напечатают, ведайте, что там собственно моей ни строки нет. - Сие ведать подобает. Вот я и свободен стал. А писать все же не хочется. Взялся за Добротолюбие, о коем докучают непрестанно Афонцы. И св. Кассиана уже приготовил, то есть выписку из него. - Сам он весь требует нового перевода. Но сие предлежит совершить последующим родам. Припоминаю ваши вопросы - о разных вещах, желаемых в жизни той. Главное есть: писано хорошо, - и христианское чувство будет покоиться и утешаться читая. Прочего - многого нельзя ведь и требовать от жизнеописания. На то есть другого рода писания. - Я и не расширял кругозора читателя, а ограничивался одним: если все писанное бьет по сердцу, то и добре. - Другое дело: когда поручили писать, значит доверились, что добре сделает, что желательно, наперед бы следовало указать, - или теперь по течению писания указывать, пока еще пишется. О. Матвей добре пишет. Но его желание прибавки, - нахожу не дельным. Нанялся - продался. Да и сумма дана достаточная. Если выйдет 100 л. крупной печати, то каждый лист 30 р. - Это в два раза более, чем дают журналы наши самой высшей ценою. Труд же писания не очень головоломный и не очень копотный. - Я еще о. Арсению писал, чтоб он порекомендовал пишущему найти Фомы Аквината - Catenae patrum на все евангелия. Под каждым текстом идут выписки из св. отцов, коих были о сем толкования, и все тут. От себя он ничего не прибавляет. Так вот передайте о. пишущему, что имея сию книгу под руками, он не будет иметь нужды рваться там и сям. - Может быть она есть в акад. библиотеке. А то пусть бегает в публичную. Спрашиваете: глазки - глазки! - Видите, как пишу? След. есть чем смотреть. А когда есть, что хлопотать? - Правый глаз, кажется, созрел. Но ведь и последняя линия созрения может проходить несколько месяцев, когда все время созревания тянулось лет 5-6, если не больше. Я как только вздумаю про операцию, - волос дыбом становится. Потому нет ничего дивного, что не буду делать операции. Один доктор уж решил, что нельзя. Я этому очень, рад. Но ведь жить-то сколько осталось? - День-другой и конец. Из-за чего же я буду себя тиранить? - Это меня всегда останавливает от порывов резаться. Впрочем, подождем, что еще покажет настоящее время.
Скажите пожалуйста: кто-то в конце письма ко мне приписал: о Пашкове в след. письме. - И ни гу-гу, - хорошо это он сделал?! За тем благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Еп. Феофан. 28 марта 1883 г. 1160. Подробности об исправлениях в просматриваемой книге "Жизнь Спасителя". Труды по Добротолюбию
Христос воскресе! Добрейший Н-лай В-вич! Оба письма ваши последние получил на Пасхе. Я упредил ваше желание - не спешить отсылкою рукописи, - и отослал ее. Застанет ли она вас в Питере?! - Дойдет когда-нибудь и до ваших рук. Письма с тою посылкою не было. Пишу теперь. - Там все прописано, как чему быть, и почему. Немножко надо передвинуть события: что указано. Писано все карандашом. Можно вычистить, если не понравится; но Выша не откажется нахмурить брови. От чего будет затмение солнца. Виновные пусть устрашатся. Какие там ноты наделаны, все перезабыл. А тюк зашит. Ничего не прибавлю. Сказания об исцелении прокаженного - уже прошло. И он стоит на своем месте, - т.е. пред исцелением расслабленного. Посещение Назарета - два - добре! - Но первое, что у Ев. Луки, надо поместить не там, где оно поставлено, а немного после, именно не пред вселением в Капернаум, а во время первого хождения по Галилее - пред исцелением прокаженного. И будет в это хождение - два события, посещение Назарета, - и исцеление прокаженного. - Сие в заметках отосланных показано. Еще надо бы, вместо одного, два видеть события. Это о призывании Апостолов - с ловли. Они характерно отличаются. И комкать их в одно событие без натяжек нельзя. И сделать два сказания: одно как у Ев. Матвея, другое как у Ев. Луки. А где их поместить? - Одно прямо по вселении в Капернаум, как у Ев. Мф. и Мр., - а другое по возвращении из первого хождения по Галилее, - пред исцелением расслабленного, предполагается: воротились, не тотчас же и исцеление? - Отдохнуть надо. И отдыхают. Спаситель особо, в уединении. А Апостолы пошли половить рыбы. Ведь это только выйти из города. Тут и есть. Вышел и Спаситель. И было то, что у Ев. Луки. Это окончательное позвание. - Латинцы все уже так ставят или размещают сии сказания. И это даже во всеобщих церков. историях, коих имею две под руками. Буду ждать обещанного присыла новых тетрадей. Сижу теперь над вторым томом Добротолюбия. - И чую, что теперь это делается с тяготою, тогда как первый живо был смастерен. Кассиан святый и пр. Исихий - кончены. Течет преп. Нил премудрый. Пред св. Кассианом надо поместить извлечения из св. Ефрема. Он - начало. Конец - Исаак Сирианин. И все кои между ними, все хоть понемногу, войдут в сей том. Веселой вам поездки желаю, - и здоровой. Буди Божье благословение на вас. Ваш богомолец еп. Феофан. 25 апреля 1883 г.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.014 с.) |